Доля корпорации BRP (Bombardier Recreational Products) на рынке подвесных моторов за прошедший год существенно уменьшилась, причем в текущем году прогнозируется еще большее ее снижение.
Это может показаться плохой новостью, но представители компании утверждают, что все происходящее – часть общего плана упрощения производства подвесных двигателей и сужения номенклатуры до единственной линейки — двухтактного лодочного мотора Evinrude E-TEC с прямым впрыском топлива.
Это может показаться плохой новостью, но представители компании утверждают, что все происходящее – часть общего плана упрощения производства подвесных двигателей и сужения номенклатуры до единственной линейки — двухтактного лодочного мотора Evinrude E-TEC с прямым впрыском топлива.
Это может показаться плохой новостью, но представители компании утверждают, что все происходящее – часть общего плана упрощения производства подвесных двигателей и сужения номенклатуры до единственной линейки — двухтактного лодочного мотора Evinrude E-TEC с прямым впрыском топлива.
«Все идет по плану» - говорит высшее руководство BRP. Количество заводов компании, производящих лодочные моторы, уменьшено с семи до трех. В целом, производство и сбыт подвесных двигателей стали прибыльным для BRP делом впервые за несколько прошедших лет. В ближайшее время компания ожидает удвоения производства моторов серии E-TEC, так что и доходность их производства увеличится.
«В итоге, впервые судостроительная промышленность вынуждена будет отнестись к BRP всерьез» - полагает Рок Ламберт, вице-президент и генеральный менеджер BRP по судовым подвесным моторам. Теперь подразделение подвесных моторов сможет перевести дух, подсчитать свои силы и задуматься о собственных перспективах.
«Взгляните: мы разрывались, стараясь создать пять платформ в три года, - поясняет он, добавляя, что за тот же период времени Suzuki поддерживала три платформы, и Yamaha – две, а Mercury потребовалось пять лет для постановки трех платформ. – Так что мы решили сыграть на опережение. Мы обеспечили себе стабильность, и теперь вся наша команда может сосредоточиться на развитии дилерской сети».
Дилерская сеть – один из трех китов, на которых стоит вся BRP.
Другие два кита – присутствие на рынке отработанной линейки лодочных моторов типа E-TEC мощностью от 40 до 250 л.с., и наличие небольшой, узко специализированной производственной базы подвесных моторов — при условии технологического и производственного совершенства — обеспечивают способность компании выполнить задачи по формированию дилерской сети.
За прошедшие несколько лет BRP создала дилерскую сеть, состоящую из мелких и среднего размера компаний, от которой Ламберт ожидает дальнейшего роста.
«Наши среднего размера дилеры работают особенно успешно, превосходя в эффективности крупные дилерские компании, которые, закупая большие партии нашей продукции, распродают ее со слишком большими скидками, - поясняет Ламберт позицию BRP. – Кроме того, нельзя закрывать глаза на факт повсеместного присутствия лодочных Mercury и Yamaha. Мы подбираем небольших дилеров, которые говорят сами себе: «Мне для выживания нужна своя особенная ниша или свой особенный товар».
По мере умножения количества мелких дилеров, к BRP потянутся и крупные дилеры подвесных моторов, но для них не следует создавать «никаких дополнительных льгот в сравнении с дилерами среднего размера», - добавляет Ламберт, но оговаривается: «Те из них, кто будет предан торговой марке, могут рассчитывать на прибыли выше обычных». В предшествующие годы, желающие именоваться дилером BRP, должны были принять на себя существенные обязательства. В условиях повышенной нормы прибыли торговли четырехтактными моторами, дилерам приходилось агрессивно продавать двухтактные моторы с прямым впрыском, порой даже в ущерб запросам потребителей. Но по мере укрепления положения BRP, когда начали работать сделанные капиталовложения в четкое позиционирование на рынке, ситуация стала меняться.
«Теперь от них не требуется продавать, сколько есть сил. Теперь они могут принимать заказы, - излагает позицию компании Ламберт. – Два года назад дилеры рыдали: «Рок, нам не выжить без четырехтактников». В прошлом году уже никто таких речей не заводил. Без преувеличения, за прошлый год ни один дилер не пришел ко мне и не сказал: «Знаешь, мне все-таки нужны четырехтактники».
Такой переход к учету интересов потребителя может существенно облегчить для BRP задачу расширения дилерской сети. На сегодняшний день у компании примерно две тысячи торгующих моторами дилеров, и это число в следующие два года должно возрасти.
Но BRP не просто планирует увеличить сбытовую сеть, она также стремится повысить долю технически подготовленных специалистов по поддержке моторов типа E-TEC с целью повысить экономическую эффективность работы дилеров.
«Мы просто обязаны убедить дилеров потратить деньги на повышение квалификации своего персонала — и это не прихоть BRP, это задача, стоящая перед всей промышленностью в целом — вкладывать деньги в свое будущее, - убеждает Ламберт. – Они склонны уходить от решения, и говорят «Мы тут сами разберемся», а потом они висят на телефоне нашей горячей линии, блокируя тем самым всю работу системы оперативной поддержки клиентов».
Среднесрочные задачи BRP – пополнить линейку моторов типа E-TEC в диапазоне мощностей от 40 до 250 л.с. и увеличить обороты торговли запчастями и принадлежностями.
Если же взглянуть на основную задачу, то, тем не менее, это необходимость разработки «нового поколения» мотора по технологии E-TEC. Средняя продолжительность жизни платформы (базовой модели) мотора составляет 5-7 лет, поэтому компания должна будет создать новую платформу где-то между 2008 и 2010 годом.
Отвергая слухи о том, что BRP может однажды перейти на производство четырехтактных лодочных моторов с технологией Rotax, официальные представители компании утверждают, что не может быть никаких сомнений в том, что перспективная платформа будет именно двухтактной, а не четырехтактной.
Многое в современном росте прибылей BRP стало возможным благодаря возросшему спросу на двухтактные моторы с прямым впрыском, на чем компания и строит свои планы на будущее. Поскольку точные цифры в этом секторе моторов называть всегда трудно, Ламберт на основе собственного анализа нынешнего состояния рынка, где, по его словам, моторы с прямым впрыском занимают от 25 до 28%, прогнозирует прирост на конец текущего года в 5-8%.
До последнего времени, доля лодочных моторов с прямым впрыском на североамериканском рынке подвесных моторов была относительно невелика 10-15%, тогда как сбыт четырехтактных моторов рос и количественно и по прибылям. Может показаться, что BRP, с ее особым вниманием к рынку моторов с прямым впрыском, плывет «против течения». Однако, учитывая колоссальный опыт компании, и ее развитые маркетинговые технологии, можно говорить о том, что BRP формирует свое собственное течение».
Так что задача BRP заполучить 20-25% рынка подвесных моторов представляется вполне реальной.
«Если нам удастся решить эту задачу за сравнительно короткое время, то это будет для нас значительным достижением, - говорил Ламберт. – Верю ли я в наш успех? Да, верю».
По материалам публикаций Лиз Вальц в журнале «Boating Industry»
Перевод Павла Дмитриева.
Перевод Павла Дмитриева.