Приборы контроля за работой подвесного лодочного мотора (ПЛМ) уже давно перестали быть чем-то необычным. Фирмы-производители, например, Faria, предлагают оборудование для оснащения приборной панели катера. В результате, водномоторник может отслеживать работу всех систем ПЛМ и наблюдать за большинством эксплуатационных параметров как двигателя, так и судна.
Тахометр позволяет предотвратить неполадки мотора, понять, есть ли сбои в работе систем, а также провести точные регулировки. В то же время, большинство владельцев моторов малой и средней мощности лишены такой возможности. И если установка многих приборов на румпельном моторе (ПЛМ) не так актуальна, то невозможность точно контролировать обороты двигателя с помощью тахометра может привести к различным «открытиям», и, как правило, неприятным...
Узнать, например, что сосед на похожем комплекте едет намного быстрее и при этом по всем показателям экономичней по топливу, или услышать от сотрудника службы сервиса, что лодочный мотор был «перекручен» и именно поэтому показал «кулак дружбы»... Конечно, не всегда все случается именно так, но все же использование тахометра на современном лодочном моторе (ПЛМ) часто помогает подобрать максимально подходящий для имеющегося комплекта гребной винт, настроить оптимальный режим работы двигателя и добиться наибольшей эффективности его работы, причём без вреда для его «здоровья».
Понятно, что тахометр для ПЛМ – один из важнейших приборов контроля, и он действительно нужен многим. Остаётся вопрос – какой тахометр использовать? У меня, например, румпельный мотор, установленный на надувную лодку, и, соответственно, нет консоли, на которую можно установить обычный прибор. Мало того, на моем подвесном моторе (ПЛМ) начисто отсутствует сигнал с генератора, который необходим тахометру для подсчёта оборотов двигателя. Но, как и на любом моторе, есть высоковольтные провода, и, значит, возможно простое решение. Именно поэтому я использую для своего ПЛМ индукционный тахометр.
На сегодняшний день производится множество моделей индукционных тахометров. Как правило, это простые в эксплуатации устройства, которые, получая импульс с высоковольтного провода мотора, позволяют отображать количество оборотов коленвала двигателя практически в реальном времени. Большинство из них снабжается счётчиком моточасов.
Тахометры для ПЛМ Tiny-Tach (см. фото) обладают, помимо этого, дополнительными функциями и настройками, которые позволяют выделить их из общего ряда подобных приборов. Возможность их монтажа как на плоской поверхности, так и в приборную панель, делает такие приборчики размером всего со спичечный коробок ещё более универсальными. Сигнальный провод, защищённый от электрических помех, обеспечивает высокую точность показаний. Такой тахометр для ПЛМ имеет простое управление с помощью одной кнопки.
В целом, это маленький, но очень полезный приборчик, который поможет Вам лучше понять работу своего лодочного мотора.
Алексей Иванов (motor@badger.ru)