Являюсь счастливым обладателем 3-х электрических и 2-х ножных насосов производителя Scorprega Bravo. Такое количество насосов объясняется покупкой 2-х лодок Badger, в комплекте с которыми шли ножные насосы, и докупкой к каждой лодке по электрическому насосу для ускорения подготовки к спуску на воду. Почему к каждой лодке свой комплект насосов? Просто они у меня в разных концах нашей необъятной Родины: одна в Москве, другая – на Дальнем Востоке, у друзей. Теперь по порядку.
В 2011 году мной была приобретена лодка Badger Badger Wave Line 390PW, в комплекте к которой шел ножной насос Bravo 7 (или 8, извините, нет возможности посмотреть, сейчас он в Амурской области). Попытка накачать лодку быстро привела к пониманию необходимости приобретения чего-то более производительного и менее утомительного. Выбор пал на электрический 2-ступенчатый насос Bravo BTP 12D.
Заказ был сделан на сайте badger.ru и оперативно доставлен в Москву. Но при включении насоса выяснилось, что он не работает. На индикаторе появлялись значки Er5 и ничего более. К чести магазина (переписку вел с Алексеем Ивановым), мне сразу предложили 2 варианта обмена насоса на рабочий: на ежегодной выставке в Москве на ВДНХ и посредством отправки почтой неисправного насоса обратно в Питер. Я выбрал второй вариант. На потраченную мной при отправке сумму мне сделали скидку при следующем заказе, так что с моей стороны потерь нет. Пришедший взамен насос оказался исправным, о его работе напишу ниже.
В 2013 году, осознав необходимость плавательного средства и в европейской части нашей страны, приобрел лодку Badger Fishing Line 300AD. Получил в комплекте ножной насос Bravo 9. Дополнительно приобрел электрический центробежный насос Bravo МВ 80С и компрессор Bravo BP12. Почему такой «набор»? Решил сэкономить. Стоимость Bravo BTP 12D составляет около 5000 руб., стоимость же моего комплекта: 500 руб. + 2700 руб. Естественно, места он занимает больше, но проблем для себя не вижу, т.к. в машину помещается все.

Далее постараюсь ответить на вопросы, которые размещены в рекомендациях по написанию статьи.
1. Насос Bravo BTP 12D для своей первой лодки Badger WL 390PW выбрал исходя из следующих критериев:
- надежность (по отзывам владельцев насоса как на сайте badger.ru, так и в интернете);
- 2-ступенчатая система накачки и максимальная производительность (моя лодочка почти 4 метра, а накачать хочется быстро);
- удобство эксплуатации (автоматическое отключение насоса при достижении требуемого давления, возможность контроля давления в ходе накачки, удобство выставления требуемого давления);
- компактность (занимает мало места, все в одной сумке);
- наличиt электронного манометра (удобно выставлять точные значения требуемого давления);
- наличие службы сервиса и гарантийного обслуживания на badger.ru.
Комплект из центробежного насоса Bravo МВ 80С и компрессора Bravo BP12 для второй лодки Badger FL 300AD я выбрал исходя из критериев надежности, удобства эксплуатации, относительной компактности, наличия манометра у компрессора, необходимости накачивать AirDeck и попытки экономии средств (см. выше по тексту). В принципе, компрессор Bravo BP12 способен и самостоятельно накачать небольшую лодку, но времени на это уйдет куда больше, и существует возможность его перегрева и выхода из строя (согласно инструкции постоянная работа насоса не должна превышать 20 мин.). Поэтому в дополнение к нему была приобретена «турбинка» Bravo МВ 80С.
Необходимо сказать, что если не брать во внимание частичную потерю компактности (получилось два насоса вместо одного) и необходимости перестыковки насосов при накачке лодки, данный комплект полностью себя оправдал. Центробежный насос очень быстро «поднимает» баллоны, а компрессор оперативно добивает их до нужного давления. Кроме того, центробежный насос нашел свое применение для накачки надувных матрацев, кроватей и бассейна, что оказалось очень кстати при отдыхе на воде и даче.

2. Размещение заказов на сайте badger.ru никаких трудностей не вызывало. С моей точки зрения, на сайте вполне достаточно информации для принятия решения о покупке. Если чего не понял сразу, всегда можно поискать на форуме (см. «обсудить») и выяснить интересующий вопрос. Кстати, в отличие от других сайтов, на Баджере удобно сразу выходить на нужную ветку обсуждения требуемого товара, это большой плюс! Всегда можно задать вопрос в том же разделе «обсуждение» или, в крайнем случае, написать соответствующему должностному лицу магазина (см. раздел «контакты», там все есть). Ответы на свои вопросы я получал оперативно и систематически, всегда корректно и достаточно полно, с этой стороны придраться не к чему.
По недостаткам. Иногда случаются не совсем удачные фотографии, иногда не совсем правильно (с моей точки зрения) указан общий вес изделия и вес упакованной лодки по сумкам. Но опять же, читайте обсуждения пользователей, там много полезного. В крайнем моем заказе (колеса к лодке) случилось так, что на сайте товар указан как «на складе», а реально отсутствует (обещали в августе прислать). Вот это уже не совсем порядок, мы же рассчитываем на оперативность доставки, а тут такое крушение надежд. Тем более что и на следующий день после подтверждения отсутствия товара на складе, он все так же числился на сайте как «на складе».
Заказы в Москву приходят быстро, даже нашей «многоуважаемой» Почтой России, так что в этом плане, наверное, актуальнее будут отзывы моих коллег из регионов. К упаковке и комплектации заказов у меня претензий нет.
Если речь о комплектации насоса, то хотелось бы все же иметь хороший переходник от шланга к адаптеру насоса (который непосредственно вставляют в клапаны лодки при ее накачке). Кстати, в списке аксессуаров на сайте адаптер назван «Переходник к клапану SP», а в инструкции на стр. 8 говорится об адаптере. Вы уж разберитесь в терминах, пожалуйста, т.к. к насосу идет свой комплект переходников (этакая «звездочка» переходников), и возникает путаница.
Продолжаю. Шланг делает Bravo, адаптер Badger (я правильно понимаю?). Хотелось бы видеть качественный, прочный переходник, пусть даже он будет один, а не «звездочка» переходников на выбор (хотя и она порой бывает полезной). Имеющиеся в комплекте насоса переходники, на мой взгляд, хлипковаты, какие-то «скользкие» и не очень хорошо держат переход «шланг-адаптер». При накачке их порой вырывает из адаптера или шланга.
3. Первый запуск и накачивание лодки Badger WL 390PW прошел с ножным насосом Bravo 7 (или 8) у меня в квартире и оставил противоречивые воспоминания, радостные от первой накачки новой лодки и неприятные от усталости в ногах и долгого ожидания конечного результата. Хотя, если другого варианта нет, то вполне справляешься (с перекурами). Лодку тогда до номинального давления я так и не накачал, да и необходимости не было. Больше этим насосом не пользовался (и слава Богу!), катается в лодке как аварийный.
Вторая попытка накачивания лодки состоялась после получения по почте электрического насоса Bravo BTP 12D и закончилась обменом неисправного насоса (см. по тексту выше).
Третья попытка увенчалась полным успехом и личным удовлетворением. Уложился минут за 15 со всеми перипетиями (знакомством с порядком открытия/закрытия клапанов, регулировкой винта адаптера и т.п.), для первого раза вполне нормально. Сейчас укладываюсь существенно быстрее. Сказать, за сколько насос накачивает лодку до номинального давления, можно только приблизительно, потому что сначала мы «поднимаем» баллоны (частично накачиваем борта и нос), потом укладываем пайолы, устанавливаем банки и т.п. А после всего этого через 10 минут лодка спускается на воду гарантированно (по личным ощущениям сама накачка идет не более 5-7 минут), время не засекал, меня устраивает вполне, я особо не спешу.
Мой Bravo BTP 12D имеет особенность (возможно, это мелкий брак): у него не четко срабатывает кнопка включения. Порой при нажатии на эту кнопку насос включается и через секунду тихо вырубается (циферки появляются и плавно гаснут). При повторном включении обычно работает нормально. Было пару раз, когда выключался повторно, а порой включается нормально с первого раза. Как радиоинженер по профессии грешу на качество кнопки включения. Конечно, может, это я так «бережно» нажимаю кнопки, что чего-то там не дожимаю, но все остальные кнопки работают адекватно. Короче, работать можно, особо не напрягает.
Насос использую с автомобильным аккумулятором, установленным на машине. Удобно, что зажимы на концах провода насоса типа «крокодил». Правда, иногда возникает желание, чтобы они были больше и охватывали клеммы автомобильных аккумуляторов без отстыковки проводов, но это не столь существенно (можно зацепиться за гайку клеммы провода). Возможно, этим «крокодилам» не хватает зубчиков для лучшего удерживания на клемме аккумулятора.
Как-то накачивал лодку, подключив Bravo BTP 12D к аккумулятору 4,5 А/ч (использую его с эхолотом) – получилось. Но рекомендовать его как минимально возможный остерегусь. Наш аккумулятор был совсем новый и только заряженный. Надеяться на него в путешествии на воде или как на единственный источник электроэнергии для насоса при выезде на рыбалку я бы не стал. 7 А/ч, наверное, все же подходит лучше.
Первый запуск и накачивание лодки Badger FL 300AD прошли так же в домашних условиях с использованием ножного насоса Bravo 9. Качает нормально, относительно долго и утомительно. Как аварийный или резервный насос вполне пойдет. Только по личным ощущениям накачать ним AirDeck до номинального давления ОЧЕНЬ сложно. На завершающей стадии накачки нога будто упирается в пружинящую доску, насос активно сопротивляется, не хочет нажиматься, порой пытается «сбежать» из-под ноги. Даже с моим весом 104 кг это занятие не из легких. На мягком грунте или песке, наверное, трудновато придется (я не пробовал). Поэтому вопрос о необходимости электрического насоса даже не стоял, я сразу купил центробежный и к нему 1-ступенчатый компрессор.
Накачивание лодки комплектом Bravo МВ 80С и Bravo BP12 проходило на р. Ока. Технология та же: «поднять» при помощи МВ 80С борта, установить AirDeck, сверху кусок вырезанного по форме AirDeck линолеума (чтобы случайной проволокой или обломком крючка, застрявшими в каблуке резинового сапога, не продырявить «воздушное» дно, спасибо форумчанам за подсказку!), банки и т.п. После всего этого окончательная накачка лодки. Имея опыт обращения с насосами, уложились быстро, не дольше чем с первой лодкой. «Турбинка» МВ 80С реально быстро нагнетает воздух, а компрессор оперативно добивает баллоны. Задержки в накачке возникали только из-за неотрегулированного винта адаптера насоса, который идет в комплекте с лодкой. При отстыковке адаптера от клапана, клапан зачастую оставался открытым и спускал борта, хотя я провел предварительную регулировку в домашних условиях. Кстати, нигде в инструкциях не встретил порядка регулировки этого винта или хотя бы предупреждений о ее необходимости (может, плохо смотрел? Подскажите, пожалуйста, если ошибаюсь). А в полевых условиях, да без маленькой «крестовой» отвертки, да с плохим зрением, да выронив этот винтик в траву (так как он не совсем винт, а самый настоящий маленький шуруп и изначально держится на своем месте в адаптере плохонько)… И сразу становится грустно.

4. На вопрос о времени накачки лодки я ответил выше, повторяться не буду. Насосы реально позволяют сократить это время в разы (а может и на порядок, не качал ножным до номинала ни разу), а уж силы человеческие поберегут однозначно. Конечно, любители физкультуры, молодые и здоровые люди могут мне возразить. И это правильно! Движение – жизнь! Но мне комфортнее с электрическими насосами, не мальчик уже. Поэтому и оценка разницы во времени дана, исходя из моего возраста и состояния.
При накачке всегда ставлю насос в кокпит лодки, чтобы в него случайно не попал песок и не налипла грязь. При дожде ставлю под банку, накрываю сверху тентом, чехлом/сумкой, курткой или любым подручным предметом (без авангардизма, конечно, не плотно и не тяжелым) с учетом обеспечения доступа к нему достаточного количества воздуха. Храню в домашних условиях, стараюсь высушивать, если он побывал в условиях большой влажности и «поймал» конденсат. Для продувки обычно использую фен жены (пока не видит), ножной насос не использую. Считаю его резервным (аварийным) средством. Всегда вожу с собой на воду. Электронасосы оставляю в машине на берегу.
5. Процесс достижения рабочего (номинального) давления контролирую по встроенным манометрам (на Bravo BTP 12D он цифровой, на Bravo BP12 – стрелочный). Манометр, который идет в комплекте с лодкой, не использую. Мне удобно контролировать давление по цифровому манометру, но и стрелочный вполне информативен, нареканий не вызывает. Есть один нюанс: в новой инструкции к лодкам (стр. 13) давление указано в атмосферах («атм»), на шкале насосов Bravo в Барах («bar») или фунтах на квадратный дюйм («psi»). Вроде мелочь, но лучше добавить в инструкции еще одну графу со значениями давления в Барах или дать ссылку, что можно использовать такую шкалу.
Почти все функции насоса соответствуют его предназначению и эксплуатируются. Из возможностей насоса я не пользуюсь функцией откачивания воздуха. Применения этой функции в других областях своей деятельности я не нашел. Возможно, она пригодится для откачки воздуха из о-о-очень большой лодки, хотя, исходя из инструкции (стр. 19 инструкции, представленной на сайте Баджер), эти насосы вообще предназначены для лодок длиной до 3 метров. При этом я накачиваю свою WL 390PW насосом Bravo BTP 12D и совсем не ощущаю нехватки производительности. Функцию откачки считаю излишней, потому что при правильной организации сборов всегда найдется, чем заняться на берегу, пока из лодки выходит воздух.
Насосы Bravo BTP 12D и BP12 комплектуются сумками для переноски, компактны и не много весят. Носить, возить и хранить их довольно удобно, т.к. все принадлежности находятся в одной сумке. Во время работы насосы частенько заваливаются на бок из-за жесткости шланга (особенно при установке в кокпите), но на их работоспособности это не сказывается. Главное, чтобы воздух на вход насоса поступал свободно.
6. Эксплуатирую Bravo BTP 12D с 2012 года, BP12 – с 2013. Поломок не было, в сервис не обращался.
8. Шланг насоса жестковат, складывать его не совсем удобно. Т.к. он сгибается в одних и тех же местах, то возникает опасение, что он когда-то в этих местах и переломается (пока все нормально). В связи с этой жесткостью порой возникают сложности с подключением адаптера к клапану: его просто выворачивает обратно силой скручивания шланга. Иногда приходится сначала вставлять адаптер в клапан, а потом к нему подстыковывать шланг. Все это влияет на надежность соединения «шланг-адаптер», и во время накачки шланг порой вырывает из соединения (см. выше о «скользких» переходниках).
Длина проводов и шланга меня устраивает. Лодку собираю возле машины, потом на колесиках (так же купил на badger.ru) везу ее к воде. Про зажимы «крокодил» писал ранее. Лично мне удобнее работать с «крокодилами», есть возможность использовать различные аккумуляторы, как на автомобиле, так и без него. Штекер в автомобильный прикуриватель не использую (есть в комплекте насоса), возможно, он пригодиться тем, кто вообще не лазит под капот. Но его использование требует включения зажигания автомобиля, что в спешке чревато забыванием его выключить, соответственно оставлением горящих габаритов, лампочек салона и т.п. А после окончания рыбалки вариант с «севшим» аккумулятором совсем не радует.
9. Если бы я выбирал новый насос, то, наверное, выбрал бы такие же или аналогичные. Считаю 2-ступенчатые электрические насосы хорошим решением для ПВХ лодок.

10. Эффективность своих насосов считаю высокой. Время и силы они экономят существенно. У 2-ступенчатых моделей кусается цена, но если средства позволяют, то они вне конкуренции. Как альтернативу, могу рекомендовать свой комплект: центробежный насос + 1-ступенчатый. Нужно будет возить 2 штуки, перестыковывать их при накачке, но стоимость существенно снизится. Встроенный аккумулятор для меня определяющей роли не играет. Его можно рекомендовать тем, кто уходит на воду на несколько дней далеко от цивилизации и без автономного генератора, туда, где есть возможность нарваться на повреждение баллонов лодки, их ремонт и последующую накачку.
Наберусь смелости дать некоторые рекомендации на основе опыта эксплуатации:
Производителю насосов:
- кнопки включения на электрических насосах серий Bravo BTP12 и BP12 делать более надежными, они должны включаться и выключаться четко;
- шланг насоса слишком жесткий (существует вероятность поломки на местах сгиба), его неудобно складывать в сумку и подключать к клапанам лодки (выворачивает адаптер обратно силой скручивания шланга).
Производителю лодок:
- т.к. на насосах Bravo шкала отградуирована в барах и psi, что может вызвать затруднения у неподготовленного пользователя, в инструкции для лодок (стр. 13 новой инструкции) в таблице со значениями номинальных давления для различных элементов лодки кроме обозначения «атм» дополнительно ввести значение «bar» (или дать ссылку, что 1 атм = 1,01325 бар, что не существенно при накачке лодки и можно пользоваться шкалой в Барах),
- добавить в инструкцию описание порядка регулировки винта в наконечнике адаптера насоса. В комплектацию лодки можно добавить маленькую «крестовую» отвертку для его регулировки или написать в инструкции о необходимости регулировки адаптера до выезда на воду (там отвертки может не оказаться);
- разработать и доукомплектовать лодку качественным переходником от шланга насоса к адаптеру (возможно, это предложение необходимо адресовать производителю насосов).
Магазину:
- проверять исправность насосов перед отправкой (хотя бы на предмет включения), так можно избежать потерь времени и средств на обратную пересылку и недовольства покупателя (особенно проживающего в дальних регионах);
- оперативно обновлять информацию на сайте во избежание недоразумений.
Сергей Леонидович, lucik2000@yandex.ru, Москва