Дома сразу все внимательно осмотрел - одно весло было больше другого, из-за неправильно просверленного отверстия в месте крепления, поэтому оно сильно болталось и хлябало. После отправки фотографии инженеру по гарантии случай был признан гарантийным, и мне заменили одно весло.
Если говорить о качестве сборки моей лодки, то, скорее всего, из всех бракованных лодок 2010 года мне попалась самая бракованная…
Дома сразу все внимательно осмотрел – одно весло было больше другого, из-за неправильно просверленного отверстия в месте крепления, поэтому оно сильно болталось и хлябало. После отправки фотографии инженеру по гарантии случай был признан гарантийным, и мне заменили одно весло.
В настоящее время существует очень много производителей лодок, которые хороши каждый по-своему. Желание приобрести лодку из ПВХ появилось у меня очень давно, поэтому на момент покупки я знал почти всех производителей лодок, посещал их сайты, рассматривал и сравнивал разные модели. Мне очень понравилось то, что на сайте Баджера сотрудники магазина всегда реагировали на любые недостатки лодки, которые возникали в процессе эксплуатации у клиента, а также давали ценные советы, которые были очень полезны. Всего этого (работы с клиентом) нет на многих сайтах производителей лодок, и если возникнет какая-нибудь проблема, то с ней можно будет остаться один на один. Поэтому я решил, что моей лодкой должна быть лодка фирмы Баджер. Мне очень нравится то, что компания не стоит на месте, а постоянно делает шаги в сторону новых разработок, ищет новые решения и постоянно внедряет на рынок новые модели лодок.
Я очень много ходил по магазинам, посещал местную выставку лодок, на которой визуально лодки Баджер смотрелись симпатичней на фоне своих конкурентов, да и цена была заметно ниже.
Выбрать из всего ассортимента Баджера лодку совсем не сложно. Я рассматривал покупку или Fishing Line или Duck Line. Сначала я хотел взять пвх лодку Duck Line 370 – этот размер оптимален, да и цвет меня больше привлекал, чем бело-серый цвет лодки Fishing Line.
Мотор уже был определен – это Yamaha 8 л.с. Конечно, 8 л.с. – это не предел мечтаний, поэтому уже вдалеке у меня проскакивали мысли приобрести более мощный мотор, и в этом плане лодка DuckLine была интересней, т.к. на нее можно было устанавливать мотор мощностью до 25 л.с. Но был еще один критерий - удобство транспортировки данного комплекта, поэтому было принято решение купить лодку FL.
Далее нужно было определиться с размером: один рыбачить вообще не люблю, тем более с лодки, поэтому обычно рыбалка происходит вдвоем и совсем редко втроем, лодки длиной 3 метра будет явно маловато даже для двоих, лодка 390 будет большой и может не уместиться в автомобиль. Оставалось выбрать из размера 330 и 360. Походил по местным магазинам и посмотрел на лодки данных размеров – в магазинах размер 330 казался очень большим, таким, что возникало желание купить лодку меньшего размера. Выбор сделал в пользу меньшего веса, ну и цена была немного ниже. Вот так я выбрал свою надувную лодку – FLA330.
Очень полезной новинкой этой лодки стал защитный слой палубы аирдек, сразу видно, что палуба лучше защищена, при этом в весе практически не прибавилось. Но все-таки ножи и приманки с крючками класть на нее не рекомендую. Значительно придают жесткость аирдеку три фанерки, которые помещаются в специальные карманы внизу пайола – он становится жестче, и лодка на волнах идет ровнее. Без этого усиления в некоторых случаях происходят подхваты воздуха мотором и при определенной загрузке под днищем лодки начинают проходить пузыри.
Мне очень понравился ламинированный транец. Он, как стекло, легко моется от грязи и пены, которая прилипает к нему во время движения. Выглядит он много лучше, чем обычные фанерные транцы лодок - конкурентов. Но если компания не может предоставить мне лодку под выбранный мной мотор, то они должны позаботиться о том, чтобы в комплектацию лодки входили накладки на транец для поднятия мотора (или предлагать их в своем ассортименте товаров).
Весь сезон ходил на лодке FLA330 с надувным полом. Лодку предполагалось использовать для рыбалки и иногда для отдыха. Оказалось, что для отдыха эта лодка совсем не предназначена, т.к. если захочется искупаться посреди озера, то обратно попасть в лодку без посторонней помощи весьма проблематично, поэтому желательно, чтобы в лодке всегда кто-нибудь находился.
Что касается размера - я был очень рад, что моя лодка и мотор помещаются в багажник моего авто. Даже не приходилось раскладывать сидения – это очень удобно, т.к. в салон можно поместить больше пассажиров и вещей.
Лодку решил брать у производителя, т.к. мне родней сайт Баджера, чем дилер, хотя до ближайшего дилера пешком идти 5 минут. Еще у дилера цена была выше, чем на сайте Баджер, плюс я покупал по акции, а за это еще полагался подарок. На мой взгляд, Баджер в последнее время предлагает совсем не нужные подарки. При покупке лодки FishingLine самым лучшим подарком был бы второй пайол, т.е. с лодкой их было бы два (надувной и фанера).
Выбор лодки я производил самостоятельно, но все-таки некоторые вопросы я задавал на форуме, на них мне всегда грамотно отвечали сотрудники магазина. Очень порадовало нововведение Баджера – возможность оплаты электронными деньгами, которыми я оплатил лодку, не выходя из дома, при этом оплата происходит практически мгновенно.
К сожалению, сайт Баджера работает очень медленно, и на момент акции появилась только таблица с общими данными лодок, хороших фото и тем более видео не было, опираться пришлось на отзывы прошлогодних моделей – это немного неправильно, но все-таки другого выбора не было. Радует только то, что сотрудники сайта грамотно и быстро отвечают в форуме, но, к большому сожалению, если писать на почту, то ответа можно ждать долго. Еще было бы просто отлично, если бы производитель делал различные цвета для своих лодок – я бы с удовольствием взял себе модель FL оливкового цвета вместо бело-серого.
Транспортная компания доставила лодку до дома за 190 руб. Правда, они не смогли сразу доставить лодку в назначенный срок, но после письма в службу поддержки, все-таки нашли бензин и лодку доставили на следующий день. Я сразу проверил целостность упаковки, подписал все транспортные документы, получил документы на лодку и все. Отлично, что доставка лодки до моего города была бесплатной.
По поводу добавлений и изменений в лодке могу предложить продлить защитные полосы лодки ближе к концевикам баллонов, т.к. когда вытаскиваешь лодку из воды, нос приподнимаешь, и концевики получают большую нагрузку, поэтому на них остаются царапины от камней. Сами защитные ленты следует не оставлять со ступенькой, а сделать плавный переход, чтобы за этот выступ не цеплялась трава и прочее.
На моей лодке нет ручек для переноски в носовой части. Считаю, что они также нужны на лодках с меньшим размером 300 и 330. Я всегда стараюсь собирать лодку возле воды, поэтому нет необходимости в установке колес, но однажды ездил с друзьями на рыбалку, и для того, чтобы попасть на воду, приходилось проносить лодку на руках по вязкой почве, в которой ноги утопали по колено. На корме взялись вдвоем за ручки для переноски, а спереди одному было тяжело тащить лодку и пробираться через засасывающую грязь, поэтому ручки для переноски спереди тоже нужны. Переносить лодку за рым для меня неудобно, гораздо удобней брать за швартовочную рым-ручку.
Можно продумать и изменить транспортировочную сумку таким образом, чтобы ее можно было использовать в качестве носового тента. При внезапном дожде ей можно было бы накрыться и дойти до берега. Крепления-ручки у сумки ненадежные: при переноске одно оторвалось почти полностью, сейчас этой ручкой я не пользуюсь. Очень желательно, чтобы в комплекте появился чехол для весел.
Также необходимо придумать что-нибудь с салазками банок. Дело в том, что если ставить обе банки, то пассажирскую банку приходится «заколачивать» рукой вперед, а т.к. она продвигается с трудом, и при этом нужно бить с одной и с другой стороны. Сотрудники Бадждера никогда не ставят эту банку, поэтому такие трудности им неизвестны. Делать стационарные крепления банок тоже не вариант, потому что лучше, когда есть возможность отрегулировать банку в зависимости от размеров судоводителя. А также плюсом салазок является то, что на них можно установить различные рыболовные крепления. Сам я вторую банку использую крайне редко. Обычно, для второго пассажира использую надувное сиденье «бублик» - на нем сидеть удобней, и можно регулировать его жесткость накачиванием воздуха. Это делает его более комфортным в применении, но управлять мотором, сидя на этом бублике, сложнее. Для более удобной посадки сами банки необходимо сделать шире, чтобы опора была больше. Также можно сделать салазки по краям немного заостренными для того, чтобы было легче попадать в пазы банки.
Сумка под банку, которая должна быть в комплекте с каждой лодкой, после двух выездов потеряла свой первоначальный цвет и стала более мрачной. Снимать и надевать ее часто не рекомендую, т.к. крепления-защелки сделаны очень плохо. Две из них сломались при первом снятии сумки, поэтому она всегда надета у меня на водительскую банку. В ней я перевожу только то, что прописал инспектор ГИМС при регистрации лодки: фал, свисток, черпак, якорь, аптечку.
На лодке имеются крепления под бак, но нигде нет лямок для крепления бака. Я думаю, было бы очень здорово, если бы Баджер комплектовал лодку небольшими лямками для крепления бензобака. В магазинах продаются тросы и фалы круглого сечения, а для крепления бака, на мой взгляд, больше всего подойдет плоская лента, примерно такая же, как на самой сумке лодки. В продаже такую веревку я нигде не встречал, поэтому бак я ни разу не закреплял, он у меня упирается в сумку под банкой и при движении лодки свое положение не изменяет.
У меня надувной пол с защитой, и на форуме Алексей Иванов постоянно говорит о том, что необходимо соблюдать нужное давление в палубе аирдек, но как это делать без манометра – не совсем понятно. Поэтому манометр обязательно должен быть в комплекте каждой лодки. Я его купил уже после покупки лодки, т.к. у меня появлялись сомнения в эксплуатации судна, которые, возможно, были из-за низкого давления в палубе. Но, как выяснилось позднее, насос, который входит в базовую комплектацию, не может развить давление выше нужного, т.е. как он перестает качать – давление нужное (проверено по манометру). Ключом и клапаном не обязательно комплектовать лодку, их можно купить по мере необходимости, но их наличие было приятным дополнением к покупке.
Лодку второй раз я накачивал уже при спуске на воду, но перед установкой прочитал инструкцию. Никаких сложностей со сборкой лодки у меня не возникало. Моя надувная лодка с мотором Yamaha F8CMHS и штатным винтом с шагом 7.1/2 с двумя пассажирами на борту практически сразу выходит на глиссирование и развивает скорость 24 км/ч. Обороты я не замерял, т.к. у меня нет тахометра, но мне очень интересно знать, какие обороты развивает мой ПМ. Поэтому покупка тахометра запланирована на следующий сезон.
Свою лодку я перевожу в багажнике авто вместе с мотором, она как раз туда входит, но если б лодка была чуть шире, то я бы уже не смог поместить ее в багажник, так что небольшое сужение лодки 2010 года пошло мне на пользу. На воде я не испытываю ущерба по ширине лодки, тем более, что длина кокпита стала больше, а это для меня лучше, т.к. пассажиры во время рыбалки размещаются именно вдоль кокпита.
Процесс сборки-разборки лодки занимает у меня 30-40 минут. Сначала накачивал лодку штатным насосом, но это долго и немного утомительно. Появилось желание купить электрический насос Bravo MB 80С, но на сайте Баджера его не было. Поэтому я купил ручной насос Bravo 4 Kite, но накачивать им лодку очень трудно, т.к. быстро устаешь. Но у данного насоса есть преимущество – у него в комплекте идет манометр. Электрический насос Bravo MB 80С мне удалось «вырвать» только в третью поставку насосов, у дилеров такого насоса тоже в продаже не было.
С покупкой электрического насоса я стал накачивать баллоны до максимально возможного давления, которое развивал насос, и докачивал лодку насосом, который был в комплекте – это позволяло значительно экономить силы и время на сборку лодки. Для лучшего результата все-таки лучше покупать более мощный и производительный насос, который будет полностью накачивать баллоны и палубу лодки.
После рыбалки или покатушек я ополаскиваю лодку водой, вытаскиваю ее на берег и протираю специальной влаговпитывающей тряпочкой, после этого моя пвх лодка сразу становится сухой, и ее можно собирать.
Сборка лодки проблем не вызывает: открываю клапаны, складываю концевики и заворачиваю лодку. Клапаны расположены очень удобно и продуманно, поэтому при сворачивании весь воздух выходит из лодки. Я думаю, что использовать электрический насос для выкачивания воздуха (даже большей мощности) не нужно, лодка и так прекрасно собирается.
Пожалуй, самым сложным моментом при сборе лодки является накачивание палубы аирдек. Дело в том, что переходник, входящий в комплект лодки, не обеспечивает герметичного соединения между клапаном лодки и переходником SP 718. Как только я ни пробовал менять размерные кольца клапана – ничего не получалось. Поэтому при накачивании аирдека я качаю до максимума, который может накачать насос, резко выдергиваю шланг, после чего замеряю отдельным манометром давление в аирдеке. Мною был еще куплен другой переходник - SP118, но у него нет внутреннего болтика, который открывает клапан лодки. Поэтому накачать им весьма проблематично, зато его пробковая прокладка вызывает у меня больше доверия, чем пластмассовые шайбы от переходника, который был в комплекте.
Лодку эксплуатирую на озерах, водохранилищах, на которых есть подъезды к воде, и редко встречаются большие волны. Несколько раз я попадал в небольшое волнение, при котором на скорости идти не получается, скорее всего, потому, что палуба – надувная, и не обеспечивает достаточной жесткости днищу лодки. В остальных случаях при управлении лодка послушна и, всегда получается сделать задуманный маневр.
В сервисный центр ремонта лодок обращаться мне пришлось при наклейке номеров. Сначала я хотел самостоятельно нанести номера водостойким фломастером, но эта идея оказалось очень неудачной на лодке из ПВХ. Т.к. уже хотелось выйти спокойно на воду и плавать без нарушения законов, то я решил обратиться в сервисный центр ремонта лодок, в котором мне за два дня были изготовлены и приклеены номера. Если бы Баджер предоставил возможность наклейки номеров раньше, то я бы с большой радостью сделал бы это сам.
Если говорить о качестве сборки моей надувной лодки, то, скорее всего, из всех бракованных лодок 2010 года мне попалась самая бракованная. Дома я сразу все внимательно осмотрел – одно весло было больше другого, из-за неправильно просверленного отверстия в месте крепления, поэтому оно сильно болталось и хлябало. После отправки фотографии инженеру по гарантии мой случай был признан гарантийным, и мне заменили одно весло.
Далее я ждал в воде пассажира, который собирался на берегу, и держал лодку за страховочный фал, который неожиданно отцепился от одной стороны крепления.
Но это еще не все. С друзьями ездил на рыбалку - у них пвх лодки других фирм, и вначале все с удовольствием рассматривали мою красивую лодку, а на утро оказалось, что моя лодка спустила больше всего, пришлось ее заново подкачивать.
Тогда я не обратил никакого внимания на это, но на другой рыбалке кидали спиннинг на спокойной воде, вот тогда я увидел, что из-под лодки идут мелкие пузырьки воздуха. Приплыв на берег я обнаружил, что в месте склейки концевика из-за плохой проклейки травит воздух. Накладка крепления бензобака стала отклеиваться, хотя я ни разу ничего не крепил за эти кольца.
Внизу баллона появился пузырь в самом непонятном месте.
Потрескались обе накладки для упора палубы.
Все эти недостатки вызваны плохим качеством проклейки, поэтому я настаиваю на том, что на лодке швы должны быть сварными, или пусть производитель дает гарантию на швы пять лет, вместо двух.
Инженер по гарантии признал мой случай гарантийным и обещал отремонтировать лодку, но, чтобы ее отправить в Питер, мне нужно найти подходящую упаковку, найти время и отвезти лодку в транспортную компанию, которая на выходных не работает и принимает посылки только в рабочее время - такая суета. К тому же то, что моя лодка изначально бракована во всех местах, меня очень напрягает. Вот в этом случае я вспоминаю, что мог купить лодку у дилера и свалить все эти проблемы на них.
Если закрыть глаза на качество сборки, то эта лодка станет отличным рыбацким вариантом. Надеюсь, что в дальнейшем компания будет лучше отслеживать свои недоработки, и проблемы с качеством сборки не будут беспокоить владельцев лодок, которым останется только радоваться своей покупке.
Также хочу предложить вашей компании организовать тест-драйв лодок всех своих моделей, на котором покупатели лодок, журналисты и другие гости смогут протестировать и оценить все достоинства и недостатки всех моделей надувных лодок Баджер под различными моторами. Думаю, что после этого тест-драйва многим покупателям станет проще сделать правильный выбор при покупке пвх лодки нужной длины и мотора необходимой мощности.
С дополнительными фотографиями и видео, предоставленными Алексеем Александровичем в рамках конкурса «Какой должна быть надувная лодка Badger?», Вы можете ознакомиться в разделе «Видео и фотообзоры».
Алексей Александрович, rav4@inbox.ru, Екатеринбург