Но вот тут моя логика, судя по всему, дала сбой. Включился упрямец и сказал: «Хочу Селву всем назло, и будет он у меня ходить вечно!» Не зря мне, видимо, выдала какая то программа, что в прошлой жизни я был женщиной на юге Англии – отсутствие логики видимо оттуда.
Наверно поэтому, когда все друзья покупают Ауди, БМВ и Меринов, я заказываю Subaru с двигателем Twin Turbo – логика есть?
Наверно поэтому, когда все друзья покупают Ауди, БМВ и Меринов, я заказываю Subaru с двигателем Twin Turbo – логика есть?
Откуда ноги растут?
Чтобы все было понятно, начну издалека. К рыбалке меня пристрастил отец еще в детстве. Ходили на Казанке без булей под «Вихрем-20», потом приклепали були и повесили «Вихрь 25».
Рыбачили в основном на Волге-матери и Горьковском водохранилище, которое у нас «Костромским морем» называют. В то время Волга по выходным гудела от лодочных моторов, и впору было ставить регулировщика посреди реки.
На Кострому с её 250 000 жителей приходилось около 15 000 моторок, которые ввиду халявного бензина активно эксплуатировались. Был период без рыбалки, это когда в приоритете был бизнес, семья, машина, путешествия, не до мелочей, короче, было.
Но вот вроде жизнь устаканилась, все более или менее стабилизировалось, и потянуло к водной стихии, точнее к обладанию собственным плавсредством с целью изымания рыбы из родной стихии более изощренным методом, нежели поплавочной удочкой.
Плавсредством оказался подвернувшийся по случаю за $180 «Прогресс-4» с «Вихрем-М», махрового года выпуска, но в прекрасном состоянии. В течение ряда лет (больше 10) плавсредство и я сам претерпевали логические эволюционные изменения, вызванные моей ленью, упрямством, и любовью к автоматизации всего, что мне под руку попадает.
Результатом эволюции стал достаточно грамотный рыбак-моторист весом 110 кг, и все тот же «Прогресс» только с «Вихрем-30». Лодочный мотор приобрел дистанционный запуск, дистанционное управление обогащением, контроль температуры и оборотов, батарейное зажигание с датчиком Холла (от Оки), вентилируемый редуктор и т.д.
Чего же мне не хватало для полного рыбацкого счастья?
Чего-то хочется, чего не знаю…
Логика такая: лето длится 3 месяца, в месяце — 8 выходных дней (не считая отпуска, если он возможен), итого, мы имеем 24 теоретических дня для рыбалки. А как на это посмотрит погода?
На «Костромском море» метровая волна нагуливается запросто и тогда короткий дейдвуд хочется срочно удлинить, низкий транец сразу хочется увеличить. Короче, нужна всепогодная лодка, чтобы быстро уйти на «море» в пятницу вечером, (это от 40 до 70 км по воде в один конец) и вернуться после двух комфортных ночевок живым, отдохнувшим, и с не протухшей рыбой в воскресенье вечером.
На Прогрессе этот номер у меня проходил, только если в лодке я один или с худенькой девушкой, но и то — все на грани срыва: то холодильник аккумулятор посадит под самое не балуйся, то лодочный мотор волной зальет.
А если пойти с двумя взрослыми мужиками, да припасов взять, как положено, то моторчик уже и не смогает столько водки везти туда и столько же рыбы обратно.
«Раскинув мозги» по интернету, я понял, что при минимальных затратах мне будет достаточно «Казанки-2М» и «иностранца» с длинной ногой сил на 50-60. При максимальных затратах, придется тащить пластиковый катер с тем же иностранцем из Владика.
Отечественные лодочные моторы обделил вниманием по причине коротконогости, желания иметь на старости лет чистые руки, да и запах бензина мне уже не доставляет удовольствие с тех пор, как «Запорожца» я сменил на «Subaru».
Лишних денег никогда не бывает и, мною был выбран вариант первый, тем более, что он может плавно перерасти во второй. Про корыто писать здесь не буду, это отдельная тема, суть оно уже есть перерезанное — переклепанное своими директорскими руками, как того хотелось мне.
Вот про «иностранца» можно поподробнее…
Жмотность и упрямство или почему я купил лодочный мотор Сельва?
Опять же «побегав» по интернету, обзвонив кучу фирм, торгующих моторами, выслушав мнения друзей и недругов, попробовал проанализировать полученную информацию и понять — чего же я хочу. Наверное, все-таки ни чего хочу, а что будет наиболее целесообразно в части финансов и максимально соответствовать моим потребностям.
Формулирую технические требования: двухтактный (цена), трим, запуск, впрыск масла, ДУ (лень), сил 50-60 (пара друзей и много водки), длинный дейдвуд (от шторма бегать) и все это желательно бесплатно. Логично, правда?
Собранную информацию поместил в таблицу, причем сразу отмел все, не ответствующее техническим запросам, получилось следующее:
Лодочные моторы MADEIRA 50 и Johnson попали в таблицу благодаря весу первого, захотелось его сравнить с другими. Тупому понятно, что если мне 50 сил достаточно, то хватай MADEIR-у и беги за шампанским.
Поехал я в единственный в городе сервис по ПМ разведать, что думает народ про лодочный мотор Selva и про меня, его желающего.
Центр называется «Правый берег» и цены там — «мама не горюй»!!!
Не для среднего класса, скажем, заведение. Что про меня подумали, не знаю, наверно воспитанные люди, а вот про Сельву я услышал, что это пройденный этап, типа летали — знаем и это что-то среднее между Вихрем и Ямахой.
Мне сразу была предложена Ямаха по цене из строчки «до» (смотри таблицу), дабы с рыбалки возвращаться всегда под подвесным мотором, а не на веслах. Стал я опять обзванивать друзей и, просто кого попало на предмет «хочу Сельву», ответ в среднем был один Сельва — г…, забудь, хочешь вонять бензином и мыть руки щеткой с Фэри, повесь лучше второго Вихря или купи Бийск — будет еще дешевле.
Единственный человек, сказавший, что Сельва хороший мотор, только пошумнее других, это механик по ремонту ПМ из какой то московской конторы.
Но вот тут моя логика и дала сбой, включился упрямец и сказал: «Хочу Селву всем назло, и будет он у меня ходить вечно!» Не зря мне, видимо, выдала какая то программа, что в прошлой жизни я был женщиной на юге Англии — отсутствие логики видимо оттуда. Наверно поэтому, когда все друзья покупают Ауди, БМВ и Меринов, я заказываю Subaru с двигателем Twin Turbo — логика есть?
Решение принято, только почему-то я уже не хочу лодочный мотор MADEIRA 50 , а хочу St.TROPEZ 60. Может потому, что три цилиндра больше чем два или потому, что MADEIRA в своей линейке последняя, а St.TROPEZ имеет запас прочности до 80 л.с.?
Вообще говоря, всегда хотелось три цилиндра в надежде на низкую вибрацию и тяговитость на малых оборотах назло Вихрям, которые на малых оборотах отроду не работают.
Бизнес в стиле 80-х или «Что такое не везет и как с этим бороться»?
Пишу только факты, а также собственные эмоции в промежутке между «хочу» и «имею».
Не надо объяснять, что я просто зашел на сайт компании «Баджер» и ввиду отсутствия кнопочки купить, нажал кнопочку заказать напротив мотора St. TROPEZ 60 ELPTMA, благо до лета время еще есть, ведь еще только 14 марта.
Тут меня ожидали приятные поначалу новости. Во-первых, я попал на халяву, которая называется «закажи у производителя сам» т.е. мотор мне достается за 108 вместо 137 тыс. руб.
Во-вторых, мне еще и подарок светит в виде двух спинингодержателей Scotty. Не иначе думаю, мне это компенсация за нелогичный выбор, молодцы ребята, борются за покупателя.
Сразу получаю на майл письмо с подтверждением заказа от автоотписчика. Тупо жду счет на оплату и попутно по E-mail же запрашиваю подробности по комплектации. Счет приходит через три дня с предложением поставки мотора еще через 10 дней — супер! У меня будет весь апрель, чтобы транец под мотор подогнать и обкатать спокойно до открытия рыбалки.
Оплачиваю счет и считаю дни до прихода желанного.
Оказывается не так все просто, ответов на мои вопросы добиваться пришлось через форум на том же сайте и по телефону. Из форума я понял, что не один я обделен вниманием, а особо эмоциональный товарищ даже советовал писать сразу директору, иначе ответов не дождешься. Попробовал — не помогло, применил более действенный, хотя и менее дешевый способ — общение по телефону, помогло.
Учитывая хорошую скидку это конечно мелочь, но на психику давит. Привыкли мы уже, что хлеб за брюхом не ходит, и слово купить давно заменило слово достать. На этом радости не закончились и, когда оказалось, что через 10 дней пришла партия моторов и, мне лодочного мотора не досталось, закралась мысль — просто не везет или, в самом деле, мы вернулись в 80-е годы?
Чтобы не расстраиваться, пытаюсь найти хорошее в плохом, и нахожу. Приходит мысль — с экономией средств и выигрышем в количестве заменить родной винт двумя винтами HASTLER, тем более что параметров винта, который идет с подвесным двигателем, я так и не добился. Договариваюсь с ребятами из «Мегафона» помочь в доставке двигателя в Кострому и на этом успокаиваюсь в ожидании мотора.
Просто не везет хронически.
На майские праздники заказанный двигатель все-таки пришел. Первым впечатлением было: какой огромный, лодка не утонет?!
В процессе транспортировки упаковка не выдержала. В результате, обломлен килек — анод, прилично потерлась краска на крышке масляного бака и на дейдвуде. Ругать могу только себя, сэкономил на перевозке — спросить не с кого.
При проверке комплектации обнаружил родной винт в коробке из-под HASTLER-а, видимо впопыхах засунули в упаковку. Я, вместо «родного», заказывал два HASTLER-а с шагом на 13 и 17. Почему на мотор поставили 17-й винт — непонятно, ведь по логике обкатывать лодочный мотор просится на легком винте. Просто он наверно лежал сверху.
Расстроился я конечно и понял, что, в самом деле, мне просто не везет. Но опять же, нет худа без добра. Наконец то обнаружил в компании «Баджер» человека, который грамотно и быстро разберется в ситуации, быстро ответит на вопросы. Чувствуется человек на своем месте, рекомендую — Щипанов Павел.
Отправил назад винт и заказал 2 анода — в запас, если не везет, то надо предохраняться. Аноды пришли через неделю, но от другого мотора, похоже, по размеру от 100 MONTECARLO.
Я даже не расстроился, отправил ненужные аноды назад и понял, что не везет не просто, а по полной программе!
Перевез лодочный мотор со склада в гараж, поближе к лодке, пускай друг к другу привыкают, разобрал упаковку и, наконец, добрался до содержимого. Здоров, конечно, агрегат!
Размеры пугают, но мыслю — вес и мощность как у двух Вихрей, значит с балансировкой лодки все должно быть нормально. В крайнем случае, поставлю транцевые плиты.
Открываем капот — явно не Вихрь, но в отличие от японцев все квадратно-прямоугольное. Сразу обнаруживаю очередной сюрприз: верхний левый болт крепления головки вывернут на два сантиметра. Выкручиваю свечи, они в масле, есть нагар — значит, мотор, в самом деле, обкатывали.
Каким образом болт мог оказаться открученным, не понял. Звоню Щипанову Павлу, он искренне удивлен, сообщает мне усилия затяжки болтов, присылает инструкцию по подключению тросов дистанционного управления и дает рекомендации от чего стоит предохраняться.
Как я понял, основные отказы возникают от плохого бензина. В остальном, виноваты свечи и дураки. Лодочный мотор тем временем уже устроился на транце, и я решил предохраниться по полной программе, благо время до открытия рыбалки еще две недели.
Первым делом проверил аварийный датчик перегрева — работает, разрывает цепь при 95 градусах. Тем не менее, устанавливаю датчик контроля температуры двигателя в штатное место и индикатор в панель приборов (см. фото).
Родной фильтр тонкой очистки топлива меня не впечатлил, мусор он может и задержит, а вот воду вряд ли, ставлю наш автомобильный с отстойником для сбора воды и мусора.
От единственного механика, который не хаял Сельву, я услышал, что бывали отказы пищалки уровня масла. Поэтому вывожу еще один провод на панель приборов с датчика уровня масла и подключаю к ярко-красному светодиоду, который не заметить не возможно.
При всех доработках в схему не вмешиваюсь, но все контакты и опрессовку наконечников проводов проверил. В форуме нашел два случая отказов из-за слабой опрессовки наконечников.
Вот вроде и всё, кроме анодов, которые так не пришли, но времени ждать — уже нет. Надо спускать лодку на воду и обкатывать лодочный мотор. Спуск на воду, к сожалению, не запечатлел, от волнения заведется или нет, забыл про фотоаппарат.
Однако шампанское с собой было. Лодку из гаража привез на грузовике с погрузчиком, положив на покрышки, так спокойней за транец и лодочный мотор, и главное отпустили на стропах прямо в воду. Честно говоря, после всех ляпов я мандражировал.
От места спуска до причала 5 км по Волге против течения. Резервный лодочный мотор еще не повесил — откидной транец в пути, а на веслах далеко не уйдешь. Вдруг не заведется или еще хуже — заглохнет на полпути.
Шампанское разбивать не стали ввиду слабости корпуса корабля, хлебнули по полстаканчика, ну пора!
Щелкаю три раза обогатителем, включаю зажигание, кручу стартер — реакции ноль. Пауза, кручу снова — опять ничего. Легкая паника, на пятой попытке при включении стартера держу нажатым тумблер обогащения — Ура! Заработало!
Минуту грею лодочный мотор, сбрасываю обороты до холостых и, плавно включаю передний ход. Раздается не совсем приятный звук, при котором я вспоминаю слово «храповик» и выдержку из инструкции к Вихрю «включать передачу надо быстро и четко».
Поехали! Плавно добавляю обороты, а лодка вдруг резко выпрыгивает на глиссирование и мчится. На тахометре 3500, по навигатору — 40 км/час, пытаюсь убавить скорость, однако плавно не получается, мешает большой холостой ход ДУ и тросов. Бог с ним, потом что-нибудь придумаю, главное — двигаюсь и не плохо. Еще здорово тащит влево, но это как я понимаю из-за отсутствия киля-анода.
Первый мой выезд закончился удачно, настроение прекрасное. Есть неделя для обкатки мотора, доделки мелочей и на рыбалку! Полагая, что полоса невезения закончилась, я успокоился и стал точить крючки. Оказалось — рано.
Лодочный мотор обкатал на оборотах 3000-4000, два часа покататься в спокойном режиме не великая проблема. Не понравилось, что мотор на холостых дергается как припадочный и, на рабочих оборотах бывают рывки.
Решил посмотреть свечи. Свеча первого цилиндра залита маслом, остальные нормальные. Может это следствие удвоенного количества масла при обкатке? Сделал эксперимент. Возвращаясь из поездки на чистом бензине, заглушил двигатель на рабочих оборотах и на причал заходил на веслах. Снова выкрутил свечи — другой расклад (фото «свечи»).
Однако стоит поработать мотору на малых оборотах минуту-другую первый цилиндр опять колбасит. Еще была история с винтами, у которых пришлось проточить юбку на 1,5 мм по диаметру для того, чтоб они не терлись о корпус редуктора. Причем винты были проверены в центрах, биения нет.
Неодеваную втулку, которую мне отправил Павел — опять ему спасибо, проверил тоже — все ОК. Как ни странно, в моем случае собака была зарыта в шайбе от втулки. Дело в том, что отверстие в родной шайбе соответствует диаметру резьбы на валу винта, а у шайбы из комплекта втулки отверстие значительно больше и при затягивании она не центрируется.
Словами поясняю, что при снятии крышки глушителя впуска оттуда потекло масло и еще прилично осталось. Масло красное, т.е. которое заливал в бачок уже я при нахождении мотора в вертикальном положении. Других вариантов, кроме того, что систему впрыска масла надо настраивать, у меня нет.
Естественно, эту информацию я отправил в компанию «Баджер». И тут же получил абсолютно логичный ответ от Павла Щипанова с предложением поменять мотор и, что такого «история еще не знала».
Если Вы читали все сначала, то наверно помните, что у меня проблемы с логикой.
Я естественно отказался и в этом тоже есть своя логика: во-первых, у меня уже появился спортивный интерес — мы что, тупее итальянцев; во-вторых, лето кончается, рыба ловится, на складе таких моторов нет, а он меня все-таки возит; в-третьих, Павел обещал прислать инструкцию по настройке хваленого Ямаховского масляного впрыска. В конце концов, может мне какую-нибудь итальянскую медаль дадут за терпение, я из неё сделаю импортную блесну и, вся рыба будет моя.
Итоги приобретения и двадцатичасовой эксплуатации лодочного мотора St. TROPEZ 60 ELPTMA.
Ругаться не хочу. По большому счету, все описанное выше — это мелочи, и забудем про них.
Бортовой компьютер с датчиком расхода топлива я поставил сразу, и есть данные по расходу топлива в разных режимах работы мотора с разными винтами.
Однако эксплуатационные показатели пока я публиковать не буду виду того, что только прошла полная обкатка лодочного мотора и, как он работает, меня пока не устраивает.
Попробуем лучше определиться на моем опыте, что такое Selva для русского потребителя:
1.Конечно это очень далеко не «Вихрь», а современный лодочный мотор со всеми необходимыми достижениями технической мысли. Если прейти на автомобильные аналогии, то Селва, по-моему, это что-то типа ВАЗ, причем десятого модельного ряда.
2.Если мой лодочный мотор — это редкий случай, то Российский рынок для Selva — поле непаханое. Вопрос в том, желает ли производитель резко увеличить продажи. Особенно востребован диапазон мощностей от 15 до 60 л.с.
Очень красивая цена, хоть и не близко, но есть реальный сервис и гарантия. Реального сервиса по отечественным моторам в провинции нет. Представьте, сколько еще народу «мается» с Вихрями, Нептунами и т.п. Многие из них вполне в состоянии отдать $2000-$3000 за новый мотор, а если в кредит?
Простой пример: на моем причале стоит 108 лодок, к открытию сезона было куплено 5 новых моторов на обычные дюральки. Один мой, два Нептуна, Вихрь, Ямаха 40 и Мерк 5.
Реально — все пять могли быть Selva.
3. Сильно «тормозит» 95-й бензин, причем не столько ценой, сколько его отсутствием.
Объясните вы итальянцам, что не растут у нас в провинции заправки по берегам рек как грибы. В самом городе пять заправок с 95-м бензином, а как пойти в поход? Танкер с собой брать?
Если ставка делается только на столичных потребителей, то, по-моему, это бездарно.
Всех дел-то, опережение зажигания перестроить, а по степени сжатия 92-й проходит спокойно. Я думаю, что все мной изложенное производителю давно понятно.
Главная проблема, наверное, в том — хотим или не хотим увеличивать продажи.
Чтобы все было понятно, начну издалека. К рыбалке меня пристрастил отец еще в детстве. Ходили на Казанке без булей под «Вихрем-20», потом приклепали були и повесили «Вихрь 25».
Рыбачили в основном на Волге-матери и Горьковском водохранилище, которое у нас «Костромским морем» называют. В то время Волга по выходным гудела от лодочных моторов, и впору было ставить регулировщика посреди реки.
На Кострому с её 250 000 жителей приходилось около 15 000 моторок, которые ввиду халявного бензина активно эксплуатировались. Был период без рыбалки, это когда в приоритете был бизнес, семья, машина, путешествия, не до мелочей, короче, было.
Но вот вроде жизнь устаканилась, все более или менее стабилизировалось, и потянуло к водной стихии, точнее к обладанию собственным плавсредством с целью изымания рыбы из родной стихии более изощренным методом, нежели поплавочной удочкой.
Плавсредством оказался подвернувшийся по случаю за $180 «Прогресс-4» с «Вихрем-М», махрового года выпуска, но в прекрасном состоянии. В течение ряда лет (больше 10) плавсредство и я сам претерпевали логические эволюционные изменения, вызванные моей ленью, упрямством, и любовью к автоматизации всего, что мне под руку попадает.
Результатом эволюции стал достаточно грамотный рыбак-моторист весом 110 кг, и все тот же «Прогресс» только с «Вихрем-30». Лодочный мотор приобрел дистанционный запуск, дистанционное управление обогащением, контроль температуры и оборотов, батарейное зажигание с датчиком Холла (от Оки), вентилируемый редуктор и т.д.
Чего же мне не хватало для полного рыбацкого счастья?
Чего-то хочется, чего не знаю…
Логика такая: лето длится 3 месяца, в месяце — 8 выходных дней (не считая отпуска, если он возможен), итого, мы имеем 24 теоретических дня для рыбалки. А как на это посмотрит погода?
На «Костромском море» метровая волна нагуливается запросто и тогда короткий дейдвуд хочется срочно удлинить, низкий транец сразу хочется увеличить. Короче, нужна всепогодная лодка, чтобы быстро уйти на «море» в пятницу вечером, (это от 40 до 70 км по воде в один конец) и вернуться после двух комфортных ночевок живым, отдохнувшим, и с не протухшей рыбой в воскресенье вечером.
На Прогрессе этот номер у меня проходил, только если в лодке я один или с худенькой девушкой, но и то — все на грани срыва: то холодильник аккумулятор посадит под самое не балуйся, то лодочный мотор волной зальет.
«Раскинув мозги» по интернету, я понял, что при минимальных затратах мне будет достаточно «Казанки-2М» и «иностранца» с длинной ногой сил на 50-60. При максимальных затратах, придется тащить пластиковый катер с тем же иностранцем из Владика.
Отечественные лодочные моторы обделил вниманием по причине коротконогости, желания иметь на старости лет чистые руки, да и запах бензина мне уже не доставляет удовольствие с тех пор, как «Запорожца» я сменил на «Subaru».
Лишних денег никогда не бывает и, мною был выбран вариант первый, тем более, что он может плавно перерасти во второй. Про корыто писать здесь не буду, это отдельная тема, суть оно уже есть перерезанное — переклепанное своими директорскими руками, как того хотелось мне.
Вот про «иностранца» можно поподробнее…
Жмотность и упрямство или почему я купил лодочный мотор Сельва?
Опять же «побегав» по интернету, обзвонив кучу фирм, торгующих моторами, выслушав мнения друзей и недругов, попробовал проанализировать полученную информацию и понять — чего же я хочу. Наверное, все-таки ни чего хочу, а что будет наиболее целесообразно в части финансов и максимально соответствовать моим потребностям.
Формулирую технические требования: двухтактный (цена), трим, запуск, впрыск масла, ДУ (лень), сил 50-60 (пара друзей и много водки), длинный дейдвуд (от шторма бегать) и все это желательно бесплатно. Логично, правда?
Собранную информацию поместил в таблицу, причем сразу отмел все, не ответствующее техническим запросам, получилось следующее:
|
Лодочные моторы MADEIRA 50 и Johnson попали в таблицу благодаря весу первого, захотелось его сравнить с другими. Тупому понятно, что если мне 50 сил достаточно, то хватай MADEIR-у и беги за шампанским.
Поехал я в единственный в городе сервис по ПМ разведать, что думает народ про лодочный мотор Selva и про меня, его желающего.
Центр называется «Правый берег» и цены там — «мама не горюй»!!!
Не для среднего класса, скажем, заведение. Что про меня подумали, не знаю, наверно воспитанные люди, а вот про Сельву я услышал, что это пройденный этап, типа летали — знаем и это что-то среднее между Вихрем и Ямахой.
Мне сразу была предложена Ямаха по цене из строчки «до» (смотри таблицу), дабы с рыбалки возвращаться всегда под подвесным мотором, а не на веслах. Стал я опять обзванивать друзей и, просто кого попало на предмет «хочу Сельву», ответ в среднем был один Сельва — г…, забудь, хочешь вонять бензином и мыть руки щеткой с Фэри, повесь лучше второго Вихря или купи Бийск — будет еще дешевле.
Единственный человек, сказавший, что Сельва хороший мотор, только пошумнее других, это механик по ремонту ПМ из какой то московской конторы.
Но вот тут моя логика и дала сбой, включился упрямец и сказал: «Хочу Селву всем назло, и будет он у меня ходить вечно!» Не зря мне, видимо, выдала какая то программа, что в прошлой жизни я был женщиной на юге Англии — отсутствие логики видимо оттуда. Наверно поэтому, когда все друзья покупают Ауди, БМВ и Меринов, я заказываю Subaru с двигателем Twin Turbo — логика есть?
Решение принято, только почему-то я уже не хочу лодочный мотор MADEIRA 50 , а хочу St.TROPEZ 60. Может потому, что три цилиндра больше чем два или потому, что MADEIRA в своей линейке последняя, а St.TROPEZ имеет запас прочности до 80 л.с.?
Вообще говоря, всегда хотелось три цилиндра в надежде на низкую вибрацию и тяговитость на малых оборотах назло Вихрям, которые на малых оборотах отроду не работают.
Бизнес в стиле 80-х или «Что такое не везет и как с этим бороться»?
Пишу только факты, а также собственные эмоции в промежутке между «хочу» и «имею».
Не надо объяснять, что я просто зашел на сайт компании «Баджер» и ввиду отсутствия кнопочки купить, нажал кнопочку заказать напротив мотора St. TROPEZ 60 ELPTMA, благо до лета время еще есть, ведь еще только 14 марта.
Тут меня ожидали приятные поначалу новости. Во-первых, я попал на халяву, которая называется «закажи у производителя сам» т.е. мотор мне достается за 108 вместо 137 тыс. руб.
Во-вторых, мне еще и подарок светит в виде двух спинингодержателей Scotty. Не иначе думаю, мне это компенсация за нелогичный выбор, молодцы ребята, борются за покупателя.
Сразу получаю на майл письмо с подтверждением заказа от автоотписчика. Тупо жду счет на оплату и попутно по E-mail же запрашиваю подробности по комплектации. Счет приходит через три дня с предложением поставки мотора еще через 10 дней — супер! У меня будет весь апрель, чтобы транец под мотор подогнать и обкатать спокойно до открытия рыбалки.
Оплачиваю счет и считаю дни до прихода желанного.
Оказывается не так все просто, ответов на мои вопросы добиваться пришлось через форум на том же сайте и по телефону. Из форума я понял, что не один я обделен вниманием, а особо эмоциональный товарищ даже советовал писать сразу директору, иначе ответов не дождешься. Попробовал — не помогло, применил более действенный, хотя и менее дешевый способ — общение по телефону, помогло.
Учитывая хорошую скидку это конечно мелочь, но на психику давит. Привыкли мы уже, что хлеб за брюхом не ходит, и слово купить давно заменило слово достать. На этом радости не закончились и, когда оказалось, что через 10 дней пришла партия моторов и, мне лодочного мотора не досталось, закралась мысль — просто не везет или, в самом деле, мы вернулись в 80-е годы?
Чтобы не расстраиваться, пытаюсь найти хорошее в плохом, и нахожу. Приходит мысль — с экономией средств и выигрышем в количестве заменить родной винт двумя винтами HASTLER, тем более что параметров винта, который идет с подвесным двигателем, я так и не добился. Договариваюсь с ребятами из «Мегафона» помочь в доставке двигателя в Кострому и на этом успокаиваюсь в ожидании мотора.
На майские праздники заказанный двигатель все-таки пришел. Первым впечатлением было: какой огромный, лодка не утонет?!
В процессе транспортировки упаковка не выдержала. В результате, обломлен килек — анод, прилично потерлась краска на крышке масляного бака и на дейдвуде. Ругать могу только себя, сэкономил на перевозке — спросить не с кого.
При проверке комплектации обнаружил родной винт в коробке из-под HASTLER-а, видимо впопыхах засунули в упаковку. Я, вместо «родного», заказывал два HASTLER-а с шагом на 13 и 17. Почему на мотор поставили 17-й винт — непонятно, ведь по логике обкатывать лодочный мотор просится на легком винте. Просто он наверно лежал сверху.
Отправил назад винт и заказал 2 анода — в запас, если не везет, то надо предохраняться. Аноды пришли через неделю, но от другого мотора, похоже, по размеру от 100 MONTECARLO.
Я даже не расстроился, отправил ненужные аноды назад и понял, что не везет не просто, а по полной программе!
Перевез лодочный мотор со склада в гараж, поближе к лодке, пускай друг к другу привыкают, разобрал упаковку и, наконец, добрался до содержимого. Здоров, конечно, агрегат!
Размеры пугают, но мыслю — вес и мощность как у двух Вихрей, значит с балансировкой лодки все должно быть нормально. В крайнем случае, поставлю транцевые плиты.
Каким образом болт мог оказаться открученным, не понял. Звоню Щипанову Павлу, он искренне удивлен, сообщает мне усилия затяжки болтов, присылает инструкцию по подключению тросов дистанционного управления и дает рекомендации от чего стоит предохраняться.
Как я понял, основные отказы возникают от плохого бензина. В остальном, виноваты свечи и дураки. Лодочный мотор тем временем уже устроился на транце, и я решил предохраниться по полной программе, благо время до открытия рыбалки еще две недели.
Первым делом проверил аварийный датчик перегрева — работает, разрывает цепь при 95 градусах. Тем не менее, устанавливаю датчик контроля температуры двигателя в штатное место и индикатор в панель приборов (см. фото).
От единственного механика, который не хаял Сельву, я услышал, что бывали отказы пищалки уровня масла. Поэтому вывожу еще один провод на панель приборов с датчика уровня масла и подключаю к ярко-красному светодиоду, который не заметить не возможно.
При всех доработках в схему не вмешиваюсь, но все контакты и опрессовку наконечников проводов проверил. В форуме нашел два случая отказов из-за слабой опрессовки наконечников.
Вот вроде и всё, кроме анодов, которые так не пришли, но времени ждать — уже нет. Надо спускать лодку на воду и обкатывать лодочный мотор. Спуск на воду, к сожалению, не запечатлел, от волнения заведется или нет, забыл про фотоаппарат.
Однако шампанское с собой было. Лодку из гаража привез на грузовике с погрузчиком, положив на покрышки, так спокойней за транец и лодочный мотор, и главное отпустили на стропах прямо в воду. Честно говоря, после всех ляпов я мандражировал.
От места спуска до причала 5 км по Волге против течения. Резервный лодочный мотор еще не повесил — откидной транец в пути, а на веслах далеко не уйдешь. Вдруг не заведется или еще хуже — заглохнет на полпути.
Шампанское разбивать не стали ввиду слабости корпуса корабля, хлебнули по полстаканчика, ну пора!
Минуту грею лодочный мотор, сбрасываю обороты до холостых и, плавно включаю передний ход. Раздается не совсем приятный звук, при котором я вспоминаю слово «храповик» и выдержку из инструкции к Вихрю «включать передачу надо быстро и четко».
Поехали! Плавно добавляю обороты, а лодка вдруг резко выпрыгивает на глиссирование и мчится. На тахометре 3500, по навигатору — 40 км/час, пытаюсь убавить скорость, однако плавно не получается, мешает большой холостой ход ДУ и тросов. Бог с ним, потом что-нибудь придумаю, главное — двигаюсь и не плохо. Еще здорово тащит влево, но это как я понимаю из-за отсутствия киля-анода.
Первый мой выезд закончился удачно, настроение прекрасное. Есть неделя для обкатки мотора, доделки мелочей и на рыбалку! Полагая, что полоса невезения закончилась, я успокоился и стал точить крючки. Оказалось — рано.
Лодочный мотор обкатал на оборотах 3000-4000, два часа покататься в спокойном режиме не великая проблема. Не понравилось, что мотор на холостых дергается как припадочный и, на рабочих оборотах бывают рывки.
Решил посмотреть свечи. Свеча первого цилиндра залита маслом, остальные нормальные. Может это следствие удвоенного количества масла при обкатке? Сделал эксперимент. Возвращаясь из поездки на чистом бензине, заглушил двигатель на рабочих оборотах и на причал заходил на веслах. Снова выкрутил свечи — другой расклад (фото «свечи»).
Неодеваную втулку, которую мне отправил Павел — опять ему спасибо, проверил тоже — все ОК. Как ни странно, в моем случае собака была зарыта в шайбе от втулки. Дело в том, что отверстие в родной шайбе соответствует диаметру резьбы на валу винта, а у шайбы из комплекта втулки отверстие значительно больше и при затягивании она не центрируется.
Следовательно, корпус винта напрессовывается неравномерно и этого хватает для биения. Собрал корпус на новой втулке с родной шайбой, не поленился сходить на завод, проверили — биение 0,5 мм, что вполне разумно. Дальше стало ещё веселее и, по совокупности вышеизложенного я понял, что мой лодочный мотор экспериментальный и итальянцы тоже обыкновенные люди, такие же, как и мы. Дело было так… Решил посмотреть, сколько масла осталось в бачке, снял колпак и обнаружил следующую картину: фото «стартер». |
|
Комментарии нужны? Тогда поясняю, что гайку я с трудом нашел под бендиксом — на фото он поднят. Слава богу, она погуляла не сильно. Всех дел-то — ободранная краска, погрызенные гайка и бендикс. Тем не менее, я уже привык не расстраиваться и искать во всем хорошее. Представляете, я нашел! И в прямом и переносном смысле. В прямом — нашел гайку. В переносном, при поиске гайки нашел причину залитой маслом свечи первого цилиндра. Смотри фото «впуск». |
|
Естественно, эту информацию я отправил в компанию «Баджер». И тут же получил абсолютно логичный ответ от Павла Щипанова с предложением поменять мотор и, что такого «история еще не знала».
Если Вы читали все сначала, то наверно помните, что у меня проблемы с логикой.
Я естественно отказался и в этом тоже есть своя логика: во-первых, у меня уже появился спортивный интерес — мы что, тупее итальянцев; во-вторых, лето кончается, рыба ловится, на складе таких моторов нет, а он меня все-таки возит; в-третьих, Павел обещал прислать инструкцию по настройке хваленого Ямаховского масляного впрыска. В конце концов, может мне какую-нибудь итальянскую медаль дадут за терпение, я из неё сделаю импортную блесну и, вся рыба будет моя.
Итоги приобретения и двадцатичасовой эксплуатации лодочного мотора St. TROPEZ 60 ELPTMA.
Ругаться не хочу. По большому счету, все описанное выше — это мелочи, и забудем про них.
Бортовой компьютер с датчиком расхода топлива я поставил сразу, и есть данные по расходу топлива в разных режимах работы мотора с разными винтами.
Однако эксплуатационные показатели пока я публиковать не буду виду того, что только прошла полная обкатка лодочного мотора и, как он работает, меня пока не устраивает.
1.Конечно это очень далеко не «Вихрь», а современный лодочный мотор со всеми необходимыми достижениями технической мысли. Если прейти на автомобильные аналогии, то Селва, по-моему, это что-то типа ВАЗ, причем десятого модельного ряда.
2.Если мой лодочный мотор — это редкий случай, то Российский рынок для Selva — поле непаханое. Вопрос в том, желает ли производитель резко увеличить продажи. Особенно востребован диапазон мощностей от 15 до 60 л.с.
Очень красивая цена, хоть и не близко, но есть реальный сервис и гарантия. Реального сервиса по отечественным моторам в провинции нет. Представьте, сколько еще народу «мается» с Вихрями, Нептунами и т.п. Многие из них вполне в состоянии отдать $2000-$3000 за новый мотор, а если в кредит?
Простой пример: на моем причале стоит 108 лодок, к открытию сезона было куплено 5 новых моторов на обычные дюральки. Один мой, два Нептуна, Вихрь, Ямаха 40 и Мерк 5.
Реально — все пять могли быть Selva.
3. Сильно «тормозит» 95-й бензин, причем не столько ценой, сколько его отсутствием.
Объясните вы итальянцам, что не растут у нас в провинции заправки по берегам рек как грибы. В самом городе пять заправок с 95-м бензином, а как пойти в поход? Танкер с собой брать?
Если ставка делается только на столичных потребителей, то, по-моему, это бездарно.
Всех дел-то, опережение зажигания перестроить, а по степени сжатия 92-й проходит спокойно. Я думаю, что все мной изложенное производителю давно понятно.
Главная проблема, наверное, в том — хотим или не хотим увеличивать продажи.