Целью данного материала является показ непосредственного внутреннего устройства катушек ZESTER серий MX и VX, с краткими рекомендациями, касающимися последовательности их разборки, чистки и смазки.
Небольшое вступление: Катушки «KEN International» этих серий имеют одинаковое внутреннее устройство (кулисный механизм или «S-образный паз»), а различаются только количеством подшипников качения (3 и 5 соответственно). В катушках ZESTER серии VX установлен дополнительный подшипник на ось вращения ручки и дополнительный подшипник на ось вращения механизма лесоукладывателя.
Остальные технические характеристики, а так же отзывы пользователей, Вы можете посмотреть на сайте www.vlasenko.ru - интернет кладезь всевозможной информации на рыболовную тематику.
А теперь ближе к делу. Для совершения нижеприведенной последовательности действий нам понадобится хороший инструмент, чистящее средство (мной использовался «медицинский» спирт), широко всем доступные ватные палочки и зубочистки, а так же специальные смазки от производителя.
Итак, за работу:
1. Откручиваем гайку тормоза фрикционного механизма. |
![]() |
2. Снимаем гайку, шпулю и шайбы с оси лесоукладователя. Главное не забывайте о сохранении (запоминании) последовательности сборки/разборки. Конечно, все катушки комплектуются кинематическими схемами, но так Вы значительно сэкономите себе свое время и нервы. |
![]() |
3. Выкручиваем стопорный винт и откручиваем гайку крепления самого механизма лесоукладователя и снимаем механизм с оси (втулки червяка). |
![]() |
4. Далее нам необходимо снять ручку. Для этого отвинчиваем руками пластиковую пробку с противоположной стороны. Откручиваем зажимной винт. Ручка снята. |
![]() |
5. Для того чтобы открыть корпус катушки, нам необходимо снять уплотнительную фторопластовую шайбу. Как мне показалось, функционально, она выполняет роль защиты от пыли и грязи. Для этого откручиваем крепежные винты и стаскиваем шайбу с направляющих. Делаем мы это достаточно аккуратно, дабы не повредить механизм антиреверса (стопора). |
![]() |
6. Далее откручиваем крепежные винты крышки корпуса и снимаем саму крышку. И перед нами сам механизм. |
![]() |
7. Для дальнейшей разборки катушки, нам необходимо отвернуть крепежный винт от кулисы, чтобы снять ось лесоукладователя. |
![]() |
8. Откручиваем крепеж и вытаскиваем саму ось. К этой оси крепится непосредственно сама шпуля, а ось передает возвратно-поступательные движения от кулисы к шпуле. После этой операции мы спокойно снимаем ротор и перед нами открывается весь механизм. Последовательно снимаем детали, удаляя с них старую смазку, протираем и составляем их последовательно разборки. |
![]() |
9. Мгновенный стопор. Для того, чтобы до него добраться, нам необходимо снять крепежную шайбу, открутив три винта. Сняв шайбу, мы сможем вынуть червяк, с двумя подшипниками. Будьте внимательны ко всем шайбочкам. Не вздумайте смазывать механизм мгновенного стопора, иначе он просто не будет выполнять свою функцию. Вы можете аккуратно протереть его внутренности чистяще - впитывающими салфетками. |
![]() |
Несколько слов о принципах смазки.
В подшипниках качения используйте жидкую смазку. Для остальных элементов больше подходит густая смазка, в том числе и для подшипников скольжения. Не стоит перебирать с ее количеством, поверьте - от этого лучше не будет. Сами смазки продаются в достаточном ассортименте в магазинах. Я использовал жидкую смазку фирмы Balzer, густую смазку фирмы Shimano - все то, что имелось в домашнем арсенале.
Несколько слов об увиденном.
Мне в руки попали сразу две катушки фирмы KEN модели ZESTER серий MX и VX. Обе модели, после двух сезонов интенсивной эксплуатации, если ни сказать больше, зная их хозяина, и я ожидал увидеть достаточно «убитый» механизм, со стертыми или поломанными зубьями и т.п.
Но после чистки и осмотра с большим пристрастием, т.к. я достаточно скептически относился к такой кинематической схеме, был приятно поражен увиденным, тем более что мне было с чем сравнивать - за неделю до этого чистил свои катушки Shimano (Stradic и Twin Power).
Детали механизма все выполнены из металлических материалов - латунь, силумин и т.п. (из какого точно материала выполнен корпус катушки - я не знаю) это и придает достаточно большой вес катушке, а в тоже время высокую надежность самому «редуктору».
Вот такая «она» в разборе
Наносим густую смазку на «пару». |
![]() |
Чистка «ролика» лесоукладователя. Первое и самое важное – стопорная (крепежная) гайка имеет правую резьбу, т.е. откручивается по часовой стрелке! Откручиваем, и аккуратно вынимаем, при этом запомните, как расположен паз верхней втулки, в какую сторону «смотрит». |
![]() |
После того как почистили, удалив всю грязь, смазываем подшипник качения, используя жидкую смазку. |
![]() |
А вот и он – «хваленый» фрикцион. Все что я о нем знал, так это то, что это «Высокоточный дискретный передний фрикционный тормоз с четырьмя полными оборотами от минимальной до максимальной нагрузки», и надо было обязательно увидеть, что это такое. Любопытство… Используя пинцет, аккуратно удаляем крепежную шайбу. |
![]() |
Аккуратно вынимаем «гайку». Вот конструкция этой гайки и выполняет ту самую хваленную дискретную функцию, другими словами - обеспечивает отличную плавность регулировки фрикционного тормоза, а это очень важный показатель качества катушки. |
![]() |
Вот он целиком в разборе
Конструкцию этого «фрикциона» я бы отнес, к так называем, «прогрессивным» тормозам. Они позволяют нам работать с практически любыми лесками по разрывной нагрузке.
Автора статьи – Дмитрий Веригин