Компания Баджер, являясь одним из ведущих отечественных производителей рыболовных снастей, снаряжения и ПВХ лодок, известна своим стремлением улучшить качество производимого товара. Для этого организуются акции по тестированию независимыми тестерами образцов продукции, с последующей доработкой конструкции по пожеланиям реальных пользователей. Когда компания Баджер объявила о тесте облегченной модели ПВХ лодки EXCEL LINE, и мне посчастливилось стать одним из тестеров, вопрос о длине лодки для меня не стоял – я давно являюсь убежденным сторонником мнения, что в лодке места много не бывает. А то, что лодка длиной 3,6 метра весит всего лишь около 40 кг, являлось приятным дополнениям ко всем прочим ее достоинствам. А их, как мне пришлось убедиться в дальнейшем, немало.
1. Транспортировка
Забирал лодку по моей просьбе в офисе компании Баджер мой родственник, которому после операции на глазах было противопоказан подъем тяжестей. Тяжестей он и не обнаружил – распаковав фабричную упаковку, увидел две аккуратные сумки достаточно небольшого размера, одна из них со «шкурой» (непосредственно самой лодкой), другая с «полом» (составным пайолом). В отдельный пакет он сложил оставшиеся мелочи – сиденья, пакет с веслами, ножной насос-«лягушка», герметичный контейнер с «ЗИПом» (заплатки различных цветов, клей, конектор для клапанов). Все это легко уместилось в багажнике его автомобиля Passat B6, и было благополучно доставлено ко мне.
В дальнейшем приходилось перевозить лодку вместе с четырехтактным мотором Mercury 6 л.с. и рыболовным снаряжением на двоих рыболовов в разных автомобилях. И если в багажник моей Volvo V70 все это входило легко и просто, то, чтобы уместить все в багажник Toyota Rav 4 второго и третьего поколения, нужно было проявить фантазию и навыки игры в тетрис.
Но, так или иначе, до воды мы добирались. И здесь наступал следующий этап…
2. Сборка
Крайне полезным помощником в сборке традиционно выступил электрический компрессор Bravo BTP12, минимизирующий усилия по накачке и позволяющий точно задать давление в баллонах. Пользуюсь насосами Bravo уже около десяти лет (до этого компрессора использовал Bravo BST12 HP), и уже забыл, каких усилий стоит «поднять борта» большой лодки ручным или ножным насосом. В комплекте с лодкой идет стандартный насос-«лягушка», но я им не пользовался.
Прилагающийся переходник для клапанов адаптировал следующим образом – на переходнике я снял нижнее, самое толстое зеленое кольцо, оставив желтое пластиковое и черное резиновое. Переходник заходит с небольшим усилием, сжимая резиновое кольцо, держится плотно. Если лодка после снятия переходника сдувается – значит, клапан не был открыт при накачке. Шток клапана перед тем, как подсоединить переходник, должен быть утоплен. Тогда при отсоединении клапан автоматически закроется.
Максимальное время сборки лодки (самый первый раз) составило 32 минуты, в дальнейшем я легко укладывался в 20 минут, при наличии помощника для стыковки пайола. Погрузку и разгрузку лодки в автомобиль легко производил в одиночку, но чтобы спустить «корабль» на воду, приходилось звать помощника. Удобные ручки, размещенные на носу и на концах баллонов, позволяют безо всяких неудобств перенести собранную лодку к воде.
Очень понравилось расположение клапанов всех трех отсеков (бортовых и килевого) в носовой части в непосредственной близости друг от друга, не нужно перетаскивать насос при накачке следующего отсека, также очень удобно сдувать лодку по окончании рыбалки, просто скатывая ее в рулон, начиная с транца. Немного смутило малое количество отсеков – я бы предпочел, чтобы лодка состояла не из трех, а из четырех отсеков, это гораздо безопаснее при любой аварии.
Качество большинства деталей фурнитуры (за малым исключением, о котором пойдет речь в дальнейшем) и конструктивные решения – вне всякой критики. Все красиво, аккуратно, продумано и исполнено на высочайшем уровне.
Признаюсь, что в вопросах сборки я достаточно привередлив, т.к. в основном мои рыбалки происходят на лодке моего друга и постоянного напарника Влада, а лодка эта (Zodiak Futura 380 Airdeck) отличается максимально простой и быстрой сборкой, впрочем, как и высочайшим качеством исполнения (в этом сезоне ей исполняется уже 20 лет). Но приходится периодически пользоваться и другими ПВХ лодками, чаще всего Yamaran 340. Поэтому подготовка к рыбалке пайольных лодок в моем исполнении неизменно сопровождается проклятиями, львиная доля которых приходится на сбоку пайолов, стрингеров, а также установку скамеек.
Я регулярно забываю достать крышку килевого клапана из отверстия в переднем пайоле, установить скамейки до полной накачки лодки, а процесс стыковки пайолов и монтажа стрингеров я искренне ненавижу, как и процесс расстыковки всей конструкции после рыбалки.
Со сборкой лодки EXCEL LINE особых сложностей не возникло – стрингера отсутствуют, как класс, замененные в конструкции мягким ПВХ-«замком» по периметру кокпита. Осталось только расположить в правильной последовательности части палубы и заправить их под борта в этот «замок». Тут у меня возникли первые сложности. Во-первых, части палубы не пронумерованы, и пришлось подбирать их по размеру, а две средние части имеют примерно одинаковые габариты. Если бы производитель проставил номера, пользователю было бы гораздо проще. Во-вторых, пока мы не нашли ровную поверхность, состыковать элементы у нас не получалось, мягкий замок изгибался, не позволяя зафиксировать части пайола. Подкладывание весел, как для лодок со стрингерами, не особо помогло. Пришлось перетаскивать лодку на ровную поверхность, где все состыковалось довольно легко. Не понял еще одного решения – на двух элементах пайола алюминиевый замок разной длины, возможно, это сделано для более легкой стыковки, не знаю, но в целом смотрится не очень эстетично.
Сам процесс – слегка накачали борта, вставили части пайола, в последовательности одна доска спереди, потом одна сзади и т.д. до стыковки посередине. После чего накачали борта до заданного давления (2,4 мБар), затем киль окончательно прижал пол к бортам. Пол получился достаточно жесткий, ходить по нему можно без проблем.
Замки из алюминиевого профиля держат достаточно надежно, не расстыковывались при ходьбе в лодке двух упитанных рыболовов и при прыжках даже на сильной волне. При некотором навыке стыковка этих замков тоже не вызывает особых затруднений. Петли для крепления скамеек с моей точки зрения сделаны очень удобно, скамейки расположены на оптимальном расстоянии друг от друга и от транца, их без труда удалось поставить при полностью накачанной лодке, в то же время на воде они не выскакивали из креплений на довольно крутой волне. Передняя банка позволяет максимально удобно расположиться при гребле человеку моей комплекции.
Установка четырехтактного мотора Mercury 6 л.с. прошла успешно, мотор отлично центруется и фиксируется на транцевой накладке, правда, смутила малая толщина транца – крепежные винты пришлось закрутить практически до упора. При аккуратных экспериментах с двухтактным мотором Yamaha 15 л.с. пришлось использовать дополнительную прокладку в виде дощечки.
Внешний вид лодки превосходный: и оливковый окрас, и необычной формы обводы с зауженными к корме баллонами и приподнятым носом притягивают взгляды. Каждая сборка в людном месте обязательно собирает зрителей, активно задающих вопросы.
3. Гребля
Она, как известно, укрепляет мышцы, но отвлекает от рыбалки. Поэтому, имея безотказный мотор, данным процессом я не увлекался, испробовал – все стандартно. Грести довольно удобно и с передней банки, и с задней, лодка отлично идет под веслами и носом вперед, и кормой, управляется легко, сами весла и их крепления сделаны удобно и функционально, нареканий не вызывают: замки надежные, стыковка и расстыковка частей легкая, металл трубок достаточно толстый и прочный. Не хватило мне только удобного транспортировочного чехла под весла (или под весла и скамейки), придется сконструировать самостоятельно. Покрытие черенков весел в черный цвет я не оценил – весла ощутимо нагреваются на солнце, само покрытие не стойкое, по моему мнению – лучше бы весла остались алюминиевые без покрытия.
4. Одиночное плавание
Мотор Mercury 6 четырехтактный, водитель весом 95 кг, загрузка – бак с бензином 12 л, сумка и другие вещи примерно 15 кг и якорь 7 кг. Лодка довольно сильно задирает нос и идет в таком положении долгое время. При перемещении полезного груза (вещей и якоря) в нос лодки в глиссирующий режим выходит заметно быстрее. Если водитель смещается сам как можно дальше вперед – выскакивает моментально. Максимальная скорость – 26 км/ч в штиль, минимальная в глиссирующем режиме – 20 км/ч. Удивила курсовая устойчивость – не проводя никаких особенных манипуляций по центровке мотора, получил практически идеально ровный ход по прямой на всех моих выездах, можно спокойно отпускать румпель и заниматься другими делами на дальних переходах. В поворот входит без критических кренов, управляется легко и без экстрима (правда, мощность мотора экстриму и не способствует). Очень понравилось ехать на лодке при довольно высокой волне – конфигурация носа позволяет избежать брызг, ни на одной ранее использованной мной лодке такого добиться не удавалось. Под углом к волне лодка идет достаточно устойчиво, ее не «швыряет». На волне палуба слегка «играет», но не критично, соединения надежные.
5. Стандартное перемещение (2 человека)
Мотор Mercury 6, четырехтактный, водитель весом 95 кг и пассажир того же веса, загрузка – две сумки и вещи примерно по 15 кг и два якоря 5 и 7 кг. В глиссирующий режим выйти не удалось, при стандартном размещении (оба рыболова на скамейках, сумки и вещи в носовом отсеке, якоря под ногами) скорость 12 км/ч в водоизмещающем режиме со слегка задранным носом и довольно большим «петухом» позади мотора. При перемещении пассажира на носовой отсек скорость увеличилась до 14,5 км/ч. Это предел того, что удалось добиться на этом моторе с такой загрузкой. Ход ровный, брызг минимальное количество. Заменив пассажира пассажиркой весом около 60 кг и избавившись от одной из сумок и большего якоря, получил довольно быстрый выход в глиссирующий режим и скорость 24 км/ч.
С двухтактным мотором Yamaha 15 переход в глиссирующий режим – пару секунд, правда на ходу транец с таким мотором заметно выгибался и эксперимент продолжать я не решился, скорость не замерял, но по ощущениям в районе 32-35 км/ч не на полном газу.
6. Непосредственно рыбалка
Вот тут даже при всем желании придраться не к чему – все очень хорошо. Места много, и для вещей, и для рыболовов, друг другу не мешали совершенно. Можно удобно разместиться как на скамейках, так и на любом из бортов. Стоя ловить удобно – пол достаточно жесткий, специальная противоскользящая отделка элементов самая удобная из всех, что мне доводилось топтать, даже на приличной волне сцепление ног с палубой не теряется, вещи не скользят.
В жару пол нагревался не сильно, спокойно стояли босыми ногами. При всей своей шершавости, элементы пайола отлично моются от грязи и рыбьей слизи. Борта достаточно высокие и волной не захлестывало ни разу. На борт коленями становились без опаски, лодка почти не кренилась. По моей просьбе при изготовлении лодки было установлено универсальное крепежное место Scotty, которое можно использовать как для установки эхолота, так и для держателя спиннинга. Место для его установки расположено оптимально (задняя часть левого баллона) и мы аналогичное приклеили на Zodiak. Правда, мой старенький X-52 не имел подходящих отверстий под это крепление, в дальнейшем буду делать переходник. Датчик эхолота крепил на съемной струбцине, под нее хотелось бы предусмотреть какую-нибудь накладку на транец, чтобы не портить его при плотном зажиме винта струбцины. Понравилось решение с жесткими ПВХ-оконечниками баллонов: на берегу лодку можно поднимать за носовую ручку, чтобы слить воду через водоотливной клапан, не опасаясь пробить баллоны.
Не хватило леера по всей длине лодки и крепежных колец, желательно 4-х штук для крепления кукана, садка и т.д. Впрочем, все это без особых сложностей можно установить и самостоятельно. Еще обязательно приклею две ручки впереди, чтобы пассажиру было за что держаться на ходу, и одну сзади на правом борту – для рулевого.
Ложка дегтя
Опытный образец лодки, доставшийся мне, не лишен некоторых недостатков. Кроме конструктивных (даже не недостатков, а пожеланий улучшения) я обнаружил и технологические. Во-первых, при первой же сборке я заметил недостаточно качественное соединение днища и транца, ПВХ днища в одном месте заметно отклеился от транцевой доски, пришлось переклеивать, чтобы туда не попадала вода, и транец не начал гнить.
Во-вторых, несколько первых рыбалок происходили в дождливую погоду, и при очередной сборке лодки я заметил, что шов носового отсека проклеен некачественно – пузыри на фото указывают место пропускания воздуха.
В-третьих, на пятой рыбалке при сборке лодки клапан килевого отсека Bravo 2005 сломался при легком нажатии на штырек открывания клапана. Его конструкция крайне ненадежна, а материал хрупок. Возможно, стоило бы добавить запасной клапан в ЗиП.
Резюме
Лодка в целом очень понравилась и при определенных доработках станет одной из лучших в своем классе. Уникально легкий вес для такой длины, бюджетный ценовой диапазон при (потенциально) отличном качестве материалов и исполнения, удобство и функциональность наверняка придутся по душе многочисленным рыболовам.
Предложения по доработке:
Несмотря на несколько критический настрой, необходимый тестеру, пожеланий к доработке у меня получилось не так много.
1. Усилить транец. Увеличить толщину его минимум на полсантиметра. Это позволит использовать мотор если не 15 сил, то хотя бы до 10, чтобы при рыбалке вдвоем нормально глиссировать. Лодка 360 см, не способная глиссировать на максимально допустимом моторе с двумя пассажирами любого веса, не имеет смысла.
2. Нумерация досок пола. Желательно яркой краской. Стрелками по месту стыка отметить доски, которые стыкуются последними.
3. При сборке любых пайольных лодок мне хотелось бы, чтобы с обеих сторон от килевого клапана производитель приклеил бы ручки (в виде полосок ПВХ) для центровки клапана в отверстии пола. Ни у одного производителя такого решения я не видел, а между тем это значительно упростило бы сборку. Довольно сложно разместить этот клапан точно напротив отверстия при установленной доске пола, а неточная центровка приводит к небольшому смещению киля, а, следовательно, к снижению курсовой устойчивости. Две полоски-петельки ПВХ по бокам от клапана помогли бы его разместить точно по центру отверстия.
4. Страховочные леера в моей лодке приклеены только в передней части, буду клеить такие же и в задней. Кроме обычных функций, они могут еще и послужить креплением для автомобильной багажной сетки с крючками, обеспечивающей сохранность багажа в носу лодки во время прыжков по волнам при установке более мощного мотора.
5. При ловле мне лично не хватило нескольких элементов крепежа в виде металлических колец или полуколец, к которым я привык на других лодках. За эти кольца удобно цеплять кукан или садок, в моей версии EXCEL LINE кукан можно было зацепить только за леера.
Компания Badger по моей просьбе добавила также дополнительно якорный рым для самостоятельной установки. Стандартная установка по центру носового баллона мне показалась неудобной, т.к. доступ туда обычно затруднен из-за складированного там рыбацкого скарба, а при ловле в одиночку надоедает бегать для подъема-опускания якоря. Кроме этого, установка там закрывает логотип компании на носу лодки. Оптимальным местом пока была выбрана задняя часть правого баллона.
Видео об испытаниях Вы можете посмотреть здесь и здесь.
Андрей, awr.naf@gmail.com, СПб