Для начала хотелось бы поблагодарить компанию Баджер за возможность поучаствовать в тестировании лодки ExcelLine 280 PW. Моей целью на этот сезон стало изучение небольших водоемов в Ленинградской области, и лодка Excel Line 280 PW наиболее удачно должна была подойти для ее реализации.
Итак, лодка попала ко мне в конце июня. Ну и сразу, как только выдалось несколько свободных часов, отправились с супругой на ближайший водоем, чтобы посмотреть на эту новинку компании Баджер. Лодка с легкостью поместилась в багажник моего небольшого кроссовера, оставив еще достаточно места для мотора, полного комплекта снастей и туристических принадлежностей.
В собранном виде лодка убирается в две сумки. Первая – непосредственно с лодкой, вторая – с пайолами и веслами. Вес каждой из них позволяет без проблем переносить лодку на небольшие расстояния, не затрачивая никаких усилий. Сумки имеют удобные ручки и лямки, сделаны качественно и из достаточно прочного материала. Если вы в состоянии поднять около 38 килограммов (это полный вес лодки – 2-х сумок), можно за один раз перенести лодку к урезу воды и там уже разобрать и приступить к накачке.
Сборка лодки в первый раз заняла около 25 минут, только из-за того, что интересно было внимательно рассмотреть качество швов и материала. В дальнейшем вместе с накачкой более 15-17 минут сборка лодки не занимала. К швам, к качеству установленной фурнитуры, к материалу лодки и днища – никаких нареканий нет, все-таки многолетний опыт в производстве говорит за себя.
На берегу
Для начала достаем лодку из сумки. Клапаны обоих баллонов располагаются в носу и не требуют беготни вокруг лодки с насосом. Далее, надо чуть подкачать баллоны и разложить пайолы внутри лодки. Так как баллоны у лодки совсем небольшого размера, окончательное накачивание не занимает много времени. Баллоны полностью накачиваются до необходимого давления за несколько минут. А за давлением в баллонах очень удобно следить по штатному манометру на насосе, который идет в комплекте с лодкой.
Далее остается только установить весла и банки, при этом те самые банки, которые на других лодках очень сложно установить на ликтрос или при полной накачке завести в ушки, на этой лодке получается закрепить в один момент даже полной накачке. Если накачивать лодку не на берегу, а у машины, то донести ее до воды не составит никакого труда и одному, и вдвоем, тем более что в носовой части есть рым, а в кормовой части баллонов для этого есть очень удобные ручки.
На воде
Вообще внутренние размеры лодки говорят о том, что просторно в ней будет чувствовать себя только один человек. Для двоих без лишних вещей места в лодке места хватает только-только. Огромное преимущество перед другими миниатюрными суднами – твердое дно! Рыболовы знают, что длительное нахождение в лодке в сидячем положении очень утомительно для спины. Благодаря жесткому полу в лодке Excel Line возможно ловить не только сидя, но и стоя.
Под мотором
Жесткий транец позволяет установить на лодку подвесной мотор мощностью до 5 л.с. У меня на время тестирования оказался мотор Yamaha 3. Для одного человека весом около 100 кг выход на глиссер с таким мотором невозможен, поэтому все перемещения по воде происходили в водоизмещающем режиме. Максимальная скорость зафиксирована на отметке 13 км/ч. Вдвоем при полной загрузке 7-8 км/ч. Для небольших водоемов этого достаточно. За счет плоского дна лодка обладает отличной манёвренностью и позволяет разворачиваться буквально на месте. Под мотором это плюс.
Без мотора
Так получилось, что именно эту лодку я взял на большую рыбалку, в которой по правилам нельзя было использовать мотор, и необходимо было грести на расстояния до трех км в одну сторону. Могу сказать, что за 4 дня я прошел на этой лодке около 15 км, и это можно точно считать опытом. Это было непросто. Начать надо с того, что для гребли расположение банок в лодке неправильное. Если разместиться на носовой банке, то грести сложно из-за критично близкого расположения уключин. Гребки получаются короткие. При небольшом встречном сопротивлении ветра это не так критично, но если встречный ветер достаточно сильный, то гребля становится очень трудоемким занятием.
Если расположиться сзади, то неудобство заключается вследующем: грести надо от себя. Если необходимо остановиться и перестать грести хотя бы на несколько секунд, то лодку моментально разворачивает ветром из-за отсутствия киля, и резко падает скорость. При этом весла, попадая в воду, сразу тормозят лодку, а поднять их невозможно из-за того, что мешают ноги. Это большой минус. Для решения этой проблемы необходимо пересмотреть расположение банок. Переднюю банку надо сдвигать к носу. Но тут же встает проблема – сразу за местом расположения передней банки начинается подъем носовой части лодки. Очевидно для сопротивления встречной злой волне. Пока что, на небольших водоемах, где проходило тестирование, ее не было, да и быть не могло из-за скромных размеров этих самых водоемов. Поэтому, если лодка проектировалась именно для небольших водоемов, нос надо опускать, и переднюю банку смещать вперед. Баллон передний надо делать толще, потому что, располагаясь на передней банке, нос как бы зарывается, чем создает дополнительное сопротивление. Подводя итог по использованию лодки без мотора можно сделать заключение, что без изменений лодка для гребли не подходит.
Внутренние размеры. Устройство
Форма лодки бочковатая, зауженная к корме. С высоко поднятым носом. Применение ликтроса для расположения банок при такой форме невозможно, поэтому расположение банок очень важно продумать детально. Как я писал выше, нос надо меньше задирать, переднюю банку смещать вперед на 15-20 сантиметров. В носовой части распложен рым для переноса лодки и, возможно, крепления якоря, но, находясь на задней банке, каждый раз перемещаться на нос лодки для того, чтобы поднять якорь – очень утомительно.
В кормовой части на внешней стороне приделан трос. Зачем, вопрос открытый. Рядом с ним крепления для фиксации весел. Трос постоянно в него попадает, и его приходится оттуда убирать. К тросу я обычно креплю якорную веревку, чтобы с задней банки было удобно доставать якорь. Другого применения для него не придумать. На мой взгляд, от него вообще можно отказаться, продумав другую систему крепления якоря. Лодка склеена очень качественно, из хорошего, возможно даже излишне плотного материла. Для снижения общего веса можно было использовать более тонкий материал баллонов. Дно усилено по центру.
Сборка
Собрать лодку проще, чем разобрать. Сборка лодки даже у неопытного не займет более 10-15 минут. Раскладываем чехол от лодки на берегу и заносим лодку прямо на него. Нажав один раз на клапан, он фиксируется в положении «на спуск», и лодка сдувается. Вытаскиваем пайолы и складываем их вместе с веслами в отдельную сумку. Подгибаем бока лодки и сворачиваем ее, начиная с транца. Перед тем как завернуть нос, нажимаем еще раз на клапан, переводя его в положение «закрыто». После очень удобно стягиваем чехол от лодки с помощью металлических колец, не опасаясь их сломать. Надо отметить, что пластиковые зажимы куда менее надежны, а по удобству не имеют никаких преимуществ. При этом чехол от лодки несколько великоват, по ширине и длине, но это минусом назвать нельзя, потому что стягивается все на ура.
Итоги тестирования
Конечно же, первая лодка серии требует доработок. Основное – это то, что расположение передней банки надо сдвигать ближе к носу. Возможно, нужно заменить деревянные банки надувными сидениями. Лодка, скорее всего, проектировалась для движения по небольшим водоемам, на которых не может быть сильной волны, соответственно, задранный нос надо убирать, делая ее более плоской. Передние баллоны более толстые. Тросы в кормовой части можно убрать, оставив лишь крепление для якоря и одной из сторон. Материал, из которого сделаны баллоны, можно выбрать более тонкий, тем самым еще уменьшив и без того небольшой вес.
Конечно, и в существующем виде лодка вполне удобна при использовании ее с небольшим мотором. Она очень маневренная. Эту лодку удобно использовать, когда нет много времени для рыбалки. С ней легко выйти на воду на вечернюю или утреннюю рыбалку буквально на пару часов, не тратя много времени на сборку и упаковку.
Илья Андреевич, i.nerovetsky@gmail.com