Благодаря любезности фирмы «Badger» и лично Балачевцева Максима Петровича участникам и постоянным членам форума «MaxFishing» были предложены для тестовых испытаний образцы новых надувных лодок из ПВХ серии Excel Line (2.8 – 3.6 м).
Уж не знаю за какие заслуги но одним из участников тестирования была выбрана и моя персона. За что еще раз выражаю благодарность поскольку для меня участие в испытаниях было вызвано не только интересом к новым лодкам но и давней увлеченностью ко всему что связано с водомоторной тематикой.
Мой выбор пал на лодку Excel Line 280. Почему именно на нее? Дело в том, что, в силу специфики своих рыбалок, за последние года 2-3 необходимость в лодке больших размеров у меня отпала. В последнее время я, как правило, выезжаю на рыбалку в одиночестве, отдавая предпочтение малым водоемам или прибрежной зоне Южной Ладоги и Южному побережью Финского залива. Без значительного удаления от берега и с обязательной поправкой на погодные условия. Рыбалки однодневные. Поэтому мобильность в сборах, легкость комплекта (лодка-мотор) и быстрота выезда имела для меня первоначальное и решающее значение. Размер лодки – 280 см – полностью подходил под маои запросы. А также под имеющейся у меня мотор Сузуки 2.5, 4т.
Теперь немного о самой лодке Excel Line 280. Изначально она, впрочем, как и все лодки этой серии, позиционировалась разработчиками как модель максимально упрощенной конструкции, максимально облегченной для своих размеров и простой в сборке-разборке.
Скоростные показатели
Посмотрим, что получилось в результате проведенных тестов и испытаний.
№1. Первый тест, который проходит любая новая лодка – это взвешивание.
Для определения ее реального веса и сравнение с тем весом, который заявлен официальным производителем и продавцом лодок. Еще во время доставки до дома в транспортной упаковке лодка показалась мне несколько тяжеловатой. Домашнее взвешивание показало следующие результаты:
- вес «шкуры» лодки в сумке – 21.6 кг;
- вес пайола в сумке – 10.8 кг;
- вес банок – 1 шт. = 2.06 кг / 2 шт. = 4.12 кг;
- вес весел – 16.2 кг.
Итого. Общий вес - 38 кг, честно говоря, удивил. Тем более что производителем модели Excel Line позиционировались как облегчённые по сравнению с лодками других серий. Проанализируем, откуда и почему данный вес получился.
Если вес пайолов, банок и весел является вполне нормальным и приемлемым, то вес «шкуры» в 21.6 кг великоват для лодки размером 280 см. Откуда такой вес взялся? Дело в том, что лодка склеена из материала ПВХ плотностью 1100. Отсюда и вес. Но что хорошо для лодок размером 360 см и выше, вовсе не является необходимостью для лодки 280 см. Поскольку это маленькая лодка, рассчитанная для использования под мотором максимальной мощности 5 л.с. (как правило, лодки таких размеров эксплуатируются под моторами мощностью 2.5-3.5 л.с.), то никаких экстремальных нагрузок конструкция не испытывает. И плотность материала 1100 явно излишняя. Тем более что на прокол (как многие ошибочно считают) плотность материала влияет очень мало. При неосторожном обращении ПВХ плотностью что 1100, что 750 прокалываются с одинаковой легкостью.
Мое твердое убеждение, что для изготовления лодки Excel Line 280 вполне и даже с запасом хватило бы материала ПВХ плотность 750 на баллоны и 1100 на днище. Что позволило бы снизить общий вес лодки примерно – на 6-7 кг, выйдя к показателям общего веса 30-32 кг. Для пайольной лодки с вклеенным транцем размером 280 это является вполне приемлемым и нормальным. К тому же размеры собранной лодки были бы более компактные. Что опять же не маловажно для тех пользователей, для кого наличие свободного места в багажнике автомобиля является существенным.
№2. Следующий тест. Визуальный осмотр лодки и конструктивные особенности.
Внешний осмотр лодки показал очень хорошее, качественное и аккуратное изготовление. Лодка действительно сделана на совесть. Все аккуратно. Все швы проклеены. Никаких подтеков клея. Крой идеально ровный. Геометрия обводов корпуса – пропорциональна. Без перекосов. Сопутствующий обвес и комплектующие (леера, уключины, весла) – все изготовлено очень качественно. К внешнему виду просто не придраться. Лодка действительно получилась красивой и производит впечатление добротной вещи.
Что касаемо конструктивных особенностей. Очень удачное совмещенное расположение клапанов в носу лодки. При накачке лодки нет необходимости переходить с насосом от борта к борту. Можно просто, не сходя с места, переставлять шланг насоса от одного клапана в другой. К тому же, подобное расположение совершенно не мешает установки пайолов. Все наверняка сталкивались с моментом, когда при сборке-разборке лодки пайолы цепляются за клапана, вызывая опасения их повредить. При расположении клапанов в носовой части эта возможность исключена.
Поскольку лодка Excel Line 280 является плоскодонной (без киля), к днищу предъявляются особые требования. В собранном состоянии днище сильно натянуто и вплотную, в отличие от килевых лодок, прилегает к пайолам. Поэтому более возможны повреждения материала днища при наезде на твердые предметы или протирания материала днища с внутренней стороны в местах соприкосновения с пайолами при неизбежном попадании под них песка, мелких камушков и прочего мусора. Для защиты днища на лодке Excel Line 280 с внешней стороны приклеена защитная лента ПВХ. С внутренней стороны днище вдоль бортов дополнительно усиленно в местах соединения пайолов. Да и само днище изготовлено из материала плотностью 1100, что для плоскодонной лодки только плюс.
Теперь о некоторых конструктивных особенностях, мимо которых просто нельзя пройти.
Наипервейший спорный момент. Вернее, спорный он только лишь для конструкторов лодки. Для всех остальных пользователей он очевиден как дважды два – это способ крепления банок. Для всех уже давно ясно и проверено практикой, что наиболее удобным является крепление банок в ликтрос. Это позволяет каждому пользователю устанавливать банки по своему удобству и усмотрению. Опять же, на ликтрос устанавливаются УКБ для крепления эхолота, держатели спиннингов, да и прочие рыболовные девайсы. Но конструкторы лодки Excel Line 280 пошли своим, давно уже отвергнутым большинством производителей лодок из ПВХ, путем – установка банок, фиксированных по месту в петли.
Выбранный способ вызывает недоумение. Какими принципами руководствовались конструкторы, выбирая именного подобный крепеж? Да, конечно, есть один маленький плюсик. Банки чуть быстрее и чуть проще снимать / вставлять на накаченной лодке, но на этом все плюсы и заканчиваются. Дальше идут только минусы. На лодках ПВХ, особенно под маломощными моторами, очень важны развесовка груза и место расположения рулевого. Ведь иногда для выхода на глис необходимо сместиться в кокпите вперед на несколько десятков сантиметров. Иногда сдвинуть банку в центр кокпита. На лодке с фиксированным крепежом банок в петли это сделать практически невозможно. И я даже не представляю, как решить эту проблему. Выход есть только один: переделывать крепеж банок под ликтрос. А куда крепить без дополнительных доработок эхолот, навигатор, держатели? Мне пришлось изворачиваться подобным образом. Но согласитесь – это уж совсем «ни в какие рамки».
К тому же петли для крепежа банок на лодке Excel Line 280 установлены совершенно не по месту. Задняя банка расположена слишком близко к транцу. При управлении лодкой даже такой короткий румпель как у Сузуки 25, 4т. упирается в бок. При левом повороте его нужно поднимать и заводить за спину. Передняя банка расположена слишком близко к уключинам. Мало того, что грести веслами постоянно мешают колени, так еще и не сделать полноценного размашистого гребка. Даже если в дальнейшем при производстве лодок по-прежнему оставить крепеж банок в петли, то их однозначно нужно переносить вперед. Заднюю банку – на 10 см. Переднею – на 20-30 см.
И еще одна конструктивная особенность лодки Excel Line 280, которая сразу же бросилась в глаза еще при первых просмотрах фото и первых видео ходовых испытаний – слишком приподнятый нос лодки. С одной стороны, это не плохо; он придает лодке большую мореходность при встречной волне. Но на модели Excel Line 280 подъем носа начинается слишком рано по отношению к общей длине лодки. Где-то с передней трети корпуса. А надо бы с четверти. Скорей всего слишком ранний подъем носа вызван тем, что на производстве размеров 280 и 320, лодки частично раскраиваются по общим лекалам. И для упрощения технологии и удешевления производства идет носовая часть одного размера. И если на лодке 320 см она смотрится более-менее гармонично, то на 280 см, на мой взгляд, не очень.
Теперь по пайолам. Пол лодки состоит из пяти пайолов, исполненных из водостойкой ламинированной «морской» фанеры. Соединения между ними фиксируются с помощью алюминиевого профиля. Стрингера не предусмотрены. Да они на данной модели ни к чему, поскольку надежно фиксируются металлическим профилем, а за счет эллипсовидных обводов корпуса и при правильной накачке надежно зафиксированы в кокпите и баллонами. К тому же лодка рассчитана на маломощный мотор до 5 л.с., так что пайолы не будут испытывать на себе сильной нагрузки при движении лодки. И никаких проблем с их фиксацией не возникнет.
Проблема в другом. Как я писал выше, пол лодки состоит из пяти пайолов. И вот тут явный просчет конструкторов. Если посмотреть на дно лодки в собранном виде, то видны выступающие углы в месте соединения пайолов. Это тоже вытекает из проблемы излишне приподнятого носа. Пять пайолов не дают плавного перехода пола от кормы к носу. И если на килевой лодке это было бы не так заметно, то на плоскодонке видно отчетливо. Выступающие углы в месте соединения пайолов, помимо не совсем эстетичного вида, влияют не в лучшую сторону на скоростные показатели. Но об этом в отчете по ходовым испытаниям. Проблему, я думаю, можно частично решить путем увеличения количества пайолов до шести. И посмотреть наиболее оптимальные места их соединения их друг с другом для более плавного перехода в носовую часть.
№3. Сборка-разборка.
Что приятно удивило в лодке Excel Line 280, так это ее довольно простая и удобная сборка / разборка. Первый раз, конечно, сборка заняла чуть больше времени, пока не была отработана последовательность и алгоритм действий. Зато потом все делалось быстро и без усилий. Пайолы легко вставляются и фиксируются друг с другом. Никакой путаницы в их нумерацией нет. Все понятно. Банки в петли вставляются вообще за 5 секунд (хотя подобный крепеж мне и не нравится). В общем, при наличии электрического насоса BRAVO BST 12 сборка и накачка лодки занимает минут 15-20 не напрягаясь. Разборка и укладка примерно столько же.
Единственно с чем я не смог разобраться, да впоследствии и не стал, это с переходником для клапанов от штатного насоса. Не знаю, по каким принципам нужно регулировать винт переходника, который отжимает шток клапана, но у меня при использование этого штатного переходника при отсоединение от клапана шток клапана почему-то не возвращался в закрытое состояние. И накаченная лодка сдувалась. Я не стал заморачиватся и поставил переходник от насоса BRAVO 12. Все стало в порядке. Короче, сборка лодки быстрая и простая. В этом ее большей плюс.
№4. Ходовые испытание.
Ну, вот теперь о самом главном. Ходовые испытания лодки Excel Line 280.
Лодка тестировалась под мотором Сузуки 2.5, 4т. Место тестирования: Финский залив и река Нева. Так что была возможность проверить ходовые и мореходные качества в различных условиях. При разной силе ветра, волнения, на течении и без.
В общем, несмотря на свои небольшие размеры, лодка показала хорошие мореходные качества. За счет высоко поднятого носа, при наличии одного шкипера на борту, совершенно не заливается придвижении по встречной волне. Чувствуешь себя в ней уверенно. При движении на веслах – хорошая ходкость. Но грести из-за неправильного расположения передней банки не совсем удобно. Веслам мешают колени. Широкого гребка не сделать. Банку надо переносить на 20-30 см к носу. То же касается и задней банки. Она расположена слишком близко к транцу. При управлении лодкой румпель мотора упирается в бок. При левом повороте его приходится поднимать и заводить за спину. Заднюю банку также нужно передвигать вперед сантиметров на 10.
Под мотором мощностью в 25 л.с. трудно рассчитывать на какие-то особые скоростные показатели, кроме стандартного водоизмещающего режима. Но поскольку лодка у меня не первая, а, тем более, не первое мое участие в тестировании различных лодок под маломощными моторами, представление, какую примерно максимальную скорость должна развивать плоскодонная лодка в размере 280 под мотором Сузуки 2.5, 4т. имелись. Предполагалось, что при пустой лодке и весе шкипера 90 кг, при посадке на передней банке с удлинителем румпеля, лодка должна разогнаться примерно до 15-16 км/ч. Но, к сожалению этого не произошло. При всех моих ухищрениях – перемещение по кокпиту, изменение углов откидки мотора, больше 12 км/ч выжать не удалось. Заявленных производителем каких-то особых скоростных качеств лодка не проявила. Я, конечно, понимаю, что гнаться за скоростью на моторе в 2.5 л.с. как бы смешно. Но все же. Могу сказать, что из лодок с плоским дном и вклеенным транцем в размере 280 эта модель оказалась одна из самых тихоходных. Причину я вижу в излишне большем весе (38 кг) и слишком приподнятом носе, который создает излишнюю парусность. А главное, причина в тех выступающих углах на стыках пайолов, которые не позволяют лодке легко скользить по воде, создавая сопротивление набегающему водному потоку. Но если эксплуатировать лодку в стандартном водоизмещающем режиме на скоростях 5-9 км/ч, этими техническими недостатками можно и пренебречь. Возможно, под мотором в 5 л.с. лодка покажет себя лучше. Но потестить лодку под этим мотором мне пока не пришлось.
Эта модель, конечно, предназначена для одного, но для чистоты эксперимента я потестил ее и с пассажиром на борту. Естественно, движение только в водоизмещающем режиме. Интересовало, насколько изменятся ее мореходные качества. Из-за близко расположенных друг к другу банок посадка пассажира на передней банке лицом к шкиперу не удобна (тесно). При посадке лицом по ходу движения не совсем комфортно пассажиру (встречный ветер и брызги). Пришлось снимать переднюю банку и сажать пассажира на надувной пуфик в нос лодки. И вот тут нос лодки при весе пассажира в 100 кг начал проседать. Сказался небольшой диаметр носового баллона. Лодку начало периодически заливать встречной волной. Движение стало возможным только на минимальной скорости. Так что если необходимо сохранить мореходные показатели лодки, нужно или подбирать пассажира полегче, или ему располагаться только на передней банке. Лицом по курсу. Но поскольку эксплуатация лодки данных размеров вдвоем – вариант все же не частый, то этим, в принципе, можно пренебречь.
В целом лодка при движении под мотором в 2.5 л. с. показала хоть и не выдающиеся, но нормальные показатели в водоизмещающем режиме. Очень хорошую мореходность с одним человеком на борту и хорошую устойчивость на якорной стоянке и ловле стоя.
№5. Подводя итог.
Лодка Excel Line 280 оставила о себе положительные впечатления. Особенно качеством и аккуратностью изготовления. Производит впечатление хорошей и надежной вещи. Но для достижения тех показателей, которые первоначально ставились производителем при проектировании данной модели. На мой взгляд, следует внести следующие конструктивные доработки и изменения:
1) Для снижения веса лодки и большей компактности в собранном виде изготавливать баллоны лодки из материала ПВХ плотностью не более 750.
2) Для удобства расположения в лодке, удобства управления и движения под мотором и на веслах, а также для возможности навески дополнительного рыбацкого оборудования, стоит изменить конструкцию крепления банок на крепление в ликтрос.
3) Для достижения лучших скоростных показателей не в ущерб мореходности, уменьшить подъем носовой части лодки. И рассчитать оптимальное количество и расположение пайолов. Для более ровной без «углов» плоскости дна лодки.
4) Уменьшить (в разумных пределах, конечно) стоимость лодки.
Еще раз спасибо фирме BADGER за предоставленную возможность протестировать новую лодку серии Excel Line 280. Надеюсь, результаты моего теста и высказанное мнение будут полезны при дальнейшем развитии и производстве данной модели.
Видео об испытаниях Вы можете посмотреть здесь.
Евгений, evgenij-m1@yandex.ru