Большое влияние на мой выбор лодки оказал один мой знакомый. До того, как он приобрёл лодку Badger FL 330 с жёстким дном я, честно говоря, и не подозревал о существовании лодок Badger. И замечательно, что узнал! На самом деле, на тот момент я вообще мало чего знал о лодках и моторах. Основными критериями для меня при выборе лодки были: максимальный размер при умеренном весе лодки с фанерным пайолом (хотел именно с жёстким дном), качество исполнения при минимальной цене, удобство сборки и возможность транспортировки в багажнике легкового автомобиля. Я приобрёл лодку Badger FL 390 W, о чём ещё ни разу не пожалел.
Большое влияние на мой выбор лодки оказал один мой знакомый. До того, как он приобрёл лодку Badger FL 330 с жёстким дном я, честно говоря, и не подозревал о существовании лодок Badger. И замечательно, что узнал! На самом деле, на тот момент я вообще мало чего знал о лодках и моторах. Основными критериями для меня при выборе лодки были: максимальный размер при умеренном весе лодки с фанерным пайолом (хотел именно с жёстким дном), качество исполнения при минимальной цене, удобство сборки и возможность транспортировки в багажнике легкового автомобиля. Я приобрёл лодку Badger FL 390 W, о чём ещё ни разу не пожалел.
В моём регионе (Москва и Московская обл.) мне известны два магазина, торгующие лодками Badger, – это «Велход» и «Мотор-М». В «Велходе» мне приходилось приобретать расходники для подвесного мотора, дополнительное оборудование и комплектующие, указанные в судовом билете.
В целом, магазин мне понравился – нормальные цены, обслуживание на высоком уровне, продавцы на все вопросы дают внятные ответы. В сервисном центре я ещё не бывал, ПВХ лодка и подвесной мотор не давали повода, но, по отзывам знакомых, сервис компании «Велход» – один из лучших. В «Мотор-М» побывать не получилось из-за неудобного месторасположения.
Мою новую лодку я приобрёл в Интернет–магазине по нескольким причинам: покупка непосредственно у производителя; цена, включающая бесплатную доставку из Питера, ниже, чем у дилера; возможность заказа доп. оборудования с сайта.
На мой взгляд, информации на сайте по сериям и моделям ПВХ лодок достаточно. Я получил всю интересующую меня информацию. Только по разделу аксессуаров есть претензии по поводу отметки наличия / отсутствия товара на складе. Поворотная платформа для кресла, крепления UniMount и элементы крепления UniMount до сих пор числятся как доступные на складе, но в наличии их и полгода назад, когда я заказывал лодку, и на моменты, когда несколько раз звонил, не было. Такая же ситуация была с воблерами Bomber. Хотелось бы получать достоверную информацию о наличии товара.
Много информации при выборе ПВХ лодки я получил на нескольких выставках, на стенде «Баджера», где имел возможность вживую посмотреть и потрогать лодку FL 360. Даже собирался приобрести её на выставке в феврале 2009 г., но её не оказалось в наличии.
Моторную лодку я брал в основном для рыбалки, так что я сразу же определился с выбором. Серия Fishing Line не только отвечает моим требованиям, но и по названию вполне подходит для моих целей. Остальные серии я рассматривал только для ознакомления.
Я был приятно удивлён оперативной доставкой моей новой лодки из Питера в Москву. С момента оплаты счёта в банке до момента получения лодки в транспортной компании прошло всего 5 дней. Честно говоря, я думал, что процесс растянется на месяц.
По поводу акции «Закажи у производителя». Я слышал про неё, но насчёт своего заказа точно сказать не могу, по акции я его покупал или нет. Знаю, что у производителя.
То, что доставка входит в стоимость ПВХ лодки, меня, как жителя региона, находящегося на приличном удалении от фирмы «Баджер», вполне устроило. Это, наряду с доступной ценой самого товара и организацией доставки, ставит мою лодку вне конкуренции относительно продукции других производителей. Я, при выборе моей новой лодки, обзванивал некоторые фирмы, в том числе и из Питера, так они все за доставку брали дополнительные деньги, хотя стоимость самих лодок у них была больше, чем у «Баджера» с доставкой. Одна фирма, не буду её упоминать, вообще предложила доставить лодку с проводником в поезде.
Получение лодки неудобств мне не доставило. Транспортная компания имеет несколько терминалов в Москве, так что я забрал лодку в удобном для меня месте.
Транспортная упаковка мне показалась не очень удобной. Хорошо, что у меня немаленький автомобиль. В седан такая коробка не влезла бы. Это притом, что лодка занимала примерно 60% места в коробке. Но это не так страшно, в крайнем случае, можно разобрать упаковку в транспортной компании, погрузив в автомобиль только лодку. Но я решил это действие отложить и при получении проверил только наличие всего, что я заказывал. Саму комплектацию ПВХ лодки проверил уже в гараже. Всё было на месте.
Базовая комплектация лодки меня вполне устроила, даже приятно удивила. Появились доп. ручки для переноски и якорный рым, чего я не видел ранее на лодках «Баджер». Убирать ничего не надо, но добавить бы я добавил. Мне кажется необходимым наличие на насосе манометра для контроля давления воздуха при накачивании баллонов. Вместе с ПВХ лодкой я заказал запасной клапан и ключ, но их не оказалось в наличии. Пришлось покупать клапан в «Велходе», а ключ у другого производителя. Судя по всему, эти комплектующие, после покупки лодки, приобретают очень многие. Также, учитывая, что ПВХ лодка подразумевает крепление подвесного мотора, хотелось бы в базовой комплектации иметь крепление для бензобака – очень полезная и необходимая вещь.
Из дополнительного оборудования я хотел заказать крепления UniMount (2 шт.), дополнительные элементы креплений к ним, поворотную платформу для сиденья, но всего этого не было в наличии. А сиденье и аптечку (заказывал для знакомого) доставили вместе с лодкой. Позже я на время приобрел «Монтажный блок» для крепления эхолота. Установил транцевые колёса, но для этого пришлось заказывать шайбы-проставки, чтобы не делать вырезы в выступающем из-под транца дне.
Регистрация лодки в ГИМС прошла с приключениями. Все необходимые документы были присланы компанией «Баджер», но при осмотре моей лодки выяснилось, что в бумагах в серийном номере присутствует лишняя буква G в конце номера, а в табличках на транце данной буквы нет. Кстати, в ГИМС регистрировал ПВХ лодку человек, у которого случилась такая же проблема с лишней буквой. Пришлось отложить регистрацию, созвониться с «Баджером» и заказать новые документы. Опять меня порадовала оперативность работы: в тот же день новые документы были отправлены мне. Но служба доставки на почте, после получения этих документов, не могла довезти их мне 4 дня, объясняя это тем, что курьер не успевает до меня доехать. Пришлось ехать самому. Рекомендую фирме поменять компанию доставки документов.
В судовом билете не указана категория плавания. Имеется только формула класса и условия плавания: высота волны – 0.5 м, удаление от берега – 1000 м.
Помимо спасательных жилетов я должен иметь на борту следующее: звуковой сигнал, фонарь, фальшфейер, спасательный линь, огнетушитель, отпорный крюк, черпак, якорь (3 кг), якорный канат, обух-кольцо (до сих пор не понял, что это такое), буксирно-швартовый канат, вёсла (2 шт.), мед. аптечка, ремкомплект.
Номер на борт я не наносил, а купил так называемый «Самонаборный регистрационный лодочный номер», который прикрепил к боковому лееру. Кстати, было бы хорошо, если бы в «Баджер» придумали что-нибудь похожее под цвета ПВХ лодок. На мой взгляд, прозрачный карман для номера из картонки не очень хорошая идея. Плёнка кармана наверняка затрётся, потеряет прозрачность или полопается, испортив внешний вид лодки.
Сборка и первый спуск надувной лодки на воду прошли без проблем. Естественно, первая сборка происходила при помощи инструкции, в которой всё достаточно подробно и доходчиво описано. Косяков в ней не заметил. Собрали лодку вдвоем за 20-25 минут. Для облегчения сборки лодки вроде ничего не надо. Единственное, при разборке бывает трудно отсоединить стрингеры от пайолов.
Подвесных моторов у меня два: электромотор MinnKota 32pro (0.5 л. с.) и бензиновый Mercury ME 15M (15 л. с.). На Mercury 15M установлен алюминиевый штатный гребной винт с параметрами 9Х9. При первом выходе на воду проблем с комплектом лодка + мотор не обнаружено, а вот с установкой мотора они есть. По паспорту АКП лодочного мотора должна находиться на расстоянии не более 25 мм от нижнего края транца, но визуально это расстояние значительно больше. Проблем от этого я пока не заметил, да и поэкспериментировать с высотой установки двигателя не было времени, так как мотор я приобрел в конце сентября и пока успел только обкатать движок. Планирую поэкспериментировать в следующем сезоне. Во время движения под подвесным мотором избыточного брызгообразования не было, чему я был очень рад.
Свою лодку я перевожу в багажнике автомобиля. От автомобиля до места сборки лодку в сумках переносим вдвоём с другом. Сумки достаточно удобные. Первоначально для накачивания лодки я использовал штатный насос Bravo 9. По функциональным качествам насос считаю оптимальным. Он быстро накачивает и выкачивает воздух, но мне его хватило всего на 3 выхода на рыбалку. У него перестала качать большая камера. Такое впечатление, что качаешь впустую. Я объехал магазины, но точно такого же не нашёл. Пришлось купить Bravo 7, но у него одна камера, и качает он заметно дольше. Транцевые колеса считаю самым основным аксессуаром. Не представляю, как бы пришлось корячиться, таская лодку до воды на руках.
Эксплуатировал моторную лодку только на озерах и водохранилищах с илистым дном и средними глубинами от 5 до 20 м. Большой волны лодка не испытала. Для данных условий моя лодка прекрасно подходит. Комфортно рыбачить вдвоём (вес ~ 200 кг, плюс снаряжение, снасти (~ 30 кг), плюс вес мотора (34 кг) и бака с бензином на 25 л.). С большим количеством народу эксплуатировать лодку возможности не было. Вместимость судна и диаметр баллонов меня устраивает полностью.
Хотелось бы, чтобы в комплекте с лодкой уже шёл переходник для регулировки высоты мотора, а то приходится изготавливать бруски для прокладок. ПВХ лодка довольно уверенно идёт как в водоизмещающем режиме, так и на глиссере. К прохождению поворотов тоже претензий не было, хотя прошу заметить, что у меня состоялась только обкатка мотора, т.е. без экстрима и лихачества. Единственное, что мне не понравилось, это движение задним ходом. Может, конечно, так и должно быть, но лодка управлялась с трудом. Вернее сказать, вообще не управлялась. Но я подозреваю, что тут дело не в лодке.
Надувная лодка Badger FL 390 W под Mercury ME 15M в режим глиссера выходит очень быстро. Я не засекал по времени, но с указанным выше весом (2 человека + снасти + мотор с баком), мне показалось, где-то секунд за 5-7. Учитывая то, что лодочный мотор новый и выходы на глиссер при обкатке длились не более 1–2 минут, скорость по GPS была всего 33 км/ч. Дельфинирования не было.
На данный момент мощности моего двигателя (15 л. с.) мне вполне достаточно. Но ко всему привыкаешь, может быть, скоро ее станет не хватать. Гребной винт, по описанным выше причинам (новый подвесной мотор) подбирать не пробовал, тахометр не использовал, но считаю, что для двигателей тахометр – вещь необходимая. Может, со временем, приобрету себе.
Качество изготовления моей ПВХ лодки я оцениваю как очень хорошее. Гарантийных случаев не возникало (если только поломку насоса можно отнести к такому). Кстати, есть ли в продаже насосы Bravo 9? Я хотел бы приобрести. В сервисный центр обращаться не приходилось, надеюсь, и не придётся.
Свою лодку я эксплуатирую 5 месяцев, если это можно назвать эксплуатацией (16 дней рыбалки). Качество швов в норме, баллоны за 5 дней рыбалки не сдулись. Единственное, хотелось бы, чтобы швы и навесные элементы крепились аккуратнее (ровнее). Потёртостей не заметил. Покрытие транца как новое. Самостоятельно ремонт моей лодки не производил, повреждений не было. Клапаны пока тоже не выкручивал и не менял, не было необходимости. Лодку мою после каждой рыбалки перед разборкой.
На сегодняшний день я бы не изменил свой выбор. Меня моя надувная ПВХ лодка полностью устраивает. Определяющими параметрами по-прежнему считаю умеренный вес при больших размерах лодки и простоту сборки. Для меня нормальный размер лодки 3.5 - 4.0 м. Меньше – тесно, больше – тяжело таскать и собирать, проблемы с перевозкой. О том, чтобы приобрести лодку меньшей длины, чем 3.5 м, я даже не думал.
Как я уже писал выше, для меня ПВХ лодка Badger FL 390 является идеальной для тех условий, в которых я её эксплуатирую. Для рыбалки лучше и не придумаешь (на мой взгляд), а с тем условием, что есть возможность выбора типа дна, лодка «Badger» оставляет конкурентов далеко позади. Соотношение веса и размеров оптимальное. Естественно, хочется, чтобы лодка была легче, но надо реально смотреть на вещи.
Из других плавсредств, которые могли бы поступить в продажу, меня, наверное, заинтересовали бы небольшие гребные лодки с возможностью установки съёмного транца для крепления электродвигателя и жёстким дном для установки аккумулятора. Такая лодка необходима для рыбалки на малых водоёмах, где на Badger FL 390 не развернёшься.
Ещё хотелось бы иметь внутри моей лодки карманы для якоря и всякой мелочи, а вот сумка на сидение в стандартной комплектации, на мой взгляд, наоборот, не нужна. Мне она вообще не нравится, мне удобней под банки ставить ящики со снастями.
Сейчас у меня фанерный пайол, но я всерьёз задумался о приобретении дополнительно надувного пола (AirDeck), который планирую использовать для однодневных выездов и с электромотором, а фанерный пайол для выездов на несколько дней и с бензиновым мотором.
Планирую установить на мою лодку держатели для удилищ, крепление UniMount для крепления даунриггера, сиденья на баллон. Также хотел бы со временем приобрести надувное кресло со спинкой для двух пассажиров (жены с дочкой). Что-то похожее я видел у «Посейдона». Элементы навесного оборудования пока клеить не приходилось, но инструкция по приклейке и по ремонту определенно нужна.
На мой взгляд, крепление для буксировки лыжника или «ватрушки» необходимо для тех лодок, на которых допускается по техническим характеристикам данная буксировка. На моей ПВХ лодке это невозможно, но мне кажется, что кольцо для буксировки, хотя бы самое простейшее, должно быть в базовой комплектации, так как, например, в моём случае его наличие требует ГИМС. Придётся докупать кольцо и сверлить транец.
Я использую якорь весом 4 кг, хотя в судовом билете мне указали вес 3 кг. Во время движения якорь не закреплён и лежит в носовой части лодки на пайоле, а канат от якоря намотан на мотовило. Капот со стеклом и фальшборт считаю лишними для моей лодки. Во-1, он съест много места, а во-2, я не планирую ходить по высокой волне, а в отсутствие волны брызги в носовой части отсутствуют. Но если будет такая возможность, то, мне кажется, спросом эти допы будут пользоваться. А вот над установкой тента, может, подумаю. Хотел бы установить дистанционное управление, но меня пугает время сборки и разборки лодки с ДУ и неоправданно высокая цена самих элементов ДУ.
Качество моей лодки Badger FL 390, на мой взгляд, выше обычного соотношения категории цена / качество. Радует, что в базовой комплектации уже есть практически всё необходимое навесное оборудование, за которое другие производители берут дополнительную плату. И это учитывая, что стоимость ПВХ лодок в базовой комплектации (без этого оборудования) у них на порядок выше.
Главное достоинство моей лодки в том, что она полностью соответствует моим требованиям и дарит мне только положительные эмоции во время эксплуатации. Недостатков я пока не заметил, за исключением описанной выше проблемы с насосом Bravo 9.
Моей семье и друзьям моя надувная лодка тоже понравилась. До того, как я ее приобрел, они не интересовались лодками. Но самому факту появления такой покупки были рады. А так как лодочный мотор я приобрёл только в конце сентября, оценить по достоинству ходовые качества лодки смог только мой друг - семья с нетерпением ждёт следующего лета.
Дмитрий Валентинович, savid@yandex.ru, Московская обл., г. Мытищи