Я живу в Якутии, на красивейшей реке Колыма. В летний период выходные дни провожу на реке. Для этого мной были приобретены лодка «Крым» и мотор YAMAHA 40 Enduro. Эксплуатирую их уже третий сезон.
Почему я становил свой выбор на гребном винте ProPulse? Да потому, что не надо возить с собой лишних два, а то и три лодочных винта. Река Колыма богата рыбой и дичью, и когда едешь на рыбалку или на охоту, невозможно заранее знать, сколько будет груза на обратную дорогу. Ездим мы далеко, от 80 км и дальше. А гребные винты ProPulse дают возможность изменять шаг винта в зависимости от загрузки в очень короткие сроки.
О винтах ProPulse я читал в Интернете, где-то год-два назад. Хотел приобрести его ещё тогда, но ни один интернет-магазин в то время их не продавал. Как только появилась возможность приобрести его на www.badger.ru, я это сделал.
Я заранее связался с менеджером и еще до прихода винтов в магазин оплатил их. С менеджером консультировался по поводу модели винта на мой мотор. Хотя можно было и не консультироваться: на сайте была исчерпывающая информация о данных винтах (в том числе, на какие модели лодочных моторов они устанавливаются). К доставке, упаковке и к внешнему виду винта никаких претензий нет, все упаковано очень качественно.
До ProPulse я использовал оригинальные винты YAMAHA c шагом 12 и 15 дюймов, винты SOLAS 13 и 17 дюймов и винты Hustler для Yamaha от 12 до 15 дюймов, четырехлопастной SOLAS на 14 дюймов, все винты алюминиевые.
Как я уже писал выше, эксплуатирую я Крым с YAMAHA 40 Enduro, и писал, что ездим мы далеко. Средняя загрузка лодки при выезде на рыбалку составляет, в среднем:
- 120-150 литров бензина (в моей лодке Крым в корме установлен стационарный бак на 75 л + 2-3 бака по 24 л, итого в корме килограмм 100-120),
- Скарб - палатка, спальники, рюкзак, сети - на 50-70 кг,
- Два человека - мой вес - 115 кг, в одежде - 125-130кг, и напарник - 100 кг.
Итого, минимум, 400 кг.
Река Колыма течет со скоростью 10-13 км/ч, имеет как песчано-гравийное, так и каменистое дно. На всех винтах, кроме четырехлопастного 14-дюймового SOLAS, на которых я ездил при полной загрузке лодки (500-650 кг) выход на глиссирование очень долгий и расход топлива просто бешеный. А с винтами ProPulse и выход легкий, и расход уменьшился. Причем указанный вес трехлопастной SOLAS на 13 дюймов вообще не вытаскивает, а ProPulse можно выставить на 13 дюймов (если верить описанию винта, то это как трехлопастной на 14) - и поехал. Не скажу, что моя лодка очень легко выходит на глиссирование, но выходит, и расход топлива намного ниже.
У нас на реке в период половодья несет очень много палок и всякого хлама, бывает так, что не заметишь сразу, и приходится выкручивать руль перед препятствием. Я заметил, что на четырехлопастном винте подхвата воздуха нет.
Когда я приобрел гребной винт ProPulse, товарищи очень скептически отнеслись к моей покупке. А когда на трех лодках поехали на охоту весной вверх по течению реки, то вот, что получилось. На охоту мы ездим за 80 км от поселка. На первой лодке YAMAHA 40 Enduro был установлен оригинальный винт YAMAHA 15 дюймов, на 2 лодке с Mercury40 стоял 16-дюймовый SOLAS.
Я поставил винт ProPulse на самую последнюю риску в плюс, т.е. на шаг 16'' (или трехлопастной на 17, согласно описанию винта). Результат поездки для оппонентов был ошеломляющий: топливо у них закончилось, не доезжая 20-25 км до места, а я доехал до места, и в баке оставалось еще литра 3 топлива.
Мы начали разбираться и пришли к единому мнению, что средние обороты тахометра у них были около 4200-4400, а у меня - около 3750-3900. И приехали мы вместе, я ни на минуту не задержался. Так что наиболее важными параметрами при использовании винта ProPulse для меня стали:
1-Возможность двигаться на крейсерской скорости с максимальной загрузкой;
2-Экономия топлива.
Как я писал выше, я эксплуатировал мотор с 14-дюймовым четырехлопастным алюминиевым винтом фирмы SOLAS. Под загрузку в 300-350 кг винт очень хороший: и на глиссирование выходит намного быстрее своих трехлопастных собратьев, и двигатель не насилуется высокими оборотами на удержании глиссирования. Но он, все же, не дает тех возможностей по регулировке шага, как винт ProPulse.
Главной особенностью гребных винтов ProPulse является то, что шаг установки лопастей можно изменять соответственно загрузке судна, и один и тот же гребной винт может стать как грузовым, так и скоростным. Это большое подспорье в эксплуатации мотора под нагрузкой или просто на отдыхе.
Изменять шаг винта очень легко даже новичку. Надо только отпустить гайку крепления винта к гребному валу, немного отпустить четыре винта ступицы винта и повернуть верхнюю часть ступицы по или против часовой стрелки, в зависимости от того, какой Вам нужен винт - грузовой или скоростной.
Так получилось, что я налетел на осерёдыш (мелководье на фарватере) и повредил одну лопасть. То, что у меня нет одной лопасти, я заметил уже по приезду домой. На 4000 оборотов двигателя я ехал на трех лопастях (вниз по течению) и при этом не заметил тряски (вибрации двигателя), не было никаких признаков, что я еду без одной лопасти.
Материал, из которого сделаны лопасти этого гребного винта, хороший, легкий, но хрупкий, не для езды по горным речкам и не для каменистого дна: при ударе выкрашивается или ломается лопасть. Алюминиевые винты крошатся редко, в основном мнутся, и за свой недолгий опыт эксплуатации винтом у меня не было ни одного случая, чтобы лопасти на винтах отлетали.
Единственной недоработкой производителя считаю следующее: в инструкции по эксплуатации винта надо отдельно указать ярким шрифтом, что при замене лопасти винта надо очень тщательно и с усилием протягивать четыре болта ступицы. Потому что при замене лопасти вроде протянул хорошо, а приехал домой - и при осмотре винта обнаружил, что болты были отпущены, а шаг винта был изменен самопроизвольно.
Андрей Николаевич, colymchanin@mail.ru, Республика Саха (Якутия), п. Зырянка