Я эксплуатирую надувную лодку Badger Heavy Duty 430 AL, мотор Tohatsu 40С – 40 л.с., винт стандартный трехлопастной, шаг 11”, а также четырехлопастной гребной винт с изменяемым шагом ProPulse #6902.
Весь комплект был куплен в 2009 году и сначала проходил обкатку на входившем в комплект мотора трехлопастном алюминиевом винте на пресном озере, а потом и на море. Тахометр на лодке не установлен, но, на слух, мотор явно недогружался при загрузке в четыре человека и небольшого количества снаряжения.
Однако избыточная мощность бывает очень полезной при попадании в сложные метеоусловия на море. Кроме того, вода, попадающая в лодку, хорошо ее догружает, и при этом лодка все равно выходит на глиссирование.
Вопрос о приобретении дополнительных винтов стал актуальным при подготовке к поездке на рыбалку и осеннюю охоту на один из притоков Колымы, изобилующий мелкими перекатами с твердым дном. Сначала искали что-то стандартное: либо стальной винт, либо несколько дешевых алюминиевых. Покупать для этого стальной винт мы не решились, потому что он стоил очень дорого и, было неизвестно, что с ним случается при наезде на серьезное препятствие. Алюминиевые значительно дешевле, но их нужно несколько и опять получается дорого. Тогда и пришли к идее покупки винта со сменными лопастями.
Мы остановили свой выбор винте ProPulse из-за изменяемого шаг винта и, при этом, приемлемой цены. Кроме того, с Интернет-магазином www.badger.ru у меня уже был положительный опыт общения.
Заказали также дополнительный комплект лопастей, оплатили, получили. Первое впечатление сложилось очень хорошее: качественная отливка, просто и удобно регулировать шаг винта и менять лопасти; на вид винт - очень надежный и прочный.
Первое испытание провели на море. Регулировка шага винта в среднем положении (предположительно 14'), в лодке находилось четыре человека без груза. Первое впечатление – тяга на холостом ходу намного больше, лодка чуть дольше выходит на глиссирование, но все равно делает это быстро и уверенно. Судя по ощущениям, несколько выросла скорость, но мотор перегружен.
Меняю шаг винта на минимальный (согласно описанию, это 11'): скорость и тяга на холостых оборотах всё равно остаются выше, чем на «родном» винте. Делаем первый вывод: тяга и нагрузка на мотор у четырехлопастного винта ProPulse выше, чем у трехлопастного винта с таким же шагом. А ведь об этом хотелось бы узнать из описания на винт до его покупки, а не определять опытным путем.
Тут же выяснился один минус данного винта: из-за зазоров между лопастями и корпусом винта, этот лодочный винт мотает на себя много травы. За «родным» винтом этого явления не наблюдалось вовсе. Дело в том, что величина прилива у нас достигает 5 метров. Поэтому после отлива оголяются донные заросли морской растительности, которые для винта ProPulse являются непреодолимыми. Он сразу на себя мотает их столько, что мотору винт не провернуть. В то же время, «родной» легко преодолевает эту полосу растительности.
Дальнейшая эксплуатация винта проходила на мелкой речке - притоке Колымы. В первую очередь для неё он и был приобретен. Загрузка – 3 человека + 50 литров топлива помимо бака, снасти, оружие и куча походного скарба. Шаг винта минимальный. Сначала наш путь лежит на 25 км вниз по течению довольно быстрой речки (скорость течения - 1,1 м/с согласно карте), а потом столько же вверх по ее притоку (скорость течения - 0,4 м/с).
С такой загрузкой лодка уверенно вышла на глиссирование и шустро заскользила вниз по течению. Первый наезд на препятствие состоялся при попытке подойти к берегу на малом газу. Я не успел заглушить двигатель и зацепил дно. Подняв мотор и подойдя к берегу, обнаруживаю… полное отсутствие одной из лопастей!
Её не обломило, а именно вывернуло из посадочного места. Остальные лопасти практически не пострадали. Несмотря на отсутствие видимых повреждений на корпусе винта, опасаюсь, что новую лопасть вставить не удастся. Но нет: замена лопасти происходит без проблем. Тут выясняется еще один «сюрприз»: в комплекте запасных лопастей одна лопасть не из этого комплекта. На всех лопастях маркировка 6502-0, а на одной - 6501-0 и она явно больше других. Такого от шведов я никак не ожидал и, поэтому не догадался проверить до поездки.
Спустившись вниз по течению, поворачиваем во впадающую речку. Несмотря на то, что течение здесь несильное, вверх лодка идет неохотно, явно с перегрузом, а уменьшить шаг винта невозможно: уже и так минимум. Решаем заменить винт ProPulse на «родной».
С ним лодка бодро бежит вверх по перекатам без особых напрягов, пока не встречает на своем пути мелкий каменистый перекат. После осмотра винта становится ясно, что его дальнейшая эксплуатация невозможна без серьезной обработки.
Посовещавшись, принимаем решение идти дальше на гребном винте ProPulse, удалив у него две лопасти и, тем самым, уменьшив нагрузку на двигатель. «Родной» винт придётся ремонтировать, если ничего другого не останется. Шаг ставим средний. На мое удивление, это дало положительный результат: никакой вибрации не замечается, а лодка бодро выходит на глиссирование. В общем, последующие дни лодка эксплуатировалась именно в таком режиме. В итоге, была потеряна еще одна лопасть и две лопасти обломились под корень.
После наезда на перекат с мелким галечным дном на лопастях остаются зазубрины, которые легко правятся напильником. Скорость и расход топлива также в норме.
В целом, лодочный винт ProPulse мне понравился. И это несмотря на недостаточную для моих целей регулировку шага винта, слабый узел крепления лопастей. Количество потерянных и сломанных лопастей говорит о том, что в данном случае винт со сменными лопастями – это идеальный вариант, особенно если посчитать, во что обошлось бы такое количество сломанных алюминиевых винтов.
Поэтому он будет эксплуатироваться дальше именно в двухлопастном варианте. Из обломанных лопастей были изготовлены заглушки на места отсутствующих лопастей. Хотя можно попытаться подобрать для него лопасти меньшего диаметра от другого винта. Хотелось бы услышать комментарии производителя по данному вопросу.
Владимир Владимирович, in-root@km.ru, Магадан