Проживаю я в Сибири, где протекает великая река Обь. Рыбалкой занимаюсь практически все свое свободное время. В прошлом году я стал водномоторником: мною была приобретена старенькая мотолодка Обь в довольно приличном для своих лет состоянии.
Эксплуатировал я ее, изначально, под подвесными моторами Советского производства Нептун-23 и Вихрь-20. Из-за их ненадежности к началу сезона 2010 года на 'Обушку' был поставлен румпельный Suzuki DF 30. Мотор шёл с родным винтом 12 шага, с которым лодка показывала довольно неплохие показатели: максимальная скорость по GPS-навигатору – 45 км/ч при 5900 об/мин по тахометру, уверенный выход на глиссирование, достойные управляемость и экономичность мотора.
Мои лодка и подвесной мотор эксплуатируются много, поэтому я решил в дополнение к оригинальному гребному винту приобрести запасной.
Имеющийся оригинальный винт с 12 шагом для моей легкой лодки по характеристикам ближе к грузовому. Мне захотелось увеличить максимальную и крейсерскую скорость, что, соответственно, увеличит и экономичность мотора.
Кроме того, я хожу на лодке в разных условиях: от половодья по затопленным ливам, закоряженным протокам и прямицам, часто меняющим свое русло; до осеннего спада воды с оголившимися мелями, вновь образовавшимися песчаными косами и топляками.
Все это предъявляет к винту определенные требования: втулка должна быть срезаемой, чтобы защитить дорогие детали редуктора и сами лопасти от поломки при ударе во время движения. Важны и возможность приобрести новую втулку, простота замены этой втулки в полевых условиях, материал винта (предпочтительно, алюминий). Кроме того, нужна была и возможность покупки через интернет, т.к. проживаю в сельской местности, а до областного центра 400 км. Хотелось, чтобы доставка была 'до порога', почтой.
Проштудировав интернет, я обнаружил несколько положительных отзывов об алюминиевых гребных винтах Хастлер со сменной срезаемой втулкой.
Зайдя на сайт компании Badger, торгующей данными лодочными винтами, я был приятно удивлен этим сервисом: разнообразие товаров, возможность оперативно получить дополнительную информацию у консультантов компании, пообщаться на форуме, и все это при вполне демократичных ценах на товары.
Судя по информации, представленной на сайте, производитель Хастлер выпускает довольно широкую линейку винтов алюминиевых и стальных, практически для всех мощностей подвесных лодочных моторов.
Компания Badger предоставляет возможность, что, кстати, очень выгодно, приобрести набор винтов Хастлер, который состоит из двух лопастей необходимого размера и втулки. По сути, воспользовавшись этим предложением, можно получить два полноценных винта по цене, равной одному оригинальному. Зарегистрировавшись на сайте, я заказал набор винтов Хастлер с лопастями 3-10 1/2-11, 3-10 1/8-13 и втулку с доставкой Почтой России. Оплату я произвел через Сбербанк России, а через двенадцать дней посылка уже лежала у меня дома, что, на мой взгляд, довольно оперативно.
Винты были в качественной упаковке от производителя, а в самой посылке меня ждал небольшой сюрприз - кроме набора винтов Хастлер, компания Badger вложила стабилизатор-анод (плавник редуктора мотора), который необходимо установить взамен родного, т.к. хастлеровские лопасти имеют другую геометрию. Внешний осмотр винтов Хастлер показал очень качественное исполнение. Отливка, геометрия, обработка кромок и окраска - всё на высоте. Дело осталось за малым - протестировать их на моем комплекте.
Сборка самого винта и его установка на мотор очень проста и не требует какого-либо специального инструмента. Весь процесс занимает считанные минуты вместе с заменой стабилизатора-плавника. И вот, я на воде. Сразу был установлен винт 13-го шага, который с самого начала движения поразил меня своим упором. Казалось бы, при увеличении шага, выход на глиссирование должен был немного затянуться в сравнении с родным 12-м.
На практике же под 13-м от Хастлер лодка просто-таки выстреливала при резком старте и быстро ложилась в глисс. Управляемость и грузоподъемность остались на высоте, а максимальная скорость увеличилась не только по сравнению с оригинальным винтом 12' шага, но и в сравнении с 14' винтом от Solas, который я брал для тестов у знакомого.
Вот данные замеров, полученные мною:
1. Оригинальный гребной винт Suzuki 12' - скорость 45 км/ч при 5900 об/мин.
2. Хастлер, шаг 13' - 48-48,5 км/ч при 5700 - 5760 об/мин (однажды максимальная скорость дошла до 49,5 км/ч, которую больше повторить не удалось).
3. Solas 14' - 47,5-48 км/ч при 5600 об/мин.
4. Хастлер, шаг11' даже не мочил, потому что остался очень доволен 13-м Хастлер.
По прошествии сезона эксплуатации лодочного винта Хастлер я могу сделать некоторые выводы. Гребной винт фирмы Хастлер, по моему мнению, очень близок к оптимальному винту для моего комплекта. У этого винта очень хорошее исполнение, качественные материалы лопасти и втулки, просчитанная геометрия, хорошая, крепкая окраска. Все это помогло показать достойные характеристики моего комплекта – лодка Обь под мотором Suzuki DF 30 достигла максимальной скорости в 48 км/ч. Также, что более важно для меня, я получил увеличение крейсерской скорости при неплохой экономичности. К закрытию сезона винт остался неизменным по своим характеристикам даже после нескольких проходов по мелководью, за исключением отпескоструенных концов лопастей.
К моему сожалению, компания Хастлер не производит для лодочных моторов Suzuki гребные винты шага 14' или 13', но несколько большего диаметра, чем имеющиеся, а так же стальные винты для лодочных моторов в 25 - 30 л.с. Я думаю, такие винты вкупе со своими характеристиками имели бы определенный интерес для водномоторников, имеющих легкие лодки.
Ну, и напоследок, хотелось бы еще раз отметить качество работы компании Badger, большое разнообразие представленного товара, разных ценовых категорий, уровень работы с клиентами, простоту, понятность и доступность, а так же, что очень важно, надежность в совершении покупок в интернет-магазине.
Игорь Анатольевич, ageeva-luba@mail.ru, Томская обл., с. Парабель