Раньше со старыми моторами даже при минимальной нагрузке этого не наблюдалось. Обычный режим плавания – 32 км/ч при оборотах 5200 об/мин. Расход топлива при этом составил 0,45 л/км.
Водно-моторным туризмом я занимаюсь давно, можно даже сказать, - всегда. Сначала в детстве возил отец, потом вырос и начал ходить самостоятельно.
Мотолодка Москва-2 была приобретена мною в 1984 году специально для ежегодных походов в отпуск. Её размеры – 5 на 2 метра, вес корпуса – 400 кг. С тех пор хожу на ней уже 26 лет. Нельзя сказать, что она до сих пор, как новая, но служит исправно. Ходил под двумя моторами: Москва-25, и Москва-30. За эти годы я успел собрать неплохую коллекцию лодочных моторов, и с оптимизмом смотрел в «завтрашний день».
Базируюсь я в Санкт-Петербурге, мой район плавания - Северо-запад: Финский залив, р. Нева, Ладожское озеро, Ладожские каналы, реки Волхов, Свирь. Техника у меня уже немолодая и не очень надежная, но, учитывая большое количество запчастей, ходить можно.
Расход топлива в 0,8-1,0 л/км и скорость в 23-27 км/ч меня не то чтобы устраивали – других не было. Моторы при рождении комплектовались тремя сменными винтами с разным шагом, поэтому опыт подбора винтов у меня имелся. Я ходил, обычно, на грузовых винтах с шагом 250 мм, потому что лодка с отпускной нагрузкой для этих моторов была тяжеловата. С минимальной нагрузкой в 1-2 человека дело обстояло лучше, но заветной цифры в 30 км/ч достичь, никак не получалось. Выход на глиссирование был затяжной: «горб» сопротивления не ярко выраженный, нос при выходе не поднимался вообще. Я не обращал на это внимания – других подвесных моторов все равно не было.
Несколько лет назад в результате «реформаторского» зуда руководства клуба и неоднозначное отношение к клубу чиновников привели к сносу гаражей и, хранить коллекцию моторов мне стало негде. Поневоле пришлось окунуться в мир современной техники, новейших технологий и сопутствующих им цен. Я случайно набрел на новый мотор Tohatsu 50 TLDI по цене обычного двухтактника. Раздумывал недолго. Энди Кларк на сайте Баджера о нем хорошо отозвался. Мощность в абсолютных цифрах невелика, но еще в далекие советские времена производители рекомендовали как наиболее экономичный вариант два Нептуна-23. Кроме того, моя лодка позиционировалась как быстроходная туристская, а не скоростная прогулочная. Поэтому я решил, что хуже, чем было - ходить она не будет.
Приходится подробно описывать предыдущие события, потому что по материалам сайта понял – крупные металлические каютные мотолодки, да еще и советской постройки, в практике фирмы не характерны.
Новый мотор появился у меня в мае 2008 г. Он комплектовался одним гребным винтом с диаметром 11,1 и шагом в 13 дюймов. Видимо, Solas. Еще до спуска на воду встал вопрос о запасных винтах, потому что потеря 1-2 винтов за навигацию - это почти обычное дело. Изготовители, как правило, комплектуют моторы скоростными винтами.
Мой лодочный винт был чем-то средним, но явно были нужны винты с меньшим шагом. Solas оказался довольно дорогим винтом, и покупать несколько с разным шагом для меня оказалось делом довольно затратным. На сайте Баджера я увидел лодочные винты Hustler. Все винты разных шагов, а наборы их – выгодное предложение. Причём, дешевле, чем Solas.
Не видя винтов вживую, возможность замены лопастей для подбора оптимального винта казалась заманчивой. В результате, я заказал набор Hustler (40-75 л.с.) для Tohatsu с шагом 10,5 и 11 дюймов. Винта с шагом 10,5 дюймов в наличии не оказалось, и я согласился взять винт с шагом 12 дюймов. И, как потом оказалось, не зря.
Мотор я обкатывал со штатным винтом 13 дм. Больше 4100 об. мотор не раскручивал и я решил, что винт очень тяжелый. После 10-часовой обкатки было принято решение сразу поставить гребной винт Hustler 12 дюймов. Тут же открылись дали, а горизонты окрасились в розовые и голубые цвета. Навигацию 2008 г. отходили на этом винте.
В навигацию 2009 г. после загрузки пассажиров и продуктов при отходе от г. Приозерска в Ладожские шхеры на 12-дюймовом винте лодка не пошла. Я обрадовался возможности испытать винт с шагом 11 дюймов. Но, к сожалению, приятного сюрприза не получилось. Позже выяснилось, что помпа откачки воды неисправна и от Питера до Приозерска набралось много воды. Тогда я списал потерю хода на неблагоприятное расположение звезд на небе, хотя отсутствие эффекта от уменьшения шага винта запомнил. Две навигации, пройденные на гребном винте Hustler 12 дм – это, на мой взгляд, достаточное основание, чтобы иметь такой же запасной винт. К навигации 2010 г. я на Баджере купил еще один набор Turning Point Hustler с шагом 10 и 12 дюймов. Эйфория от обретения современного мотора несколько улеглась, поэтому я решил испытать имеющиеся винты более придирчиво.
Моя лодка оборудована дистанционным управлением – рулевым и газом-реверсом, а также GPS навигатором и эхолотом, комплектным к мотору тахометром и очень удобным управлением дистанционного откидывания мотора с возможностью изменения угла наклона мотора на ходу. Установлен и самодельный расходомер, который давно и работает.
Гребной винт Hustler с шагом 12 дюймов оказался для меня практически оптимальным. При любой вменяемой нагрузке выход на глиссирование происходит быстро и уверенно, с характерным поднятием и опусканием носа. Раньше со старыми моторами даже при минимальной нагрузке этого не наблюдалось. Обычный режим плавания – 32 км/ч при оборотах 5200 об/мин. Расход топлива при этом составил 0,45 л/км. При увеличении оборотов до 5600-5700 об/мин, скорость достигает паспортных 36-37 км/ч, но расход топлива увеличивается до 0,5 л/км. На «трассе» – при переходе «Ладожские шхеры – р. Нева» по спокойному озеру расход топлива при скорости 32 км/ч и оборотах 5200 об/мин падает до 0,35-0,37 л/км. Почти сказка. Оптимальный режим для этого корпуса по графику сопротивления - 28-32 км/ч. Я не гонщик, а турист, поэтому, не надрывая технику, держу режим верхнего оптимума.
Лодочный винт Hustler с шагом 11 дюймов меня озадачил - у него странная геометрия лопастей. По площади они гораздо меньше, чем у винта 12 дм. Как я ни пытался, больше 23 км/ч даже при оборотах 5800 об/мин выжать мне не удалось. Вряд ли он гораздо «легче» 12 дюймового. Видимо, ему нужен другой корпус или другой мотор.
Штатный винт «Solas» с шагом 13 дм оказался тяжеловат. Он тоже разгонял лодку до 32 км/ч, но при этом газ был выкручен «в пол», и расход топлива резко возрастал до 0,6 л/км.
Винт Hustler 10 дм испытать мне не удалось: я не смог загрузить лодку так, чтобы он понадобился. Но он мне нравится, да и вид у него впечатляющий. Не лопасти, а просто-таки три лопаты на ступице. Судя по опыту «грузового» винта от Нептуна 23, у которого тоже при малом шаге были просто огромные лопасти, он должен тянуть вполне достойно.
Теперь о конструкции. При замене лопастей на берегу самая большая трудность – выколотить втулку из корпуса винта. При упоре в движении образуется натяг и втулку свободно не вынуть. На воде из-за длинной ноги винт мне заменить не удается – не достать, поэтому опыта замены винтов нет.
Увидев винты вживую, я понял, что однозначности нет. Неясно, что сломается раньше – лопасть или втулка. Лучше лопасть – на сломанной лопасти все же можно потихоньку дойти до безопасного места. Может получить повреждение и редуктор – этого при такой конструкции и материале втулки исключать тоже не следует.
Но, как бы то ни было, винты Hustler сняли для меня проблему сменных и запасных винтов. Их качество меня устраивает, лакокрасочное покрытие тонкое – не для скрытия дефектов поверхности. Кроме того, оно достаточно прочное. Всё-таки, ходим не в дистиллированной воде и к берегу иногда подходим. Ободранная краска по краям лопастей меня не удручает. Винты, вообще, рекомендуется полировать, хотя бы лопасти – возрастает упор. Цена, по сравнению с Solas, заметно более гуманная. Я ими доволен. На сайте появились стальные винты Express для моторов средней мощности – мне хотелось бы сравнить их с алюминиевыми гребными винтами. Судя по данным в сети, их эффективность гораздо выше. Но цена... Стоимость одной лопасти даже без втулки равна стоимости бензина на всю навигацию.
Игорь Олегович, igar53@mail.ru, Санкт-Петербург