Меня зовут Костычев Константин Николаевич, мне 31 год, живу в Волгограде. С компанией Баджер я начал свое знакомство еще с конца 2007 года, заказав в г. Волгограде в магазине Волга-Фиш лодку Badger Heavy Duty 430 и электрический насос Bravo. Данный магазин торгует, в том числе, и продукцией компании Баджер.
Данная лодка, как и все последующие, эксплуатировалась на реке Волга в Волгоградской и Астраханской областях. На ней я эксплуатировал двигатель Тохатсу 40 л.с., 2 такта. Это был настоящий корабль, выводивший на глиссирование 8 человек.
Но, так как размеры данного судна были сравнимы с размерами среднестатистической лодки советского производства и, в любом случае, предполагали транспортировку на прицепе, данный комплект мною был продан другому счастливому обладателю.
Далее, в конце 2009 года мною были приобретены лодка Южанка-2 80-х годов выпуска и новый двигатель Yamaha F 40 BETS. Эксплуатация данного комплекта практически всегда проходила при загрузке от средней до максимальной паспортной – около 400 кг. Нередко нагрузка превышала и паспортную. На данном двигателе был установлен штатный винт с шагом 13 и диаметром 11,1.
По цифровому тахометру, который шел в комплекте с мотором, двигатель со штатным винтом на пустой лодке (если не считать стационарный бак с топливом на 60 л., АКБ, капитана и немного необходимых вещей) раскручивался до 5700 оборотов при скорости в 55 км/ч. Данные результаты были достигнуты регулировкой угла наклона двигателя с помощью трима. Все замеры скорости производились GPS навигатором Garmin eTrex Legend.
На случай возникновения нештатной ситуации было решено приобрести запасной винт. На мою электронную почту приходили и продолжают приходить информационные сообщения о товарах и услугах компании Баджер. Эта информация тщательно изучалась, в результате чего был заказан комплект гребных винтов на двигатель Yamaha F 40 BETS:
Лопасти Hustler (диаметр 10 3/8 х шаг 14) H1-1014
Лопасти Hustler (диаметр 10 1/2 х шаг 13) H1-1013
Втулка винта Hustler #12 (40-60 л.с.)
Выбор данных винтов был обусловлен возможностью иметь под рукой не один, а целых 2 винта – грузового и скоростного, которые применялись бы при разных загрузках и, соответственно, давали максимально эффективный результат.
Повлияла и цена: она, безусловно, играет не последнюю и немаловажную роль при покупке данных аксессуаров. При получении заказа, мною внимательно были осмотрены лопасти и втулка. Каких-либо недостатков я не увидел.
В результате тестирования с помощью все тех же приборов было установлено, что лопасти Hustler (диаметр 10 1/2 х шаг 13) H1-1013 ни в чем не уступают оригинальному винту с шагом на 13 при значительно более низкой цене. За два винта и втулку с пересылкой я заплатил что-то около 4 300 руб., в то время как один оригинальный винт стоил в районе 5 000 руб. Его наиболее распространенный аналог Solas также не смог конкурировать с Хастлером ни по цене, ни по техническим характеристикам.
Лопасти Hustler на шаг больше (диаметр 10 3/8 х шаг 14) H1-1014 не показали каких-либо фантастических результатов относительно 13 шага, но удачно подошли бы для моего комплекта при постоянной эксплуатации с небольшой загрузкой.
Надо отметить, что эти же лопасти великолепно показали себя на комплекте моего знакомого - лодке Крым и таком же двигателе Yamaha F 40 BETS. Обороты, по его словам, были в верхнем диапазоне максимально допустимых для данного двигателя, скорость выросла и, главное, – стала очевидна экономия топлива.
Видимо, разница в результатах эксплуатации лопасти Hustler (диаметр 10 3/8 х шаг 14) H1-1014 на моторе Yamaha F 40 BETS на разных корпусах обусловлена различной килеватостью: Крым более «плоскодонен», его килеватость на корме составляет всего 4 градуса, в то время как у Южанки-2 - 10 градусов.
Кроме того, лопасти с шагом на 13 были опробованы на одной из рыбалок еще одним моим знакомым - на комплекте ОКА-4 с Tohatsu 40 л.с., 2 такта. Из-за малой кубатуры Tohatsu 13-ый винт раскрутился только до 4500 оборотов, что, естественно, не дотягивает даже до нижнего рабочего диапазона двигателя.
В связи с возникшими финансовыми проблемами Южанка-2 и Yamaha к моему великому сожалению были проданы. Но моё желание бороздить просторы Волги было неиссякаемым, и мною были с рук приобретены риб в размерах 360 и двигатель Тохатсу 30 л.с. 2 такта. Тем не менее, походив уже на жестком корпусе, меня не устроили возможности маленького риба, да и двигателя в 30 л.с. - их оказалось много для такого корпуса.
Результатом, после непродолжительной эксплуатации в полсезона стала продажа риба, мотор был оставлен и за весьма скромную цену приобретен корпус лодки Днепр. После доделки Днепра (покраски, установки дистанции и лобового стекла) в конце сентября 2010 года лодка была спущена на воду. Из-за большой килеватости – 14,5 градусов (приобретение лодки с большой килеватостью обусловлено условиями эксплуатации – постоянный ветер и неслабое постоянное волнение на нижней Волге) штатный винт с шагом на 13 оказался слишком тяжелым для паспортной загрузки в 400 кг, и не выводил на глиссирование паспортную нагрузку.
Стало очевидна необходимость приобретения грузового винта. Да и в качестве запасного дополнительный гребной винт не помешал бы. Скооперировавшись с другом, владельцем ПВХ лодки Баджер Sport Line и двигателя Ямаха 30 л.с. 2 такта был заказан набор:
Лопасти Hustler (диаметр 10 3/8 х шаг 11)
Лопасти Hustler (диаметр 10 3/8 х шаг 13)
Втулка винта Hustler #28 (25-30 л.с.)
Втулки у нас были заказаны, само собой, разные. Но в моем случае родной анод не позволял прокручиваться лопастям и упирался в него. Эта проблема устранилась установкой анода, который шел в комплекте с моей втулкой, причем его стоимость входила в стоимость втулки.
Каких-либо проблем с установкой лопастей у меня не возникло, да и человек способный снять шплинт с вала и открутить гайку, я думаю, не испытает каких-либо затруднений с установкой втулки и самого винта.
Мне предполагался 11-ый винт, а другу на Ямаху 30 - 13-ый винт. По данным неоднократных испытаний, сведений и информации, взятой с популярного форума motolodka.ru, именно лопасти Hustler с шагом на 13 на Ямахе 30 показали удивительный результат во всех диапазонах эксплуатации даже по отношению к штатному винту. В результате, с 11-ым винтом Hustler мой друг, весом около 100 кг, уверенно за секунды встал на водные лыжи за Ямахой 30.
В моем же случае, на штатном винте с 13 шагом даже не удалось выйти на глиссирование с загрузкой в 3 человека и скарбом, весом около 150 кг. Hustler с 11 шагом на Тохатсу 30 и Днепре, как по мановению волшебной палочки, выстрелил нас с данной загрузкой.
К сожалению, в сезоне 2010 так и не получилось приобрести тахометр, но мой опыт эксплуатации 5 импортных моторов (Yamaha 2, Tohatsu 9,8, Tohatsu 40, Yamaha 40, Tohatsu 30) и 6 лодок (резиновая лодка с навесным транцем, Бриг D280, Баджер HD 430, Южанка-2, риб Скайбот 360, Днепр) все же позволяет дать адекватную оценку ходовым характеристикам разных комплектов с теми или иными винтами.
Безусловно, очень удобно и выгодно брать такие наборы для максимальной отдачи твоего комплекта лодка плюс мотор. Кроме того, при желании, из-за универсальности лопастей можно предложить не подошедшие лопасти другому владельцу лодки плюс мотор с одинаковой мощностью, даже с мотором иной марки. Этой возможностью я уже однажды воспользовался.
На сегодняшний день альтернатив гребным винтам, предлагаемым в наборе компанией Баджер, я не вижу, а потому использовал, использую и буду использовать описанную выше продукцию.
Константин Николаевич, uokkn@rambler.ru, Волгоград