Увлечением нашим является рыбалка и проведение отдыха на природе, а поскольку мы проживаем в Мурманской области, то имеем возможность ощутить все прелести как летней, так и зимней рыбалки.
В нашем распоряжении для летней рыбалки есть мотолодка «Казанка-5М3» с подвесным мотором Suzuki 30 л.с. с заводским гребным винтом. До прошлого года мы использовали лодочный мотор «Вихрь 30». Нормальное передвижение на такой лодке с указанными двигателями и стандартными гребными винтами возможно при обычной загрузке с двумя-тремя взрослыми людьми. Если же в лодку садится четвертый человек, то она уже совсем «не едет».
Еще на «Вихре» мы использовали российские трехлопастные разборные винты со сменным шагом. Они, конечно, нравились возможностью подстроится под соответствующую нагрузку лодки, но для смены шага нужно было приложить немало усилий. И если ненароком срывали шпонку на валу, да еще и во время волны, в холодной воде, то хорошего - было мало. Конечно, отчасти эти неудобства были обусловлены конструкцией крепления винта на валу, но качество самих винтов…
После приобретения лодочного мотора Suzuki, несмотря на то, что это импортная техника, снова встал вопрос о покупке либо дополнительных винтов (сами знаете их стоимость) с разным шагом, либо одного разборного со сменным шагом. Я долго выбирал на просторах интернета подходящий для себя вариант, и остановился на гребном винте ProPulse. Я боялся, что лопасти будут «люфтить», что материал, из которого изготовлен винт, слишком мягкий или, наоборот, хрупкий, что, в отличие от заводской установки, этот винт четырехлопастной, беспокоили и вопросы доставки.
В общем, заказал. Доставка прошла быстро и просто. Буквально на третьи сутки я получил заказ на руки. Пришел курьер, дал винт, разрешил вскрыть упаковку, все пощупать и посмотреть. После осмотра рассчитались. Честно говоря, я не ожидал что материал, из которого изготовлен винт, окажется такого хорошего качества. По материалу винт сразу получил оценку «отлично»: легкий, прочный, и, проверили, - не хрупкий: уже довелось во время движения задеть винтом камни.
Сначала был немного туговат ход лопастей при смене шага, но механизм быстро разработался и теперь шаг винта меняется достаточно легко. Очень удобно: диапазон подходит и для «скоростного» движения в «натяг», и достаточно для грузового движения при полной загрузке лодки.
Много прочитано было про трех- и четырехлопастные винты и их характеристики. Исходя из моего опыта, могу сказать, что при «пустой» лодке нужно просто не давать гребному винту завоздушиватся, то есть не надо давать самых высоких оборотов - достаточно «чуть меньше, чем полный газ».
У меня, к сожалению, не возникло мысли замерить скорость при движении на заводском винте и винте ProPulse. Но, по моим ощущением, разницы я не заметил. Наверное, заводской винт все же быстрее, но это не ощутимо. Мне кажется, что в нашем случае при выборе винта этот параметр можно вообще из головы выкинуть.
Кроме того, от характеристик винтов зависит расход топлива, и здесь уже может быть заметно преимущество четырехлопастных винтов. Но, опять же, только при отсутствии завоздушивания на полных оборотах двигателя, когда расход резко складывается в пользу трехлопастных. Я заметной разницы в расходе топлива не ощутил.
А вот выход на глиссирование у четырехлопастного винта происходит заметно легче, это приятно.
В общем, плюсы четырехлопастного гребного винта ProPulse на Suzuki 30 л.с. против заводского трехлопастного гребного винта есть. Это возможность смены шага, лучший выход на глиссирование, смена лопастей, несколько дополнительных лопастей.
За время эксплуатации минусов не нашел, теперь заводской винт возим как запасной. К лету закажем дополнительные лопасти. Конечно, на всякий случай, установили защиту, но иметь в запасе лопасти все же надо.
Николай, nic555@yandex.ru, Мурманск