При выборе гребного винта я последовательно решал две задачи. Во-первых, после покупки лодки Badger SL370 и двухтактного мотора Yamaha 25B с винтом 14 дюймов оказалось, что после обкатки мотор он не набирал паспортных оборотов (4800 вместо 5500). Максимальная скорость при этих оборотах составляла 49 км/ч. Естественно, как и каждому азартному водномоторнику, мне захотелось добиться максимальной скорости и перешагнуть через 50 км/ч.
Когда эксперименты с поднятием мотора на транце и подбором угла наклона не дали результата, пришел черед подбора винтов. Во-вторых, неожиданно пришло увлечение водными лыжами. С учетом моего нескромного веса в 100 кг, лодки ПВХ и мотора всего в 25 л.с. (хотя и переделанного в 30 л.с.), никто из знакомых не верил в успешность моих попыток встать на лыжи. Но я же упорный!
Главная проблема подбора лодочного винта оказалась в отсутствии сравнительных характеристик. Не секрет, что винты разных производителей имеют различный диаметр и геометрию лопасти. Отталкиваясь от известных характеристик винта Ямаха-14 на своем комплекте, невозможно было определить, какой же винт других производителей подобрать с меньшим шагом и какой прирост оборотов он даст. В продаже в Волгограде имелись исключительно винты Solas. При их достаточно нескромной цене, близкой к цене оригинального винта, покупать лишний винт, мне совсем не хотелось.
По гребным винтам Хастлер Turning Point я весьма кстати нашел сравнительные характеристики именно для мотора Yamaha-30, что и определило мой выбор в пользу Turning Point. Естественно, еще и доверие к компании Badger, отлично сработавшей при заказе лодки по зимней акции. Сомнений нет, берем гребной винт Хастлер-13. Быстрее всего, оказалось, заказать винт у Волгоградского дилера ВолгаФиш. Через несколько дней после заказа держал вожделенный винт в руках. С большим нетерпением дождался выходных и - быстрее на воду!
Первое – замерить максимальную скорость! Что же я получил? Обороты мотора выросли до 5500, то есть прибавка составила целых 700 оборотов! Но скорость осталась прежней. Сработал меньший шаг винта. Ну, что же, запасной винт все равно нужен, тем более, за неделю до этого налетел мотором на топляк, благо, винт уцелел. Параллельно, пришло понимание, что скорость около 50 км/ч на лодке ПВХ – это ненужный экстрим.
Второе – лыжи. Напарника, весом 85 кг, вытаскивали и винтом с 14 шагом, и винтом Хастлер-13. Разница почти незаметна. Мои же 100 кг вытащить винтом Хастлер-13 с первого захода не удалось. Выход был мучительным, несколько секунд на буксире двигались в водоизмещающем положении, потом я отрывался от буксира.
Охота пуще неволи, поэтому с сайта Баджера был заказан комплект винтов 11 и 13 шага – так мне показалось выгоднее. Отправку обговорили экспресс-почтой, но пока прошла оплата, и сработал перевозчик… В общем, к выходным получить винты я не успел.
Второй заход тренировок и осмысление результатов предыдущего захода привели к тому, что на лыжи я все-таки встал за винтом Хастлер-13! Я готов был поцеловать его в каждую лопасть! Потом попробовали и винт шага 11. Это просто супергрузовик – выдергивал меня на лыжах за считанные секунды. По сравнению с шагом 13 – небо и земля. Правда, на этом его преимущества для меня закончились: после выхода на глиссирование с лыжником мотор крутился до 6000 оборотов и, необходимо было очень точно играть газом. Так что гребной винт Turning Point c шагом 11 был убран в запас и вскоре продан. Оказалось, что он отлично подошел к мотору Тохатсу-30 на лодке Днепр: он позволял поднимать на глиссирование большой вес. Думаю, винт шага 11 отлично подойдет к моторам меньшей мощности или на тяжелых лодках.
Для повседневных покатушек мой выбор был оставлен на винте Хастлер-13, который я не снимал с мотора все лето. Выход на глиссирование на нем был более плавным, почти без кобры. Это и понравилось. Разгонная динамика сумасшедшая – мотор моментально вылетал на полные обороты с любой моей загрузкой. Обычно это двое взрослых и двое детей. Максимально перевезенный вес – четверо взрослых мужчин и два ребенка, что в сумме дает около 450 кг человеческого веса. Выход на глиссирование занял 3-4 секунды. Отличная тяговитость!
Моя постоянная акватория – Волга ниже Волгоградского водохранилища. Основной бич – ветер и волна. По волне винт Хастлер ведет себя лучше родного: за счет большей приемистости, при добавлении газа лодка выскакивает на волну в нужный момент. Это особенно важно, когда приходится маневрировать газом и идти в рваном режиме «переходный режим» - «глиссирование».
К плюсу винта Rascal отношу и качество покраски, и качество самого материала винта. За все лето на винте не появилось ни одной царапины или потертости, в то время как винт Yamaha за 10 часов обкатки покрылся мелкими зазубринами, на нем весьма заметно слезла краска. И это несмотря на то, что периодически приходится пробираться по песчаным отмелям, когда винт начинает грести песок.
Небольшой минус – ощутимо более жесткое включение передачи. Видимо, пластиковая втулка по сравнению с родной резиновой не гасит ударную нагрузку при включении передачи. Все никак не дойдут руки снизить обороты холостого хода. Но я к этому быстро привык и уже не обращаю внимания.
Мне очень понравилась идея компании Баджер по продаже комплекта винтов с хорошей скидкой, да еще и с бесплатной доставкой. Не смог удержаться и купил комплект, хотя нужен был только один винт. На мой взгляд, полезной опцией был бы заказ двух втулок с двумя лопастями. Мне спокойнее, когда в запасе лежит полный комплект, а не только лопасти. Хотя втулка вынимается очень легко, без всякого инструмента, достаточно мягкий пластик можно и повредить, наехав на препятствие, или перетянув гайку. Поэтому я за две втулки.
Помогли и консультации Алексея Иванова в форуме, за что ему отдельное спасибо. Но очень не хватает информации о тестировании винтов на конкретном моторе в сравнении с другими винтами. Ведь когда покупаешь гребной винт, всегда сравниваешь его с уже имеющимся. Пытаешься понять, надо ли взять винт большего или меньшего шага. Надеюсь, этот конкурс позволит накопить больше информации по винтам и их сравнению.
Подводя итог, отмечу, что гребной винт Хастлер Turning Point производит впечатление более надежного и качественного, чем родной алюминиевый винт от Yamaha и, уж тем более, Солас. На свой мотор предпочитаю ставить винт Turning Point и советую всем знакомым – отличный выбор за свою цену.
Очень жаль, что ограничен выбор шага винта. Уверен, что и винт шага 14 превосходил бы по показателям шаг 14 от Ямаха. Искать альтернативы среди алюминиевых винтов смысла не вижу, а стальные винты – слишком опасны на наших водоемах с большим количеством мелей, бревен и камней.
Лодочный винт Turning Point Хастлер-13 значительно расширил возможности моего водномоторного комплекта, дав новые ощущения при буксировке ватрушки и лыжника.
Михаил Викторович, mikhail.naboka@gmail.com, Волгоград