У меня была возможность оценить в работе два лодочных винта Hustler: один с диаметром 10 3/8 и шагом 14, другой – с диаметром 10 1/2 и шагом 13. Использовались они на комплекте, состоящем из лодки Прогресс-4 и подвесного двигателя Yamaha F50AETL.
Гребной винт Hustler с диаметром 10 1/2 и шагом 13 использовался мною в течение месяца, винт с диаметром 10 3/8 и шагом 14 - два с половиной сезона. Винты приобретались в Баджере и доставлялись почтой: внешне - добротная упаковка, хорошее качество самих изделий. Заказывал сразу два винта, потому что боялся не угадать с шагом.
Сначала был установлен винт Hustler (диаметр 10 1/2 и шаг 13), с которым отходил месяц. Скорость вдвоем – 52 км/ч, обороты – 5500 об/мин, выходит на глиссер - «пулей»! Правда, в этом, на мой взгляд, заслуга еще и транцевых плит Nauticus, которые я также приобрел в Баджере (www.badger.ru).
Загрузку мотор не чувствует, но слышен неприятный, вибрирующий звук. После установки гребного винта Hustler (диаметр 10 3/8 и шаг 14) на ту же втулку звук изменился, пропала вибрация. Обороты упали до 5300 об/мин при той же максимальной скорости.
Судя по моим ощущениям, винт немного не докручивает. Но я на это внимания не обращал, потому что крейсерские обороты для моей лодки - 4000-4300 об/мин, скорость - 40-43 км/ч. Лодка движется комфортно, а расход топлива - 10 литров/час. За оборотами и скоростью слежу постоянно с помощью тахометра и GPS. Есть подозрение, что винт с шагом 13 плохо отбалансирован.
В середине сезона я поменял двигатель - теперь использую Yamaha F60СETL. На этом лодочном моторе гребной винт Хастлер еще не пробовал. Но уже сейчас заметно, что состояние окраски родного алюминиевого винта Yamaha на порядок хуже, чем у Hustler даже спустя два с половиной сезона при одинаковой интенсивности и манере эксплуатации.
Однако соотношение диаметр-шаг у винтов Hustler отличается от оригинальных винтов: так, гребной винт Hustler (диаметр 10 3/8 и шаг 14) очень близок к родному винту Yamaha с шагом 13. Поэтому, выбирая винт, советую отталкиваться от суммы «шаг плюс диаметр»: так шансы приобрести подходящий винт выше.
В Великом Новгороде компания «НБ Сервис» («Водно-моторный центр») работает с Баджером, но винтов Хастлер у них я не видел. Зато электромотор Navigator два года назад купил именно у этого дилера.
Было бы очень здорово, если можно было взять гребной винт на тестирование. Для Yamaha F60СETL планирую взять винт Express, лодка - Салют-480, но какой брать шаг: от 13 до 15 дюймов, с диаметром 10 1/2 или диаметром 12 с шагом 13? Нет информации и о том, насколько выше будут обороты двигателя со стальным винтом относительно аналогичного алюминиевого.
Тестирование решило бы многие проблемы. На мой взгляд, люди не хотят брать дорогие стальные винты, потому что нет гарантии в том, что они подойдут для конкретного мотора, лодки и условий эксплуатации.
Андрей Леонидович, viv@dubna.ru, Великий Новгород