Вот прошел еще один сезон эксплуатации моей надувной лодки. В мае 2006 года мною была куплена лодка Badger SD 390. Рыбалку и отдых я не буду описывать, а посвящу свою статью только техническим проблемам.
Первоначально я приобрел ПЛМ Нептун 23Э и весь сезон 2006 года откатал на нем. Описывать все доводки данного двигателя не буду, т.к. они уже есть в печати и Интернете. Пришлось поработать и немало...
Первоначально я приобрел ПЛМ Нептун 23Э и весь сезон 2006 года откатал на нем. Описывать все доводки данного двигателя не буду, т.к. они уже есть в печати и Интернете. Пришлось поработать и немало...
Устав от общения с произведением наших мастеров (Нептун 23Э), я приобрел Mercury М30 – максимально возможный по мощности подвесной мотор для SD390. Описывать мотор не имеет смысла – он известен и давно выпускается. Обкатал мотор в течение 10-и часов.
Тест на максимальную скорость по GPS показатель 44 км/ч, что всего на 2 км/ч выше, чем с Нептуном 23. Начинаю искать причину, оказывается, что мотор сильно «просажен» на транце и, это при короткой ноге! Поднимаю мотор через прокладки на максимум, чтобы была возможность закрепить за металлическую накладку. Провожу пробный заезд - скорость увеличивается до 46,4 км/час.
По хорошему - чтобы обеспечить наилучшие расстояние между дном лодки и антикавитационной плитой двигателя нужно поднимать его еще на 20 мм, но это уже требует переделки транца и перемещения металлического усилителя.
Провожу замеры длины короткой ноги на моторах 30 л.с. других производителей и, выясняется очень интересный факт – они отличаются в диапазоне до 40 мм (замер от уровня внутренней поверхности струбцины до антикавитационной плиты).
Вывод – не каждый двигатель встанет на транец в оптимальный режим. Без переделки транца, через переходник – струбцину, выставляю оптимальный уровень положения двигателя – скорость 51,2 км/ч. Постоянно использовать переходник опасно, поэтому возвращаем все в исходное положение, так как задачи ставить рекорды скорости, у меня нет.
Вот, что дали проведенные мною замеры скорости в зависимости от загрузки судна:
• Лодка + бак (25 л) + 90 кг 46,4 км/ч
• Лодка + бак (25 л) + 2 х 90 кг 46,1 км/ч
• Лодка + бак (25 л) + 3 х 90 кг + 50 кг груза 41,2 км/ч
• Лодка + бак (25 л) + 4 х 90 кг + 100 кг груза 38,0 км/ч
Выход на глиссирование - практически мгновенно. При более полной загрузке пришлось немного поиграть с расположением груза и людей, чтобы добиться максимальной скорости и быстроты выхода на глиссирование. Замечу, что гребной винт специально не подбирался и использовался штатный 9,8 на 13.
Следующий тест. Максимальная скорость на прямой.
Выполняем поворот на 90 или 180 градусов, не сбрасывая газ. Смысл данного теста – уход от внезапно возникшего препятствия (90 градусов) или мели (180 градусов). При его выполнении всегда происходило подхватывание воздуха винтом, обороты резко возрастали, и для продолжения движения было необходимо сбросить газ и потом резко добавить обороты.
В качестве контрольной лодки нами использовалась надувная лодка производства фирмы Посейдон Антей 380. У нее с этим же подвесным двигателем такого эффекта не наблюдалось. Изменение высоты посадки двигателя и различные варианты трима двигателя результатов не дали. Значит - причина в лодке. Поиск занял не одну неделю, но все-таки увенчался успехом.
Начну с доработок.
В сервис-центре компании для данной модели были сделаны следующие доработки:
• На носовом и кормовом пайоле были сделаны кольца для крепления бака и различного груза с помощью растяжек;
• Две дополнительные ручки были установлены в районе второго сидения для пассажиров и ручка для рулевого между сиденьями с правой стороны;
• Заменены концевики баллонов (угол их наклона стал отрицательным);
• Транцевая доска была спилена под углом, являясь продолжением дна, не образуя кармана (первоначальный вариант представлен на фото);
• На транец были прикреплены два буксировочных кольца (лыжник, ватрушка);
• Установлены транцевые колеса;
• Установлен крепеж с барашком для датчика эхолота.
После проведения всех перечисленных выше доработок, скорость судна увеличилась на 3.3 км/ч. Это стало возможным из-за отрицательного угла наклона концевиков баллонов и точной подгонки транца.
Результаты замеров с установленным штатным винтом:
• Максимальная скорость 49.4 км/час (бак 25, люди 80 кг)
• Максимальная скорость 46.6 км/час (бак 25, люди 170 кг)
И все это без проставки под двигатель! Доработав комплект, могу сказать следующее – лодка очень быстро набирает скорость и выходит в режим глиссирования, первоначально немного задирает нос, но потом как бы «прилипает» продолжая набирать скорость. Намека на «кобру» даже нет.
На Покатушках 2007 и 2008 в предварительных заездах я занимал первые места, используя только штатный винт. В финальных заездах не везло, двигатель срывало с транца, в чем, в принципе, я виноват сам. Надо было после каждого заезда дотягивать струбцины двигателя. Тем не менее, 2-е и 4-е места я занимал. В гоночном варианте желательно иметь винт 15-го шага, что позволит идти со скоростью более 50 км/час. Там же выявился интересный факт. Лодка Антей 380, производства фирмы Посейдон, с установленным двигателем Т30 на прямой имела большую скорость. Постоянно приближалась, но моя лодка лучше проходила повороты, при этом, почти не теряя в скорости (падение скорости составляло всего 2,8 км/час). Старт так же был лучше, и я уходил вперед на 3-4 корпуса.
За два года эксплуатации сумки пришли в негодность, и пришлось купить новые от другого производителя. Много хлопот доставляли и разрезные кольца на сумках – они постоянно выскакивали.
Лодка эксплуатировалась мною на различных водоемах и в разнообразных погодных условиях (ветер, высота волны и пр.). При правильном управлении лодкой и подборе скорости даже при метровой волне в лодку не летели брызги, а дождевую воду, оказалось, легко слить, открыв клапан и немного добавив газу.
При сильном ливне клапан можно вообще не закрывать, чтобы отвод воды был постоянным. Так как не всегда есть время хорошо помыть лодку и удалить песок и грязь, я вырезал из ковролина коврик, повторяющий пайолы, и проблема грязи в лодке стала меньше.
Материал транца и пайолов качественный и за два года не вызвал никаких нареканий. Претензий к швам и материалу ПВХ у меня тоже нет, и все это притом, что я достаточно часто выскакиваю на берег почти на полном ходу. Правда, должен отметить, предварительно откинув двигатель. Никаких усилений на днище и баллоны я не делал, все осталось в штатном варианте.
В комплекте у меня две деревянных лавки и два надувных бублика. Они используются исходя из характеристик водоема. При большой волне на бублике чувствуешь себя более уверенно, да центр тяжести ниже.
В принципе, если бы стояла система лик-паз, то, на мой взгляд, было бы гораздо удобнее. Это так же решило бы проблему крепления стаканов под спиннинг и прочего оборудования, так как данное дополнительно оборудование представлено на рынке в достаточном объеме.
Было желание поставить на лодку носовой рым (желательно не один), но отдельно он не продается, а жаль. Якоря я использую в зависимости от водоема, диапазон от 3,5 до 6 кг, один или несколько.
Установленные буксировочные кольца и двигатель максимально допустимой мощности позволяет легко таскать ватрушку и лыжника, хотя если лыжник не опытный, то приходится ставить винт 11 шага, зато даже 115 кг поднимаю легко. Легкое дельфинирование и снос кормы присутствуют, особенно если лыжник или вейкбордист начинает выполнять какие-то элементы при повороте. На прямых отрезках проблем не было.
Светлый материал ПВХ сразу выделяет лодку среди других, но загрязняется. Простые моющие средства не дают должного эффекта, только жидкость для бесконтактной мойки автомобилей и Керхер позволяют хорошо отмыть лодку. Обычно я это делаю по окончании сезона.
Также хочу здесь написать о том, что фирма Баджер предоставила мне на тестирование систему UniMount, Первоначально она была установлена слева от рулевого для крепления кейса эхолота.
Потом были докуплены дополнительные пятаки крепления и выбрано второе место установки – между лавками справа - для крепления троллинговых систем и стаканов под спиннинг. Система удобная и полезная, монтаж занимает минимум времени, переставить ее с одно места на другое в зависимости от задачи не проблема, и на сборку-разборку лодки не влияет.
Теперь я попытаюсь высказать свое мнение по ряду вопросов заданных организаторами.
1. Эксплуатация
Лодка покупалась по соответствию цена-качество. О выборе я не жалею, хотя доработок сделал много. Размер, грузоподъемность, качество изготовления и эксплуатационные характеристики в норме и позволяют использовать лодку для рыбалки и отдыха.
Я купил сумку на сиденье и несколько перераспределил укладку сумок (весла, стрингера, насос, ремкомплект, якорь, трос поместил в сумку на сиденье). Насос живой, хотя шланг пришлось заменить, клапана дважды подтягивал, не травят.
Сливной клапан на транце пришлось разбирать, герметизировать и заменить саморезы на более длинные. Теперь не подтекает.
Якорного рыма не хватает.
Сдвижные сиденья были бы удобнее.
Перевожу лодку в «Пассате Вариант» или микроавтобусе – затруднений пока не возникало. Так как покупка была произведена в клубе Велход, то документы выдали все необходимые, постановка на учет и техосмотр прошли легко.
2. Тюнинг
Подробно, тюнинг выполненный на моей лодке, я описал выше. Что касается носовой сумки и дистанционного управления, считаю, что в данном размере лодок это не целесообразно, та как появляется большая потеря полезной площади.
Впереди зима и есть время изготовить ходовые огни - тема актуальная.
3. Сервис
Я считаю, что сервис на фирме - на высоте. Все серьезные переделки выполнялись работниками Баджера, быстро и качественно. По поводу предоставления лодки на тест-драйв – интересно, но, на мой взгляд, слабо реализуемо.
Выход на воду на не поставленном на учет плавсредстве - нарушение закона.
В заключении хочу отметить, что лодкой я доволен и, хочется выразить благодарность сотрудникам фирмы за хорошее отношение к покупателю.
Тест на максимальную скорость по GPS показатель 44 км/ч, что всего на 2 км/ч выше, чем с Нептуном 23. Начинаю искать причину, оказывается, что мотор сильно «просажен» на транце и, это при короткой ноге! Поднимаю мотор через прокладки на максимум, чтобы была возможность закрепить за металлическую накладку. Провожу пробный заезд - скорость увеличивается до 46,4 км/час.
По хорошему - чтобы обеспечить наилучшие расстояние между дном лодки и антикавитационной плитой двигателя нужно поднимать его еще на 20 мм, но это уже требует переделки транца и перемещения металлического усилителя.
Провожу замеры длины короткой ноги на моторах 30 л.с. других производителей и, выясняется очень интересный факт – они отличаются в диапазоне до 40 мм (замер от уровня внутренней поверхности струбцины до антикавитационной плиты).
Вывод – не каждый двигатель встанет на транец в оптимальный режим. Без переделки транца, через переходник – струбцину, выставляю оптимальный уровень положения двигателя – скорость 51,2 км/ч. Постоянно использовать переходник опасно, поэтому возвращаем все в исходное положение, так как задачи ставить рекорды скорости, у меня нет.
Вот, что дали проведенные мною замеры скорости в зависимости от загрузки судна:
• Лодка + бак (25 л) + 90 кг 46,4 км/ч
• Лодка + бак (25 л) + 2 х 90 кг 46,1 км/ч
• Лодка + бак (25 л) + 3 х 90 кг + 50 кг груза 41,2 км/ч
• Лодка + бак (25 л) + 4 х 90 кг + 100 кг груза 38,0 км/ч
Выход на глиссирование - практически мгновенно. При более полной загрузке пришлось немного поиграть с расположением груза и людей, чтобы добиться максимальной скорости и быстроты выхода на глиссирование. Замечу, что гребной винт специально не подбирался и использовался штатный 9,8 на 13.
Следующий тест. Максимальная скорость на прямой.
Выполняем поворот на 90 или 180 градусов, не сбрасывая газ. Смысл данного теста – уход от внезапно возникшего препятствия (90 градусов) или мели (180 градусов). При его выполнении всегда происходило подхватывание воздуха винтом, обороты резко возрастали, и для продолжения движения было необходимо сбросить газ и потом резко добавить обороты.
В качестве контрольной лодки нами использовалась надувная лодка производства фирмы Посейдон Антей 380. У нее с этим же подвесным двигателем такого эффекта не наблюдалось. Изменение высоты посадки двигателя и различные варианты трима двигателя результатов не дали. Значит - причина в лодке. Поиск занял не одну неделю, но все-таки увенчался успехом.
Начну с доработок.
В сервис-центре компании для данной модели были сделаны следующие доработки:
• На носовом и кормовом пайоле были сделаны кольца для крепления бака и различного груза с помощью растяжек;
• Две дополнительные ручки были установлены в районе второго сидения для пассажиров и ручка для рулевого между сиденьями с правой стороны;
• Заменены концевики баллонов (угол их наклона стал отрицательным);
• Транцевая доска была спилена под углом, являясь продолжением дна, не образуя кармана (первоначальный вариант представлен на фото);
• На транец были прикреплены два буксировочных кольца (лыжник, ватрушка);
• Установлены транцевые колеса;
• Установлен крепеж с барашком для датчика эхолота.
После проведения всех перечисленных выше доработок, скорость судна увеличилась на 3.3 км/ч. Это стало возможным из-за отрицательного угла наклона концевиков баллонов и точной подгонки транца.
Результаты замеров с установленным штатным винтом:
• Максимальная скорость 49.4 км/час (бак 25, люди 80 кг)
• Максимальная скорость 46.6 км/час (бак 25, люди 170 кг)
И все это без проставки под двигатель! Доработав комплект, могу сказать следующее – лодка очень быстро набирает скорость и выходит в режим глиссирования, первоначально немного задирает нос, но потом как бы «прилипает» продолжая набирать скорость. Намека на «кобру» даже нет.
На Покатушках 2007 и 2008 в предварительных заездах я занимал первые места, используя только штатный винт. В финальных заездах не везло, двигатель срывало с транца, в чем, в принципе, я виноват сам. Надо было после каждого заезда дотягивать струбцины двигателя. Тем не менее, 2-е и 4-е места я занимал. В гоночном варианте желательно иметь винт 15-го шага, что позволит идти со скоростью более 50 км/час. Там же выявился интересный факт. Лодка Антей 380, производства фирмы Посейдон, с установленным двигателем Т30 на прямой имела большую скорость. Постоянно приближалась, но моя лодка лучше проходила повороты, при этом, почти не теряя в скорости (падение скорости составляло всего 2,8 км/час). Старт так же был лучше, и я уходил вперед на 3-4 корпуса.
За два года эксплуатации сумки пришли в негодность, и пришлось купить новые от другого производителя. Много хлопот доставляли и разрезные кольца на сумках – они постоянно выскакивали.
Лодка эксплуатировалась мною на различных водоемах и в разнообразных погодных условиях (ветер, высота волны и пр.). При правильном управлении лодкой и подборе скорости даже при метровой волне в лодку не летели брызги, а дождевую воду, оказалось, легко слить, открыв клапан и немного добавив газу.
При сильном ливне клапан можно вообще не закрывать, чтобы отвод воды был постоянным. Так как не всегда есть время хорошо помыть лодку и удалить песок и грязь, я вырезал из ковролина коврик, повторяющий пайолы, и проблема грязи в лодке стала меньше.
Материал транца и пайолов качественный и за два года не вызвал никаких нареканий. Претензий к швам и материалу ПВХ у меня тоже нет, и все это притом, что я достаточно часто выскакиваю на берег почти на полном ходу. Правда, должен отметить, предварительно откинув двигатель. Никаких усилений на днище и баллоны я не делал, все осталось в штатном варианте.
В комплекте у меня две деревянных лавки и два надувных бублика. Они используются исходя из характеристик водоема. При большой волне на бублике чувствуешь себя более уверенно, да центр тяжести ниже.
В принципе, если бы стояла система лик-паз, то, на мой взгляд, было бы гораздо удобнее. Это так же решило бы проблему крепления стаканов под спиннинг и прочего оборудования, так как данное дополнительно оборудование представлено на рынке в достаточном объеме.
Было желание поставить на лодку носовой рым (желательно не один), но отдельно он не продается, а жаль. Якоря я использую в зависимости от водоема, диапазон от 3,5 до 6 кг, один или несколько.
Установленные буксировочные кольца и двигатель максимально допустимой мощности позволяет легко таскать ватрушку и лыжника, хотя если лыжник не опытный, то приходится ставить винт 11 шага, зато даже 115 кг поднимаю легко. Легкое дельфинирование и снос кормы присутствуют, особенно если лыжник или вейкбордист начинает выполнять какие-то элементы при повороте. На прямых отрезках проблем не было.
Светлый материал ПВХ сразу выделяет лодку среди других, но загрязняется. Простые моющие средства не дают должного эффекта, только жидкость для бесконтактной мойки автомобилей и Керхер позволяют хорошо отмыть лодку. Обычно я это делаю по окончании сезона.
Также хочу здесь написать о том, что фирма Баджер предоставила мне на тестирование систему UniMount, Первоначально она была установлена слева от рулевого для крепления кейса эхолота.
Потом были докуплены дополнительные пятаки крепления и выбрано второе место установки – между лавками справа - для крепления троллинговых систем и стаканов под спиннинг. Система удобная и полезная, монтаж занимает минимум времени, переставить ее с одно места на другое в зависимости от задачи не проблема, и на сборку-разборку лодки не влияет.
Теперь я попытаюсь высказать свое мнение по ряду вопросов заданных организаторами.
1. Эксплуатация
Лодка покупалась по соответствию цена-качество. О выборе я не жалею, хотя доработок сделал много. Размер, грузоподъемность, качество изготовления и эксплуатационные характеристики в норме и позволяют использовать лодку для рыбалки и отдыха.
Я купил сумку на сиденье и несколько перераспределил укладку сумок (весла, стрингера, насос, ремкомплект, якорь, трос поместил в сумку на сиденье). Насос живой, хотя шланг пришлось заменить, клапана дважды подтягивал, не травят.
Сливной клапан на транце пришлось разбирать, герметизировать и заменить саморезы на более длинные. Теперь не подтекает.
Якорного рыма не хватает.
Сдвижные сиденья были бы удобнее.
Перевожу лодку в «Пассате Вариант» или микроавтобусе – затруднений пока не возникало. Так как покупка была произведена в клубе Велход, то документы выдали все необходимые, постановка на учет и техосмотр прошли легко.
2. Тюнинг
Подробно, тюнинг выполненный на моей лодке, я описал выше. Что касается носовой сумки и дистанционного управления, считаю, что в данном размере лодок это не целесообразно, та как появляется большая потеря полезной площади.
Впереди зима и есть время изготовить ходовые огни - тема актуальная.
3. Сервис
Я считаю, что сервис на фирме - на высоте. Все серьезные переделки выполнялись работниками Баджера, быстро и качественно. По поводу предоставления лодки на тест-драйв – интересно, но, на мой взгляд, слабо реализуемо.
Выход на воду на не поставленном на учет плавсредстве - нарушение закона.
В заключении хочу отметить, что лодкой я доволен и, хочется выразить благодарность сотрудникам фирмы за хорошее отношение к покупателю.
Сергей, s_gurianov@list.ru, Москва