Не так давно я стал обладателем комплекта винтов Хастлер 12 и 11 дюймов. Эксплуатирую мотолодку Казанка 5, 1977 года выпуска, допустимая мощность подвесного мотора 40 л.с., грузоподъемность 400 кг (данные с шильдика на лодке). Мотор Тохатсу М40С с ДУ и электрозапуском, вес 65 кг. Вес лодки не указан, но думаю не больше 170 кг. Мотор укомплектован винтом Solas 11 дюймов.
Мы с товарищем производили замер скорости, с одним человеком на борту идя параллельным курсом с лодкой Прогресс 2 и мотором Ямаха 40 л.с., оборудованной спидометром Ямаха.
Спидометр до этого проверялся GPS навигатором, данные практически совпадали. Скорость моей лодки при 5300 об./мин. составила 51 км/ч. При дальнейшем увеличении оборотов моя лодка ушла вперёд. Думаю, при оборотах двигателя около 5800 скорость составила около 53-54 км/ч.
При полной же загрузке катера (5 чел.) обороты двигателя падали до 5700. Практически родной винт для данного судна является грузовым (по крайней мере, не оптимальным). Поэтому, у меня возникла потребность в покупке запасного винта.
Стоимость винта Solas 12” для Тохатсу 40 составляет от 3500 до 4200руб. Мой товарищ (владелец Прогресса, с помощью которого производился замер скорости) до этого на Badger. ru приобрел винты к Ямахе 40. Мы решили попробовать 12” винт.
Втулка, присланная для Ямахи, идеально встала на вал Тохатсу. Эксплуатация моего катера с винтом 12” показала, что двигатель раскручивается всего до 4700-4800 об/мин. Данный винт оказался тяжел для моей лодки.
Я всё-таки решил приобрести комплект винтов Hustler. Покорила, прежде всего, цена (за комплект из двух винтов 4628 руб.), а также качество исполнения. Сначала я заказал 12” и 10” винт, но потом передумал (зачем мне 10” винт, если мой родной 11” перекручивает) и поменял заказ на 11” и 12”, решив использовать 11” как запасной, а 12” путем некоторой обработки (небольшого срезания лопастей) как скоростной.
Главной интригой было, как себя поведет 11” винт Hustler. И вот винты приехали. Я начал с испытания винта 11”.
Проблем с установкой винта, никаких у меня не было. Качество винта, как говорилось выше, мне показалось лучше, чем штатного (литьё, шероховатость и.т.д.). При полном газе и с одним человеком на борту мотор раскрутился максимально до 5200 об./мин.
Это меня несколько поразило (а как же штатный 11” винт и его 6300 об./мин.). У меня отсутствует спидометр, но по ощущениям скорость была выше, чем с родным винтом. И это явно заметно, а вибрация гораздо меньше.
Случаев подхвата воздуха при резких поворотах не было (как и с родным винтом). Я сделал вывод, что для моего катера 11” винт Hustler является скоростным, а штатный 11” винт грузовым. Но все-таки я обработаю новый 11” винт (пока не знаю точно, как) так, чтобы довести обороты до 5500-5700.
Посоветуюсь с товарищами. Может вы или ваши клиенты подскажут, как это лучше сделать, а нет так я и сам, думаю это не сложно. Обязательно проведу замеры скорости и расхода топлива до обработки винта и после. Но боюсь не успеть до конца августа, если успею, пришлю новый отчет.
По результатам моего опыта, можно сделать вывод, что при одном и том же шаге винты Hustler по сравнению со штатными винтами Тохатсу являются более скоростными.
О покупке новых винтов я нисколько не жалею - отличное качество при приемлемой цене. А что касается подбора оптимального винта, так это штука не простая и для каждого сочетания лодка + мотор - индивидуально.
Может, мои скромные выводы кому-то помогут попасть в точку при выборе винтов.
Если встречу хозяина Прогресса, который так же приобретал винты Hustler для подвесного мотора Ямаха, то мы произведем замеры на его лодке и напишем вам.
Игорь Александрович, Нижний Новгород, nimel@rol.ru