Я в течение двух сезонов эксплуатирую надувную лодку Badger SD 370 в основном для любительской рыбной ловли в Московском регионе (р. Ока, оз. Селигер, Рыбинском водохранилище) и на Нижней Волге - как в одиночку, как и с пассажиром.
Сборка этой модели надувной лодки после приобретения некоторых навыков, трудности не представляет даже для одного человека. Вдвоём собирать надувную лодку, конечно же, удобнее и несколько быстрее. А вот о разборке хочется сказать несколько
слов.
Проблемы возникают на этапе снятия стрингеров пайола. Для облегчения извлечения стрингера я пробовал применять различные приспособления вроде монтировки и тому подобные, вставляя их между стрингером и секциями пайола в местах стыка последних.
Однако в этом случае появляется опасность погнуть стрингер. Решение появилось неожиданно в виде реечки от ящика для транспортировки овощей — и по толщине, и по ширине, и по механической прочности, и по мягкости материала (не повреждается поверхность стрингера). Это оказался лучший вариант.
После снятия стрингеров дальнейшая разборка лодки идёт у меня без проблем.
ВЫВОД: В базовую комплектацию этой надувной лодки желательно включить приспособление для снятия стрингеров, выполненное из пластика с клиновидным профилем.
Лодка эксплуатируется с двухтактным подвесным двигателем Tohatsu с мощностью 30 л.с. Максимальная скорость движения, замеренная GPS навигатором с одним человеком (90кг) — 48 км/час, с двумя человеками (90+100кг) — чуть более 44 км/час.
На двигателе стоит 13-ти дюймовый стандартный винт.
Как быстро судно выходит на глиссирование?
Трудно объективно ответить на этот вопрос, т.к. сравнить не с чем. Замер времени выхода на глиссер специально не проводился. Двигатель Tohatsu-30 довольно приёмист, и выход на глиссирование с двумя человеками на борту проходит быстро и без излишних продольных кренов.
С одним человеком нос у лодки задирается заметно сильнее, и при этом целесообразно переместиться максимально в нос лодки или соответствующим образом загрузить лодку или просто добавить газу.
Но это уже известные всем истины.
О самих сумках: сумка для пайола велика — секции существенно уже (короче), чем сумка для них. Возможно, есть смысл сделать карманы (секции) для укладки половинок вёсел и банки (у меня две банки), т.к. при укладке в автомобиль приходится дополнительно контролировать равномерность размещения этих элементов в сумке (чтобы не лежали кучей).
А вот чехол для самой надувной лодки несколько маловат — края лодки торчат по углам. Стрингер не входит ни в одну из сумок.
ВЫВОД:
Размеры и конструкция сумок требуют корректировки, нужен чехол для стрингеров.
Зимой надувная лодка хранится в теплом помещении в слегка накаченном виде.
С момента приобретения и на протяжении всего периода эксплуатации для накачивания надувной лодки использую насос Bravo BST 12 c регулятором давления.
Проблемы с контролем давления снимаются автоматически.
При накачивании лодки, я устанавливаю регулятор на 300 мбар. Хронометраж накачивания не проводился, но скорость накачивания восхищает.
Для меня остаются неясными рекомендации о порядке накачивания секций
лодки. На мой взгляд, секция, имеющая защитный клапан, должна накачиваться в первую очередь. Тогда механизм защиты баллонов от превышения давления будет работать эффективнее.
Однако при эксплуатации своей лодки я придерживаюсь все-таки рекомендаций Инструкции.
По конструкции лодки замечаний высказать не могу — явных конструктивных
просчетов мною не выявлено.
А вот по исполнению замечания есть!
Первое. Заделка концов лееров выполнена ненадёжно. Был случай, когда конец леера выскочил из заделки и предстал взору с обмоткой синей изолентой.
Это корейцы мотают синюю изоленту перед заделкой концов?
Второе. Пластиковые уголки на банке в целом со своим назначением справляются, но шурупы, применяемые для их крепления к банке явно малы.
В процессе эксплуатации почти все они были заменены на более мощные (у меня две банки).
Петли на баллоне надувной лодки, в которые вставляются уголки банки, за два сезона эксплуатации немного смялись, что будет дальше, посмотрим.
Хотелось бы иметь еще две ручки для переноса надувной лодки в носовой части, для достижения двуединой цели: лодку удобнее было бы переносить вчетвером, а также для перемещения лодки на некоторое расстояние силами двух человек, стоящих по бортам. При этом расстояние между ручками должно быть таким, чтобы человек мог без проблем взяться одновременно за две ручки одного борта. Хотелось бы иметь устройства для оперативного крепления якорных фалов во время рыбалки, причем как в носовой, так и в кормовой частях надувной лодки. Хотя, возможно, что при наличии дополнительных ручек в носовой части, эта функция может быть возложена на них.
Выше я обращал внимание на трудности с демонтажем стрингеров, поэтому
желательно в базовую комплектацию включить демонтажную лопатку-монтировку.
Безусловно, нужна сумка для имущества, предусмотренного обязательными нормами снабжения судна. Я применяю сумку, одеваемую на банку.
Наверное, целесообразно предусмотреть несколько точек крепления на баллонах для дополнительного имущества: имеются в виду ушки или кольца, применяемые вами для крепления надувного кресла.
крепить держатель для удилища и т.п.
Хотя некоторые используют вместо второй банки более комфортный раскладной стул.
Приобрёл крепление для бензобака в виде двух пластиковых накладок-ограничителей, крепящихся шурупами к пайолу и капронового ремня, охватывающего бензобак.
На мой взгляд, бензобак не должен перемещаться по лодке.
Ощущается необходимость в рундуке к носовой части лодки. Возможно, это должен быть ящик жесткой конструкции, на котором можно сидеть и который можно снять с надувной лодки и использовать для транспортировки имущества на суше.
Крепить его можно или к баллону лодки (для этого в стандартной комплектации нужно предусмотреть способ), либо к первой секции пайола.
Ещё один компонент дополнительного оборудования, который я применяю — это тент на лодку. Дело в том, что я частенько использую лодку для ночлега вместо палатки. Во-первых, спать, слегка покачиваясь на волнах, уже неплохо, во-вторых, фанерный пайол и воздушная прослойка между водой и пайолом теплее, чем земля в палатке, и, в-третьих, снимается вопрос охраны лодки и мотора в ночное время.
Одним словом нужен был тент. К сожалению, на тот момент ничего подходящего найти не удалось. Пришлось шить самому.
В настоящее время Badger предлагает свой вариант тента.
Проблемы с лодкой
Возникло две проблемы. Первая: на начальном этапе эксплуатации погнулись стрингера. Были заменены по гарантии. Большое спасибо.
Первопричина деформации стрингеров осталась для меня загадкой, но условий движения, при котором по моим предположениям это произошло, в дальнейшем я уже избегал. Видимо, кроме мер по усилению стрингеров, необходимо дополнить инструкцию рекомендацией при эксплуатации лодки избегать режимов движения и (или) такой загрузки лодки, при которых возникают волнообразные колебания пайола.
Несколько строк в произвольной форме. На днях появилась возможность сравнить мой «Badger» с надувной лодкой «другого производителя».
Знакомый приобрел лодку Бриг 330. При всей схожести конструкций бросились в глаза устройство пайола. Ни способ стыковки целых пяти!!! секций пайола на более короткой надувной лодке, ни узел установки стрингеров, ни в итоге жесткость пайола не понравились ни мне, ни хозяину Брига в сравнении с Badger-ом.
У той модели Брига на баллонах применен более тонкий материал. С одной стороны лодка легче при прочих равных условиях, с другой — баллон Брига был повреждён уже на второй день рыбалки.
Вывод напрашивается сам собой: наверняка у Брига есть модели лучше, но вряд ли среди наших общих знакомых теперь найдутся желающие купить надувную лодку у этого производителя.
Я же, тем временем, подумываю о замене моей надувной лодки Badger SD370 на Badger SD390, а может быть и еще побольше.
Олег Владиславович, Москва, ,
надувная лодка SportLine 370
надувная лодка SportLine 370