Если бы энтузиазм можно было измерить в долларах и центах, то Оз Аксан президент "Аксано Катамаранс" был бы уже миллионером. К моему стыду, я не был знаком с компанией "Aksano" до того, как увидел ее новое судно в январском выпуске журнала "Боатинг Магазин". Этот катамаран сразу же заставил меня обратить на себя внимание - он просто выпрыгивал из картинки!.. Он не походил ни на что, виденное мною прежде…
Я был заинтригован и сразу же обратился к сайту компании с целью узнать как можно больше подробностей об этой необыкновенной лодке и о тех, кто воплотил мою мечту в жизнь. Мне повезло, и я смог побеседовать с Озом Аксаном, президентом и исполнительным директором компании.
Всего спустя лишь несколько минут стало очевидно, что было бы трудно, если не невозможно, найти кого-нибудь более влюбленного во все то, что, так или иначе, связно с гоночными лодками, чем г-н Аксан. Прочтите и убедитесь сами.
а
"Это было очень волнующе",- так Оз Аксан выразился о своем путешествии длиной в 2500 км через Черное, Эгейское и Средиземное моря в том возрасте, когда большинство молодых людей мечтают только о своем первом автомобиле.
Покинув родной Стамбул в Турции, он спустя неделю прибыл с приятелем в турецкую же Анталью. Проделано это было не в безопасности и в комфорте спортивной крейсерской яхты, которая лучше приспособлена к борьбе к бурными водами открытого моря, с не всегда хорошей погодой и интенсивным грузопассажирским судоходством. Их лодка - 5,5 метровый RIB с 100-сильным мотором "Меркюри" на транце!
Как-то несолидно, согласимся…
Не утративший того задора, г-н Аксан сегодня является президентом "Аксано Катамаранс". Их создание - 4-х метровый катамаранчик с легкостью набирает 70 км/час под небольшим подвесным мотором всего в 50 л.с.
И что ж это за катамаран при таких размерах? Очевидно, что это не обычная прогулочная лодочка!
За время учебы Оз сдал квалификационные экзамены по математике, физике и менеджменту. После первой сессии, он, разумеется, получил возможность посетить Турцию, чтобы проведать семью и друзей. В свободное от учебы время он смог построить свой первый катамаран - это была копия 6,5 метрового "Циклотрона".
Я спросил его, как он оказался в городе Монро, что в штате Вашингтон, где располагается компания. "Темой моей выпускной работы стало отличие реданного корпуса от гладких корпусов". После окончания колледжа я решил поехать на Запад страны. "Двигаясь по штату Вашингтон, я проезжал завод компании "Гласьер Бей Катамаранс" (компания "Гласьер Бей Катамаранс" числится среди лучших в мире производителей моторных катамаранов).
Я вошел, чтобы оглядеться, и был немедленно принят на работу"…
За восемь последующих лет работы в этой компании он участвовал в разработке восьми различных моделей судов, последним из которых стал "проект 2685". Ему довелось поработать под непосредственным руководством г-на Шона Магрудера. Разделяя общую увлеченность лодками и катамаранами в частности, пара конструкторов сблизилась на увлечении созданием совершенно оригинального и небольшого перевозимого катамарана. Два года друзья днем трудились на благо "Гласьер Бей Катамаранс", после чего по ночам занимались своим любимым детищем. По словам Оза, "Первый год был потрачен в основном на проектирование, а второй год - на создание выкроек и шаблонов". После этого пара оставила "Гласьер Бей Катамаранс" и полностью посвятила себя другой компании - "Аксано Катамаранс".
Огромная доля успеха кроется в конструкции лодки. Например, Оз сосредоточился в своих исследованиях на совершенствовании центральной консоли: "Мы обратились к центральной консоли потому, что именно здесь можно организовать побольше пространства, особенно для людей, профессионально занимающихся ловлей рыбы.
Мы последовательно проработали три совершенно различных конструкций самой консоли, и нашли способ разместить здесь аккумулятор, топливный бак и узлы рулевого управления, притом, что всем этим несложно пользоваться, а консоль сохранила приятный внешний вид". Достаточно посмотреть на фотографии, чтобы согласиться с тем, что результат стоит затраченных усилий.
Лодка имеет тенденцию отклоняться наружу в повороте, что Оз описывает как "отрицательное отклонение". Обычные V-образные корпуса дают сильный крен в повороте, что известно всем водителям моторных лодок. Мне стало любопытно, как им удается увеличить управляемость при том же весе и той же мощности. "Не совсем,, - сказал Оз и начал объяснять: - "Мы провели много времени, создавая корпус судна, который до того или скользил плоско в повороте или отклонялся внутрь поворота. Мы не хотели, чтобы люди, переходящие с V-образных лодок на наши катамараны, испытывали дискомфорт из-за непривычной динамики корпуса". Так это что, избыточная управляемость? И вот ответ: "Вы можете поворачивать под прямым углом, не снижая скорость и не скользя в повороте. Лодка слушается руля как "Мазда Миата" на воде, притом, что при выходе на глиссирование нос катамарана совершенно не поднимается".
Но безопасно ли это? Некоторые шустрые маленькие лодочки могут вызывать весьма сильные эмоции. К сожалению, мне пока не довелось управлять ни одним из этих маленьких катамаранчиков. Какое важно слово "пока"!
Тем не менее, после бесед с г-ном Аксаном, основываясь на его огромном опыте строительства катамаранов, а также на том факте, что он является отцом двоих маленьких детишек, которых не боится брать с собой на борт, я ничуть не сомневаюсь в том, что с этим у его творений - все в порядке.
Одна из основных наших групп потребителей - немолодые люди, стремящиеся использовать их для сообщения берега с более крупными яхтами, вместо традиционных ялов". По мере роста продаж формируется дилерская сеть. В настоящее время большинство дилеров располагаются на западном побережье США и во Флориде. С развитием поставок за рубеж у компании появились дилеры в Японии, Испании, Кувейте и, разумеется, в родном порту Оза - в Стамбуле, что в Турции.
По мере распространения успеха 4-х метровой модели, компания получила надежное основание, на котором может строить производство новых образцов своей продукции. И что же мы видим? Как говорят катерники, когда настает время сменить лодку, слишком часто мы остаемся верными изготовителю лодки, которой владеем в настоящее время.
Оз со своей командой создали несколько новых моделей, чтобы удовлетворить нужды своих нынешних потребителей. "Мы сконструировали 5 и 5,5-ти метровые катамараны на общей корпусной основе. В настоящее время мы анализируем возможности использования различных двигателей. 5-ти метровая модель уже опробована со стационарными, подвесными, водометными и роторными двигателями".
Перевод Павла Дмитриева www.badger.ru