В начале лета 2008 года у меня появилась возможность протестировать ещё одну экспериментальную лодку Баджер. Сразу хочется заметить, что она разительно отличается от предыдущей модели, причём в лучшую сторону. Выражалось это, прежде всего, в проработанности деталей и составляющих элементов, из которых была собрана новая лодка. Уже не нужно было беспокоиться о неудачно расположенных клапанах, об отсутствие ручек для переноса и поддержки во время езды, а также о нормальной установке и креплении днища типа «аэрдэк».
Импровизированное название этой надувной лодки – мото каноэ, – которым я с самого первого взгляда назвал это судно, будто подсказывает сферу возможного применения: реки, небольшие и средние озера и тому подобное.
В начале лета 2008 года у меня появилась возможность протестировать ещё одну экспериментальную лодку Баджер. Сразу хочется заметить, что она разительно отличается от предыдущей модели, причём в лучшую сторону. Выражалось это, прежде всего, в проработанности деталей и составляющих элементов, из которых была собрана новая лодка. Уже не нужно было беспокоиться о неудачно расположенных клапанах, об отсутствие ручек для переноса и поддержки во время езды, а также о нормальной установке и креплении днища типа «аэрдэк».
Импровизированное название этой надувной лодки – мото каноэ, – которым я с самого первого взгляда назвал это судно, будто подсказывает сферу возможного применения: реки, небольшие и средние озера и тому подобное.
Все это было в порядке, как и на серийных образцах, включая такие важные и уже проверенные практикой аксессуары как весла и насос, не было только скамеек, но для экспериментального образца такого надувного каноэ это очень даже объяснимо, ведь тесты как раз и помогут найти их оптимальное место. Короче говоря, можно было приложить все усилия именно для практического использования судна, имеющего такую, мягко скажем, необычную особенность в форме.
Главная же изюминка этого надувного мото каноэ – изогнутая, подобно носу, корма, с сохранением пространства подмоторной ниши (см. на фото). Знакомство с тестируемым образцом продолжим сводкой внешних технических характеристик, которые весьма схожи с ПВХ лодками SDA 300 или 330 из модельного ряда Fishing Line, находящихся в свободной продаже.
Итак, масса – около 30 кг, ширина общая – 152 см, ширина внутри – 70 см, диаметр баллонов – 41 см. Что же касается длины этой модели надувного каноэ, то максимальная – 400 см, от носа до транца – 300 см. Количество надувных элементов 2+1 (2 борта и дно «аэрдэк»).
Лодка тестировалась в несколько приёмов на Финском заливе. Акватория использовалась закрытая от сильных ветров, хотя ветер и так был преимущественно слабый. Облачность переменная, температура воздуха от +14С до +19С. Скорость судна измерялась коммуникатором ASUS 527.
Около воды и на воде
Надувная лодка или, как мы её договорились называть, мото каноэ, упакованная в стандартную (для серийных образцов) сумку, приводится в боевую готовность очень быстро. Небольшое количество надувных элементов и хороший насос способствуют тому, чтобы оказаться на воде уже через 10 минут. Масса такого надувного мото каноэ позволяла двум людям очень легко донести судно от места сборки к воде. При соответствующей сноровке это можно сделать и в одиночку.
На время тестов на надувную лодку мы ставили электромотор «Badger BF33». Хотели попробовать поставить более мощный бензиновый, но воздержались, прежде всего, по причине боязни повредить борт (об этом смотрите ниже в разделе «Впечатления»).
Мото каноэ – надувная лодка довольно удобная и остойчивая. По сути своей это ярко выраженная плоскодонка. Широкие борта и плотное надувное днище внушает уверенность в высокой безопасности судна. На аэрдэке вполне можно стоять и орудовать, например, спиннингом, хоть это и не жёсткий пол, но стоять вполне комфортно.
Пробовали лодку с одним человеком, с двумя и с тремя на борту. Даже втроём в этом мото каноэ не тесно, но мы просто ехали. А если находиться со снаряжением, то лучше вдвоём, тем более, если рыбачить или охотится.
На вёслах надувное мото каноэ – очень легко управляемая и довольно ходкая лодка, я бы даже сказал чересчур. Лодка лёгкая, плоскодонная, без киля, и её, соответственно, легко парусит (сносит ветром). Однако это может оказаться и плюсом в ситуациях, когда акватория закрыта от ветров, а от судна требуется хорошая управляемость, вёрткость.
Роль банки гребца в тестах выполняла положенная на оба борта доска. Само собой, такая скамейка чуть-чуть высоковата и на серийном образце должна быть ниже. По моему мнению, на эту надувную лодку – мото каноэ нормально впишутся любые типы банок: и жёсткая, и надувная, и сдвижные банки, а также комбинации этих вариантов.
Максимальная скорость мото каноэ под вёслами около 4 км/ч, под мотором – около 6 км/ч. Предполагаю, что под мотором мощности от 5 л.с. с одним человеком уже возможен выход на глиссирование, плоская форма дна корпуса явно этому способствует.
На волну такая надувная лодка входит хорошо, хотя в большом волнении у нас побывать не получилось. Своеобразная форма кормы для моториста предпочтительнее классической в случае набегающей сзади волны, так как служит дополнительным волнорезом.
Кроме того, интересно было поведение такой увеличенной воздушным объёмом кормы под большой нагрузкой. Ради эксперимента попробовали сесть в район транца втроём (наша суммарная масса была под 300 кг!). Корма нашего надувного каноэ, конечно, притопилась, но все было в допустимых пределах. В этом аспекте у судна явно очень большой потенциал!
В целом, на воде тестируемая надувная лодка – мото каноэ оставила хорошее впечатление: никаких откровенных провалов в оснащении, эксплуатации, мореходности. Правда и не было никаких явных преимуществ, ставящих её на голову выше серийных образцов.
Мои впечатления и возможные перспективы
Надувное мото каноэ оставило весьма неоднозначное впечатление. Окончательно внутри себя понять «зачем она такая» у меня не получилось. Поэтому в качестве выводов я постарался раскрыть, прежде всего, ответ на такой вопрос: что даёт именно ТАКАЯ причудливая форма как каноэ по сравнению с лодками классической формы:
• Возможность «отнести» корму дальше от носа за счёт конструктивно заложенной дополнительной плавучести в баллонах кормы. Это позволяет увеличить внутренние габариты кокпита, а также грузоподъёмность.
• Возможность устанавливать на транец такого надувного каноэ более тяжёлый мотор. С учётом того, что грядёт время экологически более чистых, но тяжёлых 4-тактных моторов, это кажется актуальным.
• Возможность более уверенно двигаться задом, особенно в не очень густых зарослях растительности, например, в камышах. Причём использовать для этого подвесной мотор любого подходящего типа.
Однако такая форма надувного мото каноэ несёт в себе и некоторые моменты, которые может и не являются чистыми минусами, но спорными их называть точно можно:
• Полная длина судна от кормы до носа составляет 4 метра. Для 2-местной (по моим ощущениям) лодки это, похоже, многовато.
• Маленькая масса надувного каноэ при такой большой длине даёт низкую мореходность в сильную волну и ветер.
• Самое спорное – винт работающего мотора (когда происходит «отскок» мотора при наезде на подводное препятствие), выходит ОЧЕНЬ близко от баллонов кормы! Расстояние составляет примерно 2-3 см. Вроде бы и не задевает, но как-то очень некомфортно. Особенно если вспомнить, что случайно порванный баллон реально притопит лодку (надувные борта состоят всего из 2-х элементов)!
Конечно, на таком надувном мото каноэ можно рыбачить, охотиться (тогда желательна окраска «камуфляж»), устраивать сплав по несложной речке (1-2 человека с вещами), так как форма лодки поможет проходить быстрины и мелководье. А просто отдыхать на воде – вряд ли понадобятся её изгибы, хотя, конечно, и не помешают.
Автор теста Сергей Туманов,
С-Петербург, s.tumanov@kfins.ru