Надувная лодка, которая оказалась у меня на тестировании, заинтересовала меня уже довольно давно - с момента появления первого образца - AirDeck прототип рыболовной лодки. Казалось бы - вот она мечта любого рыболова: портативная, легкая, удобная, современная лодка под мотор!
Чем не основная лодка для тех, кто любит рыбачить или охотиться в одиночку или для небольших водоемов? Или чем это не второй, запасной вариант к основной лодке для тех, кто мог бы себе это позволить? Поначалу вопросов и сомнений было гораздо больше чем ответов...
Чем не основная лодка для тех, кто любит рыбачить или охотиться в одиночку или для небольших водоемов? Или чем это не второй, запасной вариант к основной лодке для тех, кто мог бы себе это позволить? Поначалу вопросов и сомнений было гораздо больше чем ответов...
Надувная лодка, которая оказалась у меня на тестировании, заинтересовала меня уже довольно давно - с момента появления первого образца - AirDeck прототип рыболовной лодки. Казалось бы - вот она мечта любого рыболова: портативная, легкая, удобная, современная лодка под мотор!
Чем не основная лодка для тех, кто любит рыбачить или охотиться в одиночку или для небольших водоемов? Или чем это не второй, запасной вариант к основной лодке для тех, кто мог бы себе это позволить? Поначалу вопросов и сомнений было гораздо больше чем ответов...
I. ЛОДКА НЕПРИВЫЧНОЙ ФОРМЫ
Первые отзывы были весьма кратки и сдержаны, отчасти оттого, что в конце прошлого года много поиспытывать мне ее просто не получилось, так как на водоемах встал лед. Можно еще добавить, что после первых проб авторы делали довольно осторожные выводы. И вот мне с помощью моих близких друзей, предстояло самому убедиться в том, пригоден ли данный образец для выхода «в жизнь» и использования на наших водоемах или же пока нет.
Выездов за месяц удалось совершить несколько, но, по сути, они все могут быть разбиты и сведены в две группы, а именно:
• водоем открытого типа с возможным внезапным усилением волны (как пример - Финский залив),
• водоем внутренний, где даже среднего волнения не бывает никогда (как пример - одно из озер Карельского перешейка с изрезанной береговой линией и максимальным габаритом по длине менее одного километра).
Внешние формы лодки с самого начала были несколько непривычны. По словам многих она чем-то напоминала «шкаф». Однако, присмотревшись к различным узлам, сделанным, кстати говоря, из самых современных материалов, можно было сделать вывод о том, что идея, заложенная в ней, крайне любопытна и должна непременно получать дальнейшее развитие. Лодка сложена как бы из пяти плоских сильно надутых блоков типа «аэрдэк».
Еще до всякой воды, как говорится «невооруженным глазом», были сразу видны некоторые недостатки, например, высокая скамейка-банка. Другие же, типа недоработанных уключин, являлись все-таки вторичными по отношению к совокупности других более важных свойств (ведь лодка все-таки моторная!) и отходили временно на второй план.
Буквально сразу проявились и эксплуатационные удобства. Дождливым днем, соседи по даче один за другим подходили к нашему дому, где лодка впервые была разложена на траве. И я только успевал ее разбирать да собирать, чтобы показать очередной группе «экскурсантов». И, должен отметить, что это было довольно легко. Конечно, нетерпелось испытать лодку по настоящему и, очень скоро такая возможность выдалась.
II. ПРОВЕРКА «ПО-ПОЛНОЙ» ИЛИ ЛЕГКИЙ ШТОРМ НА ФИНСКОМ ЗАЛИВЕ
Сейчас я уже и не уверен, вышел бы я в этот день в море, если бы знал, что.... Впрочем, обо всем по порядку. Желая провести эксперимент с судном и, если повезет, попытаться половить судака на вечерней зорьке, мы с напарником выехали на Финский залив.
Вечером, ближе уже к 21 часу, мы прибыли в одну из точек северной ветки дамбы, ведущей от Горской к Кронштадту и разделяющей залив на части. Ветер, был свеж и вроде как под вечер стихал. Дул же он строго перпендикулярно дамбе и мы, учитывая это, разложились с подветренной стороны. Такой выбор был сделан умышленно, так как дамба сама по себе является неплохим укрытием от ветра, особенно если от нее не очень далеко отходить.
Выбрав плоские и удобные камни, мы все без проблем собрали. Надули все 5 имеющихся отсеков: 2 - составляющих палубу, 2 - борта и 1 носовой. Повесили 4-сильный подвесной мотор Selva. В лодку кроме себя (нас было двое), закинули еще пару спиннингов и совсем немного амуниции, так как было очень тепло. Вышли на воду, включили мотор и взяли курс строго от дамбы.
Идем. Отсутствие штатных посадочных мест делало наше размещение не очень удобным. Высокую скамейку посередине, хоть на ней было и почти невозможно сидеть при легком волнении, все же оставили для выполнения функции ребра жесткости. Я у мотора уселся на перевернутое пластмассовое ведро, вторым посадочным местом стал корпус рыболовного сундучка. Лодка шла нормально, но производила впечатление «живой» - ей явно не хватало поперечной жесткости. К сожалению, не хватало той уверенности в судне, которая бывает, когда кладешь руку на толстый баллон ПВХ лодки «классической» формы...
Как-то незаметно с легким попутным ветерком отошли от берега почти на пару километров или чуть больше и покружили там в поисках судака. Поклевок не было, решили возвращаться домой, и тут вдруг началось...
Ветер практически мгновенно усилился, периодически менял направление, стал почти шквальным! И уже через каких-то пять минут каждая волна покрылась характерным белым «барашком»! Все это было для нас неприятной неожиданностью, идти назад пришлось практически поперек волны. Единственно, я чуть подрезал угол, чтобы не было прямых лобовых ударов волн. К моему огромному удивлению, лодку не заливало через, казалось бы, способствующий этому плоский и не режущий волну нос. Только немного летели брызги. Лодку ощутимо побалтывало, по корпусу проходила дрожь...
Курс приходилось держать очень строго, при малейшем послаблении нашу и так «мягкую» лодку начинало неприятно разворачивать бортом к волне. Мы вцепились в не очень приспособленные под это борта так, что к моменту выхода на берег пальцы полностью скрючились. Важно заметить, что на воде, в шторм, когда мы двигались к «базе», от нас потребовалось очень много внимания ко всему происходящему вокруг, а именно к себе, к положению предметов в лодке, к каждой крупной волне, к ручке мотора. Последний вел себя отменно и уверенно тянул нас под заветное прикрытие дамбы к берегу. Полного газа я не давал из соображения безопасности, шли в «пол ручки».
Шли, наверно, минут 20. Конечно, ощущения безысходности не было, все-таки мы были на надувной лодке, в жилетах и под мотором, но чувство сильного дискомфорта было. Никто не застрахован от внезапного шторма! Надо быть внимательнее на открытых водоемах на этой лодке необходимо строго ограничивать район плавания от берега.
В итоге решили больше не проводить похожих экспериментов. Буквально через пару мы направились туда, где наша тестируемая чувствовала себя гораздо увереннее, а именно на одно из многочисленных небольших озер Карельского перешейка. И, в дальнейшем, мы «испытывались» уже только на них.
III. ТИХИЕ ОЗЕРА ИЛИ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ
Этот тип водоемов несколько реабилитировал качества лодки в моих глазах. По всей видимости, она именно для них и предназначена по задумкам авторов. Начнем с того, что на малых водоемах, как и прежде, все замечательно разбиралось, приводилось в действие, спускалось на воду, извлекалось и затем вновь собиралось. И все это без малейшего напряжения сил. Легко, красиво и непринужденно, к нашей радости и под полные любопытства взгляды окружающих.
Несмотря на довольно крутой берег, нам вдвоем удалось без проблем поставить лодку с уже навешенным мотором прямо на воду. Сначала я сел один и попытался выйти на глиссер. Лодка сильно задирала нос и выходить на глиссер отказывалась, несмотря на мои смещения к центру. Видимо она «намекала» то, что мы со снаряжением весим более чем сотню килограммов! Забегая вперед, скажу, что вечером мой напарник, весящий только 70 кг, довольно легко добился этого и весело промчался вдоль нас по водной глади, помахивая рукой.
Ходовые качества, конечно, важны, но для нас еще очень важно было исследовать пригодность лодки для рыбалки. Взяв спиннинги, мы поехали блеснить к камышам, которые были от нас метрах примерно в четырехстах. Лодка довольно устойчиво шла по совсем небольшой волне. Можно было даже при желании осторожно усидеть на средней банке.
Я находился сзади и, как и в прошлых выездах до этого довольствовался пресловутым перевернутым ведром. Водная гладь была почти спокойна, но несмотря даже на отсутствие волнения лодке по-прежнему очень не хватало жесткости!
Положительно заявила о себе другая сторона «рыскливости» - управляемость, лодка очень легко и доступно поворачивала или разворачивалась на месте на малых и средних скоростях. Но это на «малых», а на «больших»? Этот опыт пришел через наблюдения от напарника, который прошел некоторое расстояние на глиссере. При попытке довольно резкого поворота на скорости лодка по его выражению начала «скручиваться», отчего он чуть не въехал в берег. Опять не хватало жесткости на бортах!
Еще мне показалось, что при максимальной нагрузке, корма лодки была излишне притоплена, но это очень субъективное мнение. А в целом поездки по спокойным озерам несколько улучшили впечатление от лодки, возникшие после «прогулки» по Финскому заливу. Еще бы - разложили в момент! На воду? Быстро и легко. Сели - через 5 минут у противоположного берега. Решили утеплиться курткой - быстренько сгоняли к месту старта и обратно.
Перерыв в рыбалке одной рукой лодку с мотором подтащил на берег и спокойно к термосу с чаем. А когда совсем закончили рыбалку, один человек спокойно ставит лодку на просушку к дереву и, чуть погодя сворачивает в прилагаемый конверт-сумку, а затем в машину.
Что действительно мешало даже на небольшом озере - так это парусность. Даже небольшое дуновение ветерка не поднимающее волну, довольно ощутимо двигало лодку. Пробрасывая блеснами прибрежные камыши, мы были вынуждены при заходах постоянно делать поправку на ветер. По идее нужно было бы сделать простейший якорь из камня, но ведь и привязать его на лодке пока особо не к чему.
В целом, могу сказать, что рыбачить на лодке вдвоем - достаточно удобно. Одному можно стоять, хоть и не очень жестко, но вполне, особенно если расставить ноги на ширину плеч. Место много, напомню, что внутренней площади у этой лодки почти в 1,5 раза (!) больше, чем у более длинной 3,3 метровой «классической», баллонной ПВХ-ашки.
Нормально и дорожить, нормально и махать спиннингами в заброс. Попробовать, как ведет лодка при вываживании крупной рыбы, нам не удалось, не попадалась нам такая. А если попытаться предположить? Думаю, на серьезном вываживании мощной рыбы, без усиления конструкции, наваливаться на борта надо с большой осторожностью.
Теперь набранные при выездах и несколько разрозненные впечатления необходимо систематизировать, сложив как всегда на чаши весов «плюсы» и «минусы».
IV. НА ЧАШАХ ВЕСОВ
Вот и настала пора по результатам проведенных выездов, подводить первые итоги. Сначала, по традиции, отметим некоторые достоинства:
• Ощущения при переноске в собранном и разобранном состояние (паспортная масса около 30 кг), позволяет уверенно говорить, что лодка очень комфортна по массе для своих габаритов.
• Лодка очень быстро приводится в «боевую» готовность. По нашим замерам за 5-10 минут в зависимости от интенсивности работы ручным насосом. И также быстро, легко, удобно складывается. Если нужно собраться в авральном режиме (например, при надвигающейся грозе), то это можно сделать даже менее чем за 5 минут. Отлично!
• С мотором 4 л.с. (SeLva Corse) и одним человеком массой около 70 кг лодка «вышла» на глиссер. Скорость при этом под 30 км/час. Честно говоря «вышла» не сразу, а через 10 секунд, но возможно этот показатель можно улучшать более тщательной установкой положения мотора на транце.
• Грести веслами довольно легко. Оценить эту возможность в полноте мешали не совсем удобные банка и уключины.
• Хороший, надежный транец. Не менее хороши весла и клапана.
Вечером, уже много после того, как мы надули ее, группа заинтересовавшихся прохожих удивлялась: «а на чем вы ее привезли?!»
Группа недостатков, хотя правильнее будет сказать недоработок, увы, оказалась значительно больше:
• Главная недоработка - лодке реально не хватает жесткости. И даже если предположить, что мы чуть не докачали ее до положенного давления (к сожалению, у нас не было с собой манометра, чтобы проверить это), все равно можно утверждать факт некой «хлипкости» лодки. Особенно это начинает выявляться при загрузке в два человека с некоторым количеством снаряжения, т.е. с нагрузкой, близкой к максимально допустимой, и на ходу под мотором. На одном из фото, где мы в лодке вдвоем, хорошо видны, как изгибаются борта под «обычной» нагрузкой.
• Отчасти как следствие предыдущего пункта, проявились не очень хорошие мореходные качества. Из-за высоких бортов, при ветре лодка начинает сильно «парусить». К тому же на ходу под мотором (да и на веслах) она «рыскает», необходимы постоянные усилия для удержания на курсе, особенно при встречной волне в нос.
• Нет лееров или элементов, за которые можно было бы подержаться на полном ходу. Слабость крепления центральной банки не позволяет ее использовать для этого. Нет буксировочной скобы, на стоянке у берега даже за веревку к дереву не привязать.
• Лодка на ходу под мотором с одним человеком на борту задирает нос. Проблема в целом известная. Один из способов этого избежать, удлинитель румпеля на мотор и размещение моториста на центральной банке.
• С тем же мотором 4 л.с. (SeLva Corse), человеком массой около 90 кг, вещами массой около 10 кг и канистрой около 10 кг - лодка на глиссер не вышла. Скорость всего около 12 км/час.
• Средняя скамейка или, говоря по-морскому, банка расположена слишком высоко! Сидеть на ней даже небезопасно. Кроме того, нет никакой ни банки, ни надувной подушки для человека сидящего на моторе. Сам я использовал для этого перевернутое пластмассовое ведро.
• Клапаны подкачки двух плоских баллонов составляющих из себя палубу находятся во время движения по воде за бортом, вдобавок они закрыты сверху плоскими модулями, представляющими собой борта. Небольшая аварийная подкачка на воде, в случае небольшого подтравливающего прокола, полностью невозможна.
• Места установки и крепления уключин проработаны недостаточно. А также места защелкивания весел на корпус. Имеющееся расположение удовлетворительно, но не более.
• Пакет с упакованной лодкой не маленький, на тележке не повезешь, хотя масса в принципе это и позволяет. Вывод прост: только на машине.
V. ЕСТЬ НАД ЧЕМ ПОРАБОТАТЬ?!
Прежде всего, хочется заметить, что, работая над этим разделом, я попытался высказать не только свое личное мнение, но и наиболее удачные мысли практически всех, кого не оставила равнодушными эта лодка. Особую благодарность выражаю Печникову В. И., моряку со стажем большим, чем я живу на свете, и автору более чем десятка различных самодельных лодок. Его советы по доработкам нашего образца отличались наибольшим профессионализмом среди прочих.
И еще. Не смотря на некоторую конструктивную «сырость» лодки, очень хочется, чтобы работы над ней были продолжены. Во многом это будет зависеть от того, насколько удачно удастся побороть главную проблему - недостаток поперечной жесткости.
Предлагаемая ниже таблица, по сути, те же пункты, взятые из вышеописанных «недоработок» с предлагаемыми вариантами устранения.
На данном этапе мой общий вывод таков: в существующей конфигурации экспериментальная лодка не может быть рекомендована к производству и использованию. Но, в лодке такой конструкции заложена очень интересная, по своей сути, идея, которую жалко было бы оставлять, не доведя до какого-нибудь более законченного состояния.
Ведь даже в нынешнем виде она все же может употребляться на тихих реках или озерах. Довольно удобна она, хоть и не без замечаний, при эксплуатации одним человеком с мотором. Все эти сферы применения можно и нужно расширять.
Чем не основная лодка для тех, кто любит рыбачить или охотиться в одиночку или для небольших водоемов? Или чем это не второй, запасной вариант к основной лодке для тех, кто мог бы себе это позволить? Поначалу вопросов и сомнений было гораздо больше чем ответов...
I. ЛОДКА НЕПРИВЫЧНОЙ ФОРМЫ
Первые отзывы были весьма кратки и сдержаны, отчасти оттого, что в конце прошлого года много поиспытывать мне ее просто не получилось, так как на водоемах встал лед. Можно еще добавить, что после первых проб авторы делали довольно осторожные выводы. И вот мне с помощью моих близких друзей, предстояло самому убедиться в том, пригоден ли данный образец для выхода «в жизнь» и использования на наших водоемах или же пока нет.
Выездов за месяц удалось совершить несколько, но, по сути, они все могут быть разбиты и сведены в две группы, а именно:
• водоем открытого типа с возможным внезапным усилением волны (как пример - Финский залив),
• водоем внутренний, где даже среднего волнения не бывает никогда (как пример - одно из озер Карельского перешейка с изрезанной береговой линией и максимальным габаритом по длине менее одного километра).
Внешние формы лодки с самого начала были несколько непривычны. По словам многих она чем-то напоминала «шкаф». Однако, присмотревшись к различным узлам, сделанным, кстати говоря, из самых современных материалов, можно было сделать вывод о том, что идея, заложенная в ней, крайне любопытна и должна непременно получать дальнейшее развитие. Лодка сложена как бы из пяти плоских сильно надутых блоков типа «аэрдэк».
Еще до всякой воды, как говорится «невооруженным глазом», были сразу видны некоторые недостатки, например, высокая скамейка-банка. Другие же, типа недоработанных уключин, являлись все-таки вторичными по отношению к совокупности других более важных свойств (ведь лодка все-таки моторная!) и отходили временно на второй план.
Буквально сразу проявились и эксплуатационные удобства. Дождливым днем, соседи по даче один за другим подходили к нашему дому, где лодка впервые была разложена на траве. И я только успевал ее разбирать да собирать, чтобы показать очередной группе «экскурсантов». И, должен отметить, что это было довольно легко. Конечно, нетерпелось испытать лодку по настоящему и, очень скоро такая возможность выдалась.
II. ПРОВЕРКА «ПО-ПОЛНОЙ» ИЛИ ЛЕГКИЙ ШТОРМ НА ФИНСКОМ ЗАЛИВЕ
Сейчас я уже и не уверен, вышел бы я в этот день в море, если бы знал, что.... Впрочем, обо всем по порядку. Желая провести эксперимент с судном и, если повезет, попытаться половить судака на вечерней зорьке, мы с напарником выехали на Финский залив.
Вечером, ближе уже к 21 часу, мы прибыли в одну из точек северной ветки дамбы, ведущей от Горской к Кронштадту и разделяющей залив на части. Ветер, был свеж и вроде как под вечер стихал. Дул же он строго перпендикулярно дамбе и мы, учитывая это, разложились с подветренной стороны. Такой выбор был сделан умышленно, так как дамба сама по себе является неплохим укрытием от ветра, особенно если от нее не очень далеко отходить.
Выбрав плоские и удобные камни, мы все без проблем собрали. Надули все 5 имеющихся отсеков: 2 - составляющих палубу, 2 - борта и 1 носовой. Повесили 4-сильный подвесной мотор Selva. В лодку кроме себя (нас было двое), закинули еще пару спиннингов и совсем немного амуниции, так как было очень тепло. Вышли на воду, включили мотор и взяли курс строго от дамбы.
Идем. Отсутствие штатных посадочных мест делало наше размещение не очень удобным. Высокую скамейку посередине, хоть на ней было и почти невозможно сидеть при легком волнении, все же оставили для выполнения функции ребра жесткости. Я у мотора уселся на перевернутое пластмассовое ведро, вторым посадочным местом стал корпус рыболовного сундучка. Лодка шла нормально, но производила впечатление «живой» - ей явно не хватало поперечной жесткости. К сожалению, не хватало той уверенности в судне, которая бывает, когда кладешь руку на толстый баллон ПВХ лодки «классической» формы...
Как-то незаметно с легким попутным ветерком отошли от берега почти на пару километров или чуть больше и покружили там в поисках судака. Поклевок не было, решили возвращаться домой, и тут вдруг началось...
Ветер практически мгновенно усилился, периодически менял направление, стал почти шквальным! И уже через каких-то пять минут каждая волна покрылась характерным белым «барашком»! Все это было для нас неприятной неожиданностью, идти назад пришлось практически поперек волны. Единственно, я чуть подрезал угол, чтобы не было прямых лобовых ударов волн. К моему огромному удивлению, лодку не заливало через, казалось бы, способствующий этому плоский и не режущий волну нос. Только немного летели брызги. Лодку ощутимо побалтывало, по корпусу проходила дрожь...
Курс приходилось держать очень строго, при малейшем послаблении нашу и так «мягкую» лодку начинало неприятно разворачивать бортом к волне. Мы вцепились в не очень приспособленные под это борта так, что к моменту выхода на берег пальцы полностью скрючились. Важно заметить, что на воде, в шторм, когда мы двигались к «базе», от нас потребовалось очень много внимания ко всему происходящему вокруг, а именно к себе, к положению предметов в лодке, к каждой крупной волне, к ручке мотора. Последний вел себя отменно и уверенно тянул нас под заветное прикрытие дамбы к берегу. Полного газа я не давал из соображения безопасности, шли в «пол ручки».
Шли, наверно, минут 20. Конечно, ощущения безысходности не было, все-таки мы были на надувной лодке, в жилетах и под мотором, но чувство сильного дискомфорта было. Никто не застрахован от внезапного шторма! Надо быть внимательнее на открытых водоемах на этой лодке необходимо строго ограничивать район плавания от берега.
В итоге решили больше не проводить похожих экспериментов. Буквально через пару мы направились туда, где наша тестируемая чувствовала себя гораздо увереннее, а именно на одно из многочисленных небольших озер Карельского перешейка. И, в дальнейшем, мы «испытывались» уже только на них.
III. ТИХИЕ ОЗЕРА ИЛИ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ
Этот тип водоемов несколько реабилитировал качества лодки в моих глазах. По всей видимости, она именно для них и предназначена по задумкам авторов. Начнем с того, что на малых водоемах, как и прежде, все замечательно разбиралось, приводилось в действие, спускалось на воду, извлекалось и затем вновь собиралось. И все это без малейшего напряжения сил. Легко, красиво и непринужденно, к нашей радости и под полные любопытства взгляды окружающих.
Несмотря на довольно крутой берег, нам вдвоем удалось без проблем поставить лодку с уже навешенным мотором прямо на воду. Сначала я сел один и попытался выйти на глиссер. Лодка сильно задирала нос и выходить на глиссер отказывалась, несмотря на мои смещения к центру. Видимо она «намекала» то, что мы со снаряжением весим более чем сотню килограммов! Забегая вперед, скажу, что вечером мой напарник, весящий только 70 кг, довольно легко добился этого и весело промчался вдоль нас по водной глади, помахивая рукой.
Ходовые качества, конечно, важны, но для нас еще очень важно было исследовать пригодность лодки для рыбалки. Взяв спиннинги, мы поехали блеснить к камышам, которые были от нас метрах примерно в четырехстах. Лодка довольно устойчиво шла по совсем небольшой волне. Можно было даже при желании осторожно усидеть на средней банке.
Я находился сзади и, как и в прошлых выездах до этого довольствовался пресловутым перевернутым ведром. Водная гладь была почти спокойна, но несмотря даже на отсутствие волнения лодке по-прежнему очень не хватало жесткости!
Положительно заявила о себе другая сторона «рыскливости» - управляемость, лодка очень легко и доступно поворачивала или разворачивалась на месте на малых и средних скоростях. Но это на «малых», а на «больших»? Этот опыт пришел через наблюдения от напарника, который прошел некоторое расстояние на глиссере. При попытке довольно резкого поворота на скорости лодка по его выражению начала «скручиваться», отчего он чуть не въехал в берег. Опять не хватало жесткости на бортах!
Еще мне показалось, что при максимальной нагрузке, корма лодки была излишне притоплена, но это очень субъективное мнение. А в целом поездки по спокойным озерам несколько улучшили впечатление от лодки, возникшие после «прогулки» по Финскому заливу. Еще бы - разложили в момент! На воду? Быстро и легко. Сели - через 5 минут у противоположного берега. Решили утеплиться курткой - быстренько сгоняли к месту старта и обратно.
Перерыв в рыбалке одной рукой лодку с мотором подтащил на берег и спокойно к термосу с чаем. А когда совсем закончили рыбалку, один человек спокойно ставит лодку на просушку к дереву и, чуть погодя сворачивает в прилагаемый конверт-сумку, а затем в машину.
Что действительно мешало даже на небольшом озере - так это парусность. Даже небольшое дуновение ветерка не поднимающее волну, довольно ощутимо двигало лодку. Пробрасывая блеснами прибрежные камыши, мы были вынуждены при заходах постоянно делать поправку на ветер. По идее нужно было бы сделать простейший якорь из камня, но ведь и привязать его на лодке пока особо не к чему.
В целом, могу сказать, что рыбачить на лодке вдвоем - достаточно удобно. Одному можно стоять, хоть и не очень жестко, но вполне, особенно если расставить ноги на ширину плеч. Место много, напомню, что внутренней площади у этой лодки почти в 1,5 раза (!) больше, чем у более длинной 3,3 метровой «классической», баллонной ПВХ-ашки.
Нормально и дорожить, нормально и махать спиннингами в заброс. Попробовать, как ведет лодка при вываживании крупной рыбы, нам не удалось, не попадалась нам такая. А если попытаться предположить? Думаю, на серьезном вываживании мощной рыбы, без усиления конструкции, наваливаться на борта надо с большой осторожностью.
Теперь набранные при выездах и несколько разрозненные впечатления необходимо систематизировать, сложив как всегда на чаши весов «плюсы» и «минусы».
IV. НА ЧАШАХ ВЕСОВ
Вот и настала пора по результатам проведенных выездов, подводить первые итоги. Сначала, по традиции, отметим некоторые достоинства:
• Ощущения при переноске в собранном и разобранном состояние (паспортная масса около 30 кг), позволяет уверенно говорить, что лодка очень комфортна по массе для своих габаритов.
• Лодка очень быстро приводится в «боевую» готовность. По нашим замерам за 5-10 минут в зависимости от интенсивности работы ручным насосом. И также быстро, легко, удобно складывается. Если нужно собраться в авральном режиме (например, при надвигающейся грозе), то это можно сделать даже менее чем за 5 минут. Отлично!
• С мотором 4 л.с. (SeLva Corse) и одним человеком массой около 70 кг лодка «вышла» на глиссер. Скорость при этом под 30 км/час. Честно говоря «вышла» не сразу, а через 10 секунд, но возможно этот показатель можно улучшать более тщательной установкой положения мотора на транце.
• Грести веслами довольно легко. Оценить эту возможность в полноте мешали не совсем удобные банка и уключины.
• Хороший, надежный транец. Не менее хороши весла и клапана.
Вечером, уже много после того, как мы надули ее, группа заинтересовавшихся прохожих удивлялась: «а на чем вы ее привезли?!»
Группа недостатков, хотя правильнее будет сказать недоработок, увы, оказалась значительно больше:
• Главная недоработка - лодке реально не хватает жесткости. И даже если предположить, что мы чуть не докачали ее до положенного давления (к сожалению, у нас не было с собой манометра, чтобы проверить это), все равно можно утверждать факт некой «хлипкости» лодки. Особенно это начинает выявляться при загрузке в два человека с некоторым количеством снаряжения, т.е. с нагрузкой, близкой к максимально допустимой, и на ходу под мотором. На одном из фото, где мы в лодке вдвоем, хорошо видны, как изгибаются борта под «обычной» нагрузкой.
• Отчасти как следствие предыдущего пункта, проявились не очень хорошие мореходные качества. Из-за высоких бортов, при ветре лодка начинает сильно «парусить». К тому же на ходу под мотором (да и на веслах) она «рыскает», необходимы постоянные усилия для удержания на курсе, особенно при встречной волне в нос.
• Нет лееров или элементов, за которые можно было бы подержаться на полном ходу. Слабость крепления центральной банки не позволяет ее использовать для этого. Нет буксировочной скобы, на стоянке у берега даже за веревку к дереву не привязать.
• Лодка на ходу под мотором с одним человеком на борту задирает нос. Проблема в целом известная. Один из способов этого избежать, удлинитель румпеля на мотор и размещение моториста на центральной банке.
• С тем же мотором 4 л.с. (SeLva Corse), человеком массой около 90 кг, вещами массой около 10 кг и канистрой около 10 кг - лодка на глиссер не вышла. Скорость всего около 12 км/час.
• Средняя скамейка или, говоря по-морскому, банка расположена слишком высоко! Сидеть на ней даже небезопасно. Кроме того, нет никакой ни банки, ни надувной подушки для человека сидящего на моторе. Сам я использовал для этого перевернутое пластмассовое ведро.
• Клапаны подкачки двух плоских баллонов составляющих из себя палубу находятся во время движения по воде за бортом, вдобавок они закрыты сверху плоскими модулями, представляющими собой борта. Небольшая аварийная подкачка на воде, в случае небольшого подтравливающего прокола, полностью невозможна.
• Места установки и крепления уключин проработаны недостаточно. А также места защелкивания весел на корпус. Имеющееся расположение удовлетворительно, но не более.
• Пакет с упакованной лодкой не маленький, на тележке не повезешь, хотя масса в принципе это и позволяет. Вывод прост: только на машине.
V. ЕСТЬ НАД ЧЕМ ПОРАБОТАТЬ?!
Прежде всего, хочется заметить, что, работая над этим разделом, я попытался высказать не только свое личное мнение, но и наиболее удачные мысли практически всех, кого не оставила равнодушными эта лодка. Особую благодарность выражаю Печникову В. И., моряку со стажем большим, чем я живу на свете, и автору более чем десятка различных самодельных лодок. Его советы по доработкам нашего образца отличались наибольшим профессионализмом среди прочих.
И еще. Не смотря на некоторую конструктивную «сырость» лодки, очень хочется, чтобы работы над ней были продолжены. Во многом это будет зависеть от того, насколько удачно удастся побороть главную проблему - недостаток поперечной жесткости.
Предлагаемая ниже таблица, по сути, те же пункты, взятые из вышеописанных «недоработок» с предлагаемыми вариантами устранения.
Проблема | Проявление | Вариант устранения |
Отсутствие необходимой жесткости. | Изгибание «волной» бортов во время движения. | Дополнительный шпангоут (по типу вклеенного транца, только из более тонкого ДСП) в районе средней банки. |
Очень высоко расположена средняя банка. | Неудобно сидеть или грести. | Опустить вниз примерно на 200 мм. Попытаться ее положить и жестко связать со шпангоутом, который описан выше. |
Отсутствует место сзади для моториста. | Неудобно располагаться сидящему сзади при загрузке в лодку 2 человек. | Предусмотреть штатную кормовую банку с таким креплением, как у существующей сейчас средней банки. |
«Парусность», склонность к «рысканию». | При остановках лодку мгновенно начинает сносить. Тяжело грести против ветра. | Уменьшить высоту бортов примерно на 50 мм. Увеличить наклон бортов наружу. Примерно до 70 градусов к поверхности воды. Сделать борта толще на 10-20 мм. |
Нет лееров и носового рыма. | Почти не за что держаться на ходу. | Поставить леера или ручки. Установить хотя бы простейший носовой рым. |
Оба клапана накачки палубы в воде за бортом. | Невозможность подкачать если палуба будет «травить». | Разместить их внутри лодки в углах около транца. |
Недоработаны уключины. | Не совсем удобны при гребле. | Разместить уключины оптимально. Если получится, сделать борта чуть толще. |
Выступающие снизу прямоугольные «углы» у носа | Ухудшают выход на глиссер. | Подрезать выступающие за борта в районе носа части пола, плавно выводя линию от 0 мм у носа к +100 мм у кормы. |
Недостаток плавучести в районе кормы. | При полной загрузке корма многовато притапливается. | Чуть увеличить у кормы площадь выступающих за борта частей пола, увеличив выступ примерно на 100 мм и сформировав тем самым «були» (как, например, на некоторых «Казанках»). |
На данном этапе мой общий вывод таков: в существующей конфигурации экспериментальная лодка не может быть рекомендована к производству и использованию. Но, в лодке такой конструкции заложена очень интересная, по своей сути, идея, которую жалко было бы оставлять, не доведя до какого-нибудь более законченного состояния.
Ведь даже в нынешнем виде она все же может употребляться на тихих реках или озерах. Довольно удобна она, хоть и не без замечаний, при эксплуатации одним человеком с мотором. Все эти сферы применения можно и нужно расширять.