Руководствуясь обычным представлением о лодке как о чем-то маленьком и тихоходном, можно расценить желание поставить на неё водомётный мотор как весьма странное.
Кроме того, подобный метод движения обычно ассоциируется или с тяжёлыми алюминиевыми катерами, созданными для плавания по мелководным водоёмам, или с «водяными жуками» (это как раз мой случай) из ПВХ, роящимися на озёрах, прежде всего, с воднолыжниками на поводу.
Руководствуясь обычным представлением о лодке как о чем-то маленьком и тихоходном, можно расценить желание поставить на неё водомётный мотор как весьма странное.
Кроме того, подобный метод движения обычно ассоциируется или с тяжёлыми алюминиевыми катерами, созданными для плавания по мелководным водоёмам, или с «водяными жуками» (это как раз мой случай) из ПВХ, роящимися на озёрах, прежде всего, с воднолыжниками на поводу.
И, тем не менее, на многих небольших лодках также могут быть с пользой установлены водомётные моторы, которые можно сделать своими руками. У них нет гребного винта, на который наматываются водоросли, и нет дейдвуда, который будет за все цепляться, чем сведёт на нет то, ради чего конструкторы бились, создавая обтекаемую форму корпуса лодки.
Конечно, кольцо на носу и проушины для весел могут принести известную пользу, притом, что весла ещё никто не отменял. Но и они не могут рассматриваться как идеальное решение на тех водоёмах, где есть течение, или ветер нагоняет такую волну, что и река поворачивает вспять, но где промедление просто недопустимо.
Я могу себе представить нечто, что может двигать водоизмещающий корпус со скоростью 10-15 км/ч по мелководным илистым речкам и старицам, а также то, что надёжно работает в морской воде, использует небольшой 4-тактный мотор, да и в целом – не очень много стоит. Более того, если делать водомётный мотор своими руками, то его основные части (насос и мотор) должны быть достаточно портативны, чтобы их можно было использовать на разных лодках.
Лодка с таким двигателем будет обладать ручным приводом (весла, шест и т.п.), и не исключено, что также и тихим экологичным электромотором.
На рынке сегодня присутствуют, по меньшей мере, два товарных изделия, обладающих такими двигателями: одно из них — MOKAI: цельнолитая пластиковая лодка для рыбаков, охотников и любителей отдыха, сформованная прямо на осевом водомётном двигателе, приводимом в действие 5-сильной Хондой. Изготовитель обещает максимальную скорость лодки до 25 км/ч.
Другое изделие, которое я имел в виду, – серия байдарок, которые выпускает компания SpanBoats. Это, по сути дела, модификация обычной цельнолитой пластиковой байдарки, оснащённая небольшим осевым водомётным мотором с 4-тактным бензиновым двигателем.
Существует также огромное количество изобретений по небольшим водомётным устройствам и по использованию этих двигателей на лодках. Большинство водомётных моторов можно сделать своими руками в домашней мастерской.
Совмещение насоса с мотором
Сразу же скажу, что, не будучи заранее уверен в эффективности небольшого водомётного мотора, а также того, что мне удастся все сделать его своими руками, я и денег на эту затею тратить много не хотел. После рассмотрения возможности приспособить к лодке осевой водомёт, в том числе даже от мощного буксировочного катера воднолыжников, я решил взять за основу своего детища обычный центробежный насос.
Моё внимание привлекли насосы производства Pacer Pumps, изготовленные из термостойкого полистирола, неподвластного коррозии. Я решил выбрать модель 200 gpm, приводимую в действие 5-сильным мотором Intek от компании Briggs & Stratton.
Входное и выходное отверстия рассчитаны на подключение 2-дюймовой трубы при максимальном давлении 360 кПа (3,5 атм). Изначально этот насос был создан не для водомётного мотора, а для поливки полей и огородов. В конечном итоге он оказался устойчив к износу и коррозии, несложен в обслуживании и весьма недорог: в магазине с меня взяли всего 299 долларов.
Сухой вес помпы составил не более 18 кг. При этом устройство не сопровождалось никакой технической документацией, не было её и на сайте компании. В руководстве пользователя нет ни названия, ни характеристик насоса. Кое-что в Интернете мне удалось разузнать, хотя это было несущественно. По моим прикидкам, производительность насоса составила 8 л/с при подъёме на 18 м, и 7 л/с на 27 м.
Испытания прототипа водомётного мотора
Прежде чем установить насос на лодку, я решил опробовать покупку во дворе своего дома. Насос я поставил на широкую доску, которую поставил на козлы. В качестве источника воды подвёл к насосу 2-дюймовую трубу из ПВХ, которую опустил в пластиковую же 130-литровую бочку для сбора дождевой воды.
Выпускное отверстие диаметром в 2 дюйма было оснащено предустановленным манометром, градуированным от 0 до 415 кПа, и резьбовым штуцером для подключения к нему различных устройств: патрубок можно направить вниз в бочку, или вбок, за борт лодки.
На выпускном отверстии насоса также имеется 2-дюймовое отверстие с резьбой для подключения шланга. Это очень важно, как станет ясно ниже. Испытания с выбросом в воздух были ограничены продолжительностью всего в несколько секунд из-за небольшой ёмкости бочки с водой.
Мой первый тест с патрубком в воздух прошёл с короткой 2-см трубкой из ПВХ в качестве патрубка. На манометре максимальный отсчёт оказался равным 276 кПа.
Представление, в общем, было достойным. По моим расчётам такой гибрид обещал достичь тяги в 18 кГс (180 Н). В итоге мои сомнения, смогу ли я сделать водомётный мотор своими руками, начали понемногу рассеиваться.
Затем я попробовал патрубок с внутренним диаметром 24 мм. Это выпускное устройство представляло собой резьбовую трубку их ПВХ, и ни в коей мере не напоминало реальный выпускной канал водомётного мотора.
После повышения оборотов мотора давление осталось на уровне 276 кПа, и произошёл выброс воды из патрубка. После нескольких мгновений работы «глушитель» выпускного отверстия (напомню, что это был 2-дюймовый резьбовой штуцер) начал вращаться, так что руками предотвратить вращение оказалось невозможно.
Затем из-под резьбы патрубка фонтаном пошли брызги, патрубок окончательно отвинтился от насоса и взлетел в воздух, приземлившись в 3 метрах. Можете представить себе мой стыд от совершенно излишнего желания поскорее опробовать покупку и установить простейший патрубок (и привинтить его кое-как!): польза от него была хотя бы в том, что сила, отвинтившая патрубок, и есть сила тяги, которую развивает насос.
Мой повторный расчёт «на коленке» показал тягу в районе 220-270 Н. Уверенность в возможности создать водомётный мотор своими руками стала постепенно заполняла мои мысли.
Подготовка к испытаниям. Сопло
3,5-метровая алюминиевая лодка показалась мне подходящим объектом для проведения испытаний моего нового водомётного мотора, который я уже практически сделал.
Раздумывая над устройством патрубка, отходящего от насоса, я решился на простейшую трубу из ПВХ, которую можно положить прямо поверх транца и которая будет служить реактивным соплом. В магазине были приобретены гибкий шланг подходящего диаметра и резьбовой высоконапорный штуцер. Этот штуцер сделан из упрочнённого синего винила и смотрелся как нечто среднее между садовой лейкой и пожарным брандспойтом.
Быстрая проверка показала, что реактивное сопло вполне способно пробить несколько весьма безобразных дыр в чудесных цветочных клумбах моей жены. На том опыты во дворе и прекратились.
Я ещё купил в том же магазине пару патрубков с сетчатым фильтром.
Испытания водомётного мотора на воде. Часть 1
Мы немножко поплавали по озеру и запустили двигатель. Эта чёртова железяка и взаправду работала. При оборотах чуть выше холостого хода и давлении на патрубке (на выходе из сопла) около 70 кПа скорость движения составила 2,5-3 км/ч по данным GPS-навигатора.
Дав полный газ (с давлением по манометру 207 кПа), мы с водомётным мотором, сделанным своими руками, разогнались до 8 км/ч, но в этом случае уже было трудно выдерживать прямолинейность движения. Большой проблемой стала 3-метровая труба всаса воды, которая или не желала оставаться под водой, или так и норовила зацепиться за дно.
И, тем не менее, мой гибридный водомётный мотор работал!
Но случилась катастрофа! Сварной водоподающий штуцер из ПВХ прямо на выходе из насоса самопроизвольно открутился, и из-под него забил симпатичный гейзер. После того случая мы окрестили наш водомётный мотор «Машина для Фонтанов».
Разумеется, виноват был штуцер…
Испытания водомётного мотора на воде. Часть 2
Потом я занялся ремонтом. По правде говоря, для меня было совершенной загадкой, почему открутился штуцер, но я почистил его, промыл в растворителе, намазал клеем и завинтил на место.
Пришлось ещё помучиться с трубой всаса воды: в идеале устройство всаса следует ставить в отверстии днища лодки, однако хозяйка судна Кэнди категорически запретила мне делать какие-либо дырки в своей лодке. Поэтому мы решили попробовать проложить трубу в трюме и опустить её с борта лодки.
Несколько попыток закрепить трубу с помощью петли из верёвки оказались неудачными, поэтому мы приняли решение использовать для крепления широкую скотч-ленту. Находчивая Кэнди раздобыла где-то рулон скотча шириной 15 см.
На ходу всасывающая труба по-прежнему создавала сильное сопротивление движению (лодку невозможно было заставить двигаться со скоростью быстрее 3 км/ч), но когда трубу удалось укрепить вплотную к борту, то курсовая остойчивость значительно улучшилась, так что в итоге, со своим водомётным мотором, сделанным своими руками, мы могли двигаться по вполне прямой линии и даже выполнять управляемые повороты.
Некоторые думают, что погруженное в воду водомётное сопло работает лучше. Это вовсе не так! Погружение сопла в воду становится причиной кавитации и ограничивает скорость движения величинами 5-6 км/ч. Согласимся, что ради этого не стоило стараться.
В общем, лишь только мы разобрались с проблемой, как случилась новая катастрофа – полетел все тот же штуцер. На этот раз ответственное дело рулить лодкой досталось Кэнди, которая поддала газу так, что мы промокли до нитки.
Решив, что для одного дня тестов водомётного мотора нам вполне достаточно, мы не стали делать ещё одну попытку исправить ситуацию. Настало время для сухой одежды, пива и бокала вина.
Итоги и планы
Я решил, что первая серия экспериментов с водомётным мотором, сделанным своими руками буквально на коленке, прошла вполне успешно, причём мне стало ясно, что лодку вполне может двигать обычный насос, забирая воду из-за борта.
Я уже прикинул, как эту же насосную установку перенести на мою застоявшуюся лодку Shell Swifty-14, причём модернизировать её таким образом, чтобы не оставить следов, если по какой-либо причине в будущем мне потребуется отказаться от водомётного двигателя.
Несколько предварительных выводов:
• Во время «стендовых» испытаний прототипа водомётного мотора мне удалось выжать из насоса давление до 276 кПа с 24-мм патрубком. На ходовых же испытаниях мне не удалось создать давление более 207 кПа. Возможно, что это из-за излишнего удлинения всасывающего отрезка трубопровода, который, возможно, действует как ограничитель давления, развиваемого насосом.
• Думаю, что номинальную скорость лодки можно повысить приданием особой формы корпусу и снижением трения о воду всасывающей трубы. Труба эта действует как опущенное в воду весло, и именно поэтому создаёт сильное трение. Увеличение длины и сглаживание неровностей корпуса обязательно принесёт положительный эффект.
• В общем, всем понравилось, и мы решили продолжить свои испытания новых прототипов водомётных моторов, сделанных своими руками!
На весну я запланировал разработать новый водомётный «гибрид»…
Перевод Павла Дмитриева