Итак, где у нас лучшие прибои? Можно, конечно, поехать на Черное или Каспийское моря, но в зоне наших (российских) пограничных вод маловато мест для настоящего развлечения. На Балтике - не дождешься стоящего шторма. Но… есть одно местечко, где шторма - практически обыденное явление. Это Белое море.
Где обитают настоящие водоплавающие? Самые настоящие водоплавающие обитают там, где существует настоящий прибой. Желательно океанский. Но, так как с океаном в России туго - а точнее, он у нас один - Северный Ледовитый, то придется либо ехать далеко-далеко от исторической родины, туда, где есть океан, либо превращаться в отмороженного водоплавающего, коим и является автор этой статьи.
Итак, где у нас лучшие прибои? Можно, конечно, поехать на Черное или Каспийское моря, но в зоне наших (российских) пограничных вод маловато мест для настоящего развлечения. На Балтике - не дождешься стоящего шторма. Но… есть одно местечко, где шторма - практически обыденное явление. Это Белое море.
Приехать на Белое море просто: из Питера - до Беломорска либо Кеми, а из Москвы - до Архангельска.
Дальше все очень просто. Надо выйти на берег моря. Если Вы не знаете, где это - всегда можно либо спросить кого-нибудь, либо просто прислушаться. Море обычно шумит. Шумит, кстати, тем самым прибоем, который нас интересует.
Если Вы вышли на берег моря, стоит собрать и накачать лодку. Это своеобразный экзамен для водоплавающих. Если Вы собрали ее и накачали - Вы можете внести ее в море. Если она плавает - значит, накачали вы ее правильно. Если она тонет - начинайте сначала. И так до тех пор, пока Вы не будете уверены, что с лодкой все хорошо.
После этого можно садиться в лодку. Кстати, банки (в простонародье - скамейки) советую снять. Они Вам не понадобятся, если хотите стать настоящим водоплавающим. Настоящие водоплавающие, как я уже упоминал, сидят на дне лодки. Это обстоятельство вызвано тем, что существует так называемый центр тяжести, который надо сместить пониже. Хотя, каждый начинающий водоплавающий может попробовать посидеть на банке-скамейке, дав полный газ. Описание Ваших впечатлений по этому поводу можете присылать мне.
После этого наступает немаловажный момент. Если Вы подумали, что уже можно завести двигатель и рвануть в путь - Вы ошиблись. Самое главное, что нужно сделать перед отправкой - ВСЕ ПРИВЯЗАТЬ. Все, что может шевелиться и передвигаться по лодке. Кроме того, привязывать нужно так, что бы распределение груза внутри лодки было равномерным. С непривычки это трудно рассчитать, но после нескольких попыток у вас получится.
Здесь вступают в дело так называемые 'фенечки' или 'прибамбасы'. Неогнестрельными карабинами я советую пристегнуть рюкзаки. Причем, пристегнуть жестко, чтобы в процессе развлечения они не смещались и не мешали Вам наслаждаться. Так же должны быть укреплены канистры с запасным бензином, если Вы думаете взять их с собой.
После этого Вам придется познакомиться со странным словом 'булинь'. Это странное слово - всего лишь название простейшего узла, которым обвязывается водоплавающий. Булинь - это такая простая НЕРАСТЯГИВАЮЩАЯСЯ петля. Обвязываться нужно, оставляя свободное место (между вашим туловищем и петлей).
Делается это для того, что бы в момент внезапного ВОЗМОЖНОГО ВЫЛЕТА из лодки, она не ушла далеко от своего хозяина. Потому что без лодки в воде плохо. Да и в холодной воде плаваешь недолго.
Последнее, что Вы должны сделать перед запуском двигателя - это вставить размыкатель. Если он не предусмотрен конструкцией вашего движка - Вы должны его придумать. Нужен он для того, что бы лодка вовремя остановилась, если вы с ней расстанетесь в процессе развлечения. Теперь можно заводить двигатель и отправляться в путь…
![]() |
Путь у каждого из водоплавающих - свой. Потому я могу Вам рассказать только о своем пути.
Встаешь рано утром. Собираешься не то что медленно, но не торопясь. Каждую мелочь нужно продумать и вспомнить - ТАМ вспоминать и думать будет поздно. Все.
Тут уж не до шуток. Если собираешься идти в настоящий шторм - значит, собирайся, как в последний раз. Все, что угодно может случиться… Особенно если уходишь далеко от берега. А мне по-другому и не нравится. Может, кто-то предпочитает ловить волну прибоя - это тоже приятно, но мне нравится, когда вокруг настоящий шторм. А берег, если и виден, то только вдалеке.
Да и специфика другая - прибой конечно, хорош, но не постоянен. Ветер поменялся - и нет его. Шторм - другое дело. Его нужно ловить. За ним нужно гоняться, если хотите почувствовать шторм - Вам предстоит незабываемая гонка!
Мне повезло - у меня на Соловках есть база. Потому я могу уходить от них в любую сторону на 50-60 километров. И все равно - поймать настоящий шторм - большая удача.
Утром, когда встает солнце, выходишь на Заяцкие острова. Издавна эти острова считались портом Соловков. Сейчас все изменилось, и корабли приходят прямо на Большие Соловки, но если Вы хотите поймать погоду - наблюдать за ней лучше с Заяцких.
Дожидаешься не только сильного ветра. Кроме этого нужно еще понять, а иногда просто почувствовать, в какую сторону ветер будет меняться. И куда пойдет. Если угадали - можете гнать.
Оделся, не торопясь привязал и пристегнул все, что можно. Сел в лодку. Проверил, все ли на месте. Особенно - ЗИП для движка, потому что движок в шторм - это Ваша жизнь. И, собравшись - в путь…
Гнаться за штормом - дело не легкое.
Часто, что бы придти в участок настоящего шторма, нужно пройти не один десяток километров. Хорошо, если при этом приходиться идти по волне. Хуже, если идти ей в лоб, глядя при этом, как от удара складывается нос лодки. Впечатление такое, что лодка сейчас просто лопнет от удара. Но, надо отдать должное - 'баджеровская лодка' удар держит. Волны захлестывают полностью. Ударяешь волну - и пропадаешь под ней. Просто тебя заливает полностью. Клапан слива не справляется. Сидишь в луже. Точнее - в глубокой луже. Напарник на носу - тоже ловит свою долю экстрима. У него - самое ударное место. Гоним-то на полном газу. Я сижу у движка, мне ничего, а его просто бьет об пол лодки, да так, что через 5-6 часов гонки я разогнуться не могу, а что же должен чувствовать он?
Гоним на север Большого Соловецкого. По нашим подсчетам, когда мы подойдем к месту - там будет самый настоящий штормяра.
Приходится обходить Соловки с востока. Все бы ничего, но там Муксаломский риф. Пространство набольшое - километра полтора-два в длину. Но идем его долго и на пределе. Очень мелко - риф все-таки. Жека (мой напарник) сидит, свесившись с носа, и смотрит в дно моря. Кругом каменюки. Течение в этом месте бешеное. Движок работает постоянно на малых оборотах, чтобы винт не оставить, потому впечатление такое, что сидим на месте. Часто Жека садится на весла. Я тогда свешиваюсь с кормы и смотрю на винт. Постоянно мотаем водоросли. Стоит поднять движок, что бы их снять, как лодку начинает сносить назад. И даже если один - на веслах, а движок - на малых, то все равно, идем как уставшие черепахи.
![]() |
В Реболде (там, кстати, сезонный поселок водорослевиков) выходим на берег, едим, заливаем полный бак. Все очень быстро - нужно ловить момент. Водорослевики предупреждают, что там, куда мы собираемся, бьет не на шутку. Они сегодня на своих карбасах (кстати, посудина, проверенная веками!!!) не пойдут - большо-ой шторм… Но нам-то он и нужен!
Выходим на север. Шторм виден вдалеке. Все море в бурунах.
Волна здесь короткая - бьет отовсюду. Идем на полном газу - Жеку кидает, а меня бьет. Мне легче - я сижу на спасжилете - все, извиняюсь, заду легче. А Жека вынужден его одевать - у него шансов вылететь из лодки намного больше, чем у меня. Причем, головой понимаешь, что если из лодки выкинет, или, не дай бог, перевернет - все, кранты. Сами эмчээсники шутят, что в водах Белого моря лучший спасжилет - камень с веревкой на шею. Вода - не больше 10 градусов. В такой воде и живут минут двадцать. Потому лучше сразу.
Подходим к шторму. По прогнозам (а они в этот раз не обманули) - пять баллов. Хотя, кто его знает, сколько тут баллов. Знаем только, что туристов сегодня по морю не возят (МЧС запретило) и не один корабль из гавани Соловков не вышел. Мы одни такие придурки. Правда, МЧС (хорошие ребята!) пообещало следить за нами со всех постов - но если что случись - все равно не успеют. Так что это так, для моральной поддержки.
Входим в шторм.
Не знаю, как тут баллы, но штормяра вполне приличный. Высота девятого вала (знаете, есть такой и на самом деле, а не только на картине Айвазовского) до 5-6 метров. Когда сидишь на дне лодки, кажешься себе букашкой. В первые разы, когда еще только привыкали к таким развлечениям, было страшновато. Аж адреналин с зубов сыпался. Сейчас уже привыкли. Успеваем следить за красотой шторма и управляться с лодкой.
А красота - дичайшая! Только в такие моменты и чувствуешь, что ты ЧЕЛОВЕК! Человек, который наслаждается силой природы. Волны высокие, вокруг ничего не видно. Когда влетаешь на гребень волны - не до любований. Самое главное - в момент отрыва от гребня вовремя сбросить газ до минимума. Иначе - движок сосет воздух и может заглохнуть. Но вот именно этот момент и является Главным.
Здесь нужно рассказать подробнее. Во-первых, нужно точно рассчитать угол входа на волну. Как это делается, я объяснить не могу - делаешь это как-то инстинктивно, на автомате. Когда входишь в шторм - волна в нос. Потому взбираясь на волну, получаешь полную мощь движка. Затем - момент отрыва. Резко сбрасываешь газ (главное - не заглушить двигатель!!!) и наступает момент свободного полета. Если удачно рассчитал угол и вовремя (не раньше и не позже) сбросил газ - пролетаешь с гребня до шести корпусов лодки! Это такой кайф, который не передать словами. Его нужно видеть.
Особенно приятно - если удачно вошел на тот самый девятый вал. Весь шторм - внизу. Ты летишь, как какой-то буревестник, который, как известно, не зря ищет той самой бури. Впечатление такое, что даже шторм замирает. Летишь всего метров 10, максимум -18, но получаешь такой заряд, что кажется, будто по венам течет не кровь, а ток.
Если рассчитал все удачно - то и приводнишься гладко и без осложнений. Если нет - нос бьет в волну, складывается (очень не приятный момент) - в результате - ты весь в воде, теряешь скорость, можешь перевернуться и много всяких других ненужностей.
Другое дело - выходить из шторма.
Вообще, в шторм всегда нужно входить 'в лоб'. Что бы использовать всю мощность движка. Если шторм 'догонять' - то вода бьет сзади, и движок 'просаживается', не хватает ему мощи. Так вот выходить из шторма лучше как раз так, чтобы он бил в корму. Тоже, кстати, приятное зрелище. Действует расслабляюще. Шторм же тоже идет с какой-то определенной скоростью. И когда выходишь из него, впечатление такое, что над тобой всегда висит стена воды в несколько метров высотой. Причем висит постоянно. Часто обогнать ты ее просто не можешь. Так и идешь, постоянно догоняя гребень идущей впереди волны.
Зато, если догнал - начинается то, что я называю 'техносерфингом'. Здесь главное чувствовать двигатель. Если повезет - можешь идти на гребне волны долго. У меня получалось по пять-шесть минут. Потом все равно сваливаешься - волна же не ровная. Но ощущение - полная гармония с морем! Море - мощное, сильное, а сделать с тобой ничего не может - ты узнал его законы, его правила, ты ОСЕДЛАЛ ШТОРМ!
Больше и рассказывать нечего. Ходишь в шторме, насколько хватает сил и бензина. Возвращаешься на берег уставший, разбитый, с болью во всех членах, но счастливый и довольный.
Так что, если у вас хватает смелости, наглости и удачи - приезжайте на Соловки и ловите Его Величество ШТОРМ…
Автор статьи об Испытаниях лодки 'PHOENIX PTS 120', оснащенной подвесным двигателем 'Selva Naxos 15M' действительный член Географического общества Олег Кодола.