Некоторые надувные RIB лодки зачастую являют собой образец неравномерно загруженного судна с их очень тяжелыми двигателями, кормовыми арками и складными откидными сиденьями, нагромождение которых на корме может стать причиной ее опасного поведения на волне.
Вдобавок, эта проблема может усугубиться для тех моделей надувных лодок, у которых баллоны накачаны так, что они просто лежат на поверхности воды. К примеру, если оснастить надувную лодку очень мощным мотором, но не обеспечить достаточной опорной поверхности баллонов на воде, то лодка с перегруженной кормой будет прыгать на волнах как мячик. Очень важно уравновесить лодочный мотор при помощи топливных баков или другого балласта, не забывая о том, что и другие грузы на борту вроде консолей, сидений и т.п. должны быть равномерно распределены и надежно закреплены. Когда мы говорим о надежном креплении, то естественно подразумеваем хорошую управляемость надувной лодки на большой скорости. Однако следует помнить о том, что лодка с задранным носом или кормой будет плохо двигаться и плохо всходить на волну, что, прежде всего, приведет к перерасходу топлива.
Большинство лодок создаются в расчете на эффективное управление и экономичное движение по спокойной воде. Однако стоит подняться даже небольшому волнению, как возникают и расширяются проблемы, связанные, прежде всего, с управлением судном.
Поэтому первый совет на случай дальнего похода. Загружать и готовить судно нужно так, как будто Вы собираетесь идти в бушующее море! Значительно легче механически поднять носовую часть лодки при помощи какого-нибудь домкрата и загрузить, чем пытаться опустить нос лодки в бушующем море, где опустить нос лодки означает спастись.
Хорошо спроектированная надувная RIB лодка, способна ходить в открытом море и, в общем случае, обладает следующими характеристиками:
- Центр тяжести расположен низко, иными словами - стремление расположить топливный бак как можно ниже, повышая тем самым остойчивость, следует всячески приветствовать;
- Стойка управления располагается примерно в середине надувной лодки, чтобы вес экипажа и места для сидения не были слишком смещены к корме, где их может забрызгать!
- Мощность мотора точно соответствует типу лодки и ее назначению. Изготовители обычно указывают для своих лодок максимальную мощность мотора, так что старайтесь установить мотор максимальной допустимой мощности. Сама же по себе мощность мотора оценивается только по профилю днища (помните, что 4-тактные двигатели тяжелее, чем 2-тактные той же мощности).
- Приобретая лодку, убедитесь, что сиденья и другие элементы конструкции, предназначенные выдерживать тяжесть, способны вынести объявленную в документации нагрузку.
- Если лодка оборудована балластным танком, то он должен иметь подходящие размеры. Многие балластные танки просто слишком малы. Убедитесь в том, что при необходимости, его можно быстро опорожнить.
- Вес всех дополнительных устройств на борту должен быть тщательно определен прежде, чем эти устройства будут установлены. Устанавливая раритетное рулевое колесо от китобойного корабля своего дедушки, помните, что такое украшение может сильно повлиять на управляемость и другие характеристики лодки, В том числе на положение центра тяжести и т.п.
- Для облегчения балансировки надувной RIB лодки все тяжелые предметы, в том числе аккумуляторы рекомендуется устанавливать по правому борту.
- Лодочный мотор должен быть правильно сбалансирован, так чтобы вектор тяги был направлен вдоль судна.
Даже большие надувные RIB лодки сталкиваются с описанными проблемами. К примеру, многие владельцы лодок «RNLI Atlantic 75» жалуются, что старая надежная лодка тип «21» была значительно лучше с точки зрения сбалансированности и поведения в неспокойном море. Совершенно не обязательно, что увеличение длины корпуса лодки и повышение мощности мотора приведут к адекватному повышению управляемости и других ходовых качеств.
Поскольку надувные RIB лодки не могут избежать необходимости хождения при сильном волнении, то для улучшения эксплуатационных качеств не следует, прежде всего, стремиться к повышению мощности двигателя.
Для надувных RIB лодок на первое место выходит правильная установка высоты подъема носа суда, когда на малой скорости он почти зарывается в воду, а на большой поднимается, не грозя опрокинуть лодку.
В заключение следует отметить, что хорошо уравновешенная лодка удобна в управлении, экипажу на ней приятно находиться даже в самом дальнем походе, и она может сберечь своему владельцу немало средств, что очень и очень приятно!