К счастью, задача проведения технического обслуживания тяг рулевого привода за последние годы значительно упростилась, тогда, как раньше аналогичная система состояла из целого пучка тросов, прикрепленных к рулевому колесу и к рычагам, от которых тросы через наборы шкивов тянулись через все судно к перу руля или к мотору.
По данным Керри Ланца, управляющего производством в компании «Teleflex-Morse», крупнейшего производителя систем рулевого управления для судостроения, закрытые или модульные устройства управления в настоящее время доминируют на рынке, поскольку лишены многочисленных недостатков, присущих ранним системам управления. И, тем не менее, даже модульным системам требуется настройка и обслуживание, чтобы можно было в полной мере использовать их возможности.
![]() |
Борьба с коррозией настолько важна, что все технические руководства компании «Teleflex-Morse» на каждой своей странице твердят судовладельцу: «Смазывать, смазывать и еще раз смазывать!»
Совет: Все узлы соединений рулевой системы должны быть свободны от загрязнений и, двигаться свободно. Специалисты «Teleflex-Morse» рекомендуют не реже двух раз в год отключать рулевые тяги от мотора или пера руля для осмотра, очистки и смазки.
Тяги следует извлечь из направляющих или трубчатых проводников и очистить внутреннее пространство труб от любых загрязнений и коррозии, которые могли там сформироваться. Телескопический шток тяги следует выдвинуть и хорошенько очистить сочленения металлической щеткой и промыть растворителем, чтобы удалить любые следы загрязнений и коррозии. Рычаги и внутреннюю поверхность трубчатых проводников следует тщательно покрыть высококачественной водостойкой смазкой.
Совет: Любую деталь со следами износа следует немедленно заменить на идентичную или еще лучшего качества, что особенно важно для уплотнений. Изношенное уплотнение от вибрации может вообще перестать «уплотнять», так что рулевое управление выйдет из строя из-за возникших в нем люфтов. Если есть возможность выбора, гайка типа "эластик-стоп" (с упругой вставкой) лучше, чем обычная гайка с сальником, поскольку ее не требуется затягивать до отказа, чтобы она начала выполнять свои стопорные функции. Заменить сношенный штифт с головкой и отверстием под шплинт, потому что его роль в работоспособности механизма переоценить невозможно.
Во имя безопасности, никогда не используйте работавшие шплинты, а всегда ставьте новые.
Совет: Если рулевая система вашей лодки интенсивно эксплуатируется или для управления судном приходится прилагать значительные усилия проводите внеочередное техническое обслуживание, советует Ланца. В то же время, если крепящийся к мотору конец рулевой тяги находится в хорошем состоянии и должным образом смазан, источник проблемы может быть на стойке управления, детали которой могут просто требовать замены. В принципе, узел рулевого колеса смазан изначально на заводе изготовителе и не ремонтопригоден в дальнейшем. Его следует просто заменить. Любая попытка разобрать, осмотреть или отремонтировать узел рулевого колеса лишает владельца гарантии, а в плавании может возникнуть опасная ситуация.
Совет: Существует множество различных типов механических тяговых рулевых систем, так что любые рекомендации по обслуживанию и ремонту могут быть только самыми общими. Большинство рулевых систем комплектуются Руководством пользователя, в которых обычно содержатся рекомендации по обслуживанию. Если же вы столкнулись с ситуацией, не описанной и не понятной, никогда не стесняйтесь обращаться к знающему человеку.
По материалам одноименной статьи Дэвида Йетмана. Перевод Павла Дмитриева.