Во-первых, лодка бралась под рыбалку – никаких гонок не предполагалось, а поскольку на рыбалку езжу далеко (из Москвы на р. Ахтуба) и в небольшой компании, то лодка и мотор должны иметь небольшой вес и компактные габариты, но при этом позволять 2-м друзьям с минимальной поклажей передвигаться по реке “с ветерком”.
Во вторых – на тот момент у меня был ограничен бюджет.
Для начала мною была выбрана надувная лодка – Кайман N330 от компании «Мнев и Ко». Прекрасные отзывы, отличные судоходные качества, удобные габариты, удобная конструкция сидений, да и просто красивая, добротно сделанная лодочка, как говорится - любовь с первого взгляда.
А вот с лодочным мотором у меня любви с первого взгляда не получилось – пришлось перечитать массу статей в Интернете, выслушать противоречивые мнения и ехидные замечания в адрес продукции различных фирм. Для начала я определился с мощностью – два человека средней комплекции с небольшой поклажей дали расчетную цифру 4-10 л.с. при условии выхода на глиссер за 10-20 секунд.
Дальше я определился с бюджетом – 30 тыс. руб. Без особых колебаний я отказался от отечественной продукции, а заодно и сузился диапазон мощностей 4-6 л.с.
И тут я обнаружил неприятную закономерность – японские и американские лодочные моторы малой мощности, которые были мне “по карману”, имели мощность 2,5-4 л.с. и при ближайшем рассмотрении казались игрушечными, со «смешным» объемом встроенного бензобака, а о реверсе можно было даже не мечтать. Покупать - же б/у мне что-то не хотелось.
Как результат – обратил я внимание на Selva. И, о чудо! Искомые 5 л.с. за те самые 30 тыс. рублей, и даже меньше. Потом Интернет любезно рассказал о Баджере и о его акции для покупателей, вот тогда мною и было окончательно решено – только Selva, да к тому же можно себе позволить 6лс, получив внешний бензобак и полноценный редуктор F-N-R – наш выбор - Selva Capri-6.
Задумано-сделано, т.е. оплачено – потянулся месяц ожидания и предвкушения. Месяц прошел, раздался звонок из транспортной компании – мол, забирайте. Поехал, забрал, распаковал и тут первая неприятность – обещанная порция обкаточного масла отсутствует, недолгие переговоры с Баджером дали положительный результат - через неделю курьер привез баночку масла вместе с обещанным бонусом по акции – навигатором Navi GPS.
На распаковку лодочного мотора приезжал мой более искушенный в лодках и моторах приятель – его первая фраза после осмотра покупки– “Хм… А ведь похож на настоящий мотор…”
До спуска всей конструкции на воду прошло еще почти два месяца – надо было получить права и зарегистрировать все это, новое для меня, хозяйство.
Стартуем!
Но, вот долгожданный отпуск и 19-го августа стартуем на Ахтубу. Погрузка лодки и мотора в машину особых затруднений не вызвала (у меня VW Passat универсал), хотя рекомендация укладывать лодочный мотор на румпель вызвала у меня обоснованные сомнения – практически весь вес и дорожные нагрузки приходятся именно на него, что не есть хорошо. Я проложил между румпелем и корпусом кусок жесткого пенополиуритана, но сомнение все равно осталось.
Первая рекомендация для Selva: Подумать о подставке для транспортировки мотора, а заодно и чехле для него, при этом желательное положение – все органы управления и кнопки вверху. Т.е. лодочный мотор при транспортировке будет лежать не на румпеле, а на подставке, румпель будет сбоку.
В идеале это небольшая тележка, которую можно использовать и для транспортировки. Как минимум предусмотреть транспортную проставку между корпусом и румпелем.
Наконец мы приехали на место. Жара африканская – днем и ночью 35-39, погода аномальная для этого времени года, Ахтуба расстроила очень низкой водой, судите сами:
Хоть нести и недалеко, но руку - режет. Вспоминал об этом два раза в день – особенно вечером, когда тащил мотор вверх. Носить, кстати, удобнее винтом вперед, если по ровному месту и под гору, а вот в горку, наоборот – винтом назад.
Вторая рекомендация для Selva: Ручку для переноски сделать толще раза в три, а в идеале она должна быть покрыта мягкой резиной.
На удивление – завелся со второго рывка, не считая первого, наполняющего. В последствии холодный двигатель заводился с двух рывков, реже с одного. Горячий двигатель обычно с одного рывка, без рывка наполнения.
Третья рекомендация для Selva: Четко прописать в инструкции порядок завода двигателя – холодного – накачиваем грушей бензин, закрываем воздушную заслонку – дергаем (двигатель не заводится, может только “чихнуть”, это цикл наполнения бензином карбюратора), открываем заслонку, поворачиваем ручку газа на 10-20 градусов (положение старт) – дергаем – двигатель заводится. Если нет еще один рывок, если не завелся – полностью закрутить ручку газа и еще рывок, если не завелся подождать 5-10 минут и повторить всю процедуру сначала.
Теплого (после 20-40 минут простоя при теплой погоде) - накачиваем грушей бензин (убедиться, что груша жесткая), ручку газа в положение старт – дергаем – двигатель заводится. Если нет, еще один рывок, если не завелся – полностью закрутить ручку газа и еще рывок. Если не завелся подождать 5-10 минут и повторить всю процедуру сначала или выполнить процедуру завода холодного двигателя.
Горячего – просто дергаем – заводится, не заводится - заводим как теплый двигатель.
Обкатка и тесты.
Теперь пошли вырабатывать первый бак – медленно и печально, но как положено, на это ушел первый день, правда с перерывами на рыбалку. В этом режиме хорошо получалось ловить троллингом, как говорится – сочетаем полезное с приятным.
Второй день принес очень приятный сюрприз, т.к. можно уже было приоткрывать кратковременно газ побольше – надувная лодка легко выскочила на глиссирование и удерживалась в нем на 1/3 газа! Вот так «крокодил»! Вот так Сельва - море восторга!
Откатав почти три бака на 95 бензине + 3% масла (QuckSilver Premium) было решено провести замеры скорости и разгонных характеристик с полным газом на 2% смеси, при разных загрузках лодки. Результат следующий – выход на глиссирование – с одним человеком на борту – 5 сек (винт штатный), с двумя (около 160 кг) – 8 сек. Скорость с одним человеком – до 28 км/час, с двумя – до 25 км/час. Средняя скорость движения в глиссирующем режиме 22-24км/час.
Замеры делались мною на спокойной воде в безветрие по GPS.
Параллельно, я попробовал изменять угол наклона двигателя – оптимальной оказалась вторая дырка. Попробовал и грузовой винт 8½ на 5½, количество брызг на полном газу неимоверное, вывод - пригоден только в водоизмещающем режиме для троллинга, хотя, возможно, надо было - бы подобрать высоту подвески мотора. Захотелось приобрести еще и скоростной винт 8½ на 8, что, наверно и сделаю в этом сезоне.
Я имел возможность сравнения со стареньким мотором Evenrude 8 л.с. Заметной разницы в скорости и времени выхода на глиссирование обнаружено не было. Возможно, это было связано с тем, что Evenrude тяжелее на 10 кг и на нем стоял грузовой винт.
Надо заметить, что в этом сезоне Ахтуба способствовала почти полной проверке возможностей мотора - часто приходилось использовать мелководный режим и маневрирование, в том числе реверс, нередко “втыкался” в песчаные мели и все это в сочетании с жарой. Результат – все работало, как положено и нареканий не вызвало.
После выработки четвертого бака топлива решил сменить масло в редукторе, что и проделал без каких-либо затруднений (залил QuickSilver Gear).
Параллельно я решил посмотреть свечу и попробовать найти альтернативные марки свечей, т.к. предварительно запасся разными. Для сведения приведу полный список свечей, пригодных для использования в моем моторе:
Опробованы | Подходят | |
CHAMPION L87YC | BOSCH W7BC | MOTOR CRAFT AE32 |
NGK BP6HS (58руб) | EYQUEM 600S | VALEO 88N |
NIPPON DENSO W20FP (63руб) | AC DELCO 42FS | PAL L19YC |
0 | AUTOLITE 274 | BRISK N15YC |
0 | BERU 14-7BU | ISKRA F65PS |
0 | MARELLI CW6NP | ОАО ЗАЗС А17В |
На заводе была установлена свеча CHAMPION L87YC, я попробовал еще NGK BP6HS и NIPPON DENSO W20FP. Больше всего понравилась последняя – на холостых двигатель стал работать ровнее, улучшилась заводимость.
Добавим немного «дегтя».
Примерно после 10 часов эксплуатации я заметил увеличение и так немалого шума от мотора. Причина оказалась в постоянно открывающемся заднем замке крышки капота.
Попробовал обертывать замок изолентой и надевать ПВХ трубочку:
Помогает, но на короткое время. От вибрации трубочка разрушается в месте контакта, и замок опять начинает самопроизвольно открываться.
Четвертая рекомендация для Selva: Требуют конструктивной доработки замки крышки капота. Думаю, достаточно будет ввести в конструкцию доводящие спиральные пружины, для исключения случаев самопроизвольного открывания запоров.
На первых часах эксплуатации мотора я заметил, что выпускная трубочка системы охлаждения самопроизвольно убралась во внутрь корпуса двигателя. Немедленно была проведена доработка этого узла с помощью капроновой стяжки.
Пятая рекомендация для Selva: Ввести в конструкцию фиксатор трубочки системы охлаждения.
Не буду оригинален, об этом уже не раз писалось – требует дополнительной шумо- и вибро- изоляции капот. Материал, из которого он изготовлен, слишком тонок и легок. Думаю, что проблема самопроизвольно открывающихся замков напрямую связана с недостаточной массой и жесткостью материала капота.
Шестая рекомендация для Selva: Добавить шумо- и вибро- изоляцию капота, либо заменить его материал на более толстый и пластичный.
Ну и последнее – ручка переключения передач, крайне неудобная - наверно конструктор делал ее по остаточному принципу – чтобы была.
Седьмая рекомендация для Selva: Удлинить и изогнуть ручку переключения передач таким образом, чтобы переключение было возможно без разворота туловища управляющего лодкой человека, т.е. конец рычага должен находиться в районе дроссельной заслонки / кнопки стоп.
Сезонное ТО и мелкий ремонт я вполне способен сделать самостоятельно – главное наличие запасных частей и расходных материалов по доступным ценам. Очень хорошо было бы иметь ремонтную инструкцию с подробными деталировками.
На настоящее время мне удалось добыть в электронном виде только каталог деталей по состоянию на 2002-2003 гг. Тем более, что моторчики, подобные моему, часто эксплуатируются вдали от «цивилизации» где рассчитывать на какой-либо сервис не приходится. Поэтому крайне желательно иметь с собой потенциально ломающиеся узлы и инструкцию по их замене, а в идеале бесплатную телефонную “горячую линию” по которой можно было - бы получить грамотную техническую консультацию.
И еще, если проводить аналогии с автопромом, то многие солидные фирмы практикуют отзыв автомобилей для бесплатного устранения конструктивных недостатков. Это я намекаю на то, что вышеперечисленные недостатки являются конструктивными и Selva должна - бы задуматься о практике отзыва некачественной продукции, в особенности это касается замков капота.
В заключение.
Оценить надежность своего лодочного мотора, тем более по отношению к японским и американским я не берусь. Но, исходя из его стоимости, и того, что чудес на свете не бывает, а о моторесурсе можно только догадываться (в инструкции и на сайтах этой цифры нет), делаю вывод – сколько заплатил, на столько и поезжу.
Впрочем, дешевизна может быть отнесена к положительным качествам этого лодочного мотора, также как и его малый физический вес.
Ходовые качества моего комплекта (лодка + мотор) меня удовлетворяют на 100%. А главный недостаток: шумность и вибрации - могли бы быть и поменьше.
Москва, anatol@mmetall.ru