Еженедельная буксировка лыжников и вейкборда, одного или двух одновременно, с суммарным пробегом 80-90 км за 3-4 часа катания, общий расход топлива при этом составляет 40-50 литров. Дальние переходы «город-дача» и обратно…
На фотографиях я попытался показать, что такой мотор, даже в сочетании с обычной мотолодкой 1974 года выпуска способен творить чудеса и доставлять много радости не только владельцу, но и его друзьям!
На фотографиях я попытался показать, что такой мотор, даже в сочетании с обычной мотолодкой 1974 года выпуска способен творить чудеса и доставлять много радости не только владельцу, но и его друзьям!
Еженедельная буксировка лыжников и вейкборда, одного или двух одновременно, с суммарным пробегом 80-90 км за 3-4 часа катания, общий расход топлива при этом составляет 40-50 литров. Дальние переходы «город-дача» и обратно…
На фотографиях я попытался показать, что такой мотор, даже в сочетании с обычной мотолодкой 1974 года выпуска способен творить чудеса и доставлять много радости не только владельцу, но и его друзьям!
Условия эксплуатации лодочного мотора Selva Madeira 50EMA:
Режим эксплуатации:
Отмеченные мною недостатки:
Происшествия за время эксплуатации:
После этого на шланг под капотом двигателя был добавлен фильтр тонкой очистки (обычный, автомобильный) и больше проблем с подачей топлива не было.
Мои предложения по модернизации двигателя:
На фотографиях я попытался показать, что такой мотор, даже в сочетании с обычной мотолодкой 1974 года выпуска способен творить чудеса и доставлять много радости не только владельцу, но и его друзьям!
Условия эксплуатации лодочного мотора Selva Madeira 50EMA:
- Река Обь, Новосибирск.
- Катер «Прогресс-4», 1974 года выпуска. При установке мотора Selva, транец судна был усилен двумя пластинами дюраля 8 мм, стянутыми насквозь10 болтами М8. Двигатель закреплен штатными струбцинами и двумя болтами М8 насквозь через транец. После сезона (2003 год) интенсивной эксплуатации с двумя двигателями «Нептун-23» и трёх сезонов (2004-2006 годы) - с мотором Selva замечаний по состоянию транца и корпуса у меня нет.
Взамен штатного «жгутикового» установлено современное рулевое управление Ultraflex. Пост управления перенесен на правый борт, в соответствии с направлением вращения двигателя. При движении с одним водителем имеется незначительный крен вправо, который можно скомпенсировать установкой бака и аккумулятора по левому борту.
Движение по прямой и в повороте очень стабильное, усилие минимальное, руль можно крутить двумя пальцами и отпускать в любом положении – катер сохраняет заданное направление движения. При нагрузке 5 человек, размещение топливного бака вплотную к передним сиденьям обеспечивает нормальную центровку, но весь остальной багаж должен быть размещен в носу. - Хранение катера с мотором на суше. Зимнее хранение мотора в тёплом (+2..3 градуса) гараже. Перевозка катера на воду на самодельных колесах, аналогичных заводским, оперативно прикручиваемых к корпусу катера. Снятые колеса и водило, при необходимости, размещаются в переднем отсеке, но обычно остаются на берегу.
- Еженедельная буксировка лыжников и вейкборда, одного или двух одновременно, с суммарным пробегом 80-90 км за 3-4 часа катания, общий расход топлива при этом составляет 40-50 литров. Дальние переходы «город-дача» и обратно, 80 км в одну сторону, 2,5 часа ходового времени, расход топлива порядка 40 литров.
Срок практической эксплуатации: летние сезоны 2004-2006 года, ориентировочно 100 моточасов каждый (всего около 300 моточасов).
- Винт Solas, 12,5х14 дюймов. Максимальные обороты под нагрузкой (1 водитель) составляют 4400 об/мин. Скорость с одним водителем достигает 48-52 км/час, с полной нагрузкой (5 человек или 3 человека + лыжник) – 39-43 км/час. Винт слегка поврежден об камни, что вызывает небольшую вибрацию, полностью убрать которую правкой лопастей винта не удалось.
- Использование винта Solas 12,5х13 дюймов приводит к повышению максимальных оборотов до 4800, прирост скорости не более 2 км/час, прирост тяги не замечен. На основании опыта мною принято целесообразным использовать винт 12,5х14, как более экономичный и менее пострадавший от камней.
- В сезоне 2006 года использовался винт Hustler со сменными алюминиевыми лопастями примерно тех же параметров. Ухудшения ходовых параметров не замечено.
- Невысокий уровень и «приятный» спектр шума (в отличие от «визжащего» Вихря). В катере во время движения с полной нагрузкой можно разговаривать (особенно после замены штатного дюралевого пола на фанерный). Очевидно, не помешала бы дополнительная шумоизоляция дюралевого корпуса.
- Стабильный расход топлива и масла (соответствует паспортным данным – около 16 кг/час при ходе с полной нагрузкой). При использовании доступных бензинов А-95, А-96, А-92 разницы почти не ощущается (работа на А-92 на слух несколько жестче, но тревожных нот не слышно). «Из уважения к фирме-производителю» стараюсь использовать А-96. Какой-либо разницы по разным заправкам также не замечено.
- Уверенный запуск на оборотах холостого хода.
- Стабильная тяга, достаточная для уверенного старта и буксировки лыжника практически любого веса на парных лыжах и на монолыже, двух лыжников умеренного веса одновременно, вейкборда, при одновременном наличии 2-3 зрителей в катере.
- Цена нового мотора на момент совершения покупки незначительно превышала цены на бывшие в неизвестно в каком употреблении японские моторы. Сейчас ситуация возможно изменилась, но в сравнении с новыми японцами – Selva однозначно дешевле.
- Небольшой вес 72 кг – меньше, чем два отечественных двигателя «Нептун-23». Навеска на транец силами двух человек особых проблем не вызывает, хотя ручки не помешали бы: держать в объятьях 72 кг мертвого железа, пытаясь попасть струбцинами на транец - не самое приятное развлечение, со стороны напоминающее групповой танец со слоном.
- В течение сезона 2006 года капот открывался всего несколько раз, только для профилактического осмотра и удобства доливки масла. Планово-профилактическая замена свечей и дополнительного фильтра топлива в начале сезона, замена масла в редукторе.
Отмеченные мною недостатки:
- Отсутствие каких-либо ручек на корпусе - неудобство при установке и снятии двигателя, а также при перемещении на зимнее хранение и обратно. Несколько раз за сезон – а очень неприятно. Выходить из воды лыжникам на корму также было бы удобнее при наличии ручки.
- Большой люфт привода дроссельной заслонки (особенность конструкции в машинке управления), который пришлось убирать установкой дополнительной возвратной пружины на тягу непосредственно на моторе. Регулировкой этот люфт не убирается: либо не открывается на полный газ заслонка, либо не сбрасываются обороты на холостом ходу.
- При установке холостого хода на 1000 оборотов/минуту при включении хода двигатель глохнет, если в начальный момент кратковременно не прибавить газ почти до полного. Вошло в особенности вождения. Не помешал бы какой-нибудь стабилизатор оборотов.
- При первом же выходе на воду весной 2004 года небольшой палкой (диаметр около 2 см, длина 20 см), попавшей под винт во время движения, отломано крылышко компенсатора бокового усилия. Побочных усилий на руле и увода катера не наблюдается. Оставлено как есть.
- При транспортировке по суше катера на колесах произошло откидывание мотора вниз с ударом об асфальт, в результате чего под корень отломилось перо дейдвуда. До сих пор ходим без него. Проблем с устойчивостью хода не наблюдается. Правда, при наезде на камни по осеннему мелководью сильно пострадал винт, возможно наличие пера спасло бы его.
- При запуске электростартером один раз произошло механическое заклинивание шестерни стартера на шестерню маховика. После расцепления зубьев отверткой работоспособность стартера восстановилась без разборки чего-либо. Возможно, это было вызвано поспешным повторным включением стартера после первой неудачной (слишком кратковременной) попытки, когда маховик еще вращался.
- При первом выходе на воду после первого зимнего хранения двигатель заводился нормально, но через 2-3 минуты хода самопроизвольно снижал обороты практически до холостых (но не глох!). Наблюдение на ходу показало наличие воздушных пузырей в топливопроводе.
После этого на шланг под капотом двигателя был добавлен фильтр тонкой очистки (обычный, автомобильный) и больше проблем с подачей топлива не было.
- Изменить материал крылышка гидрокомпенсатора на более прочный.
- Предусмотреть на поддоне двигателя ручки для удобства перемещения при хранении и установке мотора.
- Предусмотреть дополнительную возвратную пружину для компенсации люфта на приводе дроссельной заслонки непосредственно в моторе, либо исключить люфт в машинке.
- Увеличить рисунки в инструкции. В особенности плохо читаются электросхемы. На экране еще можно что-то увеличить и рассмотреть, пользоваться распечаткой практически невозможно, а типографский вариант к мотору не прилагался.
- Изменить диапазон регулировки угла наклона мотора (наклонить мотор «под себя»). У большинства отечественных лодок транец почти вертикальный (так, в частности, и на «Прогрессе»), регулировочный упор стоит в крайнем к транцу положении, а мотор еще просится «под себя», так как регулировка, видимо, рассчитана на наклонный транец. Приходится навешивать двигатель с подложенными под верх струбцин шпильками диаметром 12 мм.
- Сместить диапазон показаний спидометра в область наших реальных скоростей (до 50 км/час). На штатном спидометре первое деление на шкале – сразу 20 миль/час (32 км/час), до второго (30 миль = 48 км/час) мы редко дотягиваем, а вся дальнейшая шкала бесполезна, так что спидометр так и не подключен к датчику, вследствие его практической бесполезности.
Аркадий, владелец лодочного мотора Selva 50,
Новосибирск, arcady@ngs.ru
Новосибирск, arcady@ngs.ru