При этом, Селва отложила самые наилучшие впечатления во всем (это мои личные впечатления, и к рекламе отношения не имеют)…
Кстати, о первых знакомствах о Сельве-50, я уже писал. Мое хобби - это рыбная ловля (летняя на спиннинг), которой я посвящаю много свободного времени и охота. В результате, у меня возникла необходимость приобретения небольшой надувушки с мотором. Выбор пал на Лидер-280, осталось подобрать мотор. Сначала я хотел взять б/у, но когда я был в Питере (сам я из Великого Новгорода), то заехал в «Баджер». Там как раз висела новенькая Selva 6, и я не смог устоять, тем более мне предоставили скидку. Так у меня и появилось мобильное средство передвижения по воде.
Данный комплект я эксплуатирую третий сезон и поэтому можно сказать, что времени для проверки мотора в реальных условиях эксплуатации прошло не мало.
Надувная лодка «Лидер-280» вполне меня устраивает, легко собирается, переношу в собранном состоянии к водоему (метров 50-70) один. Был случай, я пронес свою лодку метров 300 с тремя остановками для отдыха.
Также и мой лодочный мотор в своем классе имеет легкий вес. Я приспособился переносить на плече в вертикальном положении, когда пространство поддона между дейвудом и ручкой для переноски находиться на плече – очень удобно. Т.к. Сельва 50 имеет название Мадейра, а Selva 6 - Capri, то Капри, как младший братишка был прозван «мальком».
Так вот, этот «малек» - в самый раз подошел к Лидеру-280. При загрузке в два взрослых человека и ребенок или вместо ребенка собака (30 кг), спокойно выводит лодку в режим глиссирования. Под одним вообще разгонялся до 35 км в час по течению.
Видно, что свои шесть лошадей он выдает исправно. Вообще, при эксплуатации надувнухи, я уяснил, что среднего «газа» нет (если сравнивать с жесткими корпусами, так сказать крейсерской скорости) либо малый или полный, т.к. в среднем режиме только мотор воду бурунит, напрягается, лишний шум, а толку никакого, скорости прибавляет мало, в сравнении с малым газом.
Вообще, когда я познал импортный лодочный мотор, то вообще обленился браться за весла. Теперь постоянно, при малейшей возможности, завожу свой лодочный мотор.
Что возникло за три сезона?
В начале о хорошем, то это практически все, что и положено для импортного мотора, в частности по Сельве, как и говорил, легкий вес, удобная мягкая ручка газа, удобное переключение реверса, нет проскакивание «нейтрали» при переключении вперед-назад, надежность ( три раза плюнул). Еще ни разу не подвел, т.е. понятно для чего нужен лодочный мотор это когда всегда возвращаешься на базу на моторе, а не на веслах и, в процессе эксплуатации не испытываешь неудобств, что на практике у меня и происходит. Сельва-6 полностью оправдал возложенные на него обязанности, что еще можно сказать, то, что и требовалось доказать.
Глобальных неполадок не наблюдал, были мелкие.
Что сломалось первым, так это защитный кожух или капот (кому как нравится), по углам пошли трещины, и держатели постоянно открывались, что приводило к отскакиванию капота при подъеме мотора за углубление-ручку на капоте.
По моему мнению, это возникло оттого, что он крепится жестко, а топливный бак, расположенный на крышке, при заправке имеет свой вес, мотор одноцилиндровый, двухтактный, вибрация на малых оборотах неизбежна, которая и передается на капот (кстати, на большем моторе данной ситуации не было). Пришлось взяться за бинты и эпоксидный клей, проклеил внутреннюю сторону в основном по углам, теперь проблема пропала.
Поэтому, советую брать Сельва-6 с выносным баком. Все равно с собой берешь запас бензина (канистра занимает место, которое может занять бак), чтобы не обсохнуть по пути, а бак на десять литров - «за глаза».
Дальше оборвался шнур запуска, потому, что постоянно трется при заводке. Дергающее движение происходит немного вверх, а веревка слабовата, лучше бы мягкий металлический тросик установить. А заводить веревкой в аварийной ситуации за сам маховик не очень удобно. Бачек на капоте, при снятии - бензин не поступает, проблема и поставить шнур в пусковое устройство (очень вредная пружина).
Иногда не сразу заводится, особенно холодный или когда полежал на берегу. В первом случае нужна накачка бензина подсосом (на выносном баке есть груша), во втором - скорей всего переливает, приходится дернуть несколько раз, чтобы вылетели излишки бензина (5-6 раз приходится дернуть в этих ситуациях).
Был случай, когда мой лодочный мотор вообще никак не хотел «оживать», а оказалось дело в том, что выскакивал рычажок подсоса из штырька карбюратора. Заметил я это случайно. Капот же редко открываю - нет нужды. Получалось, что когда нужен подсос, он не включался и наоборот - надо выключить подсос, а рычаг его не выключает, заливает мотор. Думаю, понятны мои объяснения.
Подергал я тогда вдоволь. Кто видел данный рычаг, тот поймет, откуда он выскакивал. Я его вставил обратно и сверху поксиполом приклеил шайбу, чтобы исключить выскакивание.
Когда после подъема лодочного мотора в положение стояночного, то после опускания, при прошествии некоторого времени, заводка двигателя также затруднена. Скорее всего, бензин вытекает из карбюратора (опять про выносной бак преимущество груши) и приходиться опять включать подсос. Выход я нашел. Когда я поднимаю мотор, то переворачиваю его на 180 градусов, т.е. ручка газа сверху (задом на перед), при опускании заводится с первого раза, край со второго.
Горячий - вообще с заводкой проблем нет (при условии не поднимания). Для себя я выяснил, что по возможности, надо держать мотор в вертикальном положении (как и четырехтактный). Тогда проблем с заводкой нет.
Весной поставил его на лодку, первый рывок подсос, второй - мотор завелся (не обиделся на меня)!
После обкатки я перенастроил карбюратор, на малых оборотах и холостом ходу - 500 оборотов где-то. Спокойно держит малые обороты. Мелководный режим вообще бесполезен, только брызги. Может это только на надувушке так. На задней банке я закрепил эхолот. Датчик эхолота я установил на съемной «приспособе» на транце. На передней банке поставил держатель для спиннинга.
Вроде, как и все. Можно поговорить и какую мощность, и на какую лодку. По Сельве 6 - это надувуха 280. Для одного в самый раз, можно вдвоем, но место мало. Я считаю, что для двоих надо 340 под пятнашкой, но это другая история…
P.S. Пока я собирался отправить данную статью, наступил новый уже четвертый сезон, зима закончилась. И как я уже знал, мотор меня не подвел, перезимовал, и снова принялся за работу без каких либо проблем, он снова готов к тяжелым трудовым будням…
А что касается сервиса по обслуживанию лодочных моторов от «Баджера», то сказать ничего не могу т.к. даже не возникал повод для обращения в компанию, что опять говорит о надежности данного мотора.
Масло в редукторе, да свечку сам могу поменять, сам чистил карбюратор (не всегда была воронка с ситечком под рукой), кстати, там, на входе стоит ситечко, которое не пропускает грязь дальше в карбюратор, поэтому чистка не составила большого труда.
Было небольшое биение вала редуктора, после наезда на препятствие, разобрал редуктор, конструкция очень удобная и надежная, впрессован стальной цилиндр, шестерни так подогнаны, что исключает любой люфт, вал отцентровал, обратная сборка не составила труда. Но эти неполадки были вызваны мной самим, а не производителем.
Данный выбор Сельвы 6 оправдал себя на все 100%.
Великий Новгород, chvl@mail.mxc.ru