Итак, 15-е марта, в Краснодаре +28С, у нас в Воронеже +10С, по улице вода рекой, хоть на лодке плавай. У меня в руках только что пришедшая почтовая квитанция на получение посылки от «Баджер» с сапогами Snow Storm для зимней рыбалки в суровых арктических условиях (до -70). Требуется: 1) получить посылку; 2) провести тестирование; 3) написать отчет о проделанной работе. Если первый пункт программы затруднений не вызывал, то два других, в связи с погодными условиями и временем, требовали неординарного подхода к выбору места и методов проведения испытаний. В результате, было принято решение следовать принципу «главное ввязаться в драку, а там посмотрим» и применить, в том числе, инженерно-математический подход.
Казалось бы, наибольшее затруднение должна вызывать проверка способности сапог противостоять, прямо скажем, какой-то нереальной температуре – -70С. Но, как говорится, «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Мой друг – директор испытательного центра, в котором, кроме всего прочего, имеются климатические камеры. Так что с этим вопрос был решен. О подробностях чуть позже.
А пока получаю посылку. При ее внушительных габаритах вес показался мне небольшим (что сразу порадовало). Значит, не придется таскать на ногах лишние килограммы. Потом не поленился и взвесил – 3050 г пара, что сравнимо с аналогичными сапогами от Baffin, хотя последние считаются тяжеловатыми.
Вообще, стоило бы учитывать поговорку «дареному коню в зубы не смотрят», но здесь совсем иной случай, и в своих оценках я постараюсь быть максимально объективным.
Прихожу домой и начинаю рассматривать надписи на коробке, пытаюсь выяснить, где сие изготовлено, но кроме как «Designed in Canada» (дескать, придумано в Канаде), никакой информации не нахожу. Но ведь известно, что футбол тоже был придуман в Англии, а умер в России. Открываю коробку, извлекаю изделие. Всматриваюсь в него с эдаким ленинским прищуром. Не-а, не Канада. Что-то более родное. Китай. И точно, на этикетке, прикрепленной к сапогу, мелким-мелким шрифтом «Printed in China». Правда потом на сайте «Баджера» специально посмотрел, и действительно написано «…производится на одном из самых высокотехнологичных заводов в Юго-Восточной Азии». Ну, ладно, Китай не Китай, дальше посмотрим, что и как (сам на китайском джипе езжу, и ничего).
Не терпится скорее примерить. Не вынимая вставки из сапога, пытаюсь засунуть в него ногу. Бесполезно. Тем более что ухватиться не за что. Верхушка сапога сделана из синтетики, в руках скользит, а петля на задней поверхности нисколько задачу не облегчает. По мне, было бы удобнее с петлями по бокам, как в армейских кирзовых сапогах, и чтобы их было две.
Вынул вставку, надел на ногу, пытаюсь поместить эту «сборку» в сапог и сразу ощущаю идентичность этого процесса с процессом надевания старых горнолыжных ботинок. Те же, готовые выскочить от напряжения глаза, те же нелитературные выражения. Нога с огромным трудом проходит подъем, и в довершение ко всему я чувствую очень неприятное давление на верхнюю поверхность стопы в месте, где расположен шов, соединяющий резиновую основу сапога с матерчатым верхом.
Можно было бы подумать, что ноги не удались, но с другой обувью такого почему-то не наблюдается. Кроме старых горнолыжных ботинок, разумеется. Но ведь они старые. Были у меня когда-то в начале 90-х китайские кроссовки с таким же эффектом сдавливания. Ходить в них хотя бы сколько-нибудь продолжительное время – невозможно. Закралось опасение, как бы история не повторилась, тем более что при сдавливании ноги и, соответственно, нарушении кровотока на морозе теплее ногам не становится. Становится непонятным, для чего на сапогах нижний ремень? Подтягивать его на надетом сапоге, чтобы тот не болтался? Но сапог и при расстегнутом ремне еле-еле натягивается. Понятно, что при поездках на рыбалку на автомобиле управлять им придется в другой обуви, поскольку сапоги весьма большие и вообще для этого не предназначены. Так вот, перспектива два раза переобуваться на морозе с такими трудностями восторга не вызывает.
Так же тяжело натянул второй сапог. Чувствую, еще и на пятку что-то давит. Снял сапог, осмотрел и ощупал вставку. Внутри у нее складка из-за неровно пришитой ткани. Пытался разгладить, но бесполезно. Она там так пристрочена. Боюсь, или ногу натрет или быстро ткань протрется. Когда пытался затянуть ремни, на правом сапоге все прошло удачно, а на левом защелка постоянно выскакивала из замка, и после третьей попытки сломалась.
И вот тут я решил более внимательно, без ленинского прищура, а широко раскрытыми глазами посмотреть на изделие.
1. Швы на вставках и самих сапогах неровные, лохматые, нитки торчат в разные стороны, натяжение ниток разное. Выглядит все очень неаккуратно.
2. Петли на швах наверняка будут цепляться за ветки, жесткий снег и лед, и рваться.
3. Ткань на заднике одной из вставок рваная.
4. Замки на ремнях сделаны некачественно.
5. Кожаная полоска, удерживающая верхний ремень, пришита «на живую нитку» (оторвалась, когда я надевал сапог и взялся за верхний ремень).
6. Часть внутренней подкладки на задниках в месте соединения с подошвой имеет то ли надрывы, то ли надрезы и вообще не пришита, а просто болтается. В дыру два пальца легко пролазят.
Честно сказать, после всего увиденного закралось вполне, на мой взгляд, обоснованное сомнение в том, что это «производится на одном из самых высокотехнологичных заводов в Юго-Восточной Азии». Соответственно, энтузиазм продолжать исследования как-то поубавился.
Дальше еще интереснее
Довольно часто на льду водоема под слоем снега бывает много воды, а весной порой приходится рыбачить, когда воды чуть ли не по колено. Если сапоги пропустят воду, нога неминуемо будет мерзнуть. На ходу это еще не страшно, а вот если с промоченными ногами посидеть у лунки, даже непродолжительное время, сразу чувствуешь, что дело – дрянь. Надо или срочно сушиться, или вообще поскорее собираться домой.
Так вот. Сапоги воду вообще не держат! Я специально залез в лужу. Вода приблизительно на 5 см выше щиколотки. Через 15 секунд в обоих сапогах было полно воды. Не знаю, или швы пропускают воду, или ткань верха. Что конкретно, выяснять было уже не интересно, да и смысла в этом я не видел, поскольку стало ясно, что соваться на лед с водичкой, по любому, не стоит. Но все-таки надо было довести дело до конца и проверить, как сапоги держат тепло или, вернее сказать, противостоят низкой температуре.
Решил проделать это, на мой взгляд, весьма объективным способом.
Есть у меня сапоги Baffin Trapper, к теплоизоляционным свойствам которых у меня нет никаких претензий, – ноги вообще не мерзнут. Взял один сапог Baffin, а другой – Envision, засунул в каждый по одинаковому двухкилограммовому бруску стали, предварительно нагрев бруски в термошкафе до +45С, плотно заткнул голенища поролоном и оставил в климатической камере на один час при -60С. До -70С температуру опускать не стал, т.к. Baffin рассчитан только на -60С. Потом извлек сапоги из камеры и шустро измерил температуру стальных брусков бесконтактным инфракрасным термометром. (Приблизительное время выдержки в камере – 3360 сек.; я предварительно рассчитал по модифицированной формуле Шухова). Если кому интересно (что вряд ли), формулу можно найти в интернете. По расчетам выходило, что температура должна быть около +18С. Оказалось, попал почти в точку. У Baffin – +19,7С, у Envision – +20,1С. Таким образом, у Envision теплоизоляционные свойства немного лучше.
С осторожностью попробовал подошву на изгиб (боялся, как бы не потрескалась), но ничего страшного не произошло. С трудом, но гнется.
А тут и погода изменилась, как по заказу, какое-то 51 февраля. Можно спокойно выйти в сапогах на улицу без риска, что на тебя будут смотреть как на ненормального. Что, собственно, я и поспешил сделать, пока был мороз и снега по колено.
Подошва не скользит. Ходить удобно, но швы на стыке подошвы с голенищем все-таки давят на стопу. После трех часов ходьбы ноги не замерзли и не вспотели. (Правда, на улице было всего -7С). Опасения, что складка внутри вставки натрет ногу, не подтвердились. Все это радует. Однако терзают смутные сомнения, что при более длительной эксплуатации ничего не протрется: носок или подкладка.
К сожалению, для более длительных ходовых испытаний времени не осталось, так как отчет надо было предоставить к концу марта.
Теперь мои выводы.
1. Качество изготовления – средненькое, до мировых стандартов не дотягивает. Может быть, некоторое время назад, когда просто не с чем было сравнивать, это бы и прокатило, но сейчас, когда действует схема «любой каприз за ваши деньги», – не катит.
2. Товар не для интернет-магазина. Сапоги надо обязательно примерять, щупать и осматривать, как говорится, «своими ногами, руками, глазами», ибо «покупая кота в мешке, рискуешь купить кошку».
3. Вещь для всепогодной зимней рыбалки малопригодная. Сапоги пропускают воду!
4. Можно приобрести как спецвариант для рыбалки при очень низких температурах и только при условии, что не будет контакта с водой, но кто на рыбалке может дать такие гарантии…
5. А вот для зимней загонной охоты, пожалуй, в самый раз. И на номере постоишь, ноги не замерзнут, и в загон можно сходить – не отвалятся.
6. Поскольку в рекламе на сайте указано, что сапоги предназначены для зимней рыбалки и охоты, а на деле использовать их можно только на охоте, то соотношение цена / качество, по-моему, слегка завышено в сторону цены.
Получилось так, что мой отчет о тестировании сапог носит скорее негативный оттенок, но ставилась задача объективно оценить товар и сообщить об этом широким рыболовным массам, поэтому я так и постарался сделать.
Все вышеизложенное ни в коей мере не может бросить тень на компанию «Баджер» и ее сотрудников. К слову сказать, до этого случая, все протестированные мною изделия имели вполне приемлемое качество и отвечали заявленным характеристикам.
Александр Владимирович, lisenkoalex@mail.ru, Воронеж