При использовании 4-х лопастного винта и шага 12 выход на глиссирование возможен из расчета 34,6 кг на л.с. Использование винта в режиме «две лопасти» вполне допустимо, не приводит к поломке редуктора и позволяет владельцу вернуться на место базирования.
Для тестирования компания Баджер любезно предоставила мне гребной винт ProPulse, модель 6902, а так же запасной комплект лопастей.
При тестировании был использован двигатель Mercury 30 2007 г.в., лодки Баджер SL 390 (производство фирмы Баджер), Антей 400 и Титан 440 (производство фирмы Посейдон), тахометр, GPS Garmin 72.
Комплектация двигателя и лодок штатная, двигатель установлен без доработок транца, по принципу «как есть». Для получения сравнительных характеристик на первом этапе использовался штатный винт 13-го шага.
Первый этап.
Предварительный осмотр, проверка прочностных и весовых характеристик, регулировка установки лопастей винта.
Идея иметь один гребной винт на все случаи жизни не нова. Загрузка лодки и условия эксплуатации изменяются постоянно, а иметь необходимое количество винтов не всегда представляется возможным по ряду причин. В лучшем случае, водномоторник имеет один винт на замену, реже – два.
Лишь немногие занимаются подбором и доводками винтов. Основная идея конструкторов из шведской компании Propulse AB состояла в том, что нужно построить гребной винт с регулируемыми лопастями, которые можно было заменять в случае повреждения. Если такой возможности нет, то, фактически, собрать винт из того, что осталось после наезда на препятствие или мель. На последнем этапе тестирования будет рассмотрен как раз такой вариант.
Внешний осмотр показал высокое качество изготовления. Ничего, что хотелось бы подточить или заполировать, обнаружено не было. Отдельная лопасть несколько прогибается, но не ломается, под нагрузкой в 16 кг. Винты легко откручиваются и затягиваются с помощью ключа, который входит в комплект. Установка шага проста, но не следует забывать, что лопасти надо устанавливать попарно и следить за шкалой, определяющей шаг.
Гребной винт ProPulse легче своих собратьев, несмотря на то, что имеет четыре лопасти. Взвешивание показало следующие результаты:
Штатный винт 13-го шага – 930 грамм
Винт ProPulse – 620 грамм
Винт Rascal 13-го шага (вместе с переходником) – 980 грамм
Второй этап.
Часть 1. Получение максимальных и минимальных скоростных характеристик с различным шагом винта и на разных лодках.
Измерения производились на лодке Баджер SL 390, Антей 400, двигатель Mercury М30, загрузка - 80+20 кг, ветер 1-3 м/с, температура +22 С, рябь на воде, территория водохранилища.
Полученные данные представлены в таблицах.
Обороты | ProPulse 12 дюймов | ProPulse 14 дюймов | ProPulse 16 дюймов | Обычный винт 13 дюймов |
850 | 2,9 | 3,5 | 3,9 | 3,4 |
5000 | 45,3 | 48,8 | 49,9 | 48,7 |
5500 | 46,9 | 49,5 | 49,4 | |
5800 | 48,2 |
Антей 400
Обороты | ProPulse 12 дюймов | ProPulse 14 дюймов | ProPulse 16 дюймов | Обычный винт 13 дюймов |
850 | 2,9 | 3,5 | 3,9 | 3,4 |
5000 | 47,8 | 51,7 | 52,8 | 51,6 |
5500 | 50,1 | 52,5 | 52,4 | |
5800 | 51,4 |
Таким образом, разница скоростных характеристик определяется только конкретной лодкой, а, точнее, её обводами. Тестируемый винт на шаге 14 сравним со штатным винтом, однако он легче и дает больший упор. Ценовая категория одинаковая, но возможность регулировки шага дает определенное преимущество гребному винту ProPulse.
Часть 2. Получение скоростных характеристик при изменении шага винта в сравнении со штатным винтом.
Измерения производились на лодке Баджер SL 390, двигатель Mercury 30, загрузка - 80+20 кг, ветер 2-4 м/с, температура +24 С, небольшая волна, водохранилище.
Полученные данные представлены в таблице.
Обороты | ProPulse 12 дюймов | ProPulse 14 дюймов | ProPulse 16 дюймов | Обычный винт 13 дюймов |
850 | 2,9 | 3,5 | 3,9 | 3,4 |
1000 | 3,9 | 4,6 | 4,8 | 4,5 |
1500 | 5,9 | 6,5 | 7,0 | 6,4 |
2000 | 7,6 | 8,2 | 9,1 | 8,1 |
3000 | 14,8 | 15,5 | 16,0 | 15,3 |
4000 | 30,1 | 31,4 | 32,9 | 31 |
5000 | 44,3 | 48,8 | 49,9 | 48,7 |
5500 | 45,9 | 49,5 | 49,4 | |
5800 | 47,2 |
Часть 3. Подбор шага винта в зависимости от загрузки лодки.
Измерения производились на лодке Титан 440, двигатель Mercury 30, ветер 1 м/с, температура +25 С, штиль, водохранилище. Данная лодка была выбрана для теста из соображений большей грузоподъемности и длины.
По расчетным данным, мотор выводит на глиссирование груз из расчета 30 кг на л.с., таким образом, мы можем вывести 900 кг. Из этого веса вычитаем вес лодки - 99 кг, мотора - 54 кг, топливо - 25 кг, получаем 722 кг полезной загрузки. Это примерно 8-9 человек в лодке.
Равномерно рассаживаем людей в лодке. Используется штатный винт. Лодка медленно, в течение 2-3 минут, выходит на глиссирование, скорость 23 км/час. Подсаживаем еще одного человека. Сразу вывести на глиссирование не удалось, двигаться удаётся только в переходном режиме со скоростью 17 км/час. Пересаживаем пассажиров для изменения центровки лодки. С большим трудом лодка вышла на глиссирование, скорость составила 22,8 км/час. Итого: 10 человек, предположительная загрузка 800 кг. Получается, что со штатным винтом двигатель выводит на глиссирование 32,6 кг на л.с.
Устанавливаем шаг винта 16. Лодка идет в переходном режиме, выйти на глиссирование не удалось. Режим глиссирования возможен при загрузке в 7 человек, скорость 24,5 км/час.
Устанавливаем шаг винта 14. При загрузке в 9 человек лодка в течение полутора минут выходит на глиссирование, скорость - 23,3 км/час. 10 человек выводит на глиссирование без необходимости центровки лодки. С 11 людьми на борту лодки идёт только в переходном режиме.
Устанавливаем шаг винта 12. Загрузка - 9 человек, лодка в течение минуты выходит на глиссирование, скорость - 23,1 км/час.
10 человек в лодке. Выход на глиссирование происходит через 2 минуты, без необходимости центровки лодки.
11 человек в лодке. Выход в режим глиссирования возможен только после центровки лодки. Скорость - 22,7 км/час. Предположительная загрузка - 850 кг.
12 человек. Возможен только переходный режим.
Таким образом, получается, что при использовании 4-х лопастного винта и шага 12 выход на глиссирование возможен из расчета 34,6 кг на л.с. Взвешивание пассажиров не производилось и фиксировалось только по заявленным ими данным.
Часть 4. Проверка винта в режиме «две лопасти».
В жизни часто случается, что лодочный винт получает повреждения. Если они не существенны, то лодочный винт можно подточить, заполировать, иногда требуются услуги сварщика. Но если отломана лопасть – винт выбрасывается, а ведь до этого надо каким-то образом дойти до места базирования. Гребной винт ProPulse в этом смысле почти уникален: если что-то осталось – до базы дойдешь.
Мы снимаем две лопасти винта и устанавливаем его на двигатель. Включаем передачу, двигатель работает подозрительно легко, биения нет, лодка медленно начинает движение с великолепной троллинговой скоростью, обороты 900. Добавляем газ. Лодка небыстро начинает разгоняться, сказывается недостаточный упор винта. Резко добавляем газ, винт вспенивает воду, двигатель почти перекручивает, но увеличения скорости не происходит. Сбрасываем газ.
Пытаюсь медленно вывести лодку на глиссирование. Скорость возрастает, горб сопротивления проходится очень медленно, происходит небольшое ускорение, скачок скорости до 23 км/час и лодка на глиссировании. Дальнейшие замеры показали: время выхода на глиссирование - 1-2 минуты, обороты выхода 3500-3900. Идти в режиме «полный газ» смысла нет, двигатель часто срывается, даже на небольшой волне, прибавка в скорости незначительная. ¾ газа позволяет стабильно держать скорость около 25 км/час.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование винта PruPulse в режиме «две лопасти» вполне допустимо, не приводит к поломке редуктора и позволяет владельцу вернуться на место базирования.
Сергей Владиславович, s_gurianov@list.ru, Москва