Свой рассказ о том, как я начал эксплуатировать лодку Badger, я начну с выбора. Выбирал долго и кропотливо, сравнивал цены в интернете, изучал комплектность, не мог сравнить только качество материала, так как на тот момент лодок Badger в Омске я не нашёл. Мне понравилась комплектация: якорный рым, верёвка вдоль всего борта, сумка под мягкое сиденье у лодки Duck Line 340.
Неприхотливый цвет и однотипная конструкция с лодками серии Sport Line обещали хорошую подъемную силу и управляемость, так как изначально мы планировали ходить втроём на двигателе Ветерок 12 и на электромоторе. Другого мотора на тот момент финансы не позволяли. Забегая вперёд скажу, что по истечении 4-х лет еженедельной эксплуатации втроем, а иногда и вчетвером (два человека по 90 кг и два по 60 кг + немного шмурдяка) на Меркури 15, который я вскоре купил, я решил продать DL 340 и приобрести Fishing Line 360. Она имеет схожие характеристики по весу, диаметру борта и габаритам в сложенном состоянии (это был один из важнейших критериев - ваз 2111 загонял в жесткие рамки), а, следовательно, и схожие мореходные качества. Кроме того, ее копит на полметра больше, чего нам так не хватало у DL. Поэтому я могу сравнивать две лодки разных годов выпуска.
Все перечисленные комплектующие на тот момент (2009 г.) были только у одного конкурента Badger (не будем о нем), и акция «Закажи у производителя» сделала своё дело, окончательно завершив мои терзания и сомнения по выбору. Надо сказать, что в тот момент я не покупал через интернет-магазины ничего, это был мой первый опыт. Сегодня я часто что-то покупаю через интернет: спортивное снаряжение, приманки и прочее.
Когда пришла лодка, на дворе ещё лежал снег. Естественно, в зал и качать. Вот тут я уже мог пощупать материал и комплектующие руками: все радовало и устраивало. После, на разных водоёмах мужчины неоднократно щупали-трогали, смотрели и с завистью цокали языками. Сразу скажу, что лодка 2009 года имела более мягкий материал, легче сворачивалась, и легче устанавливались стрингеры в пайолы, нежели на лодке 2013 года. Хорошо это или плохо, я так и не понял.
Новая после накачки очень жесткая, и мне это нравится.
Про ремонтопригодность скажу следующее. Слышал такое мнение, мол, ПВХ в домашних условиях невозможно качественно заклеить – бред. Я даже больше скажу: современные клеи склеивают элементы ПВХ насмерть, не оторвать. Не то что резиновый «Момент» и «88 клей», использовавшиеся для резиновых лодок. Мой друг вообще всегда с собой возит суперклей, и клеит им свою старинную лодку при пробое. Это неправильно, конечно, но быстро и эффективно в походе; был свидетелем. Собственно, клеить часто и не приходится, за 5 лет эксплуатации я один раз приделал заплатку на нос, так как в первый выход друг повесил якорь на рым снаружи; при подходе к берегу якорь ткнулся в него и проткнул дыру в два сантиметра. Еще один раз ремонтировали место установки клапана, о чем расскажу ниже. Заклеили дыру, и больше эта заплатка нас не беспокоила. Итак, якорь снаружи не оставлять; ополаскиваем – и в лодку!
С двумя сиденьями сразу мы использовали лодку DL только пару раз. Потом быстро поняли, что заднее нам мешает, вдвоём / втроем мало места, и гоняли без него. Я сидел при необходимости на борту: мягко и удобно.
Модель FL 360 как-то сразу повелось юзать с двумя сиденьями, под заднее прячем бак и коробки с приманками. Не хватает в комплектации FL веревки на носу. Когда лодка стартует с мотором в 15 л.с., во-первых, нос поднимается, во-вторых, – ускорение. В общем, пассажирам не за что держаться, падают в кокпит. После нескольких выездов решено было доукомплектовать, как на DL. Прикупил на сайте недостающие элементы. Стало гораздо удобнее.
Еще один момент. На лодке FL очень длинные крепления сидений. Они сходятся настолько узко друг к другу, что снять при необходимости переднее сиденье, чтобы помыть лодку, не спуская при этом, или покупаться, или установить на накачанную уже лодку – не представляется возможным. Кроме того, это наверняка лишний вес и расход материалов. Скорее всего, этот элемент клеится на лодку 360 см такой же, как на 390 см. Короче, его можно и нужно срезать, укоротив сантиметров на 15 до того месте, где крепления начинают сходиться. Тогда сиденье устанавливается и демонтируется прекрасно.
Теперь ещё один важный момент, с которым я столкнулся в результате долгой эксплуатации. Клапаны. Не судите строго, но клапаны, на мой взгляд, расположены не очень удобно. Я уже встречал лодки с клапанами снаружи борта; может, стоит задуматься, это удобно.
Во-первых, при установке снаружи обеспечен лёгкий доступ для накачки, не нужно склоняться; во-вторых, весящая на нитке пробка не мешает устанавливать пайол; в-третьих, открытая пробка при складывании лодки попадает внутрь клапана, и если при спускании случайно нажать на это место (а где он находится в этот момент не видно, так как он уже внутри), то отламывается белая кнопка для открывания клапана. Так мы, по началу не имея опыта, сразу сломали два клапана. Сейчас знаем. Итак, при выпускании воздуха из баллонов не встаём коленями на место расположения клапанов задних отсеков, можно повредить клапан! К слову, если уж такое произошло на природе, не стоит отчаиваться; качайте и плывите, клапан остается в рабочем состоянии. После, уже дома, нужно разобрать клапан, состыковать отломанную часть, правильно сориентировав, и вплавить в торец нагретую скрепку или проволочку. Потом, для надёжности, клеем, ну, или просто заменить на новый клапан. Меняется легко, полминуты: открутил-закрутил.
А вот передний клапан необходимо срочно переносить (это предложение к производителю) в другое место; если не наружу, то хотя бы напротив стравливающего клапана на другой борт. Объясню почему. Лодка DL 340 заявлена как 4-местная. Она действительно способна возить 4-х человек на глиссере, причем легко. Благодаря удлиненным задним «ракетам» выйти на глиссер проще, чем на FL, но вот в процессе ловли спиннингом даже тремя людьми, после остановки первый человек часто садится на передний борт – так удобнее. В результате постоянного сидения на этом месте, на третий год я заметил, что к клапану ползёт воздушный пузырь. Постепенно отрывался белый жесткий элемент, приклеенный внутри баллона в месте установки клапана. Мой товарищ его как бы всегда отгибал, отрывая внутрь. В результате все-таки оторвал, пришлось делать сложный ремонт с внутренним приклеиванием этого кружка. Итак, на носу лодки тяжелому пассажиру сидеть нежелательно.
Лодкой я очень доволен, качество на высоте; лодок Badger в нашем регионе замечаю все больше. Рыбаки, если видят такую лодку, улыбаются друг другу, типа, одноклубники. Спасибо за внимание, буду рад, если мои предложения и предупреждения кому-то помогут, и производитель найдет им применение. Если интересно, вот фильм об одном из походов на моторах, но там только про рыбалку. Кстати, DL 340 оказалась самой быстроходной и грузоподъемной в этом походе.
Александр Алексеевич, balandin_aa@mail.ru, Омск