Какой рыбак не мечтает о собственной лодке? И я – не исключение! Перед покупкой лодки я около полугода штудировал литературу по этому вопросу. Критерии выбора были следующими: 1. Качество материала. 2. Достаточно просторный кокпит для 2-х весьма рослых (более 185 см) рыбаков. 3. Вес должен быть подъемным для одного человека (распределен по сумкам не более 45-50 кг). 4. Дизайн особой роли не играл, но цвет предпочтительней серый; белый – очень маркий, а темный греется сильно, т.к. лодку предполагалось использовать на юге: Волга, Пролетарское, Цимлянское водохранилища и Черное море.
В итоге я выбрал лодку Fishing Line 390 PW, модель 2013 г, по акции «Закажи у производителя». Я выбирал, основываясь, в основном, на обзорах и рейтингах на рыболовных сайтах. У друзей были лодки, но других производителей, в том числе и «именитых». Поэтому, на тот момент, я хоть и не видел плюсов Badger, но зато видел минусы других производителей.
Двигатель я решил брать максимально возможный для данной модели – 15 л.с. и, честно, ни разу не пожалел. В первую очередь я подбирал лодку, а потом уже мотор. В принципе, при дефиците бюджета можно было сэкономить на моторе, например, взять 9.8 л.с., но хотелось иметь запас мощности при плавании на больших водоемах.
Оптимальную модель на сайте Badger.ru подобрать было достаточно просто. Спасибо создателям сайта за удобное и интуитивно понятное меню. Особо хотелось бы отметить наличие инструкций с подробным и технически полным описанием. Также на все вопросы, которые возникали в процессе выбора и покупки, я получал своевременные и исчерпывающие ответы. Поскольку я брал лодку по акции «Закажи у производителя», с момента оплаты до получения прошло около месяца, но лодка была доставлена в точно оговоренный срок.
Доставка осуществлялась «Автотрейдингом» и, помимо заводской упаковки, лодка была защищена от повреждений деревянной обрешеткой. Целостность упаковки без нарушений, но чтобы загрузить все в машину пришлось попотеть. Вес доставленного груза я не проверял, в отличие от комплектации. Все соответствовало описи и все необходимые документы прилагались. Поэтому проблем с постановкой на учет ГИМС не было. Права на управление моторной лодкой я получил, чтобы застраховаться от возможных «сюрпризов» и изменений в законодательстве. Думаю, что раз в год пройти техосмотр – это не большая проблема.
Первый раз я собирал лодку один и потратил около получаса. Небольшая проблема возникла только с установкой пайолов (вдвоем вообще не проблема).
Была и еще одна проблема при первом спуске на воду. Лодку спускали с деревянного пирса (достаточно узкого), поэтому пришлось держать ее с бортов; в носовой части – за ручку, а в кормовой – за леер. Во-первых, режет руку, а, во-вторых, крепление леера не такое прочное и его можно повредить. Но все это ничто по сравнению с видом лодки на воде!
Так как двигатель был новый, пришлось обкатывать сначала его, прежде чем дать «тапку в пол». В последствии с двумя рыбаками (приблизительно 200 кг), плюс снаряжение (около 40 кг) была достигнута скорость 42 км/ч. Замеряли 4 раза: 2 по ветру / волне, 2 – против, чтобы исключить влияние внешних факторов.
Лодка в основном использовалась на Волге, Пролетарском и Цимлянском водохранилищах и оз. Маныч. До моря пока не добрался.
При движении на небольшой волне лодка идет отлично на любых скоростях. Но если волна от 0,5 метра, приходится сбрасывать скорость до 15-20 км/ч, так как волна начинает ощутимо бить по днищу (переживаю повредить лодку). Из-за несколько зауженных обводов лодка обладает отличной маневренностью. Я пользую ее в базовой комплектации без стабилизаторов и т.д. Диаметр циркуляции при определенном навыке буквально 2 метра. «Лосиный» тест и «змейку» моя лодка прошла успешно. На больших водоемах при волне мореходность корпуса оказалась на высоте, по крайней мере, в «Посейдоне 380» мои друзья чувствовали себя менее уютно, и их периодически заливало на тех же скоростях.
При управлении лодкой я обычно сижу на банке, но при максимальных скоростях сажусь на надувное сиденье, чтобы уменьшить высоту центра тяжести. На борту никогда не сижу, так как раз наблюдал падение при случайной перекладке руля на борт и резком газе. Положение двигателя по высоте не настраивал; стандартное вполне устраивает, брызги в кокпит не попадают. Через нос вода практически не поступает. Только один раз за два сезона залил нос при высоте волны 1,5 метра при остановке – волна задрала корму так, что нос залило. Но это скорее из-за плавания в экстремальных условиях. Во время эксплуатации в нормальных условиях забрызгивания не происходит. Лодка выходит на глиссирование при загрузке 2 чел + 50 кг снаряжения на скорости 12-15 км/ч. С мотором 15 л.с. это занимает меньше минуты. Как правило, ветер не сильно влияет на ходовые качества, в основном, только на комфорт.
Разборку и сборку лодки удобно производить как вдвоем, так и одному. Лодку храню в надутом состоянии, подвешенной к потолку в гараже и вполне справляюсь с этой операцией один. Благодаря сумкам для транспортировки переносить лодку весьма удобно. Лодка с мотором помещается в Шеви Ниву при сложенных задних сидениях, и еще остается место для рыболовного снаряжения.
Съемные элементы за два сезона остались в хорошем состоянии. Весла использовались только два раза при движении по мелководью. Сиденья использую с сумками под них. Очень комфортно сидеть, и всякие мелочи не болтаются по кокпиту. Планирую приобрести еще носовую сумку или гермомешок на 50 литров. На моей лодке подвижная система крепления сидений на направляющих. Считаю ее отличным решением – можно удобно расположить груз и пассажиров. Часто сдвигал оба сидения вместе на середину и использовал как стол.
Из-за того, что мотор используется максимально допустимой мощности, я регулярно проверяю состояние транца и особенно крепление его к баллонам – нареканий нет. Состояние лакокрасочного покрытия транца также за два сезона в хорошем состоянии. Насос – ножной, который был в комплекте. До сих пор он в рабочем состоянии и вполне устраивает. Днище лодки в хорошем состоянии, хотя лодку я эксплуатировал и по мелководью и по камышу. Пару раз наскакивал на завал из веток (честно говоря, думал, что пробью лодку), но материал выдержал такое испытание. Воздушный, стравливающий и сливной клапаны работают без нареканий. Особенно помогает решеточка на сливном клапане, так как после поездок через камыши лодка полна всякого мусора, который может попасть под мембрану сливного клапана.
Днище лодки не усиливал, хотя пару раз была мысль укрепить носовую часть из-за езды по мелководью. Но, как показала практика, в основном, лодка цепляет дно на мелководье скорее мотором, чем корпусом. А на небольших скоростях цепляние не критично.
Использую лодку в основном для рыбалки и катания с семьей и друзьями. Из дополнительных девайсов: даунриггер Scotty и эхолот. Даунриггер установлен непосредственно на банке, а эхолот – с помощью универсального крепления UniMount. Колес для транспортировки нет, так как вес лодки позволяет переносить ее вдвоем достаточно легко. Но конструкция колес весьма интересная и заслуживает внимания. Также интересна концепция установки системы ДУ. В принципе, ее можно использовать на лодках, начиная с 4.2-4.5 метров.
Бокс ЗИП, поставляемый с лодкой, необходим каждому владельцу лодки, так же как и ремкомплект. Наиболее важными для себя считаю следующие характеристики:
- надежность (толщина и качество материала);
- размер, а, соответственно, и грузоподъемность;
- удобство в сборке (хранение, транспортировка).
Если бы я выбирал лодку сегодня, я бы подумал о лодке Heavy Duty, но для этой модели нужен более мощный мотор, место для хранения и транспортировки. Так что FL 390 меня полностью устраивает и является оптимальным и взвешенным выбором.
Из всего вышеизложенного можно сформулировать три основных критерия при выборе ПВХ судна:
1. Надежность – если лодка расползется по швам посреди водоема, можно потерять не только все снаряжение, но и жизнь.
2. Размер и транспортные габариты.
3. Цена: лодка + мотор.
В ходе эксплуатации гарантийных случаев не возникало. Для меня лодка FL 390 PW – оптимальный выбор, отвечающий моим потребностям и возможностям.
Честно говоря, у Badger Boats много интересных разработок и новинок. Чувствуется, что компания следит за рынком и переживает за покупателей. Из особо интересных предложений можно отметить следующие:
- съемная пластина для защиты от кормовых брызг, которые могут возникнуть из-за различия в высоте транца лодки и дейдвудов моторов разных производителей;
- съемная пластина для регулировки высоты установки двигателя;
- система ДУ, которую лучше всего использовать с надувными креслами (благо у Badger выбор превосходный).
Вообще, у Badger большой выбор лодок на самого взыскательного покупателя. И каждый найдет себе судно по вкусу.
Антон Алексеевич, anton.palekhov@yandex.ru, Ставрополь