Работая в компании «Баджер» много лет, году так в 1999 начал задумываться о приобретении средства перемещения моего тела по водной глади. Имея возможность выбора разных плавсредств, я не мог сформулировать эту задачу в течение достаточно долгого времени.
Работая в компании «Баджер» много лет, году так в 1999 начал задумываться о приобретении средства перемещения моего тела по водной глади. Имея возможность выбора разных плавсредств, я не мог сформулировать эту задачу в течение достаточно долгого времени.
С одной стороны, хотелось душным вечером после работы как птица (рыба) рвануть на залив, с другой стороны, все выходные я провожу на турбазе в Лужской области (170 км от дома), и таскать туда лодку в час пик – верный шанс отравить себе выходные.
После долгих размышлений я решил начать с малого – купил 3-х метровую бескилевую надувную лодку с навесным транцем и электромотор Truster 3500 к ней. По причине хронического остеохондроза и природной лености, аккумулятор взял поменьше – 40 Ампер часов.
Вес в 16 кг меня привлекал больше, чем возможность долго ходить по озеру. Разумеется, сей источник электрического тока был абсолютно герметичный, тяговый (а не пусковой, как в автомобиле), и, как следствие, цена была сравнима с ценой тяжелого атомного крейсера «Петр Великий» (кто не знает, это флагман Северного флота России). Собрав в кучу все весла, насосы, жилеты и прочее, я смело ринулся покорять морские просторы нашего озера.
После спуска на воду и первых пробных заездов выяснились интересные подробности: Во-первых, наличие на ручке 5-ти скоростей вперед и 3 назад является излишним, так как в любую сторону двигаться лучше на максимальных оборотах.
Во-вторых, молодой человек примерно 14-ти лет отроду на лодке «Пелла» греб со скоростью, превышающей скорость моего изделия с импортным мотором.
В третьих, при диаметре баллона 45 см и отсутствии киля, при боковом ветре лодку сносит настолько сильно, что в причал я попадал с точностью плюс 50 метров. При встречном ветре создавалось впечатление, что я лечу – нос задран, бурун в обе стороны как от броненосца в бою, в ушах свистит – в итоге стою на месте.
В четвертых, емкости аккумулятора хватает где-то на час-полтора нормальной работы, потом мощность и скорость медленно и печально падают, достигая абсолютного нуля примерно через 2-2,5 часа. Проверено было при походе в соседнее озеро, когда на обратном пути электричество кончилось, и спутница, комсомолка, красавица, спортсменка, гребла часа два.
Кстати, грести тоже оказалось неудобно, так как взаимное расположение банка (скамейка) – уключины приводило к постоянной встрече рук с судорожно зажатыми в них веслами с ногами в области коленок. Почти как в рекламе – «вот моя рука, вот моя нога, здравствуйте!».
В итоге, пришлось признать, что первый блин веслом. Кстати, во многом благодаря моему опыту мы перестали поставлять на рынок эти надувные лодки, под кодовым названием «бублик», чем я горжусь до сих пор.
К выбору второго плавсредства я решил подойти более основательно. Во-первых, хотелось бензомотор, так как цикл снял мотор и аккумулятор, зарядил аккумулятор, поставил на место, начал меня утомлять после первого раза (о лености я уже писал), во-вторых, хотелось мощности и скорости.
Как раз в это время мы получили из Италии лодку Selva 510 RIB под сотым мотором, и душа моя воспарила. Однако, пока я советовался с женой по поводу, не велика ли эта лодка для нашей семьи, а может, слишком мала, пришел человек, молча выложил …. баксов и, увел мечту из-под носа.
В итоге, после некоторых семейных сцен, поводом к которым послужила неповоротливость нашей экономики и медленность принятия решений управленцами высшего звена, придя прекрасным июньским вечером домой, выпив бутылку пива, я сообщил жене, что мы стали владельцами катера.
Пока жена с подругой мешали валидол с хересом, я наслаждался ситуацией. Катер, который я купил, был пластиковый 6-ти метровик Selva F 6.0 с подвесным мотором в 100 лошадей. Став обладателем этого белого чуда, я немедленно купил права на управление маломерным судном и, наконец, ощутил себя морским волком.
Катер стоял в Лахте, на площадке Техноспортцентра. Первая проблема, которая возникла – это подготовить его к спуску на воду и перегнать поближе к дому (я живу на Васильевском острове в Питере).
Через несколько дней, вооруженный пивом, двумя канистрами с бензином, маслом и прочим, в сопровождении нашего технического директора Павла и опытного морского волка Андрея я поднялся на борт моего, МОЕГО! Катера.
Мотор завелся с «полтычка». Окрыленные первым успехом мы сделали несколько кругов по бухте и двинулись в открытое море (Финский залив). Естественно, начало темнеть, и я включил навигационные огни. Вообще, в этот день погода нас баловала, и просто дождь сменялся грозовыми шквалами.
Однако, отложить выход было нельзя по причине сильного желания похвастаться знакомым новым приобретением. Первые пятнадцать минут мы наслаждались комфортом, пивом и штормовым морем. Пробуя лодочный мотор на разных оборотах, я получал истинное удовольствие от покорения мощности и просторов. Затем подвесной мотор сбавил обороты и заглох.
Попытки завести его с ключа не привели к положительному результату. Кроме того, каждый из нас попробовал завести его вручную. Картина, когда человек с помощью тоненькой веревочки пытается провернуть 4-х цилиндровую сотку до сих пор стоит у меня в памяти. Для жителей Петербурга поясняю, что мускулистый юноша на Аничковом мосту пытается укротить ОДНУ лошадь. Вот бы нам на лодку тогда Церетели! Был бы монумент на века.
Однако продолжало смеркаться. Катер без хода болтался в заливе, в волну, которая была просто огромной. Сейчас я оцениваю ее как 1-1,5 метра, перед дамбой больше быть не может, но тогда ассоциации были с картинами известного чернушника Айвазовского. После недолгого совещания отдали якорь.
Стало полегче, лодку повернуло носом к волне. В этот момент я решил почитать судовой билет, это был единственный источник информации о плавании по морям, который был у меня с собой. С сожалением я констатировал отсутствие в катере фальшфейера, с помощью которого можно подать сигнал SOS, но необходимость иметь в плавсредсве «конец Александрова» меня повергла в шок.
Из всех силовых и официальных структур мы получили конструктивный ответ только от МЧС. Они предложили выйти к нам на помощь на резиновой надувнухе с мотором «Ветерок». После некоторых колебаний предложение было отвергнуто, утащить наш катер этой лодкой в штормовую погоду было мало реально, а от приятной компании мы отказались. У Техноспортцентра на воде не было ничего, кроме неисправного «блина» Бомбардье. Они серьезно решили навесить на это чудо подвесной мотор - сороковку и ринуться нас спасать. Слава богу, не успели…
Большую активность развил наш директор, однако во всех яхт-клубах ответ был один: кто мог уйти – уже на воде, остальные выйти не могут по причине сильной усталости от принятых возлияний.
Между тем смеркалось все серьезней и серьезней…
После проведенного на борту совещания было установлено, что волна усиливается. Также было отмечено, что, не смотря на наличие якоря, нас сносит в сторону Финляндии. Таким образом, проблема начала перерастать в политическую. Единогласно было принято решение помахать рукой проходящему мимо катеру типа «Ярославец», который нас и принял на буксир. В итоге, в полночь мы опять пристали к причалу, от которого так радужно отошли 4 часа назад.
На следующий день началось «вскрытие», которое показало много удивительных вещей. Результат оказался ошеломляющий: у нас просто сел аккумулятор! Он поставлялся вместе с катером, и за полгода зимней стоянки успел разрядиться.
Кроме того, в лодке был установлен электромагнитный клапан на топливопроводе, который при падении напряжения меньше какой-то итальянской величины, обрубал подачу бензина. Этот же клапан свел на нет все наши попытки завести лодочный мотор вручную.
Вдобавок, кабину на катер устанавливал наш московский дилер, и что-то там напутал в проводке. Как потом было установлено опытным путем, при включенных навигационных огнях, зарядки любого аккумулятора хватает примерно на час. Самое смешное, что проводку я перебрал через год, а так ходил с запасным аккумулятором. Причем поставил уже 4-х тактную сотку, у которой генератор мощнее ровно в четыре раза…
На следующий день к вечеру, вооружившись новым аккумулятором, запасным мотором (пятеркой Селвой) и полученным опытом, мы без всяких проблем дошли до устья Невы и поставили лодку в яхт-клуб Ленинградец.
Я владел этим катером два года. Катер просто замечательный, это чистый рыболов. В течение 2-х лет он был доведен до того, что можно назвать совершенством.
В совершенство вошел запасной мотор, навигационная система Interphase с датчиком глубины, основной подвесной мотор был заменен на 4-х тактную сотку, было установлено много дополнительного оборудования типа стеклоочистителя, прожектора и т.д.
По результатам эксплуатации могу сказать следующее:
Попробовав сначала маленькую, потом ту, что хотелось, в итоге решил купить то, что надо. Задача стояла максимально развлечься в деревне на небольшом озере (я о нем уже писал). Варианты рыбалки стояли на последнем месте, выяснилось, что лещи лучше всего берут у причала. Кроме того, вопрос цены стоял на втором месте.
Первая идея была взять нашу лодку (Баджер) 420 с тридцатым лодочным мотором. Как всегда, когда мне захотелось, лодки были зарезервированы под клиентов до августа. После переговоров с продающими менеджерами на высоких тонах, надувную лодку мне нашли. Затем мне объяснили, что лучше поставить дистанцию и консоль с рулем и креслом.
У нас как раз оборудовалась похожая надувная лодка под 35 мотор. Поняв, что полученное сооружение напоминает ледокол «Ленин» (если смотреть спереди), и требует прицепа для перевозки, я решил отказаться от большой надувнушки. Основное преимущество надувной лодки – это ее компактность. В моем случае это преимущество терялось.
Как всегда, когда главный герой зашел в тупик, появляется добрая фея. В моем случае фея была невысокой, толстой, в синем костюме и, с сигарой в зубах. Звали фею Лоренцо Селва, а чудо, которое он сотворил – лодка Selva Т4.0V. Лоренцо предложил предоставить эту лодку на выставку по специальной цене, и, воспользовавшись своим служебным положением, сразу после выставки, я ее забрал.
Лодка представляла собой корыто с надувными бортами. Таким образом, поле для деятельности было исключительно широкое. Максимальный подвесной мотор для этой посудины был 40 Л.С. – то, что надо. Естественно встал вопрос о сидении, консоли, дистанции, аккумуляторе и т.д. Заказав себе в Италии сороковку, я начал руководить оборудованием лодки.
Первый вопрос – размещение меня, любимого, и всего оборудования. Посоветовавшись с питерскими спортсменами водномоторниками, решили ставить рулевой пост на одной трети длины лодки от транца.
Бак и аккумулятор тоже поставили у транца, так как для достижения максимальной скорости вес должен быть в корме.
Куда вы сказали, ведет дорога, вымощенная благими намерениями? Приближалось лето (это был год 300-летия нашего города), из заграницы пришел мотор… Начинаем навешивать – БАБАХ. Заказали мотор с короткой ногой, а транец-то высокий.
… Началась паника… Срочно была проведена инвентаризация склада, показавшая наличие только тридцаток (из длинноногих и свободных). В смысле, летом того года в Питере было очень много длинноногих и свободных, но нужен же был подвесной мотор… Последняя надежда умерла, когда выяснилось, что из 30-ти сильной Селвы 35-ти сильную сделать невозможно.
Лодку надо было спустить до питерского Бот Шоу, а оно в начале июня. Скрепя сердце решили ставить тридцатку. Для повышения скорости решили максимально поднять мотор, и для этого установили хитрое приспособление, позволяющее вертикально поднимать и опускать двигатель.
Это приспособление представляет из себя две металлические рамки, подвижные относительно друг друга. Одна крепиться на транец лодки, на вторую навешивается мотор. Кому надо подробней, добро пожаловать на наш сайт, там это все красиво изложено (надо же было хоть немного рекламы воткнуть, а то как-то несовременно).
Итак, собрав все изделие, в первый день выставки мы спустили лодку прямо в Ленэкспо. На следующий день горя желанием попробовать, я первый сел за руль (прошу прощения штурвал) своего нового приобретения.
Заводим мотор, отходим от пирса, даем полный газ – вот она, Пизанская башня! Лодка встает почти вертикально, нос задран в зенит, мотор ревет, на глиссирование не выходит. Весь вес в корме, к тому же двигатель отодвинут сантиметров на 10 от транца назад, что еще смещает центр тяжести. С помощью передвижения меня к носу лодки (вернее сказать я вскарабкался как на горку), нос опустился и лодка пошла.
Ощущения отличные – скорость около 50, волна, весь мокрый, очки залило, и они стало светонепроницаемыми, в общем, кайф. Пользуясь наличием на выставке нашего механика, я установил крылья на кавитационную плиту мотора. Выход на глиссирование стал существенно легче, зато скорость, в полном соответствии с теорией, упала. Начали изменять высоту установки мотора – начал перекручивать мотор.
Пришлось пойти на поклон к коллегам в Техномарин, набрать у них полные руки винтов, и попробовать менять шаг. В итоге подошел 14 Солас, который обеспечил 6000 оборотов при максимально поднятом моторе.
Скорость опять достигла значений больше 50 км в час. Собрав, опробовав в движении и испытав все режимы мотора, я отбыл в деревню. Так как меня задавила жаба на покупку прицепа, лодка была погружена в служебный Мерседес (грузовик) и мы с друзьями получили много положительных эмоций, разгружая с фуры длинные двести килограмм…
По результатам погонялок в деревне было установлено следующее:
С одной стороны, хотелось душным вечером после работы как птица (рыба) рвануть на залив, с другой стороны, все выходные я провожу на турбазе в Лужской области (170 км от дома), и таскать туда лодку в час пик – верный шанс отравить себе выходные.
После долгих размышлений я решил начать с малого – купил 3-х метровую бескилевую надувную лодку с навесным транцем и электромотор Truster 3500 к ней. По причине хронического остеохондроза и природной лености, аккумулятор взял поменьше – 40 Ампер часов.
Вес в 16 кг меня привлекал больше, чем возможность долго ходить по озеру. Разумеется, сей источник электрического тока был абсолютно герметичный, тяговый (а не пусковой, как в автомобиле), и, как следствие, цена была сравнима с ценой тяжелого атомного крейсера «Петр Великий» (кто не знает, это флагман Северного флота России). Собрав в кучу все весла, насосы, жилеты и прочее, я смело ринулся покорять морские просторы нашего озера.
После спуска на воду и первых пробных заездов выяснились интересные подробности: Во-первых, наличие на ручке 5-ти скоростей вперед и 3 назад является излишним, так как в любую сторону двигаться лучше на максимальных оборотах.
Во-вторых, молодой человек примерно 14-ти лет отроду на лодке «Пелла» греб со скоростью, превышающей скорость моего изделия с импортным мотором.
В третьих, при диаметре баллона 45 см и отсутствии киля, при боковом ветре лодку сносит настолько сильно, что в причал я попадал с точностью плюс 50 метров. При встречном ветре создавалось впечатление, что я лечу – нос задран, бурун в обе стороны как от броненосца в бою, в ушах свистит – в итоге стою на месте.
В четвертых, емкости аккумулятора хватает где-то на час-полтора нормальной работы, потом мощность и скорость медленно и печально падают, достигая абсолютного нуля примерно через 2-2,5 часа. Проверено было при походе в соседнее озеро, когда на обратном пути электричество кончилось, и спутница, комсомолка, красавица, спортсменка, гребла часа два.
Кстати, грести тоже оказалось неудобно, так как взаимное расположение банка (скамейка) – уключины приводило к постоянной встрече рук с судорожно зажатыми в них веслами с ногами в области коленок. Почти как в рекламе – «вот моя рука, вот моя нога, здравствуйте!».
В итоге, пришлось признать, что первый блин веслом. Кстати, во многом благодаря моему опыту мы перестали поставлять на рынок эти надувные лодки, под кодовым названием «бублик», чем я горжусь до сих пор.
К выбору второго плавсредства я решил подойти более основательно. Во-первых, хотелось бензомотор, так как цикл снял мотор и аккумулятор, зарядил аккумулятор, поставил на место, начал меня утомлять после первого раза (о лености я уже писал), во-вторых, хотелось мощности и скорости.
Как раз в это время мы получили из Италии лодку Selva 510 RIB под сотым мотором, и душа моя воспарила. Однако, пока я советовался с женой по поводу, не велика ли эта лодка для нашей семьи, а может, слишком мала, пришел человек, молча выложил …. баксов и, увел мечту из-под носа.
В итоге, после некоторых семейных сцен, поводом к которым послужила неповоротливость нашей экономики и медленность принятия решений управленцами высшего звена, придя прекрасным июньским вечером домой, выпив бутылку пива, я сообщил жене, что мы стали владельцами катера.
Катер стоял в Лахте, на площадке Техноспортцентра. Первая проблема, которая возникла – это подготовить его к спуску на воду и перегнать поближе к дому (я живу на Васильевском острове в Питере).
Через несколько дней, вооруженный пивом, двумя канистрами с бензином, маслом и прочим, в сопровождении нашего технического директора Павла и опытного морского волка Андрея я поднялся на борт моего, МОЕГО! Катера.
Мотор завелся с «полтычка». Окрыленные первым успехом мы сделали несколько кругов по бухте и двинулись в открытое море (Финский залив). Естественно, начало темнеть, и я включил навигационные огни. Вообще, в этот день погода нас баловала, и просто дождь сменялся грозовыми шквалами.
Однако, отложить выход было нельзя по причине сильного желания похвастаться знакомым новым приобретением. Первые пятнадцать минут мы наслаждались комфортом, пивом и штормовым морем. Пробуя лодочный мотор на разных оборотах, я получал истинное удовольствие от покорения мощности и просторов. Затем подвесной мотор сбавил обороты и заглох.
Попытки завести его с ключа не привели к положительному результату. Кроме того, каждый из нас попробовал завести его вручную. Картина, когда человек с помощью тоненькой веревочки пытается провернуть 4-х цилиндровую сотку до сих пор стоит у меня в памяти. Для жителей Петербурга поясняю, что мускулистый юноша на Аничковом мосту пытается укротить ОДНУ лошадь. Вот бы нам на лодку тогда Церетели! Был бы монумент на века.
Однако продолжало смеркаться. Катер без хода болтался в заливе, в волну, которая была просто огромной. Сейчас я оцениваю ее как 1-1,5 метра, перед дамбой больше быть не может, но тогда ассоциации были с картинами известного чернушника Айвазовского. После недолгого совещания отдали якорь.
Стало полегче, лодку повернуло носом к волне. В этот момент я решил почитать судовой билет, это был единственный источник информации о плавании по морям, который был у меня с собой. С сожалением я констатировал отсутствие в катере фальшфейера, с помощью которого можно подать сигнал SOS, но необходимость иметь в плавсредсве «конец Александрова» меня повергла в шок.
Из всех силовых и официальных структур мы получили конструктивный ответ только от МЧС. Они предложили выйти к нам на помощь на резиновой надувнухе с мотором «Ветерок». После некоторых колебаний предложение было отвергнуто, утащить наш катер этой лодкой в штормовую погоду было мало реально, а от приятной компании мы отказались. У Техноспортцентра на воде не было ничего, кроме неисправного «блина» Бомбардье. Они серьезно решили навесить на это чудо подвесной мотор - сороковку и ринуться нас спасать. Слава богу, не успели…
Большую активность развил наш директор, однако во всех яхт-клубах ответ был один: кто мог уйти – уже на воде, остальные выйти не могут по причине сильной усталости от принятых возлияний.
Между тем смеркалось все серьезней и серьезней…
После проведенного на борту совещания было установлено, что волна усиливается. Также было отмечено, что, не смотря на наличие якоря, нас сносит в сторону Финляндии. Таким образом, проблема начала перерастать в политическую. Единогласно было принято решение помахать рукой проходящему мимо катеру типа «Ярославец», который нас и принял на буксир. В итоге, в полночь мы опять пристали к причалу, от которого так радужно отошли 4 часа назад.
Кроме того, в лодке был установлен электромагнитный клапан на топливопроводе, который при падении напряжения меньше какой-то итальянской величины, обрубал подачу бензина. Этот же клапан свел на нет все наши попытки завести лодочный мотор вручную.
Вдобавок, кабину на катер устанавливал наш московский дилер, и что-то там напутал в проводке. Как потом было установлено опытным путем, при включенных навигационных огнях, зарядки любого аккумулятора хватает примерно на час. Самое смешное, что проводку я перебрал через год, а так ходил с запасным аккумулятором. Причем поставил уже 4-х тактную сотку, у которой генератор мощнее ровно в четыре раза…
На следующий день к вечеру, вооружившись новым аккумулятором, запасным мотором (пятеркой Селвой) и полученным опытом, мы без всяких проблем дошли до устья Невы и поставили лодку в яхт-клуб Ленинградец.
Я владел этим катером два года. Катер просто замечательный, это чистый рыболов. В течение 2-х лет он был доведен до того, что можно назвать совершенством.
В совершенство вошел запасной мотор, навигационная система Interphase с датчиком глубины, основной подвесной мотор был заменен на 4-х тактную сотку, было установлено много дополнительного оборудования типа стеклоочистителя, прожектора и т.д.
По результатам эксплуатации могу сказать следующее:
- Для подвесных «стационарных» моторов преимущество 4-тактных над 2-тактными неоспоримо. Так как любой мужчина всегда ходит на максимальных оборотах, то расход бензина, и как следствие, автономность, повышается почти в два раза. Кроме того, четырехтактник намного тише, что на катерах с большой открытой рубкой дает возможность спокойно говорить с соседом.
- Выходить в открытое море можно только при наличии запасного мотора, причем второй мотор должен быть максимально простым и надежным.
- В заливе ходить лучше с навигационным оборудованием и эхолотом, причем с загруженными детальными картами глубин, так как количество мелей превышает объем человеческой памяти.
- Большинство красивых катеров плавают (это нельзя назвать ходят) или стоят в пределах 5 км от Питера, причем те, что стоят или совершают ритмичные покачивания не в такт волнам, характеризуются стонами, вздохами и звоном бокалов. Однако основная опасность – это те, что плавают. Их движение не поддается логическому осмыслению, основное направление – это догнать и пройти под носом у меня на расстоянии 20 сантиметров как раз в то время, когда я пытаюсь преодолеть последствия удара в борт волны, вызванной близким прохождением их посудины. Любой водномоторник знает, что поворачивать надо на волну. В общем, когда я пытался повернуть на их волну направо, их неудержимо влекло резко повернуть налево. Как итог, я сбрасывал ход, получал удар волны и долго слушал ругань пассажиров, которые летали по судну как космонавты. В такие моменты все законы физики работают против тебя, а законы Мэрфи выполняются полностью. Характерно, что за дамбой самая крутая лодка – это казанка с Вихрем, ничего красивее туда не доходит.
- В сумерках ходить нельзя! Не видно ни черта, а прожектор с джойстиком помогает как мертвому припарка. Установленная на крыше рубки галогенная лампа дает отблеск от передней палубы, который слепит рулевого.
- На причале «Корсаров» на Фонтанке делают отличные шашлыки.
- На катере с запасом хода 4-5 часов в Питере ходить некуда. Горючего хватает до Фортов и обратно, ну и там порыбачить. При условии, что выходные проводятся за городом, среднее количество выходов за сезон было около 10, и содержать дорогую игрушку для этого очень накладно.
Попробовав сначала маленькую, потом ту, что хотелось, в итоге решил купить то, что надо. Задача стояла максимально развлечься в деревне на небольшом озере (я о нем уже писал). Варианты рыбалки стояли на последнем месте, выяснилось, что лещи лучше всего берут у причала. Кроме того, вопрос цены стоял на втором месте.
Первая идея была взять нашу лодку (Баджер) 420 с тридцатым лодочным мотором. Как всегда, когда мне захотелось, лодки были зарезервированы под клиентов до августа. После переговоров с продающими менеджерами на высоких тонах, надувную лодку мне нашли. Затем мне объяснили, что лучше поставить дистанцию и консоль с рулем и креслом.
У нас как раз оборудовалась похожая надувная лодка под 35 мотор. Поняв, что полученное сооружение напоминает ледокол «Ленин» (если смотреть спереди), и требует прицепа для перевозки, я решил отказаться от большой надувнушки. Основное преимущество надувной лодки – это ее компактность. В моем случае это преимущество терялось.
Как всегда, когда главный герой зашел в тупик, появляется добрая фея. В моем случае фея была невысокой, толстой, в синем костюме и, с сигарой в зубах. Звали фею Лоренцо Селва, а чудо, которое он сотворил – лодка Selva Т4.0V. Лоренцо предложил предоставить эту лодку на выставку по специальной цене, и, воспользовавшись своим служебным положением, сразу после выставки, я ее забрал.
Лодка представляла собой корыто с надувными бортами. Таким образом, поле для деятельности было исключительно широкое. Максимальный подвесной мотор для этой посудины был 40 Л.С. – то, что надо. Естественно встал вопрос о сидении, консоли, дистанции, аккумуляторе и т.д. Заказав себе в Италии сороковку, я начал руководить оборудованием лодки.
Первый вопрос – размещение меня, любимого, и всего оборудования. Посоветовавшись с питерскими спортсменами водномоторниками, решили ставить рулевой пост на одной трети длины лодки от транца.
Бак и аккумулятор тоже поставили у транца, так как для достижения максимальной скорости вес должен быть в корме.
Куда вы сказали, ведет дорога, вымощенная благими намерениями? Приближалось лето (это был год 300-летия нашего города), из заграницы пришел мотор… Начинаем навешивать – БАБАХ. Заказали мотор с короткой ногой, а транец-то высокий.
… Началась паника… Срочно была проведена инвентаризация склада, показавшая наличие только тридцаток (из длинноногих и свободных). В смысле, летом того года в Питере было очень много длинноногих и свободных, но нужен же был подвесной мотор… Последняя надежда умерла, когда выяснилось, что из 30-ти сильной Селвы 35-ти сильную сделать невозможно.
Лодку надо было спустить до питерского Бот Шоу, а оно в начале июня. Скрепя сердце решили ставить тридцатку. Для повышения скорости решили максимально поднять мотор, и для этого установили хитрое приспособление, позволяющее вертикально поднимать и опускать двигатель.
Это приспособление представляет из себя две металлические рамки, подвижные относительно друг друга. Одна крепиться на транец лодки, на вторую навешивается мотор. Кому надо подробней, добро пожаловать на наш сайт, там это все красиво изложено (надо же было хоть немного рекламы воткнуть, а то как-то несовременно).
Заводим мотор, отходим от пирса, даем полный газ – вот она, Пизанская башня! Лодка встает почти вертикально, нос задран в зенит, мотор ревет, на глиссирование не выходит. Весь вес в корме, к тому же двигатель отодвинут сантиметров на 10 от транца назад, что еще смещает центр тяжести. С помощью передвижения меня к носу лодки (вернее сказать я вскарабкался как на горку), нос опустился и лодка пошла.
Ощущения отличные – скорость около 50, волна, весь мокрый, очки залило, и они стало светонепроницаемыми, в общем, кайф. Пользуясь наличием на выставке нашего механика, я установил крылья на кавитационную плиту мотора. Выход на глиссирование стал существенно легче, зато скорость, в полном соответствии с теорией, упала. Начали изменять высоту установки мотора – начал перекручивать мотор.
Пришлось пойти на поклон к коллегам в Техномарин, набрать у них полные руки винтов, и попробовать менять шаг. В итоге подошел 14 Солас, который обеспечил 6000 оборотов при максимально поднятом моторе.
По результатам погонялок в деревне было установлено следующее:
- Эта лодка почти то, что я хотел. Лыжи, ватрушка, просто погоняться – все отлично. Детей было из нее не вытащить.
- Мотор в 30 ЛС с 14-ти дюймовым винтом поднимает лыжника до 85 кг весом. Все наши девушки перекатались до посинения, но мужики, увы, оказались не так счастливы. Поэтому у меня стоял вопрос – или худеть, причем сильно, или поставить более мощный мотор. Попытка поставить винт меньшего шага (12,5) привела к существенному снижению скорости, зато я вытащил приятеля весом 87 кг. Это был рекорд прошлого года.
- Размещение груза «все в корме» дает прибавку в скорости, но если у вас не стоит задачи улучшить время Шумахера, лучше размещать вес пропорционально. Тогда меньше приходиться бегать по лодке для выхода на глиссер.
- Бензин в нашей стране оставляет желать поездок за границу. Мощность мотора к концу сезона стала снижаться, и однажды я обнаружил, что максимальные обороты составляют примерно 4200. Когда мотор у нас в сервисе разобрали, из карбюратора ложкой вычерпывали какую-то липкую слизь. Естественно, что бедный движок еле дышал.
- Подвесные моторы Селва требуют хорошо заряженного аккумулятора. Если последний сдыхает, то поднимающийся шток не входит в зацепление с маховиком стартера, и мотор завести невозможно.
По результатам проведенного сезона конструкция лодки претерпела значительные изменения.
Во-первых, вместо стандартной скамейки, на которую была одета подушка из материала Airdeck, было установлено фирменное надувное сидение Баджер. Моя спина возрадовалась…
Во-вторых, бензобак и аккумулятор были переставлены в нос. В третьих, мотор был заменен на Selva 40 XC. Также были установлены транцевые плиты.
При отжатой ноге обороты около 6000 (я все моторы перекручиваю), скорость около 65 км в час. Тяги хватает, чтоб вытащить любого лыжника, если он не сильно сопротивляется. Одному в лодке страшновато, особенно если волнение, но на ровной воде – полный восторг. Несколько напрягает расход топлива, бака 30 литров хватает на два часа.
Остается добавить, что сейчас я полностью доволен жизнью. Каждые выходные – это маленький праздник. Не знаю, что захочется через несколько лет, но пока я, похоже, остановился на имеющемся у меня комплекте.
С уважением к тем, кто прочитал мой опус.
Автор статьи – Владимир Сандлер sandler@badger.ru