Сражение за влияние на рынке между производителями 2-тактных моторов с прямым впрыском и 4-тактных моторов в последнее время особенно обострилось благодаря появлению новых изделий, созданных с учетом требований вводимого в 2006 году первого федерального Закона США «О регулировании выбросов подвесных лодочных моторов».
Уже вступивший в силу в прошлом году закон штата Калифорния об охране воздушной среды частично включит требования федерального закона 2006 года, и поэтому производители лодочных моторов уже сейчас готовы достойно встретить будущее. В то же время, потребители пока что не готовы расстаться с имеющимися у них подвесными 2-тактными карбюраторными моторами, которые составляют до 60% всего рынка лодочных моторов в США. Производителям еще предстоит обратить внимание потребителя на 4-тактные и 2-тактные моторы с прямым впрыском.
У обоих технологических решений имеются свои “плюсы” и “минусы”, а также – потенциал для развития и вполне надежное будущее, если только они смогут завоевать доверие покупателя.
Это очень существенное «если», прежде всего – для моторов с технологией прямого впрыска. Хотя, и «Bombardier» и «Mercury» практически уже решили проблему с «доверием» покупателей, несколько лет уже выпуская моторы с прямым впрыском, но еще имеются признаки того, что прочие производители моторов прямого впрыска не столь же уверены в этом решении, т.к. спрос на такие моторы снижается.
Прежде всего, достаточно много остается еще потребителей, не расстающихся с убеждением, что 2-тактные моторы «грязнее», чем разрабатываемые моторы с прямым впрыском нового поколения. Напротив, пользователи, заинтересованные прежде всего в мощности, по-прежнему, упрекают 4-тактные моторы в том, что они слишком дороги, тихоходны и тяжелы сравнительно с 2-тактными. В битве за покупателя производители оперируют выгодами, которые может принести конкретная технология, реализуемая в конкретном моторе.
Создатели моторов с прямым впрыском подчеркивают преимущества в весе, стоимости и возможностях сравнительно с 4-тактными моторами той же мощности, тогда как производители 4-тактников упирают на надежность в работе, экономичность, неприхотливость, малую шумность, чистоту выхлопов, как на преимущества, очевидные для каждого.
Дальнейшая судьба развития этих особенностей каждой из технологий, тем не менее, не очевидна, и различия между ними будут все менее видны по мере их совершенствования. И опять, приходится заключить, что залог будущего – только предпочтения потребителей.
Цена - последняя причина?
Нет никакого сомнения в том, что из всех соображений - цена играет основную роль в предпочтениях большинства покупателей подвесных лодочных моторов, как и нет сомнения в том, что 4-тактные моторы, в общем, более дороги в производстве, чем сопоставимые 2-тактные или 2-тактые моторы с прямым впрыском. Однако, цена товара и издержки, связанные с его владением, далеко не одно и то же, а вот в этом как раз, и нет полной ясности.
По мнению Каролины Ажутян - директора по делам потребителей ассоциации «BoatUS», «не обращая внимание на результаты тестов и испытаний моторов и лодок, покупатели основывают свой выбор, прежде всего, на цене изделия. Хотя, многие из них, все же готовы заплатить больше за мотор более надежный, эффективный и с лучшей системой обслуживания».
Ларри Вандивер из «American Suzuki» ее поддерживает, утверждая, что на лодочных выставках покупатели с готовностью платят на 300-400 долларов больше за 4-тактный мотор, потому что воочию видят его преимущества.
«Эти дополнительные 300-400 долларов ничего не решают, если вы приобретаете судно за 50 или 60 тысяч», - поддакивает ему Ажутян.
Президент «Mercury Marine» Патрик Макей утверждает, что «4-тактные моторы более дороги в производстве из-за своего более продолжительного производственного цикла и из-за большего количества комплектующих. Тем не менее, при покупке у производителя, цены на изделия не так уже и разнятся и не могут быть сдерживающим фактором для большинства покупателей», - говорит он, - «возможные 8-10% удорожания за 4-тактные моторы не смогут отпугнуть серьезного знатока малого судоходства».
Джон Ундервуд, исполнительный директор филиала компании «Longwood Marine», уверен в том, что «разница в цене между моторами с прямым впрыском и 4-тактными двигателями не настолько велика, чтобы отвратить покупателя от приобретения 4-тактников. 2-тактные моторы с прямым впрыском производят впечатление улучшенной модели прошлого, тогда как 4-тактные моторы ассоциируются с магистральным направлением развития моторов и доля их на рынке неуклонно растет».
«С течением времени, эта разница в цене, скорее всего, растворится по мере совершенствования конструкции 4-тактных моторов», - заключает Макей.
Одной из причин такого развития событий может стать участие некоторых крупных производителей лодочных моторов в авто- и мотостроение. Судовые и автомобильные моторы имеют много общих узлов, что позволяет производителям, используя достижения каждого сектора рынка, снижать цены на унифицированные изделия. Вандивер полагает, что классическим примером такого взаимодействия является технология электронного управления впрыском топлива.
Ларри Вандивер поясняет, что, «если отделение компании, занимающееся лодочными моторами, может использовать технологию, разработанную, прежде всего, для автомобилестроительного отделения той же компании, то стоимость новой технологии для лодочного мотора сильно уменьшится».
Если посмотреть внимательно на стоимость мотора и его эксплуатации, то 4-тактные моторы имеют заметное преимущество, полагают производители. Хотя 4-тактники дороже в производстве 2-тактных моторов с прямым впрыском сопоставимой мощности, 4-тактные моторы заметно дешевле в эксплуатации.
Том Ригл из «Honda» заметил: «Если учесть только бензин и масло, то разница в цене окупится за уже за 1-2 сезона, в зависимости от интенсивности использования мотора».
Кроме того, срок службы 4-тактного мотора в 3 раза выше, чем у 2-тактного, по мнению Ригла, на что Ундервуд возражает, что «замеры многократного превышения срока службы для 4-тактников наблюдаются только при коммерческом использовании моторов, возможно, из-за более качественного изготовления и сборки этих моторов».
Возможности моторов не сильно разнятся
«Потребитель сегодня пошел технически грамотный, не то, что раньше, и не в последнюю очередь благодаря Интернету. Похоже, что покупатели прекрасно различают 2- и 4-тактные моторы и их особенности», - уверена Ажутян. – «У покупателей скорее возникают вопросы по возможностям моторов и по их экономичности».
Такие вопросы возникают не только у покупателей. Производители моторов показывают характеристики своих изделий в самых разнообразных условиях, что серьезно затрудняет их сравнение, при том, что 2-тактные моторы вполне определенно обладают лучшими характеристиками.
Компания «Suzuki» – один из немногих производителей лодочных моторов, представители которой утверждают, что их 4-тактные моторы не уступают, а то и превосходят по своим характеристикам 2-тактные моторы. К примеру, компания заявляет, что ее редукторы работают с отношением 2,5, что позволяет моторам вращать винты большего диаметра. «Отсюда следует, что электронное управление впрыском топлива на 4-тактных моторах «Suzuki» не показывает превосходства над 4-тактными в аналогичных условиях», - заключает Вандивер.
Компания «Mercury», со своей стороны, утверждает, что ее «2-тактные моторы с прямым впрыском и мощностью в 175 л.с. быстрее аналогичных 4-тактных моторов на 5-6 миль в час, что для лова окуня является весьма существенной величиной», - указывает Макей.
«Хотя эксплуатационные возможности 4-тактных и 2-тактных моторов с прямым впрыском разнятся не сильно, теория отдает предпочтение 2-тактным за их большее ускорение», - объясняет Ундервуд, продающий изделия «Honda», «Yamaha» и «Mercury».
Когда покупатели наберутся побольше опыта со своими новыми 4-тактниками, они обнаружат, что Ундервуд вполне прав, и 2-тактные моторы с прямым впрыском вскоре потеряют свое единственное преимущество.
Ажутян утверждает, что «судовладельцы полностью перейдут на 4-тактные моторы, когда разберутся, что ничего не теряют в характеристиках».
Вес
Хотя вес лодочного мотора – величина вполне конкретная и его превышение не спрячешь, выводы зависят от того, с кем ведется разговор.
«Весовые пропорции не соблюдаются», квалифицированно заявляет менеджер по маркетингу судовых изделий компании «Honda» Робин Зенгер, - «Известное правило, что 4-тактные моторы весят на 10% больше, чем их 2-тактные аналоги, полностью подтверждается для двигателей, представленных сейчас на рынке».
В пресноводных водоемах Северной Америки, куда приходится от 65 до 70% всего рынка подвесных лодочных моторов, «2-тактные моторы продолжают занимать очень большую нишу, прежде всего – моторы с прямым впрыском», отмечает Макей.
Причинами этого является потребность в скорости, особенно при лове окуня, где вес мотора и условия выхода на глиссирование являются принципиально важными.
Однако, это не вынуждает производителей 4-тактных моторов отвернуться от специалистов по ловле окуня. «Honda» создала команду из профессиональных удильщиков окуня и заставляет толпы своих дилеров ставить свои моторы на лодки для лова окуня. «Рыболовы заинтересованы в 4-тактных моторах из-за возможностей, которые эти моторы предоставляют», - подытоживает Зенгер.
В морском рыболовстве, в то же время, значительно больше 4-тактных моторов. Ундервуд говорит, что он продает значительно больше 4-тактников, чем всех видов 2-тактных моторов, через свою сеть дилеров в Джорджии.
«Причина в том, что отношение «вес / мощность» не имеет большого значения для океанских судов», - поясняет свой вывод Макей. – «Другое достоинство - экономичность, имеющая исключительное значение для рыбаков, порой уходящих от берега на сотни миль».
Хотя экономия топлива – область неоспоримого преимущества 4-тактных моторов, но это достоинство может потерять свое значение, если к концу 2002 года экономическая ситуация в США улучшится, что прогнозируется многими экономистами. Популярность минивэнов и небольших грузовичков в последние годы свидетельствовала скорее о мрачных настроениях, довлевших над умами потребителей.
Другое важное замечание «против» - это то, что 2-тактные моторы с прямым впрыском тяжелее, чем 2-тактные карбюраторные, хотя и обычно легче, чем 4-тактные моторы.
«Компании, выпускающие лодки, также пристально следят за ситуацией и понимают, что им придется ставить на свои лодки все более тяжелые моторы», - комментирует Ригл. – «Некоторые крупные компании уже подвергли свои наиболее популярные модели соответствующим изменениям».
Вандивер из «Suzuki» смотрит на это дело несколько иначе: «Им не к чему готовиться. Большинство лучших изготовителей лодок уже сделали все необходимые изменения в конструкциях, что позволяет широко использовать более тяжелые моторы».
Все разговоры Вандивера сводятся к тому, что лодочная индустрия уже готова к более тяжелым моторам.
«К примеру, новая 225-сильная «Honda» имеет массу в 240 кг, что вполне сопоставимо с 216 кг массы мотора «Mercury Optimax 225». Если добавить 12-литровый топливный бак, разница в весе составит всего 12,5 кг, что равно весу аккумуляторов», - рассчитывает Зенгер, и продолжает: «Это совсем немного даже для окуневых сейнеров».
«Скажем, «Honda» не оригинальна, пытаясь сравнивать вес своих моторов с двухтактными. «Suzuki» также прилагает много усилий к снижению веса своих моторов», - пророчествует Зенгер.
Впервые новый 4-тактный мотор «Suzuki DF 140» весит меньше, чем 2-тактный «Mercury 135 Optimax», - встревает в разговор Вандивер. – «Следует учесть и существенную разницу в цене, ведь мотор «Suzuki» дешевле.
Если специалисты «Suzuki» смогут убедить покупателей в том, что 4-тактные моторы способны успешно конкурировать по эксплуатационным характеристикам и по весу с 2-тактными моторами с прямым впрыском, то это может перевернуть всю промышленность.
К настоящему времени многие компании начали вкладывать значительные средства в такие разработки. «Genmar» вошла в консорциум с наследством «OMС» еще в 2001 году, а «Suzuki Japan» заключила партнерское соглашение с «Bombardier», по которому японская компания уже в 2002 году будет поставлять детали для 4-тактных моторов в 9,9, 15, 40, 50, 60 и 70 л.с.
В основе - знание
Хотя сомнения в конкурентоспособности моторов с прямым впрыском имели под собой основания еще вчера, но в ближайшем будущем нужно будет подготовиться к тому, что различия в функциональности моторов будут все менее заметными. И «Mercury Marine» и «Bombardier» утверждают, что первоначальные проблемы с их моторами с прямым впрыском сейчас полностью преодолены.
Это не противоречит мнению специалистов и многочисленных потребителей о существовании серьезных проблем, хотя и дает некоторые гарантии покупателям от возможности столкновения с серьезными неисправностями.
Вандивер из компании «Suzuki» не согласен с тем, что покупатели переходят на 4-тактные двигатели из-за проблем с моторами с системой прямого впрыска: «Не думаю, что покупатели принимают в расчет это обстоятельство».
Специальные маркетинговые исследования, проведенные компанией «Bombardier» в 2001 году, показали, что покупатели меньше всего внимания уделяют возможным проблемам с работоспособностью системы прямого впрыска.
Однако, по утверждению г-жи Ажутян из «BoatUS», «покупатели прекрасно осведомлены о проблемах с моторами «OMC Ficht» и «Mercury Optimax», и потому не доверяют технологии прямого впрыска в целом».
Она приводит пример: «Полно людей, которые приходят и, не желая выслушивать аргументы, просто заявляют: «Вы мне дайте то, что будет работать!»
Ундвервуд соглашается: «Покупатели серьезно напуганы проблемами с моторами «Ficht» и на удивление, очень хорошо информированы о проблемах с проектом «Optimax». Дурные слухи быстро распространяются».
То, что работает под капотом легкового автомобиля – это 4-тактный двигатель, и большинство покупателей это знают. Это дает производителям 4-такетных моторов вполне ощутимые преимущества в борьбе за покупателя. В данном случае, клиент не только слышит знакомое название – он знает, как себя такие моторы ведут, в отличие от рекламируемых рядом 2-тактных моторов с прямым впрыском.
Макей обращает внимание еще и на то, что 4-тактные моторы в 200 и 225 л.с. появились на рынке немногим более полугода назад. Поэтому отношение и дилеров, и покупателей к ним еще сохраняется, как к малоизученной и ненадежной новинке.
Думается, что отмечаемое преимущество 4-тактных моторов на рынке, достигнуто «благодаря» неблагоприятному впечатлению, которое произвела на покупателей история с моторами «Ficht» и «Optimax»; и так будет до тех пор, пока не станут появляться проблемы с 4-тактными моторами.
«Прямой впрыск сейчас расплачивается за ошибки молодости», - заключает Ундервуд. Он имеет в виду, что одним из наиболее значимых факторов в ситуации на рынке лодочных моторов является опыт покупателя.