Такое техническое решение, вместе с оригинальной системой раскроя днища привело к возможности получить V-образную килеватость, особенно выраженную в носовой части корпуса, что и позволило сделать обводы данных надувных лодок наиболее мореходными...
При разработке обеих серий надувных лодок перед нами стояла задача сделать ход судна более мягким, а движение по короткой волне более эффективным, избежать постоянного забрызгивания водой кокпита через нос судна при прохождении волны и сохранить при этом его высокие скоростные характеристики. Уже первые сравнительные тесты в середине 2007 года показали, что традиционный одинарный и двойной киль на волне – это, как говориться, две большие разницы. После ходовых испытаний обе серии были запущены в производство в конце 2007 года.
В начале эксплуатации сезона 2008 года на несколько лодок Wave Line поступили претензии от наших клиентов с акцентом на тот факт, что при движении на крейсерской скорости носовую часть судна чрезмерно забрызгивало, в то время как на большинстве других лодок этой же серии – такого не происходило. Проведенный анализ показал, что такой процесс действительно имел место и, после проведенной серии тестов, оказалось, что это связано с неточной установкой киля во время сборки надувной лодки на заводе.
Было решено не оставлять исправление данной проблемы на «откуп» производителю. Поэтому, мы начали серию испытаний новых корпусов с целью доработки конструкции Twin Keel так, чтобы вероятность ошибки при сборке была сведена до минимума, а его установка в процессе сборки находилась в пределах точности +/- 1-2 см. К середине лета мы уже смогли получить полностью работоспособную конструкцию, которая прошла все производственные тесты. Все высказанные пользователями претензии, связанные с брызгообразованием на отдельных моделях, были исправлены в нашем сервисном центре, а лодки Wave Line, начиная с этого периода, поступали к нам на склад уже с новым килем.
Переработанная конструкция киля тогда же стала устанавливаться и на лодки Heavy Duty. Для максимального отражения условий эксплуатации обе новых серии прошли ходовые испытания в реальных морских условиях, что надеюсь, видно на фото, а также в условиях короткой волны Финского залива.
В ходе тестов мы получили следующие скоростные характеристики обновленных лодок Heavy Duty:
Модель лодки | Двигатель | На борту, чел. | Скорость судна |
Heavy Duty 350 | Selva 30 | 1 | 43 км/час |
Heavy Duty 350 | Selva 30 | 2 | 38 км/час |
Heavy Duty 390 | Selva 30 | 1 | 42 км/час |
Heavy Duty 390 | Selva 30 | 2 | 39 км/час |
Heavy Duty 430 | Selva 30 | 1 | 40 км/час |
Heavy Duty 430 | Selva 30 | 2 | 36 км/час |
Heavy Duty 470 | Selva 30 | 1 | 39 км/час |
Heavy Duty 470 | Selva 30 | 1 | 37 км/час |
Так как все мы провели достаточно большую часть времени с лодками этой серии и на воде и в сервисном центре, то во время проведения наших экспериментов было решено подумать и над новым дизайном Wave Line. Новый корпус серии получил современный внешний вид, стал более функционален. Основной цвет лодки остался прежним, а вот красный цвет накладных элементов уступил место темно серому.
Осенью 2008 года прототип Wave Line был представлен на выставке в Москве, где вызвал интерес и заслужил много добрых слов от посетивших наш стенд водномоторников.
В процессе поиска решения с килем, мы в качестве «запасного варианта» также разработали дополнительный навесной фальшборт, изготовленный из Air Deck материала. Надувной фальшборт устанавливается на баллон носовой части лодки и крепится к боковой реборде и к четырем пятакам с кольцами, предназначенными для установки носовой сумки внутри кокпита. Сама идея оказалась не только работоспособной, но и весьма удобной, и хотя проблема с брызгами была уже решена, мы предложим эту конструкцию владельцам лодок Wave Line.
В начале следующего года наш корейский партнер изготовит опытную партию таких фальшбортов, которые бесплатно получат все покупатели этих лодок в рамках акции «Закажи у производителя». По окончании сезона, мы надеемся, что каждый из них сможет рассказать нам о достоинствах или недостатках этой модели фальшборта.
Большое внимание к лодкам Wave Line предопределило и наше отношение к замерам скорости на финальной стадии их ходовых испытаний:
Модель лодки | Двигатель | На борту, чел. | Скорость судна |
Wave Line 360 | Selva 6 | 1 | 25,4 км/час |
Wave Line 360 | Selva 15 | 1 | 35,0 км/час |
Wave Line 360 | Selva 30 | 1 | 46,0 км/час |
Wave Line 360 | Selva 6 | 2 | 15,0 км/час |
Wave Line 360 | Selva 15 | 2 | 31,5 км/час |
Wave Line 360 | Selva 30 | 2 | 43,2 км/час |
Wave Line 390 | Selva 6 | 1 | 25,1 км/час |
Wave Line 390 | Selva 15 | 1 | 31,5 км/час |
Wave Line 390 | Selva 30 | 1 | 41,6 км/час |
Wave Line 390 | Selva 6 | 2 | 21,3 км/час |
Wave Line 390 | Selva 15 | 2 | 28,5 км/час |
Wave Line 390 | Selva 30 | 2 | 39,0 км/час |
Wave Line 420 | Selva 6 | 1 | 24,1 км/час |
Wave Line 420 | Selva 15 | 1 | 31,7 км/час |
Wave Line 420 | Selva 30 | 1 | 44,0 км/час |
Wave Line 420 | Selva 6 | 2 | 19,0 км/час |
Wave Line 420 | Selva 15 | 2 | 28,6 км/час |
Wave Line 420 | Selva 30 | 2 | 39,0 км/час |
Получается, что мы получили в принципе две однотипные серии лодок, объединенные улучшенными мореходными качествами, предназначенные для одних и тех же условий и потребителей, которые намереваются эксплуатировать свое судно в достаточно большую волну, или которые, по крайней мере, не исключает такой вероятности?
Отвечу, что это не совсем так. На воде лодка Heavy Duty смотрится также крепко, непоколебимо и в тоже время органично как африканский слон в саванне. За румпелем, как мне кажется, может потеряться даже водномоторник самой нескромной конструкции. Впервые в нашей истории аппарат был построен по принципу - много не значит плохо. Впервые инженеры дали волю пожеланиям владельцев. Те, в свою очередь, буквально вылепили эти формы, рассказав, что им нужно и почему, и только потом инженеры уже вписали необходимые узлы, рассчитали гидродинамику и, как это обычно и водится, получили в заключении совсем немаленькую стоимость.
Безусловно, лодки Heavy Duty со свои бортом, диаметр которого в кормовой части доходит до 0,55 см, на волне – вне конкуренции. Это показали результаты нашего тестирования. Это же отмечает и большинство владельцев этих лодок.
К достоинствам лодок этой серии можно также отнести и большую ширину кокпита – 0,88 м, что также позволяет их владельцам разместить максимально большое количество снаряжения внутри. Нельзя не отметить и то, что лодки Heavy Duty комплектуются «модным» составным алюминиевым пайолом и в их базовую комплектацию входит сумка под сиденье.
В кормовой части надувных лодок Heave Duty установлены комингсы (косынки), изготовленные из PVC, которые предназначены для дополнительной защиты кокпита от попутной волны, а также от попадания брызг от работающего мотора.
Защита нижней части моделей Heavy Duty при прохождении мелководных участков или при перетаскивании лодки волоком по берегу осуществляется с помощью толстой профильной ленты из PVC, расположенной по всей длине максимально выступающего элемента днища – надувного киля.
Крепление топливного бака есть только у моделей Heavy. Оно расположено на кормовом пайоле (смещено влево по ходу судна и находится напротив рулевого) и представляет собой закрепленный в двух точках прочный нейлоновый ремень, регулируемый по длине и оснащенный замком.
На все надувные лодки Heavy Duty устанавливается ламинированный транец, который закреплен между баллонами под углом 6-8 градусов с помощью специального U-образного литого профиля. Такой транец имеет внутри «сэндвича» многослойную водостойкую фанеру, а снаружи - толстый слой полимера. В результате, каждая его поверхность становится полностью защищенной от воздействия агрессивной среды.
Несколько уступая Heavy Duty в размерах, лодки серии Wave Line соперничают с ним по длине кокпита, что частично компенсирует потери в его ширине. Если же взять для сравнения модели обеих серий длиной 3,9 м, то окажется, что Wave в собранном состоянии еще и на почти 10 кг легче.
Не стоит забывать и о том, что днище этих лодок выполнено из материала 1300 гр./м2, который имеет значительно большую прочность по отношению к стандартному для лодок Badger 1100 гр./м2. Все модели Wave Line комплектуются составным пайолом из водостойкой фанеры, ламинированной нескользящим покрытием, который может быть по новизне и уступает алюминию, но имеет соизмеримый срок службы, является теплым на ощупь и менее гулок во время эксплуатации.
В то же время, в данной серии надувных лодок уже конструктивно заложена установка достаточно мощного двигателя. На это рассчитаны как транец, так и обводы. Поэтому, для движения с нормальной скоростью здесь необходим двигатель от 15-ти сил, причем, чем длина лодки выше, тем и лошадей нужно добавлять больше. Движение Wave Line происходит плавно без дергания и рыскания, волне уверенное такое ускорение, словно сидишь себе на стволе гигантского дерева, которое тянет быстрым течением.
Киль обновленной лодки Wave Line создает комфортное, хотя и достаточно острое управляемое движение в поворотах, а ход по прямой напоминает известную песню про паровоз. Ощущения – удивительные.
Боковые реданы, установленные на внешней стороне надувных лодок серии Wave Line, способствуют росту дополнительной подъемной силы, что важно при выходе судна на глиссирование и при прохождении поворотов и, существенно снижают брызгообразование, причем, практически на всех режимах движения.
Все модели Wave Line оснащены усиленным транцем, который изготовлен из многослойной водостойкой фанеры, окрашен и надежно закреплен между баллонами под углом 6-8 градусов с помощью специального U-образного литого профиля. Верхний торец транца, наиболее подверженный ударам, например, при частой установке подвесного мотора, дополнительно защищен П-образным пластиковым профилем.
На лодках серии Wave Line не предусмотрена установка носового рыма. Планируется, что его место скоро займет носовой съемный фальшборт, который по предварительным результатам наших тестов сможет вполне успешно конкурировать с большими бортами лодок Heavy, защищая кокпит лодки от брызг при волнении.
В результате, оценивая назначение и потенциал лодок этих серий, нельзя не отметить лучшую управляемость Wave по сравнению с Heavy, и с другой стороны – преимущество последней в мореходности. Поэтому, если Вы планируете эксплуатировать свое судно преимущественно на волне и, Вам необходима большая грузоподъемность, то, на мой взгляд – это Хеви и, только Heavy. Если же на большую волну приходится выходить не так часто, а вероятность попасть в небольшой шторм все-таки высока, то стоит задуматься именно о Wave Line. В то же время, если в ходе Вашей рыбалки или отдыха имеют место проходы по мелководью или переходы вдоль берега с корягами и всем прочим, что зачастую находится в глубине отечественных водоемов, то именно для таких условий серия Wave становится во многом универсальным средством.
Воплощение надежности Heavy Duty, новый прогрессивный дизайн Wave Line, в сочетании с отличным внешним видом и высокими техническими характеристиками этих лодок, несомненно, дадут почву для размышлений при выборе лодки для волны.
Обеим сериям присущи все технические наработки надувных лодок Badger, которые уже по достоинству оценены их владельцами:
• Наклоненные вниз концевики баллонов обеспечивают каждой из серий оптимальный угол положения корпуса в зависимости от скорости набегающего потока, а также дополнительную подъемную силу, что, в конечном итоге, позволяет снизить дифферент и время выхода лодки на глиссирование.
• Кормовой интерцептор из многослойного PVC, расположенный на нижнем торце транца, способствует ровному сходу потока и существенному снижению брызгообразования. Он также служит дополнительной защитой нижней части транца при движении по мелководью.
• Створчатый клапан предназначен для слива попавшей в кокпит воды. Управление клапаном осуществляется изнутри кокпита лодки с помощью запорного устройства с мембраной. Осушение возможно как на суше в наклонном положении лодки, так и во время ее движения под мотором.
• Стравливающий клапан установлен в носовом баллоне, и при критическом увеличении давления более 300 mbar (в результате удара или сильного нагрева на солнце) автоматически стравливает воздух до величины 250 mbar. Эллиптические перегородки между баллонами при этом уравнивают давление в баллонах.
• Направляющие на баллонах позволяют с помощью замков трения, регулировать положение двух сидений, входящих в базовую комплектацию. Такая система позволяет владельцу оптимально расположить пассажиров и груз в кокпите судна.
• Кольца для крепления носовой сумки (4 шт.), предназначенной для размещения дополнительного оборудования, расположены в носовой части каждой из моделей. Особенностями сумки (приобретается дополнительно) являются большой полезный объем, а также наличие двух ручек для ее переноски вне судна.
• Дополнительные ручки для переноски устанавливаются в носовой части на всех моделях длиной от 3,60 м. Ручки в кормовой части баллона ориентированы вверх, что позволяет поднимать эту часть лодки в одиночку. Для переноски лодок также может использоваться и носовой рым.
• Ручка для рулевого, расположена на правом борту каждой из лодок. Находясь в зоне досягаемости правой руки «рулевого», она дает ему дополнительную опору, существенно расширяя возможности по управлению судном при проведении активного вождения.
• Ножной насос с объемом 5 литров входит в базовую комплектацию каждого судна и оборудован встроенным манометром, предназначенным для контроля достижения рабочего давления воздуха, как в баллонах, так и в надувном киле.
Насколько и какая модель подойдет для конкретных условий эксплуатации каждый, конечно, определяет для себя сам. Со своей стороны, мы постарались в моделях надувных лодок 2009 года выпуска убрать, как все недочеты, выявленные в результате работы нашего сервисного центра, так и высказанные владельцами конкретных моделей недостатки. Со многими из них я общался лично, и мы совместно обсуждали практические аспекты реализации ряда доработок и улучшений лодок этих серий.
С наступающим Новым годом и Удачи всем на воде!