Проблема выбора в эпоху социалистического реализма в России была всегда. Особенно во времена классового дефицита.
Для класса ИТР и ниже с верхним пределом зарплаты 130-150 рублей, денег обычно хватало на нормальное проживание (если не экономить и не копить), да один раз в год вывезти семью на юга в «муравейник». Да и выбора - то, как такового не было…
Для класса ИТР и ниже с верхним пределом зарплаты 130-150 рублей, денег обычно хватало на нормальное проживание (если не экономить и не копить), да один раз в год вывезти семью на юга в «муравейник». Да и выбора - то, как такового не было…
Для класса ИТР и ниже с верхним пределом зарплаты 130-150 рублей, денег обычно хватало на нормальное проживание (если не экономить и не копить), да один раз в год вывезти семью на юга в «муравейник». Да и выбора - то, как такового не было…
Из разновидностей товара в одном сегменте «рынка» было одно, два, максимум три наименования. О таких вещах, как выбор (!!!) новой лодки, мотора, хороших рыболовных снастей, даже думать не приходилось.
Стояли в очередях, приходили к месту сбора у магазина (или еще где) к 6-8 утра на перекличку по списку, писали номерки на руках и в результате брали то, что дают, иначе не придвинешься к своей мечте ни на шаг.
Далее, все поголовно, включали в себе «Кулибиных» (или обращались к таким за помощью) и ремонтировали, модернизировали, доделывали и переделывали, что не додумали наши славные конструкторы, что бы в дальнейшем можно было использовать приобретение по прямому назначению.
Было тяжело, но во всем этом - был какой-то смысл. И был один очень существенный плюс, который в те времена рассматривался как минус. Не надо было особенно ломать голову, - что выбрать, т.к. я уже говорил выше, выбора просто не было.
В настоящее время ситуация кардинально изменилась. Появились средства у народа, появилась масса товара, на любой спрос сразу рождаются предложения. Но, появилась также и проблема выбора. Только совсем другая, нежели раньше.
Сейчас любой, кто считает свои финансы, перед любым приобретением сначала занимается изучением рынка, т.к. обилие предложений усложняет выбор. И даже после покупки, мы нередко терзаемся мыслями: а то ли я купил? Может быть, стоило взять у другого производителя или другого размера (мощности, формы и.т.д.) и т.п.? А изучить все на практике - удается редко, да и немногим предоставляется такая возможность. Остается прислушиваться к мнениям продавцов или уже обладателей, тем, кто уже приобрел, то, что вы только собираетесь. Но и здесь есть подвох. Как известно – «каждая лягуха свое болото хвалит».
Я, как и наверно многие другие, пошел этой уже проторенной дорожкой: читал статьи, слушал друзей, просматривал новинки и делал выводы.
Но мне повезло, возможно, больше, чем другим. Но об этом позже.
Так вот, расскажу один случай, произошедший в магазине. В «Апрашке» был отдел – торговал лодками, в частности «Korsar-ом». Продавец нахваливал свой товар и привел, с его точки зрения наверно, один неоспоримый довод:
«…баллоны из ПВХ этой лодки держат выстрел с 15-20 метров из пистолета Макарова…».
Вы знаете, это было сильно! Спорить с ним я, конечно, не стал. Может и так. Может вместо бронежилетов следует одевать ПВХ жилетки, все ж легче. Только очень уж захотелось увидеть хозяина этой лодки, который производил эти испытания.
И вот, свою лодку Badger Sport Line 3.7 я приобрел в конце 2004 года.. Желание этого приобретения возникло у меня давно, но особой потребности в таком плавсредстве не было, да и финансовая сторона дела брала свое. Но все движется и меняется.
Поиском нужной модели надувной лодки я занялся задолго до ее приобретения. Мне повезло, как я уже говорил выше, в эксплуатации у меня были такие производители, как: «Мнев», «Лидер», «Quick Silver», «Korsar» и «Фрегат».
По крупному счету, особой глобальной разницы в аналогичных моделях нет. Схожий ПВХ (исключение – «Фрегат» старого модельного ряда, материал служил 1-2 сезона, потом начинал травить, Сейчас они исправились), баллоны, деревянная палуба, транец и т.д. Есть, конечно, и отличия, но это больше «примочки», нежели что-то серьезное.
У «Мнева» мне понравилось крепление банок – их можно двигать в продольной оси – очень удобно, но неудобно устанавливать и снимать. Так же у них очень большой выбор сопутствующих принадлежностей, как нужных, так и не очень.
У «Лидера» – длинные стрингера, но это как плюс – лодку меньше ломает на волне, так и минус – сборка и разборка происходит с большими трудозатратами, нужно четко выровнять пол; и на большой волне их можно погнуть, особенно когда баллоны не достаточно накачены, тогда разобрать вообще проблема.
У «Корсара» не было скоростных моделей с усеченным носом, но у них несколько другая специализация, на мой взгляд. Зато очень высокая надежность, но большой вес. Как из всего этого выбрать своё?
И вот я нашел Баджер. Изначально прельстился надувной палубой – видел первый раз, и мне очень понравилась эта концепция. Лодка «собирается» одним насосом и при разборке очень удобна для споласкивания от песка и грязи – палубу сдул, вынул, лодку, пока накачена, ополоснул (просушил), собрал и ВСЕ. Не надо корячится, разбирая пол. Здорово!
Особенно это ощущается, когда ты приехал на выходные и большим временным запасом не обладаешь. Но, увы, к моменту покупки лодка длиной 3,7 – air deck–ом не комплектовалась. С другой стороны, из опыта эксплуатации могу сказать смело - для лодки нужно иметь два типа палубы – надувную и жесткую.
Дело в том, что если вы не эксплуатируете свою надувную лодку на одном и том же водоеме, а в противном случае имело смысл взять жесткую, а если путешествуете с широкой географией, то вам потребуется ее универсальность.
Для больших акваторий, как Ладога или Финский залив, желательно иметь твердое дно, т.к. при волне оно лучше держит ровность конструкции, да и стоять на нем удобнее.
Если при этом вы еще занимаетесь ловлей рыбы, такой, как судак или крупный окунь, то возможность порчи палубы сводится к нулю (были случаи, когда приходили к берегу малым ходом и продырявленным полом).
А вот на малых водоемах, где не нужно гоняться из конца в конец или уходить далеко от берега, где от места сборки лодки до воды еще нужно дойти эн-ное расстояние, air deck оказывается весьма актуален. Лодка получается значительно легче и, как следствие, меньше сил уходит на сборку и транспортировку до акватории плавания.
Еще, кстати, мне очень понравились на Баджере сварные швы, которые мало кто делал в то время, весьма надежные. Сваренные из единого листа ПВХ баллоны, а не скроенные из нескольких небольших участков, тоже говорит о многом; ну и конечно зауженные к низу концевики баллонов. На самом деле, это реальная вещь. По сравнению с обычной конструкцией, на порядок лучше, и на глиссер такая надувная лодка выходит быстрее и мягче и увереннее ведет себя на воде. Я очень доволен ими – они оправдали себя на все сто процентов.
Что же касается длины лодки, то здесь нужно определить, сколько человек на ней будет ходить в процессе рыбалки (или для чего вы ее берете). Нужно еще учесть размещение вещей (снастей) этих людей. Для себя я определил, что это количество будет ограничено 3, с учетом поклажи.
Три человека – это предельное число народа, которое может ловить спиннингом с размера 3,6-3,7 метра, причем если это не новички, а то минус спиннинги, как минимум. Для просто перевозки – влезет и больше, но здесь уже работает ограничение по техническим характеристикам, прописанным в судовом билете.
Итак, выбор был сделан, причем надо отметить, что цена была самая низкая, по сравнению с другими производителями. А это тоже не маловажно. И вот, лодка приобретена, зарегистрирована и почти готова к плаванию. Надо навесить номера на борта хорошо читаемые, а по новым правилам еще один внутрь кокпита. Для чего – я не знаю.
И вот здесь обнаружилась проблема. Навесные номера оказались неудобны и оторвались достаточно быстро. Пробовал я рисовать краской и маркером. Краску, наверно, надо было взять какую-то специальную, т.к. моя - потрескалась и частично осыпалась. Маркером же эффект оказался отрицательный. В тех местах, где я рисовал, он здорово выцвел, зато там, где номер соприкасался с чистыми частями лодки в собранном виде, окрасился ПВХ. Получился такой некрасивый камуфляж. Так, что использовать маркер - я не рекомендую.
В конце концов, я из тонкой листовой резины, купленной в магазине при фабрике «Красный треугольник», вырезал номера и специальным клеем приклеил.
Получилось красиво. Резина тянется вместе с ПВХ и держится нормально.
Кстати, еще я пробовал наклейки. Они морщатся и на следующий раз уже отваливаются.
Первый спуск на воду состоялся на ноябрьские праздники в том же году. Было уже достаточно прохладно. Быстро собрав лодку (накачиваю электрическим насосом Насос Bravo BST 12 HPP SuperTurbo, очень удобная вещь, рекомендую всем, ни разу не пожалел, что деньги потратил), я спустил ее на воду.
И, в первый же раз произошла первая поломка. Пластиковые крепления весел и без того жесткие, стали вообще хрупкими. При вставлении в него весла, оно просто сломалось и утонуло.
Даже в теплую погоду не всегда вставляешь весла в крепления из-за этого, а в холодную вообще лучше этого не делать. Хотелось бы иметь их попластичнее. В последствии мне его переклеили в гарантийной мастерской без проблем. Больше я туда ни разу не обращался. Так что по поводу гарантийных сроков ничего не могу сказать, если лодка в порядке (а она в «порядке»), в гарантийку никто обращаться не будет.
На следующий год летом я умудрился проколоть баллон крючком воблера, когда дорожил. Даже не заметил как?
Носовая часть стала потихоньку стравливать. Но, найдя прокол, там же на озере, с помощью рем. комплекта, прокол был заклеен. Держит до сих пор.
Вот и как бы и все проблемы, которые у меня были с лодкой. Так что материалом ПВХ я остался доволен, особенно швами – великая вещь. Думаю, что лет 5 -7 точно лодка еще проходит без проблем.
Единственно, что я рекомендовал бы для дополнительной защиты днища, так это приклеить килевую ленту вдоль выпирающих частей пола. Если вы ходите в акватории Финского залива или в местах, где множество прибрежных камней, то велика вероятность, сев на один из них, сильно разодрать дно в этих местах. ПВХ оказывается зажатым между острой поверхностью камня и деревянным полом.
В других местах он просто прогнется и не оцарапается. Материал хоть и прочный, но такое испытание ему точно не на пользу.
Во мне, как в воспитаннике нашей системы, сидит «Кулибин», который, как говорят мои друзья, спокойно мне жить не дает. Так, что я постоянно что-то модернизирую, усовершенствую.
Неудобна была для меня пробка сливного клапана, на ходу не вытащить, не вставить. Я ее просто перевернул внутрь. А для того, чтобы уходила вся вода (брызгами от ноги мотора прижимается мембрана клапана), снаружи вставил в канал брызговик. Полегчало!
Релинги поставил с двух сторон вдоль баллонов из мебельной трубы от носовой банки до транца, для употребления в качестве креплений для подставок спиннингов, эхолотов, навигаторов, дистанции, сумок и просто поручней.
Все собираюсь поставить шасси на транец, никак не соберусь. У меня на «Мневке» стояли – очень, знаете, удобная вещь. И в лодке не мешаются и для установки-снятия достаточно просто откинуть. Хочу такие же.
По поводу тента, тоже думаю, что предлагаемые варианты не особенно интересные. Тент нужен такой, как на «Лидере» или на «Фрегате». Чтобы быстро собрать и, спрятаться можно было, а при надобности ловить или идти куда. Летом, еще, куда ни шло. А вот весной и осенью имеет смысл. Даже если в непромакашки сидишь, все равно противно, особенно, если зарядит на целый день.
А вот от чехла я полностью отказался. Снаружи – смысла не вижу – лишнее сопротивление. Внутри – вроде как тоже без толку. Если герметичный, как вода будет сходить за борт, а если нет – то вообще, зачем? Все равно мыть придется.
Ну и в итоге я, на самом деле, своей надувной лодкой я вполне доволен. Не было у меня мыслей даже, что купил что-то не то. И если бы сейчас встал вопрос в выборе, то я бы его не изменил.
Леонид, Санкт-Петербург, grafig@pisem.net