Побродив по разным сайтам и почитав мысли умных людей, я понял, чтобы тянуть лыжника или вейкбордиста необходима лодка длиной не меньше 3,6 м и подвесной мотор с мощностью как минимум в 30 л. с.
Побродив по разным сайтам и почитав мысли умных людей, я понял, чтобы тянуть лыжника или вейкбордиста необходима лодка длиной не меньше 3,6 м и подвесной мотор с мощностью как минимум в 30 л. с.
Часть 1. Выбор, поиск и приобретение.
Мысли о лодке и моторе, начали посещать меня холодными январскими вечерами 2004 года. Насмотревшись в Интернете картинок с воднолыжниками и вейкбордистами, я решил, а почему бы и не попробовать самому?
С акваторией определился сразу — дача в километре от Иваньковского водохранилища. Выбор в пользу надувной лодке был сделан по ряду причин. Легко транспортировать — не надо прицепа, легко хранить в зимний период — практически не занимает места. Когда дело новое и не очень понятное, естественно хочется минимизировать начальные финансовые вложения.
Первое, что для этого необходимо — провести маркетинговые исследования, благо сейчас есть Интернет, в котором представлены все производители лодок и моторов. Побродив по разным сайтам и почитав мысли умных людей, я понял, чтобы тянуть лыжника или вейкбордиста необходима лодка длиной не меньше 3,6 м и мотор не меньше 30 л. с.
Интернет конечно хорошо, но всегда хочется пощупать все своими руками. В Москве это тоже не проблема два раза в год в феврале и в августе на ВВЦ проходит выставка «Охота и рыболовство». Эту выставку жалуют все производители и продавцы лодок и моторов.
Начав с лодки и посмотрев практически всех производителей представленных на отечественном рынке, остановился на лодках компании «Badger» серии «Sport Line». На тот момент у них была самая большая лодка этой серии длиной 3,7 м, сейчас есть и больше — 3,9 м.
Причины выбора — специальный дизайн: окончание баллонов вынесено далеко за транец, нет скоса как у других лодок в нижней части окончания баллона, поэтому лодка не так сильно задирает нос и быстрее выходит на глиссер и при такой длине позволяет установить на нее мотор мощностью до 30 л. с. Лодка изготавливается из современного материала PVC DURATEX 1100, производится в Кореи на том же заводе, что и лодки «PHOENIX».
А цена по результатам моих поисков была на 200—500$ меньше чем лодки других производителей такой же длины, с учетом скидки 10%, которую можно было получить при заказе по Интернету. В результате лодка обходилась мне в 950$, реальная экономия по сравнению с лодками фирмы «Бриг» получалась в пределах 500$.
Как я позже понял для надувной лодки при буксировке лыжника, и особенно вейкбордиста важен также вес. Первоначально я стремился минимизировать вес из соображений, больше развить скорость и легче переносить при спуске на воду. Поэтому выбранная лодка SD 370 «Sport Line» имеет самый меньший вес из всех аналогов — всего 66 кг и это при жестком поле из водостойкой фанеры. Уже потом при эксплуатации я понял, что при слишком малом весе лодки вейкбордист при «подрезке» (резкое ускорение вейкбордиста в сторону волны) может смещать корму лодки и приходится постоянно подруливать. Ну а по началу, я мечтал о скорости и искал вес поменьше.
Следующим этапом был выбор мотора. Выбор отечественной продукции сразу был отвергнут, да простят меня патриоты и владельцы заводов выпускающих «Вихрь» и «Нептун». Сразу остановился на двухтактном двигателе, т. к. необходимо переносить и перевозить.
Конечно Ноnda и Yamaha замечательные моторы, но цены, по которым торгуют ими московские дилеры, отпугивают многих потенциальных покупателей. На сайте «Badger» увидел итальянские моторы «SELVA» стоимость, с учетом скидки, стояла очень привлекательная мотор SELVA «Antibes» 30 л. с. с ручным управлением можно было приобрести за 2450$.
В комплект входило также 4л масла для мотора, 1 заправка масла для редуктора. Но, итальянский мотор для России — звучит непривычно. Опять окунулся в Интернет, нашел отзывы и результаты тестов экспертов журнала «Катера и Яхты» понял, что SELVA это серьезно.
Следующий вопрос относительно мотора, что выбрать мотор с ручным или дистанционным управлением?
Разница в цене собственно моторов была немаленькая — 420$.
Кроме этого для мотора с дистанционным управлением необходимо было еще приобрести дополнительно: рулевую колонку — 200$, два троса управления (газ, реверс) — 50$, рулевой трос — 70$, рулевое колесо — 30$, рулевой редуктор — 60$ и аккумулятор — 30$.
Цены указаны, с учетом заказа по Интернету в компаниях из Санкт-Петербурга (за исключением аккумулятора конечно).
Цены в московских фирмах больше на 20—30 процентов. Итого набегало 420$ за двигатель и 440$ за необходимые принадлежности.
Прежде чем сделать выбор задайте себе несколько вопросов. Если вам нужна лодка для рыбалки, у вас нет возможности хранить ее в собранном виде вблизи берега, вы не собираетесь оптимизировать ее скоростные качества и тягу путем подбора соответствующего винта, то ваш выбор это мотор с ручным управлением.
Для данного случая вы должны ориентироваться на затраты в пределах 3500—3600$ с учетом, что еще предстоит купить дополнительное сиденье, сумку под сиденье (очень полезная вещь, рекомендую обязательно, т. к в надувной лодке нет никаких рундуков, а хранить принадлежности вписанные в судовой билет где-то надо).
Если же вы хотите пойти дальше и получить от вашей лодки больше, вам нравиться сидеть за штурвалом, заводить мотор легким поворотом ключа и смотреть в зеркало заднего вида, как вейкбордист пытается сделать разворот на 180 градусов, и самое главное вам не надо собирать и разбирать лодку после каждой поездки, то вам надо ориентироваться на мотор с дистанционным управлением и, соответственно, на дополнительные затраты в пределах 900$.
Поразмыслив над всеми плюсами и минусами и учтя, тот факт, что у меня есть возможность поставить лодку на берегу на летнее время на охраняемую стоянку и мне нужно будет ее только спускать и поднимать для плавания, то я решил взять мотор с дистанционным управлением.
В комплект мотора SELVA «Antibes» 30Е с дистанционным управлением входила рулевая машинка (газ, реверс) и тахометр. Если вы собираетесь оптимизировать характеристики лодки, то без этого прибора вам не обойтись. С учетом всех скидок и специальных акций, которые проходили во время Московской выставки «Катера и Яхты» MIBS-2004, мотор мне обошелся в 2540$ и был доставлен компанией «Badger» прямо в Москву на выставку.
Справедливости ради необходимо отметить, что уже после того, как я оплатил мотор, в Интернете я нашел фирму в Санкт-Петербурге, которая предлагала мотор «Tohatsu» M30A4EPS за 2650$ — это очень хорошая цена за японский мотор. Вопрос с принадлежностями для мотора с дистанционным управлением был быстро решен, через компанию «Техномарин», в которой все было заказано по Интернету и получено по почте в течение одного месяца.
Лодка была доставлена транспортной компанией в течение 5 дней и ее пересылка обошлась мне в 540 рублей, хотя доставку из Кореи я ожидал 2 месяца, но это ожидание для меня было не важно, т. к. плавательный сезон открывался только 10 июня.
В апреле был решен вопрос с правами на управление маломерным судном, зарегистрирована лодка и мотор, в мае получен талон тех. осмотра. Лодка, мотор и все необходимые принадлежности были перевезены на дачу и были начаты работы по сборке всего оборудования для воплощения полугодичных мыслей и раздумий в нечто реальное.
Часть 2. Сборка, спуск на воду, опыт трех месяцев эксплуатации.
Первая сборка лодки была произведена удачно, собирал я один, предварительно прочитав инструкцию и посмотрев фотографии о процессе сборки на сайте «Badger». На весь процесс в первый раз ушло примерно 50 минут.
Два человека собирали лодку в два раза быстрее за пол часа. Сборка дистанционного управления была произведена без проблем, все необходимые соединительные комплекты прилагались к мотору. Дополнительно было приобретено надувное сиденье, также в компании «Badger», которое очень хорошо вписалось в носовую часть лодки.
Для полного комплекта был куплен спидометр, который был установлен, рядом с тахометром. В качестве креплений для «фала» были использованы оцинкованные кольца с резьбой, которые были с помощью шайб и гаек закреплены на транце лодки (фото 2).
Не тонущий фал, вейкборд, крепления к нему, водные лыжи, гидрокостюм мокрого типа, перчатки, спасательные жилеты были приобретены в магазинах комплекса «Экстрим на Смольной».
На весь спортивный инвентарь было потрачено 950$, причем покупалось оснащение не для профессионалов, а для любителей. Да спорт и отдых на воде нынче не дешев, особенно в Москве. Все было готово к 10 июня.
Во второе воскресенье июня все оборудование было вывезено на берег Иваньковского водохранилища на место будущей стоянки в яхт-клуб «Марина-Завидово», где и была произведена успешная сборка лодки и всего дополнительного оборудования.
Для спуска на воду потребовалось минимум 4 человека, т. к. вес набрался серьезный: лодка — 66 кг, мотор — 54 кг, сумка с обязательным оборудованием (якорь, фонарь, аптечка и пр.) и инструментом — 11 кг, все дистанционное управление и оборудование — 14 кг, аккумулятор — 12 кг, спасательные жилеты — 3 кг — итого 160 кг.
Пронести этот вес четыре мужчины нормального телосложения, не атлеты, без героических усилий могут на расстояние не больше 5 м. Поэтому, если вас меньше чем четверо, навешивать мотор и подключать все приводы дистанционного управления (трос газа, трос реверса, трос рулевого привода, провода аккумулятора, провод рулевой машинки и рулевую рейку) придется на воде, или воспользоваться для спуска на воду лодки прицепом.
Нас было трое, я и два моих сына, поэтому, попросив помощи у охранника стоянки и начальника причала, мы впятером успешно спустили лодку на воду, и она сразу дала течь. В первый момент я даже не понял в чем причина и подумал, что во время сборки мы прорвали днище. Причина была банальна и проста, наши корейские товарищи пожалели герметика, когда вкручивали патрубок пробки слива в транец лодки. Мы быстро вытащили лодку на пирс, разобрали этот узел, промазали все внутри и снаружи герметиком, и стали ждать, пока герметик схватится на солнце.
Все стали говорить, что это произошло потому, что мы не разбили о борт шампанское — шутка, но инцидент неприятный, что бы мы делали, если бы начали спуск, где-нибудь на Силигере, вдали от магазина с герметиком. Через два часа герметик затвердел, и мы предприняли вторую попытку спуска на воду, которая оказалась успешной.
Следующий неприятный момент, мы обнаружили, когда стали подключать топливный бак к мотору. Штуцер шланга вывернулся из патрубка бака, а поскольку бак и штуцер изготовлены из пластмассы, то достаточно приложить небольшое усилие и, резьба может сорваться.
Скорей всего мы придавили штуцер во время перевозки. Поэтому совет — относитесь к баку с особой осторожностью, очень хрупкая вещь. Проблема резьбы была решена с помощью изоляционной ленты — не очень надежно, но на первое время пойдет. И вот настал волнительный момент, поворот ключа и мотор завелся практически сразу (с третьей попытки).
Прогрев мотор минуты три, мы втроем отправились в первое плавание, которое именуется «обкаткой мотора». Обкатку мотора производили в соответствии с инструкцией, масла добавляли 3—4 %, полный газ не давали, обороты мотора держали не выше 4,5—5 тыс.
Первые впечатления от плавания следующие: лодка с тремя человека на борту (общий вес 218 кг), плюс бак с 20 л бензина и 0,7 л масла — 16 кг, плюс 4 кг разные мелочи, итого общий вес — 400 кг быстро выходит на глиссер после 3,8 тыс. оборотов, легко управляется, имеет очень небольшой радиус поворота, быстро сбрасывает скорость после сброса газа, продолжает идти в глиссирующем режиме, до 3,6 тыс. оборотов.
Следует также отметить, что бензин я использовал 98, брал его на заправке «BР», масло минералка SELVA, которое пришло в комплекте мотором. После «обкатки», которая длилась 30 часов, я перешел на масло полу-синтетика марки Start Brite TC -W3, уменьшил его содержание до 2% и попробовал дать полный газ. Мотор выдал паспортные обороты 5500, с «родным» алюминиевым винтом с шагом 11", скорость по спидометру составила чуть больше 40 км/час, трудно вычислить точно, т. к. более мелкая шкала дана в милях (я думаю, истинная скорость, больше, т. к. у меня стоит силиконовый капилляр, соединяющий датчик и прибор и он растягивается, нужен полиэтиленовый).
Таким образом, мотор, как будто был спроектирован для нашей загрузки. Классически, конечно мотор должен развивать паспортные обороты при 80% загрузки лодки, для нашего случая это еще плюс 186 кг (как раз еще три человека, т. к. паспортная вместимость 6 человек или 650 кг), но в нашей комплектации комфортно можно плыть только 4 человекам, шесть человек посадить, конечно, можно, но тогда плыть не с большой скоростью и не на большие расстояния.
При движении с одним водителем, мотор на полном газу раскручивался до 6000 оборотов и, скорость возрастала до 45 км/час, при этом лодку очень сильно бросало, попытки изменить угол наклона мотора, чтобы прижать нос не привели к улучшению, а наоборот мотор срывал тягу, как только лодка попадала на самую маленькую волну. Так эксплуатировать мотор конечно нельзя, полетят клапаны, для этого случая надо ставить другой винт с большим шагом.
Следующим шагом была попытка буксировать лыжника и вейкбордиста. Сразу необходимо оговорится, что для того, кто хочет заниматься вейкбордингом серьезно надувная лодка не тот вариант, нет высокой волны. Но получить первые навыки, отработать повороты, простые трюки и небольшие прыжки вполне. Кроме этого вам необходимо будет приобрести обязательно гидрокостюм лучше толщиной 3мм и полностью закрытый.
Итак, я и сыновья решили начать сразу со сложного — стать на вейкборд. Дальнейший опыт показал, что лучше начинать с лыж. Наши получасовые попытки (5—6 падений каждого) ни привели не к чему хорошему. Руки и спина болели, а результат достигнут не был и, это при том, что мы заранее посмотрели учебный фильм для начинающих на видеокассете.
Основная наша ошибка заключалась в том, что мы пытались тянуть, постепенно увеличивая обороты, но для мотора в 30 сил вытянуть вейкбордиста и лыжника можно, только если сразу давать полный газ.
Следующую попытку мы совершили, надев лыжи, при этом давали полный газ и после трех — четырех падений, каждый из нас успешно поднялся из воды и поехал. Далее мы попробовали все повторить, но уже на доске и чудо, все получилось!
Нашему ликованию не было предела. Все, что было задумано, осуществилось. Несколько советов для начинающих. Когда вейкбордист встанет и начнет движение, сбрасываете обороты до 3800—4000, это будет соответствовать скорости примерно 20—25 км/час.
В первое время падений не избежать, а если вы не сбросите газ, то разгоните лодку до 40 км/час. На такой скорости падение и удар о воду по ощущениям то же самое, если вас отправили в нокаут, и вы со всего размаха падает на асфальт, честно сказать каждый из нас это испытал, но лучше бы этого не испытывать.
В описанной комплектации лодка может вытягивать лыжника и вейкбордиста весом не более 85 кг. Все наши попытки тянуть людей на лыжах с большим весом были безуспешны. Справедливости надо отметить, что приобретенные нами лыжи были рассчитаны на вес до 85 кг. Но вы не отчаивайтесь, если вы человек с немаленьким весом, эту проблему можно решить.
Мы решили ее с помощью сотрудников компании «Badger», которые посоветовали нам поставить на мотор гидрокрылья. Это два пластмассовых крыла, которые с помощью четырех винтов прикрепляются к плите мотора.
Стоит эта штука всего 730 руб. для мотора мощностью до 50 л. с., но тягу мотора увеличивает существенно. Если раньше для того, чтобы стартовать с лыжником или вейкбордистом нам приходилось давать полный газ, то с гидрокрыльями достаточно было стартовать с газом чуть выше среднего и, вейкбордист без каких-либо усилий вставал из воды.
Мы пока еще не попробовали вытянуть человека с весом 100 кг, но думаю с гидрокрылями это должно получиться. О других показателях эксплуатации мотора с гидрокрыльями. Лодка выходит на глиссер при 3200 оборотах, тяга в момент выхода на глиссер заметно возросла, глиссирующий режим сохраняется до 3000 оборотов. Обороты двигателя при вышеописанной загрузке на максимальном газу не упали, скорость если и снизилась, то неощутимо, уловить по моему спидометру это невозможно, но теоретически она должна упасть, т. к. крылья дают дополнительные сопротивления. Поворачивать лодка стала с большим радиусом, не так резко как раньше и при резком сбросе газа, замедление стало больше. При движении с одним водителем рысканья и броски носовой части лодки остались, обороты двигателя на полном газу не упали, мотор также раскручивается до 6000 оборотов.
За три месяца эксплуатации (примерно 70 часов работы) мотор показал себя очень хорошо, заводился без проблем, работал как часы. Единственно от вибрации после 65 часов работы раскрутился болт, которым крепится магнит привода воздушной заслонки, было устранено в течение 5 минут.
Еще одна небольшая проблема была связана с механизмом откидывания мотора. Крюк пружины иногда выскакивал из отверстия, и поэтому нельзя было откинуть мотор — стопор не поднимался.
Было устранено, с помощью молотка, которым подогнули крюк. По лодке была одна неисправность, после 20 часов плавания начал пропускать воздух «стравливающий клапан». Было устранено путем его затяжки, очевидно, ослабла затяжка от тряски.
В целом я доволен и лодкой и мотором. Таким образом, если вы хотите начать отдых на воде и ориентируйтесь на импортную лодку, мотор, и другие воднолыжные и вейкбордисткие принадлежности будьте готовы расстаться минимум с 5000$.
Этот сезон пришел к концу, в следующем планирую поэкспериментировать с винтами, попробую найти достойный стальной винт о результатах, обязательно напишу.
Автор статьи статьи Михаил Владимирович Сиятский (mikhail.siyatskiy@enconco.ru))
Часть 1. Выбор, поиск и приобретение.
Мысли о лодке и моторе, начали посещать меня холодными январскими вечерами 2004 года. Насмотревшись в Интернете картинок с воднолыжниками и вейкбордистами, я решил, а почему бы и не попробовать самому?
С акваторией определился сразу — дача в километре от Иваньковского водохранилища. Выбор в пользу надувной лодке был сделан по ряду причин. Легко транспортировать — не надо прицепа, легко хранить в зимний период — практически не занимает места. Когда дело новое и не очень понятное, естественно хочется минимизировать начальные финансовые вложения.
Первое, что для этого необходимо — провести маркетинговые исследования, благо сейчас есть Интернет, в котором представлены все производители лодок и моторов. Побродив по разным сайтам и почитав мысли умных людей, я понял, чтобы тянуть лыжника или вейкбордиста необходима лодка длиной не меньше 3,6 м и мотор не меньше 30 л. с.
Интернет конечно хорошо, но всегда хочется пощупать все своими руками. В Москве это тоже не проблема два раза в год в феврале и в августе на ВВЦ проходит выставка «Охота и рыболовство». Эту выставку жалуют все производители и продавцы лодок и моторов.
Начав с лодки и посмотрев практически всех производителей представленных на отечественном рынке, остановился на лодках компании «Badger» серии «Sport Line». На тот момент у них была самая большая лодка этой серии длиной 3,7 м, сейчас есть и больше — 3,9 м.
Причины выбора — специальный дизайн: окончание баллонов вынесено далеко за транец, нет скоса как у других лодок в нижней части окончания баллона, поэтому лодка не так сильно задирает нос и быстрее выходит на глиссер и при такой длине позволяет установить на нее мотор мощностью до 30 л. с. Лодка изготавливается из современного материала PVC DURATEX 1100, производится в Кореи на том же заводе, что и лодки «PHOENIX».
А цена по результатам моих поисков была на 200—500$ меньше чем лодки других производителей такой же длины, с учетом скидки 10%, которую можно было получить при заказе по Интернету. В результате лодка обходилась мне в 950$, реальная экономия по сравнению с лодками фирмы «Бриг» получалась в пределах 500$.
Как я позже понял для надувной лодки при буксировке лыжника, и особенно вейкбордиста важен также вес. Первоначально я стремился минимизировать вес из соображений, больше развить скорость и легче переносить при спуске на воду. Поэтому выбранная лодка SD 370 «Sport Line» имеет самый меньший вес из всех аналогов — всего 66 кг и это при жестком поле из водостойкой фанеры. Уже потом при эксплуатации я понял, что при слишком малом весе лодки вейкбордист при «подрезке» (резкое ускорение вейкбордиста в сторону волны) может смещать корму лодки и приходится постоянно подруливать. Ну а по началу, я мечтал о скорости и искал вес поменьше.
Следующим этапом был выбор мотора. Выбор отечественной продукции сразу был отвергнут, да простят меня патриоты и владельцы заводов выпускающих «Вихрь» и «Нептун». Сразу остановился на двухтактном двигателе, т. к. необходимо переносить и перевозить.
Конечно Ноnda и Yamaha замечательные моторы, но цены, по которым торгуют ими московские дилеры, отпугивают многих потенциальных покупателей. На сайте «Badger» увидел итальянские моторы «SELVA» стоимость, с учетом скидки, стояла очень привлекательная мотор SELVA «Antibes» 30 л. с. с ручным управлением можно было приобрести за 2450$.
В комплект входило также 4л масла для мотора, 1 заправка масла для редуктора. Но, итальянский мотор для России — звучит непривычно. Опять окунулся в Интернет, нашел отзывы и результаты тестов экспертов журнала «Катера и Яхты» понял, что SELVA это серьезно.
Следующий вопрос относительно мотора, что выбрать мотор с ручным или дистанционным управлением?
Разница в цене собственно моторов была немаленькая — 420$.
Кроме этого для мотора с дистанционным управлением необходимо было еще приобрести дополнительно: рулевую колонку — 200$, два троса управления (газ, реверс) — 50$, рулевой трос — 70$, рулевое колесо — 30$, рулевой редуктор — 60$ и аккумулятор — 30$.
Цены указаны, с учетом заказа по Интернету в компаниях из Санкт-Петербурга (за исключением аккумулятора конечно).
Цены в московских фирмах больше на 20—30 процентов. Итого набегало 420$ за двигатель и 440$ за необходимые принадлежности.
Прежде чем сделать выбор задайте себе несколько вопросов. Если вам нужна лодка для рыбалки, у вас нет возможности хранить ее в собранном виде вблизи берега, вы не собираетесь оптимизировать ее скоростные качества и тягу путем подбора соответствующего винта, то ваш выбор это мотор с ручным управлением.
Для данного случая вы должны ориентироваться на затраты в пределах 3500—3600$ с учетом, что еще предстоит купить дополнительное сиденье, сумку под сиденье (очень полезная вещь, рекомендую обязательно, т. к в надувной лодке нет никаких рундуков, а хранить принадлежности вписанные в судовой билет где-то надо).
Если же вы хотите пойти дальше и получить от вашей лодки больше, вам нравиться сидеть за штурвалом, заводить мотор легким поворотом ключа и смотреть в зеркало заднего вида, как вейкбордист пытается сделать разворот на 180 градусов, и самое главное вам не надо собирать и разбирать лодку после каждой поездки, то вам надо ориентироваться на мотор с дистанционным управлением и, соответственно, на дополнительные затраты в пределах 900$.
Поразмыслив над всеми плюсами и минусами и учтя, тот факт, что у меня есть возможность поставить лодку на берегу на летнее время на охраняемую стоянку и мне нужно будет ее только спускать и поднимать для плавания, то я решил взять мотор с дистанционным управлением.
В комплект мотора SELVA «Antibes» 30Е с дистанционным управлением входила рулевая машинка (газ, реверс) и тахометр. Если вы собираетесь оптимизировать характеристики лодки, то без этого прибора вам не обойтись. С учетом всех скидок и специальных акций, которые проходили во время Московской выставки «Катера и Яхты» MIBS-2004, мотор мне обошелся в 2540$ и был доставлен компанией «Badger» прямо в Москву на выставку.
Справедливости ради необходимо отметить, что уже после того, как я оплатил мотор, в Интернете я нашел фирму в Санкт-Петербурге, которая предлагала мотор «Tohatsu» M30A4EPS за 2650$ — это очень хорошая цена за японский мотор. Вопрос с принадлежностями для мотора с дистанционным управлением был быстро решен, через компанию «Техномарин», в которой все было заказано по Интернету и получено по почте в течение одного месяца.
Лодка была доставлена транспортной компанией в течение 5 дней и ее пересылка обошлась мне в 540 рублей, хотя доставку из Кореи я ожидал 2 месяца, но это ожидание для меня было не важно, т. к. плавательный сезон открывался только 10 июня.
В апреле был решен вопрос с правами на управление маломерным судном, зарегистрирована лодка и мотор, в мае получен талон тех. осмотра. Лодка, мотор и все необходимые принадлежности были перевезены на дачу и были начаты работы по сборке всего оборудования для воплощения полугодичных мыслей и раздумий в нечто реальное.
Часть 2. Сборка, спуск на воду, опыт трех месяцев эксплуатации.
Первая сборка лодки была произведена удачно, собирал я один, предварительно прочитав инструкцию и посмотрев фотографии о процессе сборки на сайте «Badger». На весь процесс в первый раз ушло примерно 50 минут.
Два человека собирали лодку в два раза быстрее за пол часа. Сборка дистанционного управления была произведена без проблем, все необходимые соединительные комплекты прилагались к мотору. Дополнительно было приобретено надувное сиденье, также в компании «Badger», которое очень хорошо вписалось в носовую часть лодки.
Не тонущий фал, вейкборд, крепления к нему, водные лыжи, гидрокостюм мокрого типа, перчатки, спасательные жилеты были приобретены в магазинах комплекса «Экстрим на Смольной».
На весь спортивный инвентарь было потрачено 950$, причем покупалось оснащение не для профессионалов, а для любителей. Да спорт и отдых на воде нынче не дешев, особенно в Москве. Все было готово к 10 июня.
Во второе воскресенье июня все оборудование было вывезено на берег Иваньковского водохранилища на место будущей стоянки в яхт-клуб «Марина-Завидово», где и была произведена успешная сборка лодки и всего дополнительного оборудования.
Пронести этот вес четыре мужчины нормального телосложения, не атлеты, без героических усилий могут на расстояние не больше 5 м. Поэтому, если вас меньше чем четверо, навешивать мотор и подключать все приводы дистанционного управления (трос газа, трос реверса, трос рулевого привода, провода аккумулятора, провод рулевой машинки и рулевую рейку) придется на воде, или воспользоваться для спуска на воду лодки прицепом.
Нас было трое, я и два моих сына, поэтому, попросив помощи у охранника стоянки и начальника причала, мы впятером успешно спустили лодку на воду, и она сразу дала течь. В первый момент я даже не понял в чем причина и подумал, что во время сборки мы прорвали днище. Причина была банальна и проста, наши корейские товарищи пожалели герметика, когда вкручивали патрубок пробки слива в транец лодки. Мы быстро вытащили лодку на пирс, разобрали этот узел, промазали все внутри и снаружи герметиком, и стали ждать, пока герметик схватится на солнце.
Все стали говорить, что это произошло потому, что мы не разбили о борт шампанское — шутка, но инцидент неприятный, что бы мы делали, если бы начали спуск, где-нибудь на Силигере, вдали от магазина с герметиком. Через два часа герметик затвердел, и мы предприняли вторую попытку спуска на воду, которая оказалась успешной.
Следующий неприятный момент, мы обнаружили, когда стали подключать топливный бак к мотору. Штуцер шланга вывернулся из патрубка бака, а поскольку бак и штуцер изготовлены из пластмассы, то достаточно приложить небольшое усилие и, резьба может сорваться.
Скорей всего мы придавили штуцер во время перевозки. Поэтому совет — относитесь к баку с особой осторожностью, очень хрупкая вещь. Проблема резьбы была решена с помощью изоляционной ленты — не очень надежно, но на первое время пойдет. И вот настал волнительный момент, поворот ключа и мотор завелся практически сразу (с третьей попытки).
Прогрев мотор минуты три, мы втроем отправились в первое плавание, которое именуется «обкаткой мотора». Обкатку мотора производили в соответствии с инструкцией, масла добавляли 3—4 %, полный газ не давали, обороты мотора держали не выше 4,5—5 тыс.
Первые впечатления от плавания следующие: лодка с тремя человека на борту (общий вес 218 кг), плюс бак с 20 л бензина и 0,7 л масла — 16 кг, плюс 4 кг разные мелочи, итого общий вес — 400 кг быстро выходит на глиссер после 3,8 тыс. оборотов, легко управляется, имеет очень небольшой радиус поворота, быстро сбрасывает скорость после сброса газа, продолжает идти в глиссирующем режиме, до 3,6 тыс. оборотов.
Следует также отметить, что бензин я использовал 98, брал его на заправке «BР», масло минералка SELVA, которое пришло в комплекте мотором. После «обкатки», которая длилась 30 часов, я перешел на масло полу-синтетика марки Start Brite TC -W3, уменьшил его содержание до 2% и попробовал дать полный газ. Мотор выдал паспортные обороты 5500, с «родным» алюминиевым винтом с шагом 11", скорость по спидометру составила чуть больше 40 км/час, трудно вычислить точно, т. к. более мелкая шкала дана в милях (я думаю, истинная скорость, больше, т. к. у меня стоит силиконовый капилляр, соединяющий датчик и прибор и он растягивается, нужен полиэтиленовый).
Таким образом, мотор, как будто был спроектирован для нашей загрузки. Классически, конечно мотор должен развивать паспортные обороты при 80% загрузки лодки, для нашего случая это еще плюс 186 кг (как раз еще три человека, т. к. паспортная вместимость 6 человек или 650 кг), но в нашей комплектации комфортно можно плыть только 4 человекам, шесть человек посадить, конечно, можно, но тогда плыть не с большой скоростью и не на большие расстояния.
При движении с одним водителем, мотор на полном газу раскручивался до 6000 оборотов и, скорость возрастала до 45 км/час, при этом лодку очень сильно бросало, попытки изменить угол наклона мотора, чтобы прижать нос не привели к улучшению, а наоборот мотор срывал тягу, как только лодка попадала на самую маленькую волну. Так эксплуатировать мотор конечно нельзя, полетят клапаны, для этого случая надо ставить другой винт с большим шагом.
Следующим шагом была попытка буксировать лыжника и вейкбордиста. Сразу необходимо оговорится, что для того, кто хочет заниматься вейкбордингом серьезно надувная лодка не тот вариант, нет высокой волны. Но получить первые навыки, отработать повороты, простые трюки и небольшие прыжки вполне. Кроме этого вам необходимо будет приобрести обязательно гидрокостюм лучше толщиной 3мм и полностью закрытый.
Итак, я и сыновья решили начать сразу со сложного — стать на вейкборд. Дальнейший опыт показал, что лучше начинать с лыж. Наши получасовые попытки (5—6 падений каждого) ни привели не к чему хорошему. Руки и спина болели, а результат достигнут не был и, это при том, что мы заранее посмотрели учебный фильм для начинающих на видеокассете.
Основная наша ошибка заключалась в том, что мы пытались тянуть, постепенно увеличивая обороты, но для мотора в 30 сил вытянуть вейкбордиста и лыжника можно, только если сразу давать полный газ.
Следующую попытку мы совершили, надев лыжи, при этом давали полный газ и после трех — четырех падений, каждый из нас успешно поднялся из воды и поехал. Далее мы попробовали все повторить, но уже на доске и чудо, все получилось!
Нашему ликованию не было предела. Все, что было задумано, осуществилось. Несколько советов для начинающих. Когда вейкбордист встанет и начнет движение, сбрасываете обороты до 3800—4000, это будет соответствовать скорости примерно 20—25 км/час.
В первое время падений не избежать, а если вы не сбросите газ, то разгоните лодку до 40 км/час. На такой скорости падение и удар о воду по ощущениям то же самое, если вас отправили в нокаут, и вы со всего размаха падает на асфальт, честно сказать каждый из нас это испытал, но лучше бы этого не испытывать.
В описанной комплектации лодка может вытягивать лыжника и вейкбордиста весом не более 85 кг. Все наши попытки тянуть людей на лыжах с большим весом были безуспешны. Справедливости надо отметить, что приобретенные нами лыжи были рассчитаны на вес до 85 кг. Но вы не отчаивайтесь, если вы человек с немаленьким весом, эту проблему можно решить.
Мы решили ее с помощью сотрудников компании «Badger», которые посоветовали нам поставить на мотор гидрокрылья. Это два пластмассовых крыла, которые с помощью четырех винтов прикрепляются к плите мотора.
Мы пока еще не попробовали вытянуть человека с весом 100 кг, но думаю с гидрокрылями это должно получиться. О других показателях эксплуатации мотора с гидрокрыльями. Лодка выходит на глиссер при 3200 оборотах, тяга в момент выхода на глиссер заметно возросла, глиссирующий режим сохраняется до 3000 оборотов. Обороты двигателя при вышеописанной загрузке на максимальном газу не упали, скорость если и снизилась, то неощутимо, уловить по моему спидометру это невозможно, но теоретически она должна упасть, т. к. крылья дают дополнительные сопротивления. Поворачивать лодка стала с большим радиусом, не так резко как раньше и при резком сбросе газа, замедление стало больше. При движении с одним водителем рысканья и броски носовой части лодки остались, обороты двигателя на полном газу не упали, мотор также раскручивается до 6000 оборотов.
За три месяца эксплуатации (примерно 70 часов работы) мотор показал себя очень хорошо, заводился без проблем, работал как часы. Единственно от вибрации после 65 часов работы раскрутился болт, которым крепится магнит привода воздушной заслонки, было устранено в течение 5 минут.
Еще одна небольшая проблема была связана с механизмом откидывания мотора. Крюк пружины иногда выскакивал из отверстия, и поэтому нельзя было откинуть мотор — стопор не поднимался.
Было устранено, с помощью молотка, которым подогнули крюк. По лодке была одна неисправность, после 20 часов плавания начал пропускать воздух «стравливающий клапан». Было устранено путем его затяжки, очевидно, ослабла затяжка от тряски.
В целом я доволен и лодкой и мотором. Таким образом, если вы хотите начать отдых на воде и ориентируйтесь на импортную лодку, мотор, и другие воднолыжные и вейкбордисткие принадлежности будьте готовы расстаться минимум с 5000$.
Этот сезон пришел к концу, в следующем планирую поэкспериментировать с винтами, попробую найти достойный стальной винт о результатах, обязательно напишу.
Автор статьи статьи Михаил Владимирович Сиятский (mikhail.siyatskiy@enconco.ru))