Навигатор "Garmin eTrex Summit" оснащен обновленным программным обеспечением, которое содержит встроенный электронный компас, показывающий азимут навигатора, даже когда вы не двигаетесь. Высотомер оснащен построителем графика, и теперь во время движения можно видеть профиль изменения высоты над уровнем моря по трассе движения. Это стало возможным благодаря встроенному электронному магнитному компасу и барометрическому альтиметру. Чтобы откалибровать компас, пользователю с навигатором в руке следует медленно дважды повернуться вокруг своей оси в месте, свободном от помех приему сигналов спутников. Высотометр и показания высоты GPS-навигатора постоянно фильтруются для получения наиболее точных результатов. Все кнопки управления расположены на боковых поверхностях навигатора, оставляя лицевую панель корпуса для размещения экрана и антенны.
КОМПАС: Экранная страница компаса изменилась: теперь вместо ориентации в направлении движения, экран ориентируется относительно цели движения в зависимости от выбираемого пользователем минимального значения скорости и времени. Показания компаса на экранных страницах Настроек, Единиц измерения и Положения, а также значения азимута в режиме "GOTO" (Движение) могут быть установлены как в градусах, так и в милях.
Навигатор "Summit" получил новую управляющую последовательность $HCHDG для работы с внешними устройствами, поддерживающими протокол NMEA, которая включает азимут и магнитное склонение. По каналу NMEA передаются в точности те данные, которые видны на экране GPS-навигатора.
ВЫСОТА: Показания высоты включают в себя максимальное и среднее значения по маршруту. Профиль отметок высоты, кроме того, может быть использован как индикатор смены атмосферного давления в течение времени. Показания высоты на экране GPS-навигатора отличаются от тех, что передаются по каналу NMEA на внешнее устройство, которые включают максимальное и минимальное измеренное значения. Высота на экране навигатора остается вполне неизменной, тогда как передаваемые по каналу NMEA значения высоты могут непрерывно изменяться. Разумеется, и на экран и по каналу NMEA передается высота, измеренная одним и тем же барометром, но почему-то в этих показаниях имеются различия. Мы постараемся выяснить - что же в точности в отношении высоты содержат управляющие последовательности NMEA?
ПОСТРОИТЕЛЬ ПУТИ: Навигатор "Summit" способен вести наиболее детализированный протокол пути из всех навигаторов, выпускаемых компанией "Garmin". Разумеется, ничто не дается даром: высокое разрешение записи пути ограничивает длительность этой записи. Активный протокол пути может быть записан при дальности движения не более 8 миль или 14 км, при движении в автомобиле это расстояние увеличивается до 150 миль или 230 км. Могут быть сохранены до 3000 промежуточных точек в одном маршруте или 10 маршрутов по 500 промежуточных точек каждый. По-прежнему, сохраненные протоколы пути не могут быть выведены на экранную страницу Карты. Однако тут есть решение. Один записанный протокол пути следует сохранить как маршрут "Возвращение" (Trackback), который можно просматривать на экранной странице Карты.
Несколько замечаний о настройках
Компас:
Чтобы показания компаса были наиболее точны, следует найти горизонтальное место, где магнитное поле будет свободно от возмущений, и повернуться с навигатором на этом плоском месте два раза вокруг своей оси. Если настройку проводить не на ровной (горизонтальной) поверхности, то наклон магнитного поля привнесет ошибку в показания компаса навигатора.
Высотомер:
На самом деле настраивать высотомер нет никакой необходимости. Выждите неподвижно примерно час времени и датчик атмосферного давления перейдет в режим автоматической настройки (Auto Cal). На самом же деле местные регулировки барометра с включенной функцией автонастройки (ON) не имеют никакого влияния на точность показаний барометра в любом другом месте. Настройка показаний барометра в месте с известной высотой над уровнем моря будет иметь столь же сиюминутный эффект.
Если функция автонастройки (Auto Cal) выключена (OFF), то высотометр GPS-навигатора будет вести себя подобно любому другому простому барометру (т.е. показания высотомера могут отличаться от определенных при помощи спутников GPS), когда точность показаний барометра может зависеть от состояния погоды, а также от того, как соответствует математическая модель изменения атмосферного давления с высотой, заложенная в память навигатора, реальному соотношению давления и высоты. При всем при этом, насколько нам известно, даже Американская федерация аэронавтики FAA не использует для прогнозов местные особенности строения атмосферы.
Разъяснения от "Garmin":
Нормализованное, т.е. приведенное к уровню моря, давление является давлением "по умолчанию" в навигаторе, так что если при настройке высотомера вы решите выбрать показания барометра, то они сначала обнулятся. Для максимальной возможной точности мы настоятельно рекомендуем настраивать высотомер по известной высоте, определенной другими точными инструментами. Пользователю следует записать точные показания давления или высоты на бумагу до начала настройки высотомера, потому что нормализация или приведение показаний барометра к давлению на уровне моря, само по себе не обеспечивают точности измерений.
Если навигатор "Summit" будет выключен на срок около 3 часов или более после выполнения последней ручной настройки высотомера, то ему потребуется не менее 5 минут для перехода в режим автонастройки и еще не менее 30 минут, чтобы результаты этой автонастройки стали заметны. Если же вы решите настраивать высотомер по показаниям спутников, Вам потребуется соблюсти все необходимые требования к обеспечению высококачественного GPS-приема. Необходимо будет обеспечить хорошую геометрию спутников, силу сигнала и тому подобное, прежде чем автонастройка сможет привнести сколько-нибудь заметные изменения в показания высотомера.
Какими функциями оснащен "Summit"?
Навигатор "eTrex Summit" (так же, как и "eTrex") создан с расчетом на пользователя, не имеющего понятия о технологии работы навигационной спутниковой системы GPS. Органы его управления предельно упрощены, как предельно упрощены и его функциональные возможности, так что прибор и выглядит, и работает, как настоящий инструмент "для чайника", не имеющего представления о пользовании системой GPS (полный список функций навигатора приведен ниже).
Многие редко используемые функции (их в компании "Garmin" решили назвать "вспомогательными") и экранные страницы отсутствуют в навигаторе "eTrex Summit". Так, отсутствуют функции "Поперечная ошибка движения" СTE, панорамирование экранной карты и сканирование объекта карты, списки достопримечательностей и городов, таймер заряда батареек, пользовательские таймеры и возможность загрузки электронных карт местности. Да и в самом деле, некоторые из них было бы весьма затруднительно использовать при наличии всего четырех кнопок управления, не считая кнопки включения питания POWER, ведь четыре кнопки предельно упрощают управление навигатором.
Итак, заключение об "eTrex Summit"
Одназначный вердикт навигатору "eTrex Summit" вынести довольно сложно. Хотя в обычных условиях мы не обозреваем навигаторы, не обладающие возможностями работы с электронными картами, но испытуемый прибор обладает интересной и весьма полезной функцией выведения графика изменения высоты по пути движения, что может оказаться полезным для путешественников, парапланеристов, планеристов и других летающих туристов, пилотов частных самолетов и пр. Эта функция включает "профиль пути" через изменение высоты, которая представляет ваш маршрут в виде двумерного графика в координатах (x,y). Кроме того, изменение высоты сохраняется как составная часть протокола маршрута, что позволяет проводить последующий анализ своего путешествия в трех координатах (x,y,z). Это ОТЛИЧНАЯ функция!
С другой стороны, в приборе отсутствуют функции, ставшие "стандартными" для всех навигаторов, начиная с модели "G-12XL". Среди них: разъем для подключения внешней антенны, различные путевые таймеры (прибытия и полный движения), поперечная ошибка движения, база данных достопримечательностей и городов, панорамирование экранной карты и сканирование объектов карты, усреднение точек, настраиваемые информационные окна на пользовательских страницах, встроенный автоматический регулятор входного напряжения. Можно долго перечислять экранные страницы и функции, утраченные сравнительно не только с моделью "G-12XL", но и с "G-12Map" и т.п. Начиная с аппаратной версии 2.02, навигатор "eTrex Summit" 2.07 теперь может сохранять до 20 маршрутов ("eTrex" версии 2.10 по-прежнему может хранить только один маршрут).
Пригоден ли прибор для автомобилистов и путешественников?
Да, пригоден. Мы согласны с тем, что навигатор "eTrex" с его урезанными функциональными возможностями действительно весьма прост для освоения и пользования и вполне способен провести вас из пункта А в пункт Б. Он достаточно точен и вполне функционален для всех путешественников. Новейшие версии навигаторов "eTrex" и "eTrex Summit" могут сохранять 20 маршрутов по 50 точек каждый. Уникальной является возможность сохранения 3000 промежуточных точек записи протокола пути. Записанные протоколы пути могут быть сохранены для использования в качестве маршрутов "Возвращение" (Trackback), что позволяет вернуться по уже пройденному пути с высокой точностью к самой исходной точке. Компактный программный код потребляет мало энергии батареек, что является несомненным плюсом. Навигаторы "eTrex" и "eTrex Summit" оба оснащены интерфейсом с компьютером, что позволяет использовать картографические программы вроде "Street Atlas 7/8", "GARtrip", "G7ToWin" или "OziExplorer". Замечание: К настоящему времени пока не разработан протокол для работы навигатора "eTrex" с компьютером, хотя такой протокол для навигатора "eTrex Summit" создан. Мы уверены, что в самом ближайшем будущем навигатор "eTrex" будет оснащен возможностью работы с компьютером по протоколу PVT.
Как насчет чувствительности в осложненных условиях?
В сравнительных испытаниях, которые мы провели, навигатор "Summit" показался менее чувствительным, нежели прочие изделия "Garmin", но не намного, по нашим оценкам, всего на 2-3 db. Я обратился по этому поводу к инженерам "Garmin" и они предоставили мне результаты своих испытаний, согласно которым навигатор "eTrex Summit" должен быть значительно чувствительнее всех своих конкурентов. Здесь же предполагалось, что у нас был прототип навигатора, который просто "не доведен". Я провел небольшое исследование в специализированной телеконференции Интернета и опросил пользователей, у кого имеется ОБА типа навигаторов - "eTrex" и другой какой-нибудь навигатор "Garmin" и в пропорции 4:1 мои респонденты заявили о меньшей чувствительности навигатора "eTrex" сравнительно с другими навигаторами производства "Garmin". Не вижу здесь злого умысла, а всего лишь это влияние меньших размеров антенны, что и объясняет снижение чувствительности приемника навигатора на парочку децибелов.
Эксперименты в условиях лесистой местности показали, что у "eTrex" в лесу абсолютно те же характеристики приема сигналов спутников, что и у других навигаторов "Garmin" в аналогичных условиях.
Как насчет ударо- и влагозащищенности?
Навигатор "Summit" имеет ударопрочный корпус и, подобно всех прочим современным изделиям корпорации "Garmin", тестирован на герметичность при погружении под воду на глубину 1 метр в течение 30 минут. Мы не пробовали топить навигатор, но всем известно, что "Garmin" без разговоров заменяет или ремонтирует приборы, вышедшие из строя по причине потери герметичности. Так же и "Summit" выглядит ударопрочным: несколько падений на пол и на землю не заставили его перестать работать.
Прошла дискуссия о степени "водоупорности" GPS-навигаторов "Garmin" и, в частности, моделей "eTrex" и "Summit". Вот официальное заявление "Garmin" о влагозащищенности:
Корпорация "Garmin" сообщает: "Наши характеристики влагозащищенности навигаторов "eTrex" проверены по требованиям документа IEC529 и соответствуют классу IPX7. IEC - это спецификация Европейского сообщества, подготовленная Международным Советом по Электротехнике (International Electrotechnical Commission). Требования спецификации IEC очень похожи на промышленный стандарт Японии JIS-8. Документ IEC529 представляет собой великолепный образец очень серьезного подхода к проблеме испытаний на влагозащищенность. Более того, наши изделия значительно более влагозащищены, чем того требует стандарт. На заводе проводится тестирование на герметичность 100% изделий. Это стоит дорого, однако мы идем на такие расходы, поскольку именно таковы требования стандарта IPX7. Мы прекрасно понимаем, что условия эксплуатации навигатора в море могут самыми экстремальными. Даже латунные контакты, никелевое покрытие и золотая пайка могут корродировать под длительным воздействием соленой морской воды. Поэтому мы используем наилучшие материалы из возможных для изготовления контактов и, прежде всего, контактов разъемов внешнего электропитания. Все другие морские электротехнические изделия в ценовом диапазоне от 100 до 500 долларов подвержены этой угрозе. Даже требования документа IEC529 распространяются только на условия эксплуатации только в свежей воде и, возможно, именно по упомянутой причине послаблений недорогим изделиям. Никто не может гарантировать, что в экстремальных условиях любой аппарат будет работать безаварийно, однако мы неустанно работаем над повышением защищенности наших изделий.
Класс влагозащищенности IPX7 относится к случаям аварийного и непродолжительного (непреднамеренного) попадания изделия под воду. Он не учитывает возможность работы прибора под водой. Если пользователь нуждается в изделия, которые могут длительное время работать под водой, то ему следует искать изделия, сертифицированные классом IPX8 или JIS8. Однако мы не отрицаем потенциальной возможности соответствия наших изделий требованиям класса IPX8. В приложении к документу IEC529 можно прочесть, что "Изготовитель оборудования извещает покупателя об установленной степени защищенности изделия". Мы начинаем включать в сопроводительные документы к изделиям сообщения о сертфицированной влагозащищенности батарейного отсека, резиновое уплотнение которого ранее не обеспечивало достаточной герметичности по мере старения. Мы имеем все основания быть заинтересованными в представлении только самой правдивой и точной информации для наших настоящих и потенциальных клиентов" (Конец сообщения от "Garmin").