Долгожданные, многократно запланированные сравнительные тесты 225-сильных подвесных моторов наконец-то состоялись, и это было замечательно!
На тестирование были представлены лучшие моторы «Mercury», «Evinrude» и «Yamaha», которые в открытом противостоянии на одинаковых лодках «Bullet» 20XDC показали свои качества на озере Чероки на востоке штата Теннеси в начале апреля. Оправдались ли рекламные девизы производителей? А вот прочтете, и узнаете …
На тестирование были представлены лучшие моторы «Mercury», «Evinrude» и «Yamaha», которые в открытом противостоянии на одинаковых лодках «Bullet» 20XDC показали свои качества на озере Чероки на востоке штата Теннеси в начале апреля. Оправдались ли рекламные девизы производителей? А вот прочтете, и узнаете …
Долгожданные, многократно запланированные сравнительные тесты 225-сильных подвесных моторов наконец-то состоялись, и это было замечательно!
На тестирование были представлены лучшие моторы «Mercury», «Evinrude» и «Yamaha», которые в открытом противостоянии на одинаковых лодках «Bullet» 20XDC показали свои качества на озере Чероки на востоке штата Теннеси в начале апреля. Оправдались ли рекламные девизы производителей? А вот прочтете, и узнаете …
Стив Квинлан несколько месяцев вынашивал идею проведения этого сравнительного теста, даже включил его в календарь на январь 2005 года. Как нам хорошо известно, гладко бывает только на бумаге, но можно и забыть про овраги. На деле получилось так, что мы составляли план, отменяли, вновь планировали проведение испытаний. И так, раз за разом.
Весной прошлого года «Эвинруд» представила подвесной мотор E-Tec 225 H.O., так что фирменная команда BRP (сокращение от названия компании «Бомбардье Рикриейшенл Продактс») предполагала устроить для нас демонстрацию возможностей этого чуда технической мысли.
В конце лета 2004 года уже «Меркюри» начала муссировать тему создания облегченной версии своего подвесного мотора 250XS для сопоставления его возможностей с 3-литровыми аналогами от «Ямаха» и «Эвинруд». Немного сбив настройки серийного мотора, люди из «Меркюри» к концу 2004 года получили мотор 225 Pro XS. Думаете, что уже теперь было можно проводить тесты? Ничего подобного, скоро только сказка сказывается …
В конце 2004 года к нам на стоянку флота лодок «Буллет» поступил для тестов первый подвесной мотор — «Ямаха» VMax 225 HPDI. Наш мастер по настройкам Райд Кокс быстренько подготовил его и начал тестирование.
Практически сразу мы заметили, что скорости, создаваемые мотором, были выше ожидаемых, несмотря на относительно невысокие (менее 6000 об/мин.) предельные обороты. Поскольку моторы «Ямаха» комплектуются скоростным, обтекаемой формы редуктором с лыжей для защиты дейдвуда в движении на мелководье, то никаких проблем с этим мотором мы не ожидали.
Компания «Меркюри» для тестирования представила серийный мотор 225 Pro XS, укомплектованный редуктором «Торк Мастер» без носового обтекателя и серийными же «мягкими» креплениями мотора на транец.
После интенсивных квалифицированных консультаций, люди из «Меркюри Рейсинг» спохватились и тут же пересмотрели свое предложение, включив в комплект мотора заказные редукторы «Спорт Мастер» с передаточными числами 1,75:1 и 1,62:1 с обтекателем, а также «жесткие» крепления мотора, улучшающие управляемость лодки.
С компанией «Ямаха» образовалась другая проблема. На самом деле эта проблема была не новой, и мы ее не один год обсуждали.
Это увлекательная эпопея о том, почему «Ямаха» настаивает на том, что для моторов HPDI нельзя превышать обороты 5500 об/мин., и нельзя ли превысить установленное ограничение на 650 об./мин. с тем, чтобы добиться общепринятых 6150 об/мин.?
К назначенному сроку нам не удалось найти винт, который мог бы держать на больших моторах «Ямаха» те самые загадочные 5500 об./мин., хотя мы и достигали указанных в документации максимальных скоростей и характеристик разгона. Короче говоря, нам нужен был винт с шагом не менее 82 см, чтобы мотор «Ямаха» держал обороты в рекомендованном диапазоне.
Можно начинать тесты?
Как бы не так! Команда «Эвинруд» снова и снова берет паузу, ссылаясь на необходимость доводки своего нового мотора E-Tec 225 H.O., прежде всего его нового редуктора, который должен был заменить существующий корпус редуктора типа «Лайтнинг» (молния), которыми и комплектуются моторы Ficht 225 H.O.
На новом корпусе редуктора входное отверстие системы охлаждения расположено в нижней части обтекателя, имеющего более обтекаемую форму, для применения на высокоскоростных судах.
Мы уже наметили график тестирования мотора E-Tec в январе 2005 года, но только в конце марта от «Эвинруд» пришел факс, в котором сообщалось, что двигатель направлен на стоянку флота «Буллет». Полагая это окончательным решением, мы стали собираться в путь и заказали билеты в Ноксвилль.
ГОТОВНОСТЬ КО ВСЕМ НЕОЖИДАННОСТЯМ
Когда мы с Квинланом прибыли на СТО «Буллет» на озере Чероки, нас ожидали новые сюрпризы. Мы установили, что изготовители моторов должны были представить для тестов серийные образцы моторов из торговой сети. Никакой предпродажной подготовки!
Каждый мотор должен быть именно в том состоянии и конфигурации, как он предлагается рядовому покупателю, причем должен сопровождаться типовой и рядовой заводской документацией (опись комплектации, Руководство пользователя, рекламные материалы и т.п.).
С самого начала у нас возникли вопросы к происхождению детища «Меркюри». Изначально ходили слухи, что представленный ими на испытания мотор 225 Pro XS был не в оригинальном состоянии, причем больше всего вопросов вызывал редуктор «Sport Master» с передаточным отношением 1,62:1.
Тони Коти и Джек Лютьенс, представляющие интересы «Меркюри» на сравнительных тестах, отмели эти слухи, когда указали на оригинальную документацию, где ясно говорилось, что моторы версии XS можно приобрести с таким редуктором и с таким передаточным отношением — «на заказ» вместо серийного редуктора «Торк Мастер», имеющего передаточное отношение 1,75:1.
Вторая проблема оказалась не такой простой и, ее разрешение потребовало переноса испытаний на несколько дней, равно как и сдвинуло весь график испытаний.
Мотор «Эвинруд» имел новый обтекатель редуктора с «задранным» кверху носом для применения на мелководье, но представлявшие интересы «Эвинруд» Карл Сандстрём, Лэрри Фой и Глюн Остин подтвердили, что такой обтекатель редуктора компания пока что не производит. Они поклялись, что он появится в начале 2006 года на моторах типа E-Tec 225 H.O., когда они поступят в открытую продажу, но к моменту проведения наших испытаний эти же моторы комплектуются дейдвудами типа «Лайтнинг».
Более того, команда представителей компании BRP проверила настройки своего голубого цвета «металлик» мотора на стоянке у СТО «Буллет», и его новый редуктор создал сразу несколько проблем. Исключительная высота этого мотора требовала максимальных скоростей для создания достаточного напора воды в его системе охлаждения, в противном же случае — весь мотор просто перегревался.
В итоге нам почти пришлось прервать тесты. Да еще и у винта «Гидромотив», установленного на моторе, все время разрушалась втулка (срезается пластиковый вкладыш втулки), а в дейдвуде опорные подшипники вала винта «теряли» сальники. Более того, муфты подшипников в дейдвуде стали проворачиваться. Кончилось это тем, что Фой забрал всё целиком и передал местному дилеру компании, который и привел мотор в порядок.
Тем временем мы с Квинланом обсудили ситуацию и согласились, что ряду испытаний следует подвергнуть и редуктор дейдвуда типа «Лайтнинг». Нам было совершенно ясно, что хотя новый корпус нового редуктора имеет привлекательный дизайн и гидродинамическую форму (плюс 4 км/ч к этому же мотору с дейдвудом «Лайтнинг»), требует других и более длительных тестов для подтверждения своей надежности на высокоскоростных катерах вроде того, что имелся на нашей станции лодок «Буллет».
Пока суть, да дело, лодки и моторы были уже навешены, после чего осмотру подверглись корпуса лодок, обводы, крепления и т. п., — чтобы была полная уверенность в том, что все три комплекта ничем существенно не отличаются.
Вес лодки с мотором Evinrude весил меньше других — всего 706 кг, лодка с «Меркюри» весила 726 кг, а с мотором «Ямаха» — целых 733 кг. Мы пригрузили лодку с «Эвинруд»?ом 27 килограммами свинца, а на лодку с мотором «Меркюри» в рундучок за местом водителя положили запасной винт из нержавеющей стали.
Тест пилотом назначен был Кокс, причем мы фиксировали потребление горючего, разгон и максимальную достигнутую скорость для каждой лодки с тем, чтобы результаты сравнительных испытаний можно было сопоставить по всем параметрам.
ЯМАХА: ПРОСТО ДОБАВЬ ОБОРОТОВ!
«Ямаха» показала свои лучшие результаты с 4-х лопастным винтом «Гидромотив» модели «Quad IV OT» диаметром 36,83 см и шагом 76,2 см.
С таким «колесом» при максимальных 5500 об/мин. (напомним, что это максимальные обороты, рекомендованные «Ямахой») лодка разогналась до 135,8 км/ч. Разумеется, мотор способен развить и более высокие обороты, так что если бы мы пошли на это, максимальная скорость была бы более почетной для мотора «Ямаха».
Мы пошли на увеличение оборотов до возможного максимума, так что под управлением Кокса лодка развила 140,5 км/ч при 5900 об/мин., что всего лишь на 3,5 км/ч медленнее набранной «Меркюри» скорости в 144 км/ч.
Так получилось, что общие показатели этих двигателей оказались весьма достойными, на 0-48 км/ч лучше оказавшегося вторым мотора «Эвинруд», при разгоне с 60 до 100 км/ч лучше 6 секунд. Топливная экономичность показана отличная, но лучшей все-таки оказалась технология HPDI с прямым впрыском при 3500 об./мин. на скорости 72 км/ч с потреблением 26,3 л/ч и дальностью хода 251 км на одном баке емкостью 136 л, установленном на нашей лодке «Буллет» (без учета 15-литрового запаса).
Относительно управления, необходимо отметить, что наша большая «Яма» не обошлась бы без жестких креплений, потому что при резком ускорении и на максимальных скоростях она заметно смещалась вправо. Более того, ослабление крепления мотора легко могло привести к утрате управления даже притом, что на рулевом колесе нашей лодки «Буллет» установлен гидро усилитель «Teleflex SeaStar Pro» (с отличным гидропатроном № 6345), при постоянном присмотре за мотором и при движении по прямой.
Следует также оговориться, что такое ощущение было отмечено лишь в сравнении с управлением лодками с установленными моторами «Меркюри» и «Эвинруд». Вполне вероятно, что если вы ведете лодку только с этим мотором, и не переходите сразу же после этого на лодку с другим мотором, то указанное явление так и останется незамеченным.
«Ямаха» продемонстрировала отличные ходовые качества, если не упоминать о легкой вибрации в диапазоне от 1500 до 2000 об./мин. Если забыть об этом легком недоразумении, то показатели были очень типичны для моторов «Ямаха» — Великолепно!
Средние, максимальные и суммарные характеристики моторов с технологией HPDI исключительно дружелюбны для судоводителя: ему достаточно наслаждаться высшим качеством мотора, которое буквально пронизывает каждый миг пребывания на борту лодки, оснащенной таким мотором.
Уже упомянутая «мягкость» хода мотора приводит и к тому, что нос нашей лодки «Буллет» стремится парить над водой, раскачиваясь, особенно на высоких скоростях, но это легко исправить перераспределением нагрузки на борту. Ускорение очень четкое, безо всяких там фокусов, типа — «посмотрите, как я могу!» в исполнении «Меркюри» и «Эвинруда», при резком ускорении оставляющих за кормой отчетливый хвост выхлопа.
Как и во всех предыдущих тестах, «Ямаха» просто честно делала свое дело, безо всяких там выкрутасов. Это великолепный образец того, что можно сделать из известного большого подвесного мотора формулы V-6.
Нет никакого сомнения в том, что инженеры компании «Ямаха» успешно выполнили домашнее задание по скоростному редуктору VMax, который обеспечивает глиссирование, управляемость и, разумеется, необходимое давление воды в системе охлаждения на отличной скорости в 144 км/ч.
«МЕРКЮРИ»: ЧЕМПИОН ПО СКОРОСТИ И ЭКОНОМИЧНОСТИ
Несмотря на все сомнения и недоразумения, пришел момент включить стартер. Мы начали с того, что лодку «Буллет» пустили под мотором «Меркюри», и пока Квинлан протоколировал результаты, Кокс носился как безумный по озеру, чтобы в нашем тесте заполнить все ячейки.
Я зарисовал все корпуса и конфигурации, а также записал впечатления от управления лодкой, отмечая при этом, как каждый мотор работает, как разгоняется, как идет экономичным ходом, как управляется лодка на всех скоростях хода. Температура окружающего воздуха составляла 23-26º С при влажности 69%. Скорость ветра менялась от полного штиля до примерно 8 км/ч. Поверхность озера была от стеклянно-гладкой до легкой ряби, лишь случайные лодки разводили небольшую волну.
В широком диапазоне условий самую высокую максимальную скорость в 144 км/ч развил «Меркюри», в чем были едины как наш эхолот «Сталкер», так и навигатор Garmin GPS. Причем наш ручной цифровой индуктивный тахометр «ОМС» зафиксировал 5930 об/мин.
После недели настроек, Коти и Льютенс остановились для рекордных заездов на 4-лопастном винте типа «Гидромотив» модели «Quad IV OT» диаметром 36,8 см и шагом 71 см.
У них получилось: «Меркюри» не только развил максимальную скорость минимум на 8 км/ч выше, чем у ближайшего конкурента, но и снискал лавры самого экономичного, употребив всего 23,5 л/ч на самой экономичной скорости 55 км/ч (при 250 об./мин.). После усреднения показателей на различных скоростях, «Меркюри» и здесь оказался лучшим со средним пробегом 1,95 км/л.
В этом же тесте быстрейшие оказались и самыми скупыми — это отличная новость для тех, кто спит и видит себя на речных просторах, но стеснен в средствах на бензин.
В тесте на ускорение комбинация передаточного отношения 1,62:1 редуктора с винтом большого шага 71 см позволила нашему огромному «Меркюри» разогнаться с места до 48 км/ч за 8,1 сек. и от 64 до 100 км/ч — за 5,6 сек. — хорошие показатели для третьего и второго места соответственно.
По управляемости, резвый «Меркюри», без сомнения, оказался самым лучшим из трех.
Его надежное крепление в сочетании с проверенным дейдвудом «Спорт Мастер» обеспечили очень уверенное и надежное управление на всех скоростях, особенно во время ускорения и при движении на максимальных скоростях. На холостых оборотах «Меркюри» оказался самым шумным из всей тройки моторов, собственно, что выделяет и другие прочие моторы технологии OptiMax, — глухая нота, прерываемая приглушенным «кликаньем».
Некоторые находили сходство со стуком швейной машинки, особенно при работе на 1000 об/мин. Если шпоры дать коню и вывести лодку на глиссирование, то мотор сможет вдохнуть свободнее, широкой грудью, так что стуки прекратятся.
Звуки были достаточно громкие, чтобы слышать их в рубке нашего «Буллета», но ничего такого особенного не прозвучало. Средняя тяга на максимальной скорости — это как принято у всех, без всякой утраты подъемной силы и ходкости.
В целом, мотор 225 Pro XS — это «Меркюри» до последней шайбы, стараниями парней из «Меркюри Рейсинг» доведенный до эталона.
ЭВИНРУД: ЧЕМПИОН УСКОРЕНИЯ
На меня огромное впечатление произвели характеристики, или точнее, уникальные возможности мотора «E-Tec 225 H.O.» Говоря языком поэтов, «Руд» заслужил честь самого элегантного и звучащего наиболее по-гоночному.
Дизайнер мотора «E-Tec», безусловно, превзошел сам себя. Этот «Эвинруд» — самый красивый за долгие годы — и также, безусловно, более элегантен, чем округлые формы предыдущих моделей серии «Фихт».
Резкие, выделенные углы, кромки и поверхности капота мотора «E-Tec», гармонично соединенные с гоночным обликом переработанного и обновленного его дейдвуда. Фактически, лишенный старого дейдвуда «Лайтнинг», мотор «E-Tec» выглядит так, словно к нему что-то забыли приделать лишнее. Новый дейдвуд помогает «Эвинруду» выглядеть настоящим гоночным мотором.
И звук… ах, какой у него звук!
На хостом ходу это самый тихий мотор из всех трех испытанных. Но уж когда «E-Tec» поднял «Буллет» на глиссирование и лишенный глушителя выхлоп вырвался из редуктора, я в одно мгновение перенесся в 1989 год, когда свирепый, огромный и голубой «Эвинруд V-6» мчал Алана Стокера по трассе в Сент-Луисе — мимо всех остолбеневших «Меркюри» — прямо к короне Чемпиона мира в классе MOD-VP.
К сожалению, этот показатель не был основным в наших испытаниях, и мы продолжили заниматься с «E-Tec»?-ом. Ходовые испытания позволили получить достаточно надежное представление об этом моторе.
С дейдвудом «Лайтнинг» и рядовым трехлопастным винтом «Рейкер» диаметром 36,8 см при шаге 76,2 см, мотор «225 H.O.» занял твердое третье место по максимальной скорости (135,5 км/ч при 5670 об/мин.) и топливной экономичности (2,12 км/л экономичным ходом в 48,44 км/ч при 2500 об./мин.).
Ускорение, тем не менее, действительно оказалось сильной стороной этого мотора, принеся ему почетное первое место в разгоне с месте до 48 км/ч (7,4 секунды) и с 64 до 100 км/ч (5,1 секунды, на целых полсекунды лучше, чем у занявшего второе место «Меркюри»). Специально для работы с таким дейдвудом (с его недостаточным водозабором в систему охлаждения), инженеры команды «Эвинруд» опустили посадочную пластину мотора на целых 3 см ниже, что, разумеется, привело к снижению максимальной скорости хода.
СОПОСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТОВ
Команда «Меркюри Рейсинг» добилась безусловного первенства со своим мотором, как это уже было в 1995 году, когда впервые появился эпохальный мотор «Pro Max 225». Я не могу предсказать, будет ли их новый мотор «225 Pro XS» столь же популярен, как старый «Pro Max», но результаты тестов показали, что оснований для беспокойства у компании нет.
«Ямаха» и «Эвинруд» слегка отстали в наших тестах, но не настолько, чтобы можно было говорить о безусловном превосходстве «Меркюри». Особенно, если бы не подсуетились «люди в черном», и если бы не установился штиль в ясную погоду на озере Чероки.
Фактически, все моторы «Ямаха» способны на то же самое (особенно в рекламе), если поднять их обороты до 6000 и поставить более жесткие крепления навески мотора, — они ни в чем не уступят.
«Эвинруд» практически не отстал и если бы немножко доработать новый редуктор, сделать жестче крепления навески мотора, и, возможно, поставить редуктор с передаточным отношением 1,75:1 (или поднять обороты поболее 6000), — то тогда будет совсем другое впечатление.
Это о сравнении возможностей. Топливная экономичность, если на «Эвинруд» поставить новый редуктор, — у всех трех моторов вполне приемлема для большинства рыболовов, причем различие между первым и последним не превышает 0,5 км/л на крейсерской (экономичной) скорости, или на 1/10 общего расхода. Этого может оказаться достаточно для особо придирчивого рыболова, но я уверен, что большинство не заметит различия, если только различие не умножится ценой топлива.
Что же с выбросами в окружающую среду, то «Ямаха» сразу потеряла несколько технических баллов в зачете, потому что получила «всего лишь» две звезды от Управления по контролю за состоянием воздуха штата Калифорния (CARB), тогда как «Меркюри» и «Эвинруд» оба получили по три звезды в этом рейтинге.
Кроме того, «Меркюри» и «Эвинруд» оба предоставляют трехлетнюю гарантию, тогда как «Ямаха» — только на два года. Вот по этим важнейшим пунктам специалистам компании «Ямаха» следует хорошенько поработать над своей продукцией. Нравится им это или нет, но чистота окружающей среды в наше время приобретает все большее значение.
Гарантийный срок тоже важен: технология DFI по-прежнему является новинкой, во многом еще не отработанной, а потому наличие гарантии от неожиданностей — весьма важный аспект для большинства рыбаков, особенно когда идет об особо крупном размере.
А что у нас с весом? Как хорошо известно большинству читателей, вес мотора очень важен в принятии решения, в особенности, когда речь идет о легких корпусах наподобие нашей лодки «Буллет».
Мотор «Меркюри» оказался лучшим и в этой номинации; не только потому, что она оказался легчайшим со своими 235 кг, что было очень близко к обещанным документацией 230 кг. «Ямаха» оказалась на втором месте: документация обещала вес мотора «VMax 225 HPDI» 244 кг, что при нашем взвешивании превратилось в 264,5 кг; разница составила 20 кг. «Эвинруд» заявил вес мотора 230,5 кг, которые на деле обернулись 255,5 кг — разница достигла 25 кг.
Напомним, что мы взвешивали мотор в полном сборе: с капотом, винтом, гидроусилителем поворота, креплениями, кабелями и тросами, с топливом и маслом в системе. Если учесть все эти добавки, то для «Меркюри» заявленный и фактический вес 230 кг совпали копейка в копейку. Хотя, в общем-то, это тяжеловато. Во всех случаях, перечисленные нами «добавки» увеличивают заявленный вес мотора на 12-15 кг.
И в заключение о цене. Все знают, что платим мы не ту цену, что указана. Тем не менее, здесь можно цену сбивать, чего обычно не происходит при покупке автомобиля или грузовика. В таких условиях цена 16664 долл. за «Меркюри» кажется заниженной, даже если учесть, что стандартная комплектация включает дейдвуд с редуктором «Торк Мастер» с его передаточным числом 1,75:1.
Чтобы разжиться мотором наподобие того, что был у нас на тестах (с редуктором «Спорт Мастер» с числом 1,62:1), придется добавить 1286 долл., доведя общую сумму до 17950 долл.
Официальная цена «Эвинруда» — 20421 долл., но следует помнить, что компания BRP ставит в прайс-листы заведомо завышенную цену, чтобы дать своим дилерам свободу рук в предоставлении разного рода скидок.
«Ямаха» объявила мелкооптовую цену на свой мотор «VMax 225 HPDI» в размере 16720 долл., и это лучшая цена из трех, принимая во внимание отличную базовую комплектацию модели.
Полагаю, что любой из рассмотренных моторов в дилерской сети будет доступен по ценам в диапазоне до 16 до 17 тыс. долларов.
И ПОБЕДИТЕЛЕМ ОБЪЯВЛЯЕТСЯ…
При первом спуске на воду «Меркюри» руки наши просто опустились. Мы передали мотор «людям в черном». Ведь этого мотора не было в природе еще год, и когда конструкторы задумали его, наверняка не предполагали гонять на нем на скорости 130 км/ч легонькую лодку наподобие нашей «Буллет». Это поможет читателю оценить быстроту реакции и гибкость компании в стремлении добиться нужных результатов.
Честь и хвала «Меркюри»; они заслужили свою победу!
«Ямаха» и «Эвинруд» оба производят великолепные подвесные моторы, доказывающие, насколько хороша может быть технология DFI, хотя им потребуется еще немножко поработать, чтобы догнать и перегнать команду «Меркюри».
Мне очень хочется провести те же самые тесты через год, чтобы увидеть те изменения, которые конкуренты смогут привнести в свои изделия.
На тестирование были представлены лучшие моторы «Mercury», «Evinrude» и «Yamaha», которые в открытом противостоянии на одинаковых лодках «Bullet» 20XDC показали свои качества на озере Чероки на востоке штата Теннеси в начале апреля. Оправдались ли рекламные девизы производителей? А вот прочтете, и узнаете …
Стив Квинлан несколько месяцев вынашивал идею проведения этого сравнительного теста, даже включил его в календарь на январь 2005 года. Как нам хорошо известно, гладко бывает только на бумаге, но можно и забыть про овраги. На деле получилось так, что мы составляли план, отменяли, вновь планировали проведение испытаний. И так, раз за разом.
Весной прошлого года «Эвинруд» представила подвесной мотор E-Tec 225 H.O., так что фирменная команда BRP (сокращение от названия компании «Бомбардье Рикриейшенл Продактс») предполагала устроить для нас демонстрацию возможностей этого чуда технической мысли.
В конце лета 2004 года уже «Меркюри» начала муссировать тему создания облегченной версии своего подвесного мотора 250XS для сопоставления его возможностей с 3-литровыми аналогами от «Ямаха» и «Эвинруд». Немного сбив настройки серийного мотора, люди из «Меркюри» к концу 2004 года получили мотор 225 Pro XS. Думаете, что уже теперь было можно проводить тесты? Ничего подобного, скоро только сказка сказывается …
В конце 2004 года к нам на стоянку флота лодок «Буллет» поступил для тестов первый подвесной мотор — «Ямаха» VMax 225 HPDI. Наш мастер по настройкам Райд Кокс быстренько подготовил его и начал тестирование.
Практически сразу мы заметили, что скорости, создаваемые мотором, были выше ожидаемых, несмотря на относительно невысокие (менее 6000 об/мин.) предельные обороты. Поскольку моторы «Ямаха» комплектуются скоростным, обтекаемой формы редуктором с лыжей для защиты дейдвуда в движении на мелководье, то никаких проблем с этим мотором мы не ожидали.
Компания «Меркюри» для тестирования представила серийный мотор 225 Pro XS, укомплектованный редуктором «Торк Мастер» без носового обтекателя и серийными же «мягкими» креплениями мотора на транец.
После интенсивных квалифицированных консультаций, люди из «Меркюри Рейсинг» спохватились и тут же пересмотрели свое предложение, включив в комплект мотора заказные редукторы «Спорт Мастер» с передаточными числами 1,75:1 и 1,62:1 с обтекателем, а также «жесткие» крепления мотора, улучшающие управляемость лодки.
С компанией «Ямаха» образовалась другая проблема. На самом деле эта проблема была не новой, и мы ее не один год обсуждали.
Это увлекательная эпопея о том, почему «Ямаха» настаивает на том, что для моторов HPDI нельзя превышать обороты 5500 об/мин., и нельзя ли превысить установленное ограничение на 650 об./мин. с тем, чтобы добиться общепринятых 6150 об/мин.?
К назначенному сроку нам не удалось найти винт, который мог бы держать на больших моторах «Ямаха» те самые загадочные 5500 об./мин., хотя мы и достигали указанных в документации максимальных скоростей и характеристик разгона. Короче говоря, нам нужен был винт с шагом не менее 82 см, чтобы мотор «Ямаха» держал обороты в рекомендованном диапазоне.
Как бы не так! Команда «Эвинруд» снова и снова берет паузу, ссылаясь на необходимость доводки своего нового мотора E-Tec 225 H.O., прежде всего его нового редуктора, который должен был заменить существующий корпус редуктора типа «Лайтнинг» (молния), которыми и комплектуются моторы Ficht 225 H.O.
На новом корпусе редуктора входное отверстие системы охлаждения расположено в нижней части обтекателя, имеющего более обтекаемую форму, для применения на высокоскоростных судах.
Мы уже наметили график тестирования мотора E-Tec в январе 2005 года, но только в конце марта от «Эвинруд» пришел факс, в котором сообщалось, что двигатель направлен на стоянку флота «Буллет». Полагая это окончательным решением, мы стали собираться в путь и заказали билеты в Ноксвилль.
Когда мы с Квинланом прибыли на СТО «Буллет» на озере Чероки, нас ожидали новые сюрпризы. Мы установили, что изготовители моторов должны были представить для тестов серийные образцы моторов из торговой сети. Никакой предпродажной подготовки!
Каждый мотор должен быть именно в том состоянии и конфигурации, как он предлагается рядовому покупателю, причем должен сопровождаться типовой и рядовой заводской документацией (опись комплектации, Руководство пользователя, рекламные материалы и т.п.).
С самого начала у нас возникли вопросы к происхождению детища «Меркюри». Изначально ходили слухи, что представленный ими на испытания мотор 225 Pro XS был не в оригинальном состоянии, причем больше всего вопросов вызывал редуктор «Sport Master» с передаточным отношением 1,62:1.
Тони Коти и Джек Лютьенс, представляющие интересы «Меркюри» на сравнительных тестах, отмели эти слухи, когда указали на оригинальную документацию, где ясно говорилось, что моторы версии XS можно приобрести с таким редуктором и с таким передаточным отношением — «на заказ» вместо серийного редуктора «Торк Мастер», имеющего передаточное отношение 1,75:1.
Вторая проблема оказалась не такой простой и, ее разрешение потребовало переноса испытаний на несколько дней, равно как и сдвинуло весь график испытаний.
Мотор «Эвинруд» имел новый обтекатель редуктора с «задранным» кверху носом для применения на мелководье, но представлявшие интересы «Эвинруд» Карл Сандстрём, Лэрри Фой и Глюн Остин подтвердили, что такой обтекатель редуктора компания пока что не производит. Они поклялись, что он появится в начале 2006 года на моторах типа E-Tec 225 H.O., когда они поступят в открытую продажу, но к моменту проведения наших испытаний эти же моторы комплектуются дейдвудами типа «Лайтнинг».
Более того, команда представителей компании BRP проверила настройки своего голубого цвета «металлик» мотора на стоянке у СТО «Буллет», и его новый редуктор создал сразу несколько проблем. Исключительная высота этого мотора требовала максимальных скоростей для создания достаточного напора воды в его системе охлаждения, в противном же случае — весь мотор просто перегревался.
В итоге нам почти пришлось прервать тесты. Да еще и у винта «Гидромотив», установленного на моторе, все время разрушалась втулка (срезается пластиковый вкладыш втулки), а в дейдвуде опорные подшипники вала винта «теряли» сальники. Более того, муфты подшипников в дейдвуде стали проворачиваться. Кончилось это тем, что Фой забрал всё целиком и передал местному дилеру компании, который и привел мотор в порядок.
Тем временем мы с Квинланом обсудили ситуацию и согласились, что ряду испытаний следует подвергнуть и редуктор дейдвуда типа «Лайтнинг». Нам было совершенно ясно, что хотя новый корпус нового редуктора имеет привлекательный дизайн и гидродинамическую форму (плюс 4 км/ч к этому же мотору с дейдвудом «Лайтнинг»), требует других и более длительных тестов для подтверждения своей надежности на высокоскоростных катерах вроде того, что имелся на нашей станции лодок «Буллет».
Пока суть, да дело, лодки и моторы были уже навешены, после чего осмотру подверглись корпуса лодок, обводы, крепления и т. п., — чтобы была полная уверенность в том, что все три комплекта ничем существенно не отличаются.
Вес лодки с мотором Evinrude весил меньше других — всего 706 кг, лодка с «Меркюри» весила 726 кг, а с мотором «Ямаха» — целых 733 кг. Мы пригрузили лодку с «Эвинруд»?ом 27 килограммами свинца, а на лодку с мотором «Меркюри» в рундучок за местом водителя положили запасной винт из нержавеющей стали.
Тест пилотом назначен был Кокс, причем мы фиксировали потребление горючего, разгон и максимальную достигнутую скорость для каждой лодки с тем, чтобы результаты сравнительных испытаний можно было сопоставить по всем параметрам.
«Ямаха» показала свои лучшие результаты с 4-х лопастным винтом «Гидромотив» модели «Quad IV OT» диаметром 36,83 см и шагом 76,2 см.
С таким «колесом» при максимальных 5500 об/мин. (напомним, что это максимальные обороты, рекомендованные «Ямахой») лодка разогналась до 135,8 км/ч. Разумеется, мотор способен развить и более высокие обороты, так что если бы мы пошли на это, максимальная скорость была бы более почетной для мотора «Ямаха».
Мы пошли на увеличение оборотов до возможного максимума, так что под управлением Кокса лодка развила 140,5 км/ч при 5900 об/мин., что всего лишь на 3,5 км/ч медленнее набранной «Меркюри» скорости в 144 км/ч.
Так получилось, что общие показатели этих двигателей оказались весьма достойными, на 0-48 км/ч лучше оказавшегося вторым мотора «Эвинруд», при разгоне с 60 до 100 км/ч лучше 6 секунд. Топливная экономичность показана отличная, но лучшей все-таки оказалась технология HPDI с прямым впрыском при 3500 об./мин. на скорости 72 км/ч с потреблением 26,3 л/ч и дальностью хода 251 км на одном баке емкостью 136 л, установленном на нашей лодке «Буллет» (без учета 15-литрового запаса).
Относительно управления, необходимо отметить, что наша большая «Яма» не обошлась бы без жестких креплений, потому что при резком ускорении и на максимальных скоростях она заметно смещалась вправо. Более того, ослабление крепления мотора легко могло привести к утрате управления даже притом, что на рулевом колесе нашей лодки «Буллет» установлен гидро усилитель «Teleflex SeaStar Pro» (с отличным гидропатроном № 6345), при постоянном присмотре за мотором и при движении по прямой.
Следует также оговориться, что такое ощущение было отмечено лишь в сравнении с управлением лодками с установленными моторами «Меркюри» и «Эвинруд». Вполне вероятно, что если вы ведете лодку только с этим мотором, и не переходите сразу же после этого на лодку с другим мотором, то указанное явление так и останется незамеченным.
Средние, максимальные и суммарные характеристики моторов с технологией HPDI исключительно дружелюбны для судоводителя: ему достаточно наслаждаться высшим качеством мотора, которое буквально пронизывает каждый миг пребывания на борту лодки, оснащенной таким мотором.
Уже упомянутая «мягкость» хода мотора приводит и к тому, что нос нашей лодки «Буллет» стремится парить над водой, раскачиваясь, особенно на высоких скоростях, но это легко исправить перераспределением нагрузки на борту. Ускорение очень четкое, безо всяких там фокусов, типа — «посмотрите, как я могу!» в исполнении «Меркюри» и «Эвинруда», при резком ускорении оставляющих за кормой отчетливый хвост выхлопа.
Как и во всех предыдущих тестах, «Ямаха» просто честно делала свое дело, безо всяких там выкрутасов. Это великолепный образец того, что можно сделать из известного большого подвесного мотора формулы V-6.
Нет никакого сомнения в том, что инженеры компании «Ямаха» успешно выполнили домашнее задание по скоростному редуктору VMax, который обеспечивает глиссирование, управляемость и, разумеется, необходимое давление воды в системе охлаждения на отличной скорости в 144 км/ч.
Несмотря на все сомнения и недоразумения, пришел момент включить стартер. Мы начали с того, что лодку «Буллет» пустили под мотором «Меркюри», и пока Квинлан протоколировал результаты, Кокс носился как безумный по озеру, чтобы в нашем тесте заполнить все ячейки.
Я зарисовал все корпуса и конфигурации, а также записал впечатления от управления лодкой, отмечая при этом, как каждый мотор работает, как разгоняется, как идет экономичным ходом, как управляется лодка на всех скоростях хода. Температура окружающего воздуха составляла 23-26º С при влажности 69%. Скорость ветра менялась от полного штиля до примерно 8 км/ч. Поверхность озера была от стеклянно-гладкой до легкой ряби, лишь случайные лодки разводили небольшую волну.
В широком диапазоне условий самую высокую максимальную скорость в 144 км/ч развил «Меркюри», в чем были едины как наш эхолот «Сталкер», так и навигатор Garmin GPS. Причем наш ручной цифровой индуктивный тахометр «ОМС» зафиксировал 5930 об/мин.
После недели настроек, Коти и Льютенс остановились для рекордных заездов на 4-лопастном винте типа «Гидромотив» модели «Quad IV OT» диаметром 36,8 см и шагом 71 см.
У них получилось: «Меркюри» не только развил максимальную скорость минимум на 8 км/ч выше, чем у ближайшего конкурента, но и снискал лавры самого экономичного, употребив всего 23,5 л/ч на самой экономичной скорости 55 км/ч (при 250 об./мин.). После усреднения показателей на различных скоростях, «Меркюри» и здесь оказался лучшим со средним пробегом 1,95 км/л.
В этом же тесте быстрейшие оказались и самыми скупыми — это отличная новость для тех, кто спит и видит себя на речных просторах, но стеснен в средствах на бензин.
В тесте на ускорение комбинация передаточного отношения 1,62:1 редуктора с винтом большого шага 71 см позволила нашему огромному «Меркюри» разогнаться с места до 48 км/ч за 8,1 сек. и от 64 до 100 км/ч — за 5,6 сек. — хорошие показатели для третьего и второго места соответственно.
По управляемости, резвый «Меркюри», без сомнения, оказался самым лучшим из трех.
Его надежное крепление в сочетании с проверенным дейдвудом «Спорт Мастер» обеспечили очень уверенное и надежное управление на всех скоростях, особенно во время ускорения и при движении на максимальных скоростях. На холостых оборотах «Меркюри» оказался самым шумным из всей тройки моторов, собственно, что выделяет и другие прочие моторы технологии OptiMax, — глухая нота, прерываемая приглушенным «кликаньем».
Некоторые находили сходство со стуком швейной машинки, особенно при работе на 1000 об/мин. Если шпоры дать коню и вывести лодку на глиссирование, то мотор сможет вдохнуть свободнее, широкой грудью, так что стуки прекратятся.
Звуки были достаточно громкие, чтобы слышать их в рубке нашего «Буллета», но ничего такого особенного не прозвучало. Средняя тяга на максимальной скорости — это как принято у всех, без всякой утраты подъемной силы и ходкости.
В целом, мотор 225 Pro XS — это «Меркюри» до последней шайбы, стараниями парней из «Меркюри Рейсинг» доведенный до эталона.
На меня огромное впечатление произвели характеристики, или точнее, уникальные возможности мотора «E-Tec 225 H.O.» Говоря языком поэтов, «Руд» заслужил честь самого элегантного и звучащего наиболее по-гоночному.
Дизайнер мотора «E-Tec», безусловно, превзошел сам себя. Этот «Эвинруд» — самый красивый за долгие годы — и также, безусловно, более элегантен, чем округлые формы предыдущих моделей серии «Фихт».
Резкие, выделенные углы, кромки и поверхности капота мотора «E-Tec», гармонично соединенные с гоночным обликом переработанного и обновленного его дейдвуда. Фактически, лишенный старого дейдвуда «Лайтнинг», мотор «E-Tec» выглядит так, словно к нему что-то забыли приделать лишнее. Новый дейдвуд помогает «Эвинруду» выглядеть настоящим гоночным мотором.
И звук… ах, какой у него звук!
На хостом ходу это самый тихий мотор из всех трех испытанных. Но уж когда «E-Tec» поднял «Буллет» на глиссирование и лишенный глушителя выхлоп вырвался из редуктора, я в одно мгновение перенесся в 1989 год, когда свирепый, огромный и голубой «Эвинруд V-6» мчал Алана Стокера по трассе в Сент-Луисе — мимо всех остолбеневших «Меркюри» — прямо к короне Чемпиона мира в классе MOD-VP.
К сожалению, этот показатель не был основным в наших испытаниях, и мы продолжили заниматься с «E-Tec»?-ом. Ходовые испытания позволили получить достаточно надежное представление об этом моторе.
С дейдвудом «Лайтнинг» и рядовым трехлопастным винтом «Рейкер» диаметром 36,8 см при шаге 76,2 см, мотор «225 H.O.» занял твердое третье место по максимальной скорости (135,5 км/ч при 5670 об/мин.) и топливной экономичности (2,12 км/л экономичным ходом в 48,44 км/ч при 2500 об./мин.).
Ускорение, тем не менее, действительно оказалось сильной стороной этого мотора, принеся ему почетное первое место в разгоне с месте до 48 км/ч (7,4 секунды) и с 64 до 100 км/ч (5,1 секунды, на целых полсекунды лучше, чем у занявшего второе место «Меркюри»). Специально для работы с таким дейдвудом (с его недостаточным водозабором в систему охлаждения), инженеры команды «Эвинруд» опустили посадочную пластину мотора на целых 3 см ниже, что, разумеется, привело к снижению максимальной скорости хода.
СОПОСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТОВ
Команда «Меркюри Рейсинг» добилась безусловного первенства со своим мотором, как это уже было в 1995 году, когда впервые появился эпохальный мотор «Pro Max 225». Я не могу предсказать, будет ли их новый мотор «225 Pro XS» столь же популярен, как старый «Pro Max», но результаты тестов показали, что оснований для беспокойства у компании нет.
«Ямаха» и «Эвинруд» слегка отстали в наших тестах, но не настолько, чтобы можно было говорить о безусловном превосходстве «Меркюри». Особенно, если бы не подсуетились «люди в черном», и если бы не установился штиль в ясную погоду на озере Чероки.
Фактически, все моторы «Ямаха» способны на то же самое (особенно в рекламе), если поднять их обороты до 6000 и поставить более жесткие крепления навески мотора, — они ни в чем не уступят.
«Эвинруд» практически не отстал и если бы немножко доработать новый редуктор, сделать жестче крепления навески мотора, и, возможно, поставить редуктор с передаточным отношением 1,75:1 (или поднять обороты поболее 6000), — то тогда будет совсем другое впечатление.
Это о сравнении возможностей. Топливная экономичность, если на «Эвинруд» поставить новый редуктор, — у всех трех моторов вполне приемлема для большинства рыболовов, причем различие между первым и последним не превышает 0,5 км/л на крейсерской (экономичной) скорости, или на 1/10 общего расхода. Этого может оказаться достаточно для особо придирчивого рыболова, но я уверен, что большинство не заметит различия, если только различие не умножится ценой топлива.
Что же с выбросами в окружающую среду, то «Ямаха» сразу потеряла несколько технических баллов в зачете, потому что получила «всего лишь» две звезды от Управления по контролю за состоянием воздуха штата Калифорния (CARB), тогда как «Меркюри» и «Эвинруд» оба получили по три звезды в этом рейтинге.
Кроме того, «Меркюри» и «Эвинруд» оба предоставляют трехлетнюю гарантию, тогда как «Ямаха» — только на два года. Вот по этим важнейшим пунктам специалистам компании «Ямаха» следует хорошенько поработать над своей продукцией. Нравится им это или нет, но чистота окружающей среды в наше время приобретает все большее значение.
Гарантийный срок тоже важен: технология DFI по-прежнему является новинкой, во многом еще не отработанной, а потому наличие гарантии от неожиданностей — весьма важный аспект для большинства рыбаков, особенно когда идет об особо крупном размере.
Мотор «Меркюри» оказался лучшим и в этой номинации; не только потому, что она оказался легчайшим со своими 235 кг, что было очень близко к обещанным документацией 230 кг. «Ямаха» оказалась на втором месте: документация обещала вес мотора «VMax 225 HPDI» 244 кг, что при нашем взвешивании превратилось в 264,5 кг; разница составила 20 кг. «Эвинруд» заявил вес мотора 230,5 кг, которые на деле обернулись 255,5 кг — разница достигла 25 кг.
Напомним, что мы взвешивали мотор в полном сборе: с капотом, винтом, гидроусилителем поворота, креплениями, кабелями и тросами, с топливом и маслом в системе. Если учесть все эти добавки, то для «Меркюри» заявленный и фактический вес 230 кг совпали копейка в копейку. Хотя, в общем-то, это тяжеловато. Во всех случаях, перечисленные нами «добавки» увеличивают заявленный вес мотора на 12-15 кг.
И в заключение о цене. Все знают, что платим мы не ту цену, что указана. Тем не менее, здесь можно цену сбивать, чего обычно не происходит при покупке автомобиля или грузовика. В таких условиях цена 16664 долл. за «Меркюри» кажется заниженной, даже если учесть, что стандартная комплектация включает дейдвуд с редуктором «Торк Мастер» с его передаточным числом 1,75:1.
Чтобы разжиться мотором наподобие того, что был у нас на тестах (с редуктором «Спорт Мастер» с числом 1,62:1), придется добавить 1286 долл., доведя общую сумму до 17950 долл.
Официальная цена «Эвинруда» — 20421 долл., но следует помнить, что компания BRP ставит в прайс-листы заведомо завышенную цену, чтобы дать своим дилерам свободу рук в предоставлении разного рода скидок.
«Ямаха» объявила мелкооптовую цену на свой мотор «VMax 225 HPDI» в размере 16720 долл., и это лучшая цена из трех, принимая во внимание отличную базовую комплектацию модели.
Полагаю, что любой из рассмотренных моторов в дилерской сети будет доступен по ценам в диапазоне до 16 до 17 тыс. долларов.
При первом спуске на воду «Меркюри» руки наши просто опустились. Мы передали мотор «людям в черном». Ведь этого мотора не было в природе еще год, и когда конструкторы задумали его, наверняка не предполагали гонять на нем на скорости 130 км/ч легонькую лодку наподобие нашей «Буллет». Это поможет читателю оценить быстроту реакции и гибкость компании в стремлении добиться нужных результатов.
Честь и хвала «Меркюри»; они заслужили свою победу!
«Ямаха» и «Эвинруд» оба производят великолепные подвесные моторы, доказывающие, насколько хороша может быть технология DFI, хотя им потребуется еще немножко поработать, чтобы догнать и перегнать команду «Меркюри».
Мне очень хочется провести те же самые тесты через год, чтобы увидеть те изменения, которые конкуренты смогут привнести в свои изделия.
По материалам публикации Джона Тайгера. (John Tiger, Jr.)
Перевод Павла Дмитриева
Перевод Павла Дмитриева