Покупая впервые лодку, гребной винт выбрать очень просто – тот, что идет в комплекте с лодкой, обычно сделан из алюминия, - и в ряде случаев достаточно хорош.
Другое дело, когда гребной винт прошел несколько сотен миль и поизносился. Изменятся ли характеристики движения судна, если поставить винт из другого материала? Разумеется, ответ должен быть «да».
Другое дело, когда гребной винт прошел несколько сотен миль и поизносился. Изменятся ли характеристики движения судна, если поставить винт из другого материала? Разумеется, ответ должен быть «да».
Покупая впервые лодку, гребной винт выбрать очень просто — тот, что идет в комплекте с лодкой, обычно сделан из алюминия, — и в ряде случаев достаточно хорош.
Другое дело, когда гребной винт прошел несколько сотен миль и поизносился. Изменятся ли характеристики движения судна, если поставить винт из другого материала? Разумеется, ответ должен быть «да».
Гребные винты из нержавеющей стали, без сомнения, обеспечат большую быстроходность подвесному мотору благодаря тому, что их тонким лопастям для достижения оптимальных характеристик (для уменьшения трения при движении сквозь воду) можно придать любую, самую сложную форму. Проще говоря, для повышения экономичности.
Винты из нержавеющей стали также легче переносят небольшие удары о подводные объекты — а возникшие небольшие искривления совсем несложно выправить.
Тем не менее, гребные винты из нержавеющей стали имеют и отдельные недостатки. Нержавеющая сталь сама по себе — более дорогой материал и, если лодку планируется эксплуатировать в морской воде, то сталь может стать причиной коррозии дейдвуда или кормового привода.
Наиболее распространенной альтернативой стальным винтам являются гребные винты из алюминия. Они дешевле и, наряду с этим, достаточно прочны. Однако серьезные удары по алюминиевому винту порой нельзя с легкостью выправить без опасности растрескивания материала. По сравнению с гребными винтами из нержавеющей стали, алюминиевые хуже сопротивляются растягивающим напряжениям. Именно поэтому они изготавливаются с более толстыми лопастями, и как следствие, они примерно на 3 км/ч медленнее стальных при движении на полных оборотах.
Для тех, кто считает свои деньги, максимальные обороты менее важны, чем экономичная (крейсерская) скорость хода, на которой оба материала ведут себя примерно одинаково.
Поскольку алюминий гребного винта — тот же алюминий, из которого сделан дейдвуд подвесного мотора или кормовой привод, то проблемы с коррозией также сведены до минимума.
Гребные винты из композитных материалов (обычно из углеродных волокон) обладают некоторыми уникальными достоинствами. По цене и возможностям они занимают промежуточное положение между алюминиевыми и стальными винтами.
Они никогда не станут причиной коррозии, а при несильном ударе они сами упруго возвращают себе исходную форму. Композитные винты имеют наборную посадочную втулку, так что можно менять отдельные лопасти винта. Это позволяет хранить запас сменных лопастей вместо запаса сменных винтов, или брать с собой наборы лопастей для разных режимов работы лодки — один для полной загрузки лодки, другой — для легкого бега.
Композитные винты обладают замечательной прочностью и, что очень важно — исключительно легки, — причем настолько легки, что можно потерять одну лопасть и продолжить движение без опасения возникновения вибраций вала винта, которые в свою очередь, могут разрушить двигатель.
Существуют и еще более дешевые пластмассовые винты, но их используют, прежде всего, на для работы, а в качестве аварийного запаса.
Ключ к выбору подходящего винта — знание оборотов используемого мотора. Если мотор выходит на максимальные обороты при полном газе и при обычной загрузке, то винт, скорее всего, выбран правильно.
Если мотор не может развить максимальные обороты, то, пожалуй, следует подобрать винт размером поменьше.
Если мотор развивает слишком большие обороты, размер винта можно немного увеличить. Однако в случае превышения максимальных оборотов мотора, прежде всего, следует обратить внимание на загрузку лодки. Если загрузка лодки мала, то, возможно, Вам еще рановато менять коней.
Другое дело, когда гребной винт прошел несколько сотен миль и поизносился. Изменятся ли характеристики движения судна, если поставить винт из другого материала? Разумеется, ответ должен быть «да».
Гребные винты из нержавеющей стали, без сомнения, обеспечат большую быстроходность подвесному мотору благодаря тому, что их тонким лопастям для достижения оптимальных характеристик (для уменьшения трения при движении сквозь воду) можно придать любую, самую сложную форму. Проще говоря, для повышения экономичности.
Винты из нержавеющей стали также легче переносят небольшие удары о подводные объекты — а возникшие небольшие искривления совсем несложно выправить.
Тем не менее, гребные винты из нержавеющей стали имеют и отдельные недостатки. Нержавеющая сталь сама по себе — более дорогой материал и, если лодку планируется эксплуатировать в морской воде, то сталь может стать причиной коррозии дейдвуда или кормового привода.
Наиболее распространенной альтернативой стальным винтам являются гребные винты из алюминия. Они дешевле и, наряду с этим, достаточно прочны. Однако серьезные удары по алюминиевому винту порой нельзя с легкостью выправить без опасности растрескивания материала. По сравнению с гребными винтами из нержавеющей стали, алюминиевые хуже сопротивляются растягивающим напряжениям. Именно поэтому они изготавливаются с более толстыми лопастями, и как следствие, они примерно на 3 км/ч медленнее стальных при движении на полных оборотах.
Для тех, кто считает свои деньги, максимальные обороты менее важны, чем экономичная (крейсерская) скорость хода, на которой оба материала ведут себя примерно одинаково.
Поскольку алюминий гребного винта — тот же алюминий, из которого сделан дейдвуд подвесного мотора или кормовой привод, то проблемы с коррозией также сведены до минимума.
Они никогда не станут причиной коррозии, а при несильном ударе они сами упруго возвращают себе исходную форму. Композитные винты имеют наборную посадочную втулку, так что можно менять отдельные лопасти винта. Это позволяет хранить запас сменных лопастей вместо запаса сменных винтов, или брать с собой наборы лопастей для разных режимов работы лодки — один для полной загрузки лодки, другой — для легкого бега.
Композитные винты обладают замечательной прочностью и, что очень важно — исключительно легки, — причем настолько легки, что можно потерять одну лопасть и продолжить движение без опасения возникновения вибраций вала винта, которые в свою очередь, могут разрушить двигатель.
Существуют и еще более дешевые пластмассовые винты, но их используют, прежде всего, на для работы, а в качестве аварийного запаса.
Ключ к выбору подходящего винта — знание оборотов используемого мотора. Если мотор выходит на максимальные обороты при полном газе и при обычной загрузке, то винт, скорее всего, выбран правильно.
Если мотор не может развить максимальные обороты, то, пожалуй, следует подобрать винт размером поменьше.
Если мотор развивает слишком большие обороты, размер винта можно немного увеличить. Однако в случае превышения максимальных оборотов мотора, прежде всего, следует обратить внимание на загрузку лодки. Если загрузка лодки мала, то, возможно, Вам еще рановато менять коней.
По материалам одноименной публикации Джима Дэли (Jim Daly)
опубликованной на www.motorboating.com
Перевод Павла Дмитриева
опубликованной на www.motorboating.com
Перевод Павла Дмитриева