Quicksilver, Penzoil уже достаточно известны на российском рынке. А как же остальные масла? Они что, все одинаковые? И означает ли это, что они полностью взаимозаменяемы и могут смешиваться в любых пропорциях? Чтобы ответить на эти вопросы, я побродил в Интернете и пообщался с друзьями, работающими в этой области. Вопрос, по-прежнему, открыт. Извините, что не могу сам на него ответить и рад буду получить консультацию от любого сведущего в этой проблеме специалиста. Хотя, некоторые выводы для себя я уже сделал…
Это то, чего всегда не хватает. Причем, если уж не хватает - то всерьез. Даже если нехватка случилась в давно забытом отпуске, то память сохраняет жгучее ощущение беспомощности… Каждый раз, когда мы собираемся покупать масло, моя жена вспоминает ребят на Вуоксе - счастливых обладателей алюминиевого катера под новенькой 3-цилиндровой 'Ямахой', которые были готовы отдать все на свете - за бутылку фирменного масла! Настроение у них, было, прямо скажем, никакое. Они выехали на неделю отдохнуть и порыбачить, а масла - только на одну заправку. Естественно, в ближайшем магазине такого масла просто не найти. Жена предложила отдать бутылочку Penzoil-a из нашего запаса. Однако, можно ли заливать это масло в 'Ямаху' - ни мы, ни владельцы мотора не знали. Как обычно, помог старый русский принцип - 'Авось, пронесет'. Ребята прокатили нас на своем катере под 'Ямахой'. Мне поездка очень понравилась еще и потому, что это очень тихий мотор. Расстались мы полные взаимного уважения и признательности.
В результате этого непримечательного случая, в голове появились мысли-сомнения: 'Все ли масла одинаковы? Чем объясняется разница между ними в цене?'. 'Дешевое масло сокращает срок службы мотора, но экономит средства'. Кто прав? Кто не прав?
Я постараюсь ответить на этот вопрос, меня самого постоянно заботящий, с помощью моих друзей. Один из них, однажды наткнулся на продавца невозможно дешевого моторного масла, а другой, обратил внимание на черное пятно в выхлопном отверстии своего мотора 'Mariner 15' после всего нескольких часов работы. Возможно, страсть наших знакомых с Вуоксы к фирменному маслу 'Ямаха' и преувеличена, однако что-то здесь все-таки есть. Покупая новый мотор, вряд ли хороший хозяин станет экономить деньги на фирменном рекомендованном масле. Я обычно не обращаю большого внимания на то, масло какой фирмы я покупаю для своего мотора. И в то же время, отправляясь в дальний путь, мы стараемся захватить с собой запас именно 'настоящего' масла (Penzoil, Quicksilver и т.п.).
Здесь трудно разделить технический и экономический вопросы. Есть производители моторов, которые настаивают на использовании только конкретных марок моторных масел потому, что..., а про разброс цен уже и говорить нечего (даже, на одно и то же масло - в одном и том же магазине), равно как, и про огромное разнообразие комплектаций двигателей (с - или без системы дозировки масла, конструкции смесителя масла и т.д.). Кроме того, следует согласиться, что возможный отрицательный эффект от использования дешевого моторного масла может проявиться только по прошествии длительного срока эксплуатации мотора с таким маслом. Более того, покупая подержанный мотор, мы можем и не догадываться о прошлой истории его эксплуатации с конкретными типами масла. Дешевое масло свое разрушительное действие проявляет не мгновенно: ведь мы сами могли допустить ошибку в приготовлении топливной смеси. Да и проблема могла быть на самом деле в конструкции мотора, а дешевое масло послужило лишь катализатором негативных процессов (в моторе, в водяном насосе, на распределительном валу и т.п.). В таком случае, масло становится лишь 'последней каплей' в ситуации, возникшей совсем по другим причинам.
Совсем иначе разворачиваются события при постоянном использовании 'дешевого' масла. Во-первых, следует разделять масла на минеральной основе и специальные сорта масел, имеющие синтетическую или полусинтетическую основу. С минеральными маслами более или менее все понятно и, начав использовать такое масло, лучше его и придерживаться. Специальные масла все различные и более дорогие, причем, соглашусь с общей рекомендацией большинства производителей моторов - использовать такие масла на высокотехнологичных моторах, работающих в режиме постоянной и полной загрузки. Кроме того, владельцы, заинтересованные в использовании лучших продуктов, предлагаемых рынком, также должны обратить свое внимание именно на специальные сорта масел. Нельзя упускать из виду и рекомендации в отношении специальных масел, даваемые производителями конкретных моторов.
И вот что я установил в результате своих поисков:
Мои выводы:
Владимир Ситников