Новинка, на которую стоит обратить внимание владельцам электромоторов для лодок, – это тестер аккумуляторов с названием Аlternator / Battery Checker, которое дословно переводится как «тестер генератора / батареи» (далее АВС).
Интерес к такому прибору обусловлен тем, что многим водномоторникам необходим практичный тестер, позволяющий оперативно отслеживать состояние зарядки аккумулятора глубокого разряда (Deep Cycle), который обычно используется совместно с подвесными электромоторами. И, наряду с этим, иметь возможность контролировать эффективность работы генератора бензинового мотора.
Новика представляет собой прибор в корпусе 2х3х12 см, выполненный в брызгозащитном исполнении, с магнитом на задней панели, с крокодильчиком и щупом на двух проводах красного и чёрного цветов. На передней панели тестера аккумуляторов расположена шкала с шестью светодиодами разных цветов: 5.0 – 12.0 – 12.5 – 13.0 – 13.5 – 14.0 Вольт.
У тестера аккумуляторов ABC индикатор (5.0 V) служит для информации о наличии напряжения ниже 11 V. Этот светодиод загорается при 4 V и далее горит постоянно. Следующий светодиод (12.0 V) начинает тускло светиться при напряжении около 11 V и достигает практически полной яркости при 11.6 V. А вот индикатор (12.5 V) включаются практически моментально при напряжении 12,5-12,6 V и на полную яркость. Светодиоды (13)-(13.5)-(14) V включаются при соответствующих напряжениях с небольшой погрешностью в 0.1-0.2 V, но для тестирования работы генератора лодочного мотора или зарядного устройства такой точности более чем достаточно.
Начнём с аккумулятора. Степень заряда аккумулятора можно выяснить косвенным методом – по величине напряжения на клеймах батареи. Полностью заряженная батарея имеет потенциал около 12.5-12.8 Вольт. При значении потенциала 11-12 V разряд батареи составляет около 50%. Если батарея разряжена полностью, то напряжение на клеймах будет ниже 11 V. Зная эти значения можно контролировать степень заряда аккумулятора лодочного электромотора. Именно для этого мы и планировали использовать прибор АВС.
Если подключить тестер ABC к аккумуляторной батарее, то мы сможем с достаточно высокой точностью судить о степени ее заряда:
- загорелся индикатор (5.0 V) – аккумуляторная батарея полностью разряжена;
- загорелся индикатор (12.0 V) – аккумуляторная батарея разряжена на 50%;
- загорелся индикатор (12.5 V) – аккумуляторная батарея полностью заряжена.
Перейдём к контролю работы генератора стационарного или подвесного двигателя. Подключаем аккумулятор к генератору лодочного мотора и запускаем двигатель. Стандартное значение напряжения заряда аккумулятора составляет 13.5 V.
Подключаем тестер аккумуляторов к клеймам и, в зависимости от того, какие индикаторы загорелись, мы можем судить о процессе заряда батареи:
- загорелся индикатор (13.0 V) – аккумуляторная батарея заряжается, но напряжения заряда мало. Причиной может быть дополнительная нагрузка в бортовой сети или низкие обороты двигателя;
- загорелся индикатор (13.5 V) – аккумуляторная батарея заряжается успешно;
- загорелся индикатор (14.0 V) – аккумуляторная батарея заряжается, но напряжение заряда высоко, возможно, не исправен стабилизатор напряжения двигателя.
Подводя итоги, можно сказать, само исполнение компактного тестера аккумуляторов АВС – без экранов и движущихся деталей, что повышает его надёжность. Корпус такого тестера при этом не боится брызг воды и вибраций. Наличие магнита на задней стенке делает его удобным при эксплуатации, так всегда можно найти удобное место для размещения.
Прибор обладает достаточно широкими функциональными возможностями. Он позволяет оценить исправность тягового аккумулятора подвесного электромотора, степень его заряда, а также определить работоспособность генератора лодочного двигателя.