На первый взгляд, эта лодка - как лодка. Имеет достаточно необычный дизайн, U-образная, надувная. Среди конструктивных особенностей можно отметить скошенные концевики баллонов, интерцептор, стравливающий клапан, сливной клапан створчатой конструкции. Но они есть уже и на других надувных лодках Badger...
Однако, при ближайшем рассмотрении, взгляд останавливается на килевой части судна. Даже не останавливается, а упирается и, дальше уже двигаться просто не может...
Однако, при ближайшем рассмотрении, взгляд останавливается на килевой части судна. Даже не останавливается, а упирается и, дальше уже двигаться просто не может...
Многие водно-моторники уже, наверное, заметили как вслед за Quicksilver, спустя некоторое время под торговой маркой Badger появились лодки серий Sport и Heavy Duty. И, хотя многим, кто хоть как-то знаком с рынком надувных лодок понятно, откуда здесь «ноги растут», то в данном случае - аналогов новой «всеволновой» серии Wave Line - нет ни у кого.
Новая серия лодок Wave Line, по сравнению с классическими аналогами, имеет киль, можно просто сказать «острый как бритва». Логично возникает версия – здесь имеет место встроенный жесткий раздвижной киль - многие помнят такую конструкцию. Сейчас несколько зарубежных производителей, по-прежнему, изготавливают такие надувные лодки.
Новая конструкция киля, названная Twin Keel, действительно полностью надувная. В разрезе Twin Keel - очень похож на восьмерку, только несимметричную. Такое техническое решение, вместе с оригинальной системой раскроя днища привело к возможности получить внушительную килеватость, особенно в носовой части, что сделало обводы данной надувной лодки очень похожими на RIB. Но, новая надувная лодка Wave Line – надувная…
Что мы хотели и что, в конечном итоге, получили?
В ряде случаев, движение классического надувного судна на короткой волне, можно сравнить со стиральной доской – жестко и постоянно трясет. Бороться с этим, можно только сбросив скорость до практически водоизмещающего режима. Еще одним минусом становится постоянное забрызгивание водой кокпита через нос судна.
Поэтому, при разработке серии лодок Wave Line перед нами стояла задача сделать ход судна более мягким, а движение по короткой волне более эффективным, сохранив при этом высокие скоростные характеристики.
Существует несколько решений данной задачи, однако, принимая во внимание тот факт, что наряду с нововведениями, эта лодка должна остаться доступной по цене, вариант глубокого V был принят нами как основной.
С помощью наших американских партнеров было проведено 3D моделирование, которое доказало, что практическая реализация такого проекта - возможна. Однако, первые же опытные прототипы принесли ряд сюрпризов, показав, что модели – это модели, а вот испытания в реальных условиях…
В начале этого года к данной разработке подключились корейские инженеры. Оказалось, что их богатейший опыт, может оказаться полезным и при решении не совсем стандартных задач. В результате, с первой водой Финский залив увидел новую скоростную и мореходную лодку Wave Line 350. Уже на первых ходовых испытаниях эта модель показала очень хорошие гидродинамические характеристики, а величины замеров скорости были в пределах лучших достижений Sport Line.
В ходе серии испытаний хорошую эффективность показали наружные реданы, установленные на внешней стороне надувных баллонов. Наряду с дополнительной подъемной силой, стремящейся выровнять судно при прохождении поворотов, они достаточно существенно снижали брызгообразование практически на всех режимах движения.
В течении всего лета проводилась доводка конструкции лодок новой серии. И если мы сами тестировали судно в критических режимах, то наши партнеры в Корее отлаживали специально для этой модели лодки технологию, оптимизировали раскрой, разрабатывали несколько вариантов новой подвижной системы настройки сидений, а также новый профиль подруливающих устройств. В общем, несколько прототипов постоянно «летало» туда и обратно…
Одним из новых технических решений, опробованных в это же время, стала дополнительная защита наружного сварного шва баллонов боковой ребордой, что не только способствовало увеличению надежности всей конструкции в целом, но и сделало внешний вид судна более привлекательным. Как и на всех надувных лодках Badger, специальный крюкообразный профиль бокового брызгоотбойника, наряду со своей основной функцией – защитой бортов судна при швартовке, предназначен еще и для защелок при установке тента или другого оборудования.
Согласно нормам безопасности, по всему периметру судна был расположен леер. На надувных лодках этой серии он устанавливается в верхней части баллонов и не имеет значительной слабины по длине. Концевые части леера усилены термоусадочным пластиком. Такое техническое решение позволило использовать леер и в качестве весьма эффективной длинной ручки для пассажиров. Для водителя же, конструкторами была предусмотрена специальная ручка, расположенная на правом баллоне судна.
Места крепления леера были дополнительно усилены по всем периметру верхней части баллонов широкой накладкой из PVC, что также позволило снизить вероятность повреждения баллонов при загрузке в лодку габаритных, абразивных предметов или снаряжения с острыми краями.
После того как новые лодки были заявлены на выставке в Москве, мы предложили ряду наших экспертов попробовать новую лодку на воде. На самом деле, нужно сказать, что это группа активных людей, имеющих самые разные пристрастия, но проводящих значительную часть своего свободного времени на воде. В нее входит несколько рыболовов, которым вообще скорость не нужна, но важно, чтобы судно двигалось мягко, было весьма маневренным и его заливало на Ладожской волне. Для отдыха с друзьями, приоритетами являются не только скорость, но и удобство самой эксплуатации. Среди них были даже такие, кто хотел бы видеть судно, которое, будучи оборудованным двигателем сил, так на 15-ти, двигалось со скоростью более 50 км/час. Впервые в таких тестах принял участие член нашего «Клуба Экспертов» Сергей Гурьянов.
По нашему глубокому убеждению, всех этих людей объединяет одно – любовь к активному отдыху на воде, к лодкам, к ощущениям брызг и ветра в лицо...
В результате, мы получили достаточно приличный список доделок и, наверное, самое главное, предложений…
Первый вариант брызгозащитной сумки, которая стационарно крепилась в носовой части судна и была предназначена для размещения необходимого снаряжения на борту, вызвал ряд нареканий у большинства экспертов. Поэтому, носовая герметичная сумка, изготовленная из PVC материала, аналогичного баллонному, стала съемной.
Носовая часть новой лодки также получила видоизмененную носовую ручку, которая может использоваться как для буксировки судна по воде, так и в качестве кольца для фиксации якоря.
Перспективным, было признано предложение наших экспертов с целью защиты судна от попутной волны при остановке, и попадания брызг от мотора в движении, в местах стыковки транца и надувных баллонах установить комингсы, изготовленные из PVC. Последние тесты показали достаточную эффективность данного решения.
В ходе осенних тестов мы опытным путем определили наиболее оптимальный профиль днища в кормовой части судна, что позволило избавить от «свечки» при быстром старте судна с места даже с двигателем 30 л.с., а также сделать ход лодки более ровным без завалов.
Наша последняя серия тестов застала уже первый снег, и была посвящена ходовым испытаниям, в том числе и с использованием двигателей разной мощности. В этот период, были окончательно испытаны все модели и приняты типоразмеры 360, 390, 420.
Все лодки серии прошли тестирование с двигателями различной мощности Selva 5, 6, 15 и 30 л.с.
Для улучшения ходовых характеристик и обеспечения устойчивости судна на курсе на баллонах лодки были установлены подруливающие плавники (кильки), что позволило существенно уменьшить радиус поворота судна, обеспечив тем самым, «последний штрих» в тонкой регулировке курсовой устойчивости судна.
Так как у каждого владельца надувной лодки есть свои предпочтения, то место установки одной или двух банок, входящих в базовую комплектацию судна, теперь каждый может выбирать по своему усмотрению. Об этом много говорили владельцы наших надувных лодок. Теперь корейскими инженерами была разработана простая и надежная система направляющих, расположенных на баллонах. Каждое из двух сидений, входящих в базовую комплектацию, снабжено замками, фиксирующими сиденье на направляющих.
Новая серия Wave Line будет комплектоваться двумя типами сборных щитовых пайолов – алюминиевым и фанерным, ламинированным нескользящим покрытием. Оба типа пайолов унифицированы и, при необходимости, теперь можно укомплектовать лодку обеими типами.
В базовую комплектацию каждой лодки теперь входят три сумки (для пайолов, самой лодки и для стрингеров). Сумки изготовлены из более прочного материала по отношению с использовавшимся ранее. Места крепления ручек для переноски – усилены. Все ремневые замки оснащены неразъемными соединительными кольцами.
Как и большинство моделей надувных лодок Badger, лодки Wave Line имеют следующие технические особенности:
- Транец изготовлен из многослойной водостойкой фанеры и закреплен между баллонами под углом 6-8 градусов с помощью специального U-образного профиля из PVC. В верхней части транец дополнительно защищен П-образной пластиковой накладкой.
- В носовой части установлен стравливающий клапан, который наряду с эллиптическими перегородками между отсеками баллонов, является дополнительным элементом в системе перераспределения давления.
- Конструкция клапана для слива воды – створчатая, поэтому нет никаких пробок, которые могу потеряться. Управление клапаном осуществляется изнутри лодки с помощью запорного устройства с мембраной.
- Использование такого технического решения как интерцептор, привело к существенному снижению брызгообразования и к увеличению гидродинамического качества надувного судна, а также стало дополнительной защитой нижней части транца судна при движении по мелководью или при ударах о подводные препятствия.
- Наклоненные вниз концевики баллонов имеют в плоскости контакта с поверхностью воды отрицательный угол атаки, что обеспечивает судну оптимальный угол положения корпуса в зависимости от скорости набегающего потока, а также дополнительную подъемную силу, что в конечном итоге уменьшает как дифферент, так и время выхода судна на глиссирование.
Широкая популярность надувных лодок выводит их далеко за рамки обычной эксплуатации в прибрежной зоне. Наряду с тем, что новая серия Wave Line имеет категорию плавания (С), за счет нового днища с глубоким V и других новых технических решений, она обладает принципиально новыми свойствами, способствующими улучшению комфортности передвижения, причем без потери крейсерской скорости.
Новая форма днища обеспечивает максимально эффективное прохождение судном волны, существенно снижает вероятность забрызгивания, а значит, делает новые надувные лодки Wave Line наиболее мореходными.
Автор статьи Владимир Пуляк (boat@badger.ru)