Close
E-Mail:
Пароль:
Запомнить меня
Ваша корзина1 Закрыть

8 (812) 321-88-80
с 10:00 до 18:00 (MSK)
ON-LINE КАТАЛОГВЫГОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯНОВОЕ НА САЙТЕКОНТАКТЫОПТОВИКАМНаши партнерыФОРУМ
поиск


Главная > Статьи и обзоры > Лодки и катера > СПУСК И ПОДЪЕМ. Опыт профессионала.
СПУСК И ПОДЪЕМ. Опыт профессионала.
Спуск на воду и подъем из воды лодки на берег – с разной степенью подробности упоминаются во всех книгах о моторных лодках. Однако все, что я прочел в книгах, малопригодно для условий, которые имеются в моем районе.
Имеющиеся описания методов спуска лодки на воду на мелководном берегу с твердым и слегка покатым дном вполне удовлетворительны только для условий тихой погоды.


Спуск
В том районе, где мне приходится спускать лодку на воду с каменистого и поросшего кустарником берега, ситуация осложняется самыми большими на Британских островах приливами. Разница между минимальным и максимальным уровнем подъема воды составляет 10 метров, так что через мой «причал» протекает огромное количество воды с 12-часовым интервалом.

Поток приливной воды может двигаться со скоростью до 4 узлов и, встречаясь с бетонными блоками, укрепляющими берег, способен создать крупные волны на моем причале даже в безветренную погоду. Поэтому традиционный способ спуска лодки на воду зачастую попросту не может быть использован из-за опасности повреждения днища. Поэтому судоводители, проживающие в таких «экстремальных» условиях, включая и меня, разработали свой оригинальный способ спуска-подъема лодок, который может ужаснуть человека, привыкшего к традиционному спуску-подъему в тихой гавани.

Вода по одну сторону моего причала очень глубокая. В этом-то и заключается решение проблемы: мы просто сбрасываем лодку в воду с высоты, так что колеса трейлера даже не приходится мочить!

Подъем
В этом состоит роковой ответ на серьезный вопрос, хотя этот способ совсем не обязательно, или даже невозможно, применять в каждой местности, а лишь только там, где действовать нужно быстро в быстро изменяющейся ситуации, причем, начав спуск лодки, останавливаться уже нельзя.

Самое важное здесь – правильная подготовка, и сбой в подготовке не позволит правильно выполнить спуск лодки на воду!

Во-первых, для таких условий трейлер следует использовать современный многороликовый, когда корпус лодки опирается на поворотную роликовую «постель».

Причем ролики на крайней задней линии постели должны быть расположены близко друг к другу, чтобы V-образный нос лодки не провалился между роликами и не ударился о металлическую раму трейлера на заключительной стадии операции спуска.

Если подъем лодки Вы обычно производите лебедкой на постель трейлера прямо из воды, последующее изложение можете спокойно пропустить. Подвесной мотор лодки следует поднять в наиболее высокое положение и надежно закрепить в таком положении.
Не будем также говорить о случаях, когда берег слишком пологий, так что лодке может не хватить глубины для спуска: бросать лодку в воду с берега, когда глубина не больше полуметра, – по меньшей мере, неразумно.

Мы подтягиваем лодку вверх и бросаем ее в воду обычно с небольшой высоты. Выполняемые последовательно, эти действия делают практически незаметным процесс опускания лодки вплоть до того момента, когда она закачается на волнах. Для обратного подтягивания потребуется трос, длинный достаточно для того, чтобы лодка погасила скорость, двигаясь в обратном направлении, так то при желании ее можно было бы вообще остановить.

Лично я завожу трос за ухо, установленное с внутренней стороны носа лодки. Зачем?
Да очень просто: когда лодка опустится на воду, можно просто канат бросить внутрь лодки и забыть о нем. Если же канат закреплен снаружи лодки, то на плаву убрать канат будет ой как не просто! Когда канат упадет в воду, ваши проблемы как раз с этого и начнутся, особенно если канат этот возьмет и намотается на винт. Канат, укрепленный внутри, значительно проще извлекается, когда лодка на плаву, равно как и заводится за ухо.

Для спуска на воду мы запускаем операцию подъема в обратном порядке. Причем экипаж лодки из соображений безопасности находится по бортам лодки, чтобы предупредить возникновение любой опасности, в том числе – отгонять любопытных, которые могут оказаться сбоку лодки вне вашего поля зрения, причем, зачем они туда лезут – обычно никто объяснить не может, в том числе и они сами.

По прибытии к урезу воды трейлер расцепляется для того, чтобы колеса трейлера могли встать на самую кромку причала. Члены экипажа все вместе должны помочь колесам встать на самую кромку.

Закрепите накрепко ручной тормоз колес трейлера. Теперь можно оценить ситуацию: на самом ли деле за колесами трейлера начинается глубина, а «постель» трейлера направляет ли лодку подальше от бетонной стенки причала? Следите за приливом и за ветром, например, наблюдая за недалеко стоящими лодками или буями, фалинь укрепите за ухо изнутри носа лодки, отведите от каната членов экипажа, чтобы никто не стоял между фалинем и урезом воды. Отцепите стопорный конец и крепежные ремни. Момент истины близок!

На счет «три» опустите полностью назад постель трейлера: лодка начнет движение к воде. Ни в коем случае не следует спускать лодку, притормаживая ее лебедкой: можно сломать лебедку, ее тормоз или зубья шестерен, что может быть крайне опасно для любого человека, находящегося вблизи лебедки. Мы такое видели многократно – в самых разнообразных ситуациях – так что не делайте ничего подобного!

Отпустите тормоз лебедки и, пусть сила тяготения сделает свое дело. Вы только стойте поодаль и наблюдайте, как ваше судно гордо и уверенно встретится с водой.

В общем-то, это зрелище действительно не для слабонервных, потому что вода в лодку обязательно наберется. А поскольку надувные RIB-лодки имеют транцы, не препятствующие стоку воды, то даже если на корме стоит тяжелый 4-тактный Mercury, вода быстро вся уйдет. Наш 5,5-метровый Humber Ocean Pro электронасос освободил лодку от остатков воды почти мгновенно. При спуске на воду большой 18-футовой RIB-яхты Bayliner, также как при спуске быстроходных рыболовных лодок, нам удавалось совершенно не набрать в них воды.

Разумеется, результат существенно зависит от скорости спуска лодки. Один раз RIB-лодка Coastguard просто перевернулась, когда ее подсекла при спуске небольшая волна.

В общем, лодку следует спускать на воду - пустую, сняв с нее все личные вещи и приборы со стойки управления. При переворачивании лодки она вся может оказаться мокрой, но насос поможет решить эту небольшую проблему, да и сама вода не задержится.

Для подъема лодки не требуется подсовывать под нее «постель» трейлера. Мы пробовали поднимать лодку с зажатыми тормозами трейлера и без тормозов, и решили никогда больше не поднимать лодку на незаторможенный трейлер. Свободно движущийся трейлер при подъеме на него лодки сдвинется навстречу смещающемуся центру тяжести и днище лодки, как челюсти крокодила, шлепнется о передние ролики постели. Любой, кто попадется под этот укус, погибнет. Хотя сам я такого никогда не видел, но слухами земля полнится, то и в голове вертится простая фраза «ни в коем случае…»

Можно поднимать лодку и через борт. Сильная волна у причала, смолистые или густые илистые отложения в подводной части пирса, невидимые под 3 сантиметрами мутной взбитой воды, значительно меньше могут повредить лодку при таком способе подъема.

Спуск – это подъем наоборот, и главное опять же – правильно установить трейлер. Укрепите трос лебедки на трейлере, а экипаж пусть подведет лодку к захватам трейлера. Во время подъема лодки на постель, экипаж должен помогать лодке двигаться правильно, в то время как вы должны выбирать освобождающийся фалинь и другие тяги.

Последнее, что нужно сделать, не забыв проверить надежность закрепления подвесного мотора в поднятом положении и, что он выключен (черт бы побрал эти тихие четырехтактные моторы!) – закрепить страховочный конец за ухо в носовой части лодки, чтобы лодка не скатилась назад, как только вы выключите лебедку.

Если такого страховочного конца на трейлере нет, немедленно его раздобудьте и установите. Количество лодок, которые скатились с трейлеров в непосредственной близости о берега – вполне достаточно, чтобы не повторять самому чужих ошибок. Кстати, никто не знает, почему изготовители трейлеров не комплектуют их страховочными концами для фиксации лодок?..

Об авторе: Дейв Малле – штатный тренер Королевского Яхт-клуба Великобритании, от имени этой организации занимающийся обучением и подготовкой будущих инструкторов курсов вождения моторных лодок. Кроме того, Дейв Малле основал Британскую ассоциацию клубов рыболовов-лодочников и руководит собственной школой обучения вождению моторных лодок Wavelength Training.

Перевод одноименной статьи Дейва Малле (Dave Mallett),
опубликованной в журнале RIB (2003 год)
выполнен Павлом Дмитриевым.
Распродажа
Неопреновые сапоги Grubs Stalking 5.0 (размер RU36)
3 640.00 р.
4 550.00 р.
Лодочное кресло Highback Rainbow
5 000.00 р.
6 800.00 р.
Винт R2-1011 Hustler алюм 10 3/8 х 11
3 800.00 р.
4 480.00 р.
Спиннинг Mystic Fury JT 800 (244 см, 2-15 г)
4 150.00 р.
5 680.00 р.

Рассылка новостей

 
Ваше имя
 
E-mail
Подписаться
Отписаться
ON-LINE КАТАЛОГ | ВЫГОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | НОВОЕ НА САЙТЕ | КОНТАКТЫ | ОПТОВИКАМ | Наши партнеры | ФОРУМ
Главная страница | English version | Корзина | Вход/регистрация | Зачем регистрироваться?
© 2000-2014 Badger
info@badger.ru