Предыдущая версия, опубликованная в прошлогоднем варианте конкурса, содержала в себе мои первоначальные феерические впечатления от первого сезона комфортной ловли на лодке ПВХ.
После многолетних мучений с «Нырками» (отличное название для надувной лодки, не правда ли?), «Уфимками» и прочими чудесными изобретениями советской промышленности, 360-сантиметровая мотолодка из ПВХ показалась мне просто раем – удобным, комфортным и надежным.
После многолетних мучений с «Нырками» (отличное название для надувной лодки, не правда ли?), «Уфимками» и прочими чудесными изобретениями советской промышленности, 360-сантиметровая мотолодка из ПВХ показалась мне просто раем – удобным, комфортным и надежным.
После многолетних мучений с «Нырками» (отличное название для надувной лодки, не правда ли?), «Уфимками» и прочими чудесными изобретениями советской промышленности, 360-сантиметровая мотолодка из ПВХ показалась мне просто раем – удобным, комфортным и надежным.
Прошел год, и подходит к окончанию второй сезон использования Badger 360. Сейчас, когда первые впечатления немного улеглись, попробую более трезво взглянуть на достоинства и недостатки данной модели. Сразу оговорюсь, что почти вся информация, написанная ниже, собрана по итогам выездов на южное побережье Ладоги, т.к. в последнее время, на рыбалку, мы ездим только туда. Собственно, отсюда взялось и название этой статьи.
В октябре прошлого года, съездив в последний раз на рыбалку и завершив сезон 2005, с моим напарником мы стали задумываться о смене имеющегося на тот момент Tohatsu 2.5 на что-то более мощное. Трехчасовой “круиз” со скоростью 8-9 км/ч до мест ловли, в районе забытой Богом деревеньки (куда, кроме как по воде никак больше не добраться), трансформировался из романтического (на первых этапах) - в напрягающий.
А так как ездим почти всегда на выходные, с пятницы по воскресенье, то с учетом автомобильных пробок, на берег водоема добираемся только к 19-20 часам. До места – 30 км, то есть 3-3.5 часа ходу. И если в июне-июле, когда в Санкт-Петербурге стоит сезон “белых” ночей, и всё более-менее, то наступивший август, а потом и сентябрь с абсолютно непроницаемыми по черноте холодными ночами – снижал всё удовольствие от рыбалки до границы “плинтуса”.
А если в пути еще и дождь начнется – невольно начинают закрадываться мысли «и зачем я сюда вообще припёрся, лучше бы дома сейчас сидел»?
В общем, задушив в себе «жабу» (чему, кстати, реально помогли слухи о скором подорожании лодочных моторов), осенью мы приобрели мощного черного красавца – «Mercury 15M».
Зима прошла в нетерпеливых взглядах, постоянно бросаемых на стоящий в углу «Мерк» и вздохах, при просмотре летних рыболовных фотоальбомов с трофеями и ладожскими пейзажами на заднем фоне. А пока, за время межсезонья, мы самостоятельно разработали (спасибо конструкторскому гению напарника) и оборудовали наш пароход съемными колёсами, которые потом весьма пригодились на протяжении этого сезона.
Кстати, очень рекомендую! По стоимости выходит недорого, а плюсов огромное количество. Начиная с того, что спуск и подъем надувной лодки осуществляем путём перевозки (а не переноски), удобно ставить и снимать не такой уж и лёгкий мотор, да и для безопасности тоже неплохо, на ночь всегда выкатываем лодку прямо к палатке.
Сезон 2006 открыли на «победные», когда огромное число изголодавшихся по рыбалке питерцев, массово перемещается из душного города на просторы Ладоги – ведь ИДЁТ ЛАДОЖСКАЯ ПЛОТВА!
Рыбалку мы совместили с обкаткой нового подвесного мотора. Двигатель, кстати, очень порадовал надежной работой и достигнутой, после обкатки, скоростью: пустая лодка Badger 360(65 кг) + 2 члена экипажа (150 кг) + 25 кг бак с бензином + 35 кг «Мерк» (в сумме- 275 кг) – на ровном участке мы достигли скорости в 36 км/ч.
С полностью загруженным вещами носовым отсеком (дополнительно, порядка 80 кг) – мы достигли 34 км/ч на полном газу. Крейсерская скорость(70-75 % газа) без вещей – 30 км/ч. С вещами – 28 км/ч.
Выход на глиссер – порядка 2-3 секунд в обоих случаях.
Также, несмотря на опасения, никакого забрызгивания при движении, что иногда случается на других лодках, мы не наблюдали. Видимо, угол наклона транца, выбранный специалистами Баджера, оказался верным.
Новый двигатель повлек за собой ряд изменений в процессе эксплуатации лодки и выявил как достоинства, так и некоторые недостатки, часть из которых, на мой взгляд, весьма критична.
Стравливающий клапан.
Начнем с того, что после года эксплуатации, крышка этого клапана стала открываться сама по себе и выпускать воздух. Хотя, я должен отметить, что давление воздуха явно меньше положенных 250 mbar (накачать больше обычным ножным насосом – нереально). Приходилось при передвижениях прижимать крышку рюкзаком. Это неудобно и непонятно.
Транцевые брызгоотбойники.
Уж сколько раз твердили миру…
Неужели так дорого включить в конструкцию лодки два треугольника из ПВХ по углам транца?
Затраты – копеечные, а удобство - несомненное. Как обычно стоят лодки у берега? Правильно, носом в берег, кормой с мотором – в водоем. А теперь попробуйте так оставить лодку, когда в берег (а соответственно и в транец) бьет прибойная волна! Спустя некоторое время, гарантированно, в лодке будет немалое количество воды.
Ручки на корпусе.
В наличии две штуки сзади. Спасибо! А можно еще добавить две впереди? Вам клиенты потом спасибо скажут, честное слово!
Удорожание опять-таки копеечное, а удобства – море!
Как я уже писал выше, у нас стоят колёса, но для того, чтобы вывезти лодку на берег приходится одному члену экипажа браться за рым, а второму - толкать сзади. Тяжело и нерационально. Да и без колес, вчетвером тащить удобнее, чем корячиться вдвоем, уж поверьте. На мневовском “Каймане” передние ручки, кстати, есть. Повод задуматься… Ну и еще, раз уж заговорили о ручках (но это в порядке рекомендаций) – было бы очень удобно, если бы была ручка, за которую мог держаться водитель при движении лодки на глиссере. А то, чуть волна – всё, держаться особо не за что.
Приходится сидеть, вцепившись в леер или весло – не очень-то надёжно…
Сливной клапан.
На второй сезон, после частых передвижений по Ладоге на больших скоростях и в разную погоду, до меня дошло, почему его так «хают».
На самом деле, странноватая конструкция.
Ситуация: Ветер, 5 км от берега, короткая “злая” ладожская волна под метр. При грамотном управлении - лодка неплоха, справляется, но нет-нет, да пропустишь особо рьяную волну, перельет через борт. Вода потихоньку накапливается внутри лодки.
В принципе всё должно быть решаемо – открытый сливной клапан, глиссер в зависимости от ситуации либо по волне, либо вдоль волны – вода выливается. Это в теории.
На практике – ставишь на «нейтраль» или лучше вырубаешь движок, свисаешь за транец (и это в ту погоду, когда лучше вообще не отвлекаться от управления судном), и пытаешься рукой нащупать пробку сливного клапана.
С горем пополам, обязательно при этом, замочив рукав, вынимаешь затычку, даешь газ, выходишь на глиссирование, вода выливается. Всё прекрасно? Да не тут-то было!
Сбавляешь скорость, чтобы заткнуть клапан пробкой обратно и в этом время тебя догоняет твоя же волна, через этот самый клапан и транец заливая лодку вновь. Да… В общем, лучше вообще его не открывать. Правда, судя по картинкам на сайте, Баджер учёл этот недостаток, и в новых моделях лодок уже предлагает клапан новой конструкции, лишенный этих недостатков.
Если всё так, то молодцы, респект!
Банки (сиденья).
После передвижений на глиссере на небольших волнах Ладоги, у передней банки (куплена дополнительно) вылетели половина из удерживающих пластмассовые держатели, саморезов. Неприятно! Мы купили помощнее, ввернули – больше такой проблемы нет.
А корейским производителям лучше намекнуть, чтобы не экономили на столь копеечных вещах.
В целом, как видите, недостатков не так уж и много. Если сравнивать с лодками других производителей, то данная модель надувной лодки более вместительная, но менее скоростная. «Кайман», например, под таким же мотором идёт быстрее на 1-2 км/ч. Зато вещей в носовой отсек Баджера входит значительно больше, что является несомненным плюсом. С управляемостью (несмотря на отсутствие килеватости в корме) проблем нет – не хуже «Каймана».
Проблем со складывающимися на волнах полами, гнущимися стрингерами – тоже нет, хотя на глиссере по волнам мы прыгали не раз.
Эксплуатация лодки получилась у нас весьма жесткая, потертости материала есть, но некритичны. Со швами тоже проблем не возникало.
Если все подытожить, то в принципе, я доволен, но если устранить вышеописанные «гадости», то я буду доволен, еще более.
Пока писал этот текст, залез на сайт Баджера и увидел анонс новой серии лодок «Heavy Duty» – просто мечта ладожского рыбака. Высокий борт, всевозможные усиления, новые элементы конструкции – похоже, что это именно то, что “доктор прописал”. Если вес «парохода» будет не запредельный, то на них стоит обратить внимание всем тем, кто находится на этапе выбора.
Виталий, Санкт-Петербург, egorov@shipconstruction.ru