Приобретение надувной лодки из ПВХ было моей давней мечтой. И вот прошлой осенью где-то в середине октября в фирме Badger мною был приобретен лодочный набор. В него входил навигатор, и лодка Sport Line 370.
Почему именно такого размера, я для себя уяснил еще прошлой осенью, когда у меня в эксплуатации была лодка «Мнев 360»…
Почему именно такого размера, я для себя уяснил еще прошлой осенью, когда у меня в эксплуатации была лодка «Мнев 360»…
Почему именно такого размера, я для себя уяснил еще прошлой осенью, когда у меня в эксплуатации была лодка «Мнев 360»…
Это оказался оптимальный вариант, поскольку мог вместить 2 — 3-х человек со всеми рыболовными снастями. Почему Sport Line?
Мне изначально понравилась концепция зауженных в хвосте баллонов к воде. И вот лодка у меня стоит дома. Радости нет предела — наконец-то сбылась мечта!
Несколько раз собрав — разобрав свою надувную лодку, я понял все тонкости этого дела. Получил в результате 2 сумки (одна с лодкой, другая с жестким полом) и отдельно весла и стрингера, как и в магазине. Других вариантов сборки не было.
Разместились они соответственно: надувная лодка с полом в кладовке, а весла со стрингерами в заводских полиэтиленовых пакетах в платяном шкафу…, где и были мною благополучно забыты при очередном выезде на рыбалку.
Это было на первомайские праздники, мы выезжали на озеро Александровское. Была чудесная погода: +7 -+10 градусов. Периодически шел снег, и практически не переставая — мелкий моросящий дождь.
И вот на второй день мы решили, наконец, собрать свои лодки и пойти ловить рыбу — что мы и сделали. Надули лодку, собрали пол, и тут поняли, что чего-то не хватает.
А не хватало как раз весел и стрингеров, забытых в шкафу. Благо, наши друзья приезжали позже и привезли все недостающее. После той поездки я буквально сразу же переделал чехол для пола — отрезал у него лишнюю часть, поскольку пол надувной лодки болтался в нем и был очень неудобен для переноски и хранения. Из обрезков я сшил отдельный чехол для весел и стрингеров, в результате получилось три предмета, которые теперь я уже не забываю.
Но вернемся немного назад, к моменту первых испытаний. Они проходили на ноябрьских праздниках на озере Комсомольском. Это был заключительный выезд — однодневка (прощание с летом). Быстро собрав свою надувную лодку, и поставив на нее 15-ти сильный движок Selva под бравурный звон стаканов, мы спустили ее на воду.
В ходе проведения испытаний было выявлено следующее:
1. С надувной лодкой — я угадал!
2. На глиссер она выходит значительно быстрее и мягче, чем аналогичные лодки других производителей. Практически без перехода между режимами.
3. Скорость на глиссировании с одним человеком на борту составляет ~ 35 км/ч.
Но был выявлен ряд отрицательных свойств:
1. При движении задним ходом на средних оборотах, баллоны начинают зарываться в воду. Поэтому двигаться можно только на очень малом ходу, но это конструктивная особенность этой модели надувной лодки. При всем притом, вода начинает переливать через транец в лодку, так как отсутствуют брызговики, которые есть у других производителей.
2. При движении пассажирам и водителю практически не за что держаться. Держаться за леера не удобно, поскольку те стоят не жестко — провисают, а других мест нет.
3. Ноябрь — месяц достаточно прохладный. ПВХ и пластмассовые части лодки становятся жесткими, и как оказалось хрупкими — при попытке укрепить весло в держателе, последний, просто сломался. Это оказалось слабым местом у лодок данного производителя.
За зиму эти недостатки были устранены: леера подтянуты, брызговики приклеены, держатель, конечно, был отремонтирован по гарантии, но я понял, что с ним надо обращаться с особой аккуратностью.
Дальше был выезд на Муханниеми — полуостров в северной части Финского залива. Открытие охоты. Разумеется, не без плавсредств, иначе как же доставать подбитую дичь?
Использовался наш отечественный «супер» двигатель Салют 3М. Оказалось, что он вообще не встает на транец — струбцина не разжимается больше положенного.
С помощью отвертки была снята внешняя накладка на транец — и вот мы уже в море. Финский залив, как водится, богат прибрежными камнями как наполовину, так и полностью притопленными.
Подходы к берегу затруднены. Периодически садишься на камни, с которых бывает достаточно проблематично сойти. В результате, когда сдували лодку, обнаружили, что в местах, где жесткая палуба выпирает из ПВХ дна лодки, необходимы дополнительные усиления как под кильсоном, поскольку обточенные водой камни имеют достаточно острые края, которые сильно царапают и порой раздирают материал дна.
Позднее я приклеил в этих и нижних частях баллонов привальник по всей длине лодки. Лодка немного добавила в весе, но зато уменьшилась возможность ее порчи.
Июль. Ладога. Остров Кухка. Переход с места стоянки до места лова порядка 25 км.
Двигатель Selva 15. Приходилось идти по ладожским шхерам, периодически выезжая на большие водные просторы, по которым нагоняет волну. Пошел сильный дождь. Мало того, что вода переливается через борта от волны, так она еще и льет сверху.
Достаточно быстро наполнение водой лодки приняло, чисто психологически, устрашающий характер. Но у надувной лодки есть сливной клапан…
Я, честно говоря, даже не знал, что открыть его на ходу это такая сложность, пришлось остановиться, покачаться некоторое время на волнах, захлебываясь от воды сверху и снизу, открыть эту весьма неудобную пробку(!) и, только после этого продолжить движение.
Но это еще не все!
Через этот клапан оказывается вода, как уходит из лодки, так и поступает обратно, только более медленно, и чтобы закрыть крышку клапана пришлось совершать те же движения, что и в начале.
После того случая, я немножко модернизировал этот клапан. Я его просто перевернул!
Теперь он открывается изнутри легко и непринужденно и пробка не потеряется.
На Ладоге же я пришел к выводу, что на будущий год я обязательно себе поставлю съемный фальшборт на нос надувной лодки, как и у «Мнева», а так же откидные шасси на транец того же производителя. Поскольку появляется возможность вытаскивать из воды и перевозить надувную лодку с места на место одному, а это очень большое преимущество.
Если в течение часа на водоеме ничего не происходит, то быстро свернулся, погрузил лодку на багажник, или собрал ее, или перетащил ее на соседнее озеро.
Как вы понимаете, 60 с лишним килограмм погрузить на крышу автомобиля или перетащить метров 500, занятие не из легких, если не считать его практически не выполнимым.
Какая тут после этого рыбалка!
Облегчить задачу можно только с помощью надувной палубы, а ее производитель для размера моей надувной лодки не выпускает, объясняя это тем, что при данных размерах надувная палуба ухудшает ходовые качества данного судна.
Однако, я уверен, что такая надувная лодка будет иметь свое преимущество перед аналогичными других производителей своей разно плановостью. К тому же, не всегда нужны эти особые ходовые качества. Кто с этим сталкивался, тот меня поймет.
Когда собираешь лодку и хочешь ее промыть от песка и просушить, то приходится сдувать баллоны, разбирать пол, накачивать ее обратно. И все это, как правило, в цейтноте. Было бы неплохо иметь в наличии два варианта палубы: жесткий — для серьезных походов, air deсk — для всего остального.
Расскажу еще немного о том, какие усовершенствования были мною сделаны.
Для удобства, на банки надувной лодки мною были приклеены полосы изолона (как для туристического коврика). Они не дают скользить по скамейкам, с них никогда не слетишь при торможении. Тепло и мягко. В них, опять же, можно воткнуть крючок или блесну при смене — не потеряется и не воткнется в баллоны.
Потом, я долго не мог придумать, куда закрепить подставку для спиннинга. На сиденье — не удобно и в эксплуатации и в хранении. Поэтому, была сделана разборная конструкция из алюминиевой метровой трубы D 25 и двух крепежей в нижних частях банок у баллонов. Получился своеобразный жесткий релинг. На него и были укреплены держатели. И за него же, кстати, очень удобно держаться при движении.
Поскольку на данной модели надувной лодки не предусмотрены никакие кармашки для хранения мелочи и подсобных средств (якоря, троса, бутылки и.т.п. обычно катаются по палубе), на тот же алюминиевый релинг я сшил из «непромакашки» ПВХ небольшие сумки. Проблема была решена. И в лодке все под рукой, и удобно при перевозке.
От предлагаемых жестких рундуков я отказался. Занимают много места, а используются наполовину. Да и стоят не дешево.
Для снастей, мы с другом Константином, приобрели все в той же фирме Баджер рыболовные ящики Flambeau 8050. Очень удачное приобретение — все в него влезает, а сам он встает под скамейку, как «родной».
Была у меня еще одна мысль, но реализовал я ее несколько по — иному. Лодку, по закону, нужно регистрировать в ГИМС-е. Ей присваивается номер, который должен быть обозначен на бортах и хорошо читаем. Но как это сделать, нигде не написано. А инспектора ГИМС работают.
У нас уже был инцидент — отсутствовали номерные знаки. Их надо или рисовать или навешивать. Предлагаемые во «Мневе», мне не понравились. Крепятся они за леера и за привальники. За леера лодку перетаскиваешь и порой их можно просто оторвать.
Если рисовать, то чем? Маркер оставляет следы, когда лодка сложена, и отмыть их потом нет возможности. Краской?
Короче, я тогда подумал, почему бы изначально на бортах лодки не сделать прозрачных кармашков, в которые в последствии вставлять номера?
А сам вышел из положения по другому — вырезал из мм черной резины (продается на «Красном Треугольнике) цифры и приклеил. Достаточно хлопотно, но получилось красиво.
Ну вот, наверно это основное.
Итак, подытожим:
— По сборке — разборке надувная лодка удобна, не уступает аналогичным моделям от других производителей.
— Моя надувная лодка эксплуатировалась под подвесными моторами:
Selva 15, скорость на глиссере с одним человеком — 35 км/ч
Yamaha 5, скорость на глиссере с одним человеком — 20 км/ч
Салют 3 , на глиссер, конечно, не выходила, а так — 7-10 км/ч
Электромотор Minn Kota 30 на пятой скорости — 5 км/ч
— Ходкость, выход на глиссирование и курсовая устойчивость значительно лучше, чем у аналогов, но желательно конечно дополнительно огружать нос.
— Для удобства хранения и перевозки, желательно, иметь все же три сумки.
— Использование специального компрессора для накачивания надувной лодки, без сомнения, облегчает процесс.
Я же пользуюсь маленьким электрическим за 200 руб., для того, что бы создать объем, а потом «набиваю» лодку воздухом штатной помпой. В конструкции моей надувной лодки предусмотрен специальный стравливающий клапан. Так, что я думаю, что перекачать ее не возможно. И на солнце она не лопнет.
Что бы я добавил в конструкцию, так это мягкие ручки на задних внутренних частях баллонов, для переноски вдвоем (один — спереди, другой — сзади), карманы внутри лодки и для номерных знаков, сделал бы более эластичные крепления для весел, а также леера внутри носовой части.
Думаю, что в базовую комплектацию нужно добавить возможность приобретения надувной лодки, в том числе и с надувной палубой, а из дополнительных принадлежностей — откидные шасси, съемный фальшборт и внутренние релинги.
Оговорюсь — это чисто мое мнение, поскольку более-менее серьезных проблем с лодкой у меня не возникало.
Я вполне доволен своей надувной лодкой Badger Sport Line 370. Для меня она оказалась наилучшим вариантом из предлагаемых, в настоящее время на рынке.
И качество достойное и цена приемлемая. Сварные швы, стравливающий клапан, концевые части баллонов — их просто больше ни у кого нет. И нет такого, что хотелось бы переделать.