В очередной раз хочу поделиться своими впечатлениями от эксплуатации своей Selva 30 Е Antibes.
Эти заметки в основном, хотя и имеют скорее критический оттенок, но направлены в первую очередь на то, чтобы от людей, задавших вопрос: - «Какой у тебя лодочный мотор?» и услышав ответ «Selva», в ответ звучало не «А что это?», а «О-о-о!!!»…
Эти заметки в основном, хотя и имеют скорее критический оттенок, но направлены в первую очередь на то, чтобы от людей, задавших вопрос: - «Какой у тебя лодочный мотор?» и услышав ответ «Selva», в ответ звучало не «А что это?», а «О-о-о!!!»…
В очередной раз хочу поделиться своими впечатлениями от эксплуатации своей Selva 30 Е Antibes.
Эти заметки в основном, хотя и имеют скорее критический оттенок, но направлены в первую очередь на то, чтобы от людей, задавших вопрос: - «Какой у тебя лодочный мотор?» и услышав ответ «Selva», в ответ звучало не «А что это?», а «О-о-о!!!»…
Прежде всего, мне видится, что этот мотор предлагается как весьма недурная альтернатива, уже набившим всем оскомину, «Вихрям», «Нептунам» и т.п. Тем более, что он был приобретен мною в условиях специального предложения по вполне приемлемой цене!
А коли так, то по всей вероятности, производителю необходимо подходить к проектированию и выпуску моторов для Российского рынка с максимальным учетом всех наших, не дающих скучать, «национальных особенностей»! Кстати, многие «забугорные» производители автомобилей так и поступают и весьма успешно продают свою продукцию.
А особенности эти таковы:
- Отсутствие сервисных центров в провинции. Насколько мне известно, такой центр имеется только в Питере. Попытка отыскать центр или представительство в Москве не увенчалась успехом. Исходя из этого, вопрос о месте текущего обслуживания моторов на остальном пространстве нашей Родины решается в пользу местной лодочной пристани или гаража.
В каталогах «Badger» моторы средней мощности представлены только на надувных судах, но в «глубинке» этот вид транспорта пока еще рассматривается скорее как экзотика и игрушка, и выходить на нем на рыбалку или в более- менее длительное путешествие желающих не очень много. С учетом этого, было бы неплохо более адаптировать мотор к эксплуатации на лодках жесткой конструкции.
И адаптация эта, на мой взгляд, должна учитывать вот какие проблемы.
- Мотор нельзя оставлять на лодке!
Попытку хранить лодку, даже на охраняемой пристани, с установленным мотором, у нас в Воронеже (а я думаю и не только) можно приравнять к глупости или все же скорее к безумию. За сезон с пристани угоняют 3-4 лодки, а с мотором умыкнут в первую очередь и даже «спасибо» не скажут.
Да, имеются у нас хорошо оборудованные стоянки с надежной охраной, где можно позволить себе такую роскошь, но из эксплуатируемых у нас в городе судов ими пользуется 2-3%, и суденышки на них несколько другого класса, да и моторы тоже. Ну и удовольствие это - не из дешевых.
Про эллинги вообще говорить смешно. Так что такие стоянки – это прерогатива Москвы и Питера, где подход к этим проблемам несколько отличается от нашего.
Я пробовал оставлять мотор и пользоваться трейлером, но там свои проблемы, может быть даже еще большие.
Поэтому мне каждый раз приходиться ставить и снимать мотор, минимум минут по 40. Хорошо, если ещё это делать вдвоем, а когда один, периодически вырываются нелитературные выражения. Рукоятка для переноски мотора в передней части не предусмотрена - держись, за что хочешь. При этом рискуешь получить по пальцам, что уже не раз происходило и моторчик пару раз «нырял», хорошо хоть без последствий. Опять же необходимость каждый раз присоединять и отсоединять предусмотренное рулевое управление - удовольствие более чем сомнительного свойства.
Соединение должно быть БЫСТРО и ЛЕГКО съёмным и с возможностью подключать уже имеющееся на большинстве лодок отечественное управление!
Себе и своим друзьям я такое изготовил. Думаю, что это под силу и заводу изготовителю.
Румпель для ручного управления лодочным мотором с электростартером должен входить в стандартную комплектацию. Пусть будет стоить немного дороже, но зато даст возможность легко устанавливать и эксплуатировать мотор на лодках не оборудованных ДУ. Кстати, для такого случая неплохо бы предусмотреть дублирующую стартерную кнопку непосредственно на двигателе.
Я уже обращал внимание в предыдущих заметках на то, что неудобно подсоединять электрический кабель от пульта ДУ. Для этого каждый раз приходиться снимать капот. И крепление этого кабеля к мотору выглядит каким-то странным, скорее можно говорить о его отсутствии. Хотелось бы видеть его снаружи двигателя и с надежным креплением. Опять же, я себе такое уже сделал.
Это же касается и приспособлений для крепления к двигателю тросов управления реверсом и газом. Да они простые, но каждый раз, при установке, трос приходиться перегибать и прямо-таки впихивать в крепление. Пластмассовые втулки на тросах после этого выглядят весьма непрезентабельно.
Пришлось самому дорабатывать и этот узел. Сейчас у меня все делается одним щелчком. Новые замки установил на штатные места крепления. Получилось, на мой взгляд, весьма недурно. Благо имеется возможность изготовить все эти узлы в заводских условиях.
Не совсем удобно, на мой взгляд, пользоваться разъемом при подключении топливного шланга и по месту его расположения и по причине не совсем удачного размера и конструкции подвижной втулки. Она маленькая и скользкая. Мокрыми руками операция по соединению-разъединению всегда вызывает затруднения. Напрашиваются или буртики по концам втулки или хотя бы более рельефная накатка.
Кстати, наши отечественные разъемы такой конструкции (применяются на ракетной технике) гораздо удобнее.
Согласитесь, что «посаженный» аккумулятор, который не может провернуть стартер - это не такая уж большая редкость и отнести этот случай к разряду аварийных будет не совсем корректно, тем более, что имеется возможность ручного запуска. Но, дальше начинаются эти самые «НО».
Для того, чтобы завести мотор вручную необходимо снять капот, повернув рычаг замка. Но, чтобы его повернуть, необходимо отсоединить штуцер топливопровода. Отсоединяем, поворачиваем, снимаем, присоединяем, заводим и срочно двигаемся в гавань для последующего ремонта (как сказано в инструкции), поскольку капот, при заведенном двигателе поставить на место не представляется возможным, а эксплуатировать мотор без капота нельзя. Получается, мотор-то исправен, но эксплуатировать его нельзя!? На моделях других производителей эта проблема как-то не возникает.
И еще. 95-й бензин, это конечно здорово, но, учитывая качество того «буторенного» топлива, которое продают у нас на заправках, многие мои знакомые, следуя советам, полученным, кстати, от самих продавцов бензина, перевели свой автотранспорт на 92-й и как ни странно, двигатель–то работает лучше. Может быть, имеет смысл сделать мотор под 92-й, тем более, что «японцы», если не ошибаюсь «кушают» его, как говорится, за милую душу.
Ну а теперь о тех неисправностях, с которыми я столкнулся, за два сезона эксплуатации. Как-то раз подвело реле стартера. Поворачиваю ключ, а в ответ тишина. Интересно было видеть в этот момент лицо моего друга. Мы были довольно далеко от дома, а он видимо еще очень хорошо помнил наши поездки под «Вихрем», когда из трех поездок одна, как правило, оканчивалась на веслах…
У кого имеется «Прогресс», тот представляет, что такое часика 3-4 на нем под веслами, да еще, если против ветра. Наотдыхаешся!
Кстати, за два сезона эксплуатации Selva, такого с нами, слава Богу, не было. Хотя избавиться от этой фобии, вызванной долгим общением с «Вихрями» пока совсем не удается.
Справиться с неисправностью удалось довольно легко - просто перемкнул контакты, благо длительное общение с продукцией отечественного автопрома привило мне навыки подобного рода.
В реле, почему-то постоянно попадала влага и, внутри окислилось все, что только можно. Но ведь эта техника предназначена для эксплуатации на воде!? Пришлось самому, по причине отсутствия вблизи сервисного центра, снимать и разбирать это реле. Отправлять в Питер - очень не хотелось. На все про все ушло бы не меньше месяца.
Конструкция, на первый взгляд, неразборная, но если заклепки заменить винтами, то это препятствие преодолимо. Крышку потом желательно ставить на герметик. Но, ни в коем случае не на такой, в котором в качестве растворителя применяется уксусная кислота, а то все разъест.
Когда заглянул во внутрь, то был весьма удивлен. Мало того, что все окислилось, так еще второй вывод катушки, который соединяет её с массой, был не прикручен, не припаян, а просто ПРИЖАТ! к корпусу реле, т.е. якобы соединен с массой. Такого вида электрических соединений в приборах подобного рода видеть еще не приходилось. По видимому, это какое-то секретное итальянское «ноу-хау». Пришлось проводок припаять. Кстати, все это произошло еще до того, как мотор побывал на воде.
Отвалилась развальцовка «пятаков» обоих струбцин. Пришлось нарезать в струбцинах резьбу и поставить «пятаки» на винты.
Один раз, ни с того ни с сего, «накрылся» тахометр. Причину так и не выяснил. Просто поменяли по гарантии.
Еще одна неприятная штучка образовалась на второй год эксплуатации – повелся капот и теперь посадить его на уплотнение и закрыть на защелки довольно тяжело. Чем это вызвано ответить не могу, вроде запредельных температур у нас не наблюдалось.
Затруднен запуск холодного двигателя. Так было с самого начала. Для запуска приходиться одной рукой удерживать во включенном состоянии тумблер привода воздушной заслонки, а второй поворачивать ключ стартера. Несколько раз. А заводиться, почему-то предпочитает, как правило, на одном цилиндре. Но правда, второй подключается довольно оперативно.
Менял свечи, но пока все по-прежнему.
Ну, и работает мой лодочный мотор несколько шумнее, и менее ровно на холостом ходу, нежели аналогичные по классу «японцы» Ну а в целом, своим мотором я доволен, поскольку, по большому счету, все эти проблемы больших хлопот не доставляют и, как говорится: «Для настоящего моряка – это пыль!».
Эти заметки в основном, хотя и имеют скорее критический оттенок, но направлены в первую очередь на то, чтобы от людей, задавших вопрос: - «Какой у тебя лодочный мотор?» и услышав ответ «Selva», в ответ звучало не «А что это?», а «О-о-о!!!»…
Прежде всего, мне видится, что этот мотор предлагается как весьма недурная альтернатива, уже набившим всем оскомину, «Вихрям», «Нептунам» и т.п. Тем более, что он был приобретен мною в условиях специального предложения по вполне приемлемой цене!
А коли так, то по всей вероятности, производителю необходимо подходить к проектированию и выпуску моторов для Российского рынка с максимальным учетом всех наших, не дающих скучать, «национальных особенностей»! Кстати, многие «забугорные» производители автомобилей так и поступают и весьма успешно продают свою продукцию.
А особенности эти таковы:
- Отсутствие сервисных центров в провинции. Насколько мне известно, такой центр имеется только в Питере. Попытка отыскать центр или представительство в Москве не увенчалась успехом. Исходя из этого, вопрос о месте текущего обслуживания моторов на остальном пространстве нашей Родины решается в пользу местной лодочной пристани или гаража.
В каталогах «Badger» моторы средней мощности представлены только на надувных судах, но в «глубинке» этот вид транспорта пока еще рассматривается скорее как экзотика и игрушка, и выходить на нем на рыбалку или в более- менее длительное путешествие желающих не очень много. С учетом этого, было бы неплохо более адаптировать мотор к эксплуатации на лодках жесткой конструкции.
И адаптация эта, на мой взгляд, должна учитывать вот какие проблемы.
- Мотор нельзя оставлять на лодке!
Попытку хранить лодку, даже на охраняемой пристани, с установленным мотором, у нас в Воронеже (а я думаю и не только) можно приравнять к глупости или все же скорее к безумию. За сезон с пристани угоняют 3-4 лодки, а с мотором умыкнут в первую очередь и даже «спасибо» не скажут.
Да, имеются у нас хорошо оборудованные стоянки с надежной охраной, где можно позволить себе такую роскошь, но из эксплуатируемых у нас в городе судов ими пользуется 2-3%, и суденышки на них несколько другого класса, да и моторы тоже. Ну и удовольствие это - не из дешевых.
Про эллинги вообще говорить смешно. Так что такие стоянки – это прерогатива Москвы и Питера, где подход к этим проблемам несколько отличается от нашего.
Я пробовал оставлять мотор и пользоваться трейлером, но там свои проблемы, может быть даже еще большие.
Поэтому мне каждый раз приходиться ставить и снимать мотор, минимум минут по 40. Хорошо, если ещё это делать вдвоем, а когда один, периодически вырываются нелитературные выражения. Рукоятка для переноски мотора в передней части не предусмотрена - держись, за что хочешь. При этом рискуешь получить по пальцам, что уже не раз происходило и моторчик пару раз «нырял», хорошо хоть без последствий. Опять же необходимость каждый раз присоединять и отсоединять предусмотренное рулевое управление - удовольствие более чем сомнительного свойства.
Соединение должно быть БЫСТРО и ЛЕГКО съёмным и с возможностью подключать уже имеющееся на большинстве лодок отечественное управление!
Себе и своим друзьям я такое изготовил. Думаю, что это под силу и заводу изготовителю.
Румпель для ручного управления лодочным мотором с электростартером должен входить в стандартную комплектацию. Пусть будет стоить немного дороже, но зато даст возможность легко устанавливать и эксплуатировать мотор на лодках не оборудованных ДУ. Кстати, для такого случая неплохо бы предусмотреть дублирующую стартерную кнопку непосредственно на двигателе.
Я уже обращал внимание в предыдущих заметках на то, что неудобно подсоединять электрический кабель от пульта ДУ. Для этого каждый раз приходиться снимать капот. И крепление этого кабеля к мотору выглядит каким-то странным, скорее можно говорить о его отсутствии. Хотелось бы видеть его снаружи двигателя и с надежным креплением. Опять же, я себе такое уже сделал.
Это же касается и приспособлений для крепления к двигателю тросов управления реверсом и газом. Да они простые, но каждый раз, при установке, трос приходиться перегибать и прямо-таки впихивать в крепление. Пластмассовые втулки на тросах после этого выглядят весьма непрезентабельно.
Пришлось самому дорабатывать и этот узел. Сейчас у меня все делается одним щелчком. Новые замки установил на штатные места крепления. Получилось, на мой взгляд, весьма недурно. Благо имеется возможность изготовить все эти узлы в заводских условиях.
Кстати, наши отечественные разъемы такой конструкции (применяются на ракетной технике) гораздо удобнее.
Согласитесь, что «посаженный» аккумулятор, который не может провернуть стартер - это не такая уж большая редкость и отнести этот случай к разряду аварийных будет не совсем корректно, тем более, что имеется возможность ручного запуска. Но, дальше начинаются эти самые «НО».
Для того, чтобы завести мотор вручную необходимо снять капот, повернув рычаг замка. Но, чтобы его повернуть, необходимо отсоединить штуцер топливопровода. Отсоединяем, поворачиваем, снимаем, присоединяем, заводим и срочно двигаемся в гавань для последующего ремонта (как сказано в инструкции), поскольку капот, при заведенном двигателе поставить на место не представляется возможным, а эксплуатировать мотор без капота нельзя. Получается, мотор-то исправен, но эксплуатировать его нельзя!? На моделях других производителей эта проблема как-то не возникает.
И еще. 95-й бензин, это конечно здорово, но, учитывая качество того «буторенного» топлива, которое продают у нас на заправках, многие мои знакомые, следуя советам, полученным, кстати, от самих продавцов бензина, перевели свой автотранспорт на 92-й и как ни странно, двигатель–то работает лучше. Может быть, имеет смысл сделать мотор под 92-й, тем более, что «японцы», если не ошибаюсь «кушают» его, как говорится, за милую душу.
Ну а теперь о тех неисправностях, с которыми я столкнулся, за два сезона эксплуатации. Как-то раз подвело реле стартера. Поворачиваю ключ, а в ответ тишина. Интересно было видеть в этот момент лицо моего друга. Мы были довольно далеко от дома, а он видимо еще очень хорошо помнил наши поездки под «Вихрем», когда из трех поездок одна, как правило, оканчивалась на веслах…
У кого имеется «Прогресс», тот представляет, что такое часика 3-4 на нем под веслами, да еще, если против ветра. Наотдыхаешся!
Кстати, за два сезона эксплуатации Selva, такого с нами, слава Богу, не было. Хотя избавиться от этой фобии, вызванной долгим общением с «Вихрями» пока совсем не удается.
Справиться с неисправностью удалось довольно легко - просто перемкнул контакты, благо длительное общение с продукцией отечественного автопрома привило мне навыки подобного рода.
В реле, почему-то постоянно попадала влага и, внутри окислилось все, что только можно. Но ведь эта техника предназначена для эксплуатации на воде!? Пришлось самому, по причине отсутствия вблизи сервисного центра, снимать и разбирать это реле. Отправлять в Питер - очень не хотелось. На все про все ушло бы не меньше месяца.
Конструкция, на первый взгляд, неразборная, но если заклепки заменить винтами, то это препятствие преодолимо. Крышку потом желательно ставить на герметик. Но, ни в коем случае не на такой, в котором в качестве растворителя применяется уксусная кислота, а то все разъест.
Когда заглянул во внутрь, то был весьма удивлен. Мало того, что все окислилось, так еще второй вывод катушки, который соединяет её с массой, был не прикручен, не припаян, а просто ПРИЖАТ! к корпусу реле, т.е. якобы соединен с массой. Такого вида электрических соединений в приборах подобного рода видеть еще не приходилось. По видимому, это какое-то секретное итальянское «ноу-хау». Пришлось проводок припаять. Кстати, все это произошло еще до того, как мотор побывал на воде.
Отвалилась развальцовка «пятаков» обоих струбцин. Пришлось нарезать в струбцинах резьбу и поставить «пятаки» на винты.
Один раз, ни с того ни с сего, «накрылся» тахометр. Причину так и не выяснил. Просто поменяли по гарантии.
Еще одна неприятная штучка образовалась на второй год эксплуатации – повелся капот и теперь посадить его на уплотнение и закрыть на защелки довольно тяжело. Чем это вызвано ответить не могу, вроде запредельных температур у нас не наблюдалось.
Затруднен запуск холодного двигателя. Так было с самого начала. Для запуска приходиться одной рукой удерживать во включенном состоянии тумблер привода воздушной заслонки, а второй поворачивать ключ стартера. Несколько раз. А заводиться, почему-то предпочитает, как правило, на одном цилиндре. Но правда, второй подключается довольно оперативно.
Менял свечи, но пока все по-прежнему.
Ну, и работает мой лодочный мотор несколько шумнее, и менее ровно на холостом ходу, нежели аналогичные по классу «японцы» Ну а в целом, своим мотором я доволен, поскольку, по большому счету, все эти проблемы больших хлопот не доставляют и, как говорится: «Для настоящего моряка – это пыль!».
Александр, владелец лодочного мотора Selva 30E,
Воронеж, lisenkoalex@mail.ru
Воронеж, lisenkoalex@mail.ru